Основные сведения
Осушительные насосы предназначены для удаления воды, стекающей в осушитель
ные колодцы машинного отделения с деки – металлической палубы, расположенной выше второго дна.
Вода на деку попадает в результате конденсации нагретого воздуха машинного от-
деления при его соприкосновении с холодными бортами, а также в результате утечек забортной и пресной воды из трубопроводов различных судовых систем – балластной, охлаждения главного и вспомогательных двигателей и т.п.
Таким образом, осушительные колодцы не дают стекающей на деку воде свободно
перемещаться по деке и вызывать опасный крен судна.
В машинном отделении любого судна таких колодцев – 4, по 2 в носу и корме. Такое расположение обеспечивает накопление воды в колодцах при любом положении корпуса судна, например, при крене на любой из бортов или дифференте ( наклоне ) на нос или на корму.
Рис. 11.5. Принципиальная схема автоматического управления электроприводом осушительного насоса
Элементы схемы
В силовой части схемы показаны:
1. А, В, С – питающие провода;
2. КМ – главные контакты линейного контактора КМ;
3. КК – нагревательные элементы теплового реле, предназначенного для защиты электродвигателя насоса от токов перегрузки;
4. М – асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
В схеме управления показаны:
1. переключатель видов управления SA, имеет 2 контакта и может занимать одно из
3-х положений: «выключено» ( как на схеме ), при котором работа насоса невозможна;
«ручное управление», при котором оба контакта переключаются в верхнее положение; «автоматическое управление», оба контакта переключаются в нижнее положение;
2. кнопки SB1 и SB2 «Пуск», для ручного пуска насоса с двух постов ( один пост
рядом с насосом в машинном отделении, второй – в коридоре вне шахты машинного отделения – используется для пуска, если нельзя попасть в машинное отделение, напри
мер, при пожаре );
3. кнопка SB3 «Стоп» в машинном отделении для остановки насоса;
4. SL1, SL2 – контакты реле уровня воды в колодцах; замыкаются при повышении уровня воды в колодце;
5. YV1, YV2 – катушки электромагнитных клапанов на всасывании из колодца ЛБ и ПБ;
6. YV3 – катушка электромагнитного клапана на сливе;
7. SP – контакты реле давления; при нормальном давлении воды на сливе разомкнуты,
при понижении давления до минимально допустимого замыкаются;
8. TV – понижающий трансформатор, для питания катушки сливного клапана YV3;
9. UZ – выпрямительный мостик, для получения постоянного тока катушки YV3;
10. KV – промежуточное реле для сигнализации о том, что насос работает и для включения реле времени КТ1;
11. КТ1 – реле времени с таймером, выдержка времени – 50 мин, для сигнализации о том, что насос работает дольше 50 мин;
12. КТ2 - реле времени с таймером, выдержка времени – 5-8 с, для сигнализации об
отключении насоса тепловым реле КК или о недопустимом снижении давления воды на сливе;
13. КТ3, КТ4 – реле времени с таймером, выдержка времени – 6-8 с, для исключения
ложных включений насоса при кратковременном повышении воды в колодцах, напри
мер, при качке;
14. FU – предохранители, для защиты цепей управления от токов короткого замыкания.
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе:
1. устанавливают переключатель видов управления SA в положение «ручное» или
«автоматическое»;
2. включают на распределительном щите автоматический выключатель ( на схеме не
показан ), при этом на линейных проводах А, В, С появляется напряжение 380 В.
Это напряжение с линейных проводов В и С поступает на первичную обмотку тран
сформатора TV, вследствие чего на вторичной обмотке появляется пониженное напряже-
ние, которое выпрямляется мостиком UZ и подается на катушку сливного клапана YV3, последний открывается.
Из сказанного следует, что сливной клапан открывается с момента подачи питания
на схему и вне зависимости от режима работы насоса – «ручное» или «автоматическое».
Ручное управление
При ручном управлении уровень воды в колодцах контролируется вахтой в машин
ном отделении. В случае повышения уровня воды в колодце, например, левого борта, замыкаются контакты реле уровня SL1в цепи катушки реле времени КТ3.
Реле КТ3 через 6-8 с замыкает два своих контакта – верхний в цепи катушки кон-
тактора КМ и нижний в цепи катушки электромагнитного клапана YV1. Замыкание верх-
него контакта КТ3 не приводит к включению насоса, т.к. контакты переключателя SA на-
ходятся в положении «ручное». Замыкание нижнего контакта включает катушку электро-
магнитного клапана YV1 на всасывании, последний открывается.
При нажатии кнопки SB1 ( или SB2 ) через контакты кнопки образуется цепь тока
катушки контактора КМ:
линейный провод С – левый верхний предохранитель – верхний контакт переключа
теля SA - контакты кнопки SB1 ( SB2 ) – контакты кнопки SB3 «Стоп» - размыкающий контакт теплового реле КК – катушка КМ – правый верхний предохранитель – линейный провод В.
Контактор КМ включается, замыкает главные контакты в цепи обмотки статора
двигателя, а также два вспомогательных – один шунтирует кнопку SB1 ( SB2 ), после чего ее можно отпустить, а второй включает промежуточное реле KV.
Это реле замыкает свой контакт в цепи катушки реле времени КТ1 с выдержкой
времени 50 мин.
В результате работы насоса уровень воды понижается, контакт реле уровня SL1 раз
мыкается, отключая катушку реле времени КТ3. Реле размыкает оба своих контакта, раз-
мыкание верхнего не влияет на работу схемы, а при размыкании нижнего отключается электромагнитный клапан YV1, который закрывается.
В этот момент времени вахтенный должен остановить насос нажатием кнопки SB3.
Если сделать это с запозданием, насос может выйти из строя, т.к. вода через него не идет
( клапан YV1 уже закрыт ).
Автоматическое управление
При автоматическом управлении переключатель SA находится в положении «авто-
матическое».
Схема работает так.
При повышении уровня воды в колодце, например, левого борта, реле уровня SL1
замыкает свой контакт, включая реле времени КТ3.
Реле КТ3 через 6-8 с замыкает два своих контакта – верхний в цепи катушки кон-
тактора КМ и нижний в цепи катушки электромагнитного клапана YV1.
При замыкании верхнего контакта КТ3 через него подается питание на катушку
линейного контактора КМ по цепи:
линейный провод С – левый верхний предохранитель – верхний контакт переклю-
чателя SA - контакт КТ3 - контакты кнопки SB3 «Стоп» - размыкающий контакт теплово
го реле КК – катушка КМ – правый верхний предохранитель – линейный провод В.
Замыкание нижнего контакта КТ3 включает катушку электромагнитного клапана
YV1 на всасывании, последний открывается.
Контактор КМ включается, замыкает главные контакты в цепи обмотки статора
двигателя, а также два вспомогательных – один шунтирует кнопку SB1 ( SB2 ), но это не влияет на работу схемы, т.к. верхний контакт переключателя SA находится в нижнем поло
жении, а второй включает промежуточное реле KV.
Это реле замыкает свой контакт в цепи катушки реле времени КТ1 с выдержкой
времени 50 мин.
В результате работы насоса уровень воды понижается, контакт реле уровня SL1
размыкается, отключая катушку реле времени КТ3. Реле размыкает оба своих контакта, размыкание верхнего приводит к обрыву цепи катушки контактора КМ, насос останавли-
вается, а при размыкании нижнего отключается электромагнитный клапан YV1, который закрывается.
Таким образом, при работе в автоматическом режиме включение или отключение
насоса вызывается замыканием или размыканием контакта реле уровня SL1 ( SL2 ).
Сигнализация и защиты
В схеме есть 2 сигнальных реле: КТ1 и КТ2.
Реле КТ1 включается одновременно с контактором КМ и остается включенным,
пока включен этот контактор. Если насос работает более 50 мин, реле КТ1 на 51-й минуте замыкает свой контакт КТ1 в цепи сигнала «Насос работает очень долго», тем самым при-
влекая внимание вахты в МО к продолжительной работе насоса. Это реле работает одина-
ково как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Реле КТ2 включается в двух случаях:
1. при срабатывании теплового реле КК. В этом случае реле КК размыкает
один свой контакт в цепи катушки линейного контактора КМ, насос останавливается, и замыкает второй контакт в цепи катушки реле времени КТ2. Реле через 5-8 с замыкает контакт в цепи сигнала «Насос неисправен».
Этот сигнал появляется при перегрузке насоса при работе как в ручном, так и в автоматическом режиме;
2. при срабатывании реле давления SP, но только в автоматическом режиме, т.к
цепь тока через контакт SP может образоваться при условии, что нижний контакт пере-
ключателя видов управления SA замкнут, а это возможно только в автоматическом режи-
ме.
Напомним, что реле давления SP установлено на сливе и замыкает свой контакт при недопустимом снижении давления воды на сливе, например, в случае, если своевре
менно не разомкнулся контакт реле уровня SLl ( SL2 ), т.е. насос откатал всю воду из ко-
лодца и продолжает работать «всухую».
Защита от токов короткого замыкания
Для защиты от токов короткого замыкания в силовой части схемы ( т.е. в обмотке
статора двигателя ) служит автоматический выключатель ( на схеме не показан ). Для за-
щиты от токов короткого замыкания в цепях управления служат предохранители FU с плавкой вставкой.
Защита от токов перегрузки
Для защиты от токов перегрузки служит тепловое реле КК. При перегрузке это реле размыкает верхний контакт в цепи катушки контактора КМ, насос останавливается. Вто-
рой, нижний контакт КК замыкается в цепи реле времени КТ2, которое включает сигнал «Насос неисправен».
Защита по снижению напряжения
При снижении напряжения до 60% и менее якорь контактора КМ отпадает, насос останавливается.
При восстановлении напряжения защита работает по разному, в зависимости от
режима работы насоса, а именно:
1. при ручном управлении контактор КМ не включается, т.к. после отпадания якоря контактора КМ его вспомогательный контакт, включенный параллельно кнопкам SB1 ( SB2 ) «Пуск» остается разомкнутым. Иначе говоря, в этом режиме защита по снижению напряжения работает как нулевая, т.е. для повторного включения насоса надо нажать кнопку SB1 ( SB2 );
2. при автоматическом управлении контактор КМ включается повторно, т.к. в цепи катушки КМ повторно замыкается ( после восстановления напряжения ) контакт КТ3 ( КТ4 ). Иначе говоря, в этом режиме защита по снижению напряжения работает как мини-
мальная, т.е. обеспечивает повторное самопроизвольное ( без участия человека ) включе-
ние насоса.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1594.