Классификация якорно-швартовных устройств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от назначения и расположения тягового органа различают такие виды якорно-швартовных устройств:

1. брашпили;

2. якорно-швартовные лебедки;

3. шпили;

4. швартовные лебедки.

 

Рабочий механизм якорно-швартовных устройств

В соответствии с Правилами Регистра, каждое судно должно иметь якорное устрой

ство, рабочий механизм которого состоит из 4-х узлов:

1. редуктора;

2. тормозных средств;

3. основного и вспомогательного грузовых барабанов;

4. муфт переключений;

В качестве редукторов применяются двух-трехступенчатые цилиндрические или червячные редукторы с передаточным отно­шением i = 180…250 при значении КПД = 0,75…0,85.

В качестве тормозных устройств применяют дисковые фрикционные тормоза, пристроенные непосредственно к электродвигателю, и ленточные тормоза, охватывающие тормозной шкив каждого основного ( якорного ) барабана.

 Основной ( якорный ) барабан предназначен для перемещения якоря, вспомога-

тельный ( швартовный ) – для перемещения швартовных канатов.

Муфты переключения предназначены для обеспечения механической связи между

якорными барабанами и остальной частью электропривода ЯШУ.

Если муфта выключена ( находится в положении «Разобщено» ), то якорные бараба

ны и привод брашпиля разобщены, Поэтому при включении электродвигателя ЯШУ вра-

щаются только швартовные барабаны.

Во включенном состоянии муфты якорные барабаны механически сообщаются с приводом брашпиля, поэтому при включении электродвигателя швартовные и якорные барабаны вращаются одновременно.

       В качестве муфт переключения используются кулачковые с ручным переключени-

ем ( см. ниже ).

Основной ( якорный ) барабан предназначен для перемещения якорей, вспомога-

тельный ( швартовный ) – для перемещения швартовных канатов.

           

       4. Устройство ЯШУ

Брашпили

Брашпили имеют горизонтальное расположение ра­бочей оси и располагаются пол-

ностью на палубе полубака.

Брашпиль состоит из двигателя, редуктора и размешенных на грузовом валу цеп-

ных звез­дочек и швартовных турачек ( рис. 12.1 ). Звездочки сидят на валу свободно, могут соединяться с ним посредством специальных кулачковых муфт.

Турачки имеют жесткую связь с грузовым валом. Каждая звездочка имеет ленточ-

ный тормоз с винтовым приводом.

Брашпиль обеспечивает раз­дельную работу звездочек левого и правого борта. Отдача якоря про­изводится под действием его собственной массы. Скорость регу

лируется ленточным тормозом.

Современные брашпили имеют гидравлические устройства дистанционного управ

ления ленточным стопором, что позво­ляет отдавать якорь непосредственно из рулевой рубки. При этом со­храняется контроль за длиной вытравленной цепи.

Выбирание якоря производится электроприводом с местного поста управления. Возможен одновременный подъем двух якорей с половинной глубины залегания якорей

( для судов водоизмещением до 10 000 т эта половинная глубина равна 100 м ).

 

Рис. 12.1. Общий вид якорно-швартовного брашпиля:

1 - электродвигатель; 2 - привод тормоза звездочки; 3 - привод кулачковой муфты; 4 - редуктор; 5 – фундаментная рама; 6 - турачки; 7 – подшипниковые щиты грузового вала; 8 – цепные звездочки

 

На крупнотоннажных судах применяются якорные механизмы с од­ной цепной зве-

здочкой на горизонтальном рабочем валу. Их называют полубрашпилями. Каждый полу-

брашпиль имеет свой электропривод, что значительно упрощает технологию съемки с двух якорей и облегча­ет режим работы двигателя.

 

Якорно-швартовные лебедки

Якорно-швартовные лебедки представ­ляют собой комбинированный механизм с общим электроприводом, из­бирательно работающим или на якорную звездочку, или на швартов­ный барабан ( рис. 12.2 )..

В некоторых случаях, учитывая технологию комплектации, такие устройства назы-

вают швартовными лебедками с якорной приставкой.

Лебедка имеет устройство измерения натяжения и может работать при удержании судна на швартовах в автоматическом режи­ме.

 

Рис. 12.2. Автоматическая швартовная лебедка с якорной приставкой:

1 - редуктор лебедки; 2 - грузовой барабан; 3 - ленточный тормоз; 4 – редуктор

привода якорной звездочки; 5 - якорная звездочка; 6 - ленточный тормоз звездо

чки; 7 - швартов­ный турачек; 8 - привод расцепления якорной звездочки; 9 - элек

тродвигатель; 10 - пере­ключатель редуктора для работы на барабан или турачек;

11- командо-аппарат измери­теля натяжения; 12 - муфта ускоренного хода; 13 - аппарат контроля предельной длины вытравленного каната

 

Шпили

Шпили имеют вертикальное расположение грузовой оси ( рис. 12.3 ). Основная часть редуктора и электропривод располагаются под па­лубой, что обеспечивает лучшую защищенность оборудования и удобст­во обслуживания.

Шпили выполняются или якорно-швартовными, имеющими якорную звездочку и швартовный барабан, или чисто швар­товными. В механизме наиболее употребителен червячный редуктор.

Рис. 12.3. Якорно-швартовный шпиль:

1 – скоба-отбойник; 2 – кулачковая муфта; 3 – турачек; 4 – пустотелый вал; 5 –

- маховик включения звездочки; 6 – зубчатая муфта; 7 – палубный стакан; 8 –

- цепная звездочка; 9 – ленточный тормоз; 10 – кнопка управления ленточным тормозом; 11 – маховик; 12 – электродвигатель; 13 – червячная передача

 

Швартовные лебедки

Швартовные лебедки предназначены в основном для швартовных операций. Ба-

рабан лебедки одновременно обеспечивает хранение швартовного каната. Электропривод лебедки может рабо­тать в режиме ручного, дистанционного или автоматического управле­ния.

 

       5. Количественные характеристики ЯШУ

Число якорей зависит от водоизмещения судна и составляет 2..3. При этом на судах

неограниченного района плавания якорей – 3, один из которых – запасной.

Масса якорей зависит от водоизмещения судна : на судах водоизмещением 250…

…400 Т масса одного якоря составляет 300 кг, водоизмещением 70 000…100 000 Т –

11 000 кг.

Суммарная длина обеих якорных цепей зависит от водоизмещения судна и состав

ляет 110…770 м; например, для судна водоизмещением 2 000 т суммарная длина составля

ет 412,5 м, для судна с водоизмещением 20 000 т - 550 м;

Якорная цепь состоит из отдельных смычек длиной 25….27,5 м каждая. Смычкой

называется участок якорной цепи, состоящий из последовательно соединенных звеньев.

       В пределах каждой смычки звенья выполнены неразъемными.

           

       6. Виды управления ЯШУ

На транспортных судах, занятых перевозкой грузов, применяются якорно-швартов

ные устройства при сравнительно ограниченном уровне автоматизации.

Основным является ручное местное или дистанционное управление. Вместе с тем все чаще используются системы автоматиче­ского регулирования натяжения швартовных канатов, дистанционная отдача якоря.

В современном судостроении фирмы-поставщики оборудования име­ют нормализо-

ванные ряды полностью укомплектованных якорно-швартовных механизмов, удовлетво-

ряющих условиям эксплуатации на судах и требованиям классификационных обществ.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 644.