Бесконтактная схема управления электроприводом насоса на логических элементах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На рис. 11.15 изображены две схемы управления электроприводом насоса: на контактных ( рис. 11.15, а ) и бесконтактных ( рис. 11.15, б ) элементах.

 

Рис. 11.15. Контактная ( а ) и бесконтактная ( б ) схемы пуска электродвигателя насоса

 

В контактной схеме ( рис. 11.15, а ) для пуска насоса нажимают кнопку SB1 «Пуск»

Контакт кнопки замыкается, и через него образуется цепь тока катушки линейного контак

тора КМ:

средний линейный провод – замкнутый контакт кнопки SB2 «Стоп», замкнувшийся при нажатии контакт кнопки SB1 «Пуск» - катушка контактора КМ – замкнутый контакт

теплового реле КК – правый линейный провод.

       Контактор КМ включается и замыкает 4 контакта – 3 главных в цепи обмотки стато

ра двигателя М, вследствие чего происходит пуск двигателя в ход, и один вспомогатель-

ный, включенный параллельно кнопке SB1 «Пуск», после чего эту кнопку можно отпу-

стить

       Теперь ток катушки КМ будет протекать не через контакт кнопки SB1 «Пуск» ( он разомкнут ), а через вспомогательный контакт КМ ( самоблокирока ).

       Для остановки двигателя нажимают кнопку SB2 «Стоп», ее контакт размыкается, обесточивая катушку КМ. Контактор КМ отключается и все его 4 контакта размыкаются.

Размыкание главных контактов приводит к отключению двигателя от сети, а размыкание вспомогательного нарушает цепь тока катушки КМ во втором месте ( первое – разомкну-

тый контакт кнопки SB2 «Стоп».

       ёПоэтому, если отпустить кнопку SB2 «Стоп», ее контакт замкнется, но останется разомкнутым вспомогательный контакт КМ, т.е. после замыкания контакта кнопки SB2

двигатель не включится.

       При перегрузке двигателя срабатывает тепловое реле КК, которое размыкает свой контакт КК в цепи катушки КМ, контактор КМ отключается, двигатель останавливается.

Тепловые реле на судах, как правило, имеют ручной возврат. Поэтому после отклю

чения двигателя, для его повторного пуска надо сначала открыть крышку магнитного пу-

скателя и нажать кнопку ручного возврата теплового реле. Контакт КК реле в цепи катуш

ки КМ замкнется, после чего можно нажать кнопку SB1 «Пуск».

       Время самовозврата контакта теплового реле серии ТРТ не превышает 180 с ( 3 мин ), а необходимый перерыв для ручного возврата – 60 с ( 1 мин ).

К основным элементам бесконтактной схемы относятся:

1. кнопка SB1 «Пуск»;

2. кнопка SB2 «Стоп»;

3. размыкающий контакт теплового реле КК;

4. линейный контактор КМ;

5. логические элементы DD1, DD2 «ИЛИ-НЕ», образующие симметричный

триггер;

6. логический элемент DD3 «И-НЕ»;

7. усилитель DA, реализующий логическую функцию «Повторение» ( «ДА» ).

 

Исходное состояние схемы

После подачи питания на логические элементы на их входах и выходах устанавли-

ваются такие сигналы:

1. элемент DD1: на верхнем входе – «0», т.к. разомкнуты контакты кнопки SB1;

на нижнем входе – «0», т.к. в исходном состоянии на выходе DD2 – «0» ( контактор КМ

отключен ). Поскольку на обоих входах DD1 – нули, на выходе – «1», поступающая на верхний вход DD2;

2. элемент DD3 – на верхнем входе – «1», т.к. контакт SB2 замкнут; на нижнем

входе – «1», т.к. контакт КК замкнут. Поскольку на обоих входах DD1 – единицы, на выходе – «0», поступающий на нижний вход DD2;

3. элемент DD2: на верхнем входе – «1» с выхода DD1, на нижнем – «0» с выхода

DD3, поэтому на выходе DD3 – «0», поступающий: а ) на вход усилителя DA, на выходе DA – «0», поэтому контактор КМ отключён; б ) на нижний вход DD1.

Таким образом, в исходном состоянии контактор КМ отключён.

 

Работа схемы

           

Пуск двигателя

При нажатии кнопки SB1 «Пуск» на верхний вход DD1 поступает «1», на выходе

DD1 – «0». Теперь на обоих входах DD2 – нули, поэтому на выходе DD1 – «1», которая :

а ) через усилитель DA поступает на катушку контактора КМ, последний включает

ся;

 б ) поступает на нижний вход DD1.

Таким образом, пока кнопка SB1 не отпущена, на обоих входах DD1 – единицы, после чего кнопку SB1 можно отпустить. С этого момента на верхнем входе DD1 – «0», но на нижнем сохраняется «1», удерживающая на выходе DD1 нуль.

Остановка двигателя

Для остановки двигателя нажимают кнопку SB2 «Стоп».

На верхнем входе DD3 – «0», на нижнем – «1», т.к. контакт КК замкнут. Поэтому

на выходе DD3 -  «1», поступающая на нижний вход DD2. На выходе DD2 – «0», который поступает:

а ) через усилитель DA на катушку контактора КМ, последний отключается;

б ) на нижний вход DD1.

Поскольку на верхнем входе DD1 – также «0» , на выходе DD1 – «1». Эта единица

поступает на верхний вход DD2, на нижнем входе – «1» с выхода DD3.

Только после появления «1» на верхнем входе DD2 кнопку SB2 «Стоп» можно от-

пустить. На выходе DD3 восстановится «0», , вновь поступающий на нижний вход DD2, но на верхнем входе DD2 – «1» с выхода DD1. Поэтому на выходе DD2 – «0».

При размыкании контакта КК теплового реле схема работает так же, как при нажа-

тии кнопки SB2 «Стоп».

Дата: 2019-02-02, просмотров: 551.