Реостатный пуск двигателей с фазным ротором
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Асинхронные двигатели с фазным ротором пускают в ход с помощью резисторов, включаемых в цепь ротора, что позволяет уменьшить пусковой ток и увеличить пусковой момент двигателя ( рис. 9.17 )..

                   Рис. 9.17. Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором

 

       Для пуска двигателя включают линейный контактор КЛ, через контакты которого

обмотка статора двигателя подключается к питающей сети «напрямую».Контакты КУ1 и

КУ2 контакторов ускорения при пуске должны быть разомкнуты. Тем самым последова-

тельно в каждую из трех фазных обмоток ротора вводятся обе ступени добавочных ( пус

ковых ) резисторов r  и r . Эти ступени увеличивают общее ( эквивалентное ) сопро

тивление цепей фазных обмоток ротора, что ( см. выше ) приводит, с одной стороны, к уменьшению пускового тока, с другой – к увеличению пускового момента.

       Когда двигатель разгонится до скорости 30-40% номинальной, отключают первую ступень r , для чего замыкают контакты КУ1.

       Двигатель с броском тока продолжает разгоняться, и при скорости 60-70% номи-

нальной отключают вторую ступень r , для чего замыкают контакты КУ2.

       Двигатель после отключения резисторов r  и r  продолжает разгоняться до номи

нальной скорости.

       Отключение резисторов можно производить вручную – при помощи контроллеров, или полуавтоматически – при помощи более сложных про устройству магнитных станций. Следует отметить, что, кроме указанных достоинств – увеличенный пусковой мо-

мент, меньший пусковой ток, двигатели специального исполнения имеют существенные недостатки:

1. более сложное устройство обмоток роторов;

2. наличие щеточного устройства у двигателей с фазным ротором, снижающее

надежность двигателя;

3. худшие эксплуатационные характеристики, а именно - меньшие значения коэф

фициента полезного действия и коэффициента мощности.

       На судах из перечисленных выше типов двигателей специального исполнения огра

ниченное применение нашли двигатели с двумя клетками на роторе – в электроприводах грузовых лебедок ( суда польской постройки типа «Муром» ), и более широкое примене-

ние – двигатели с фазным ротором. Их применяют на многих сериях судов в электроприво

дах грузовых кранов и брашпилей.

 

       1.5. Пуск при пониженном напряжении на обмотке статора

Для уменьшения пусковых токов применяют схемы пуска при пониженном напряже

нии:

1. включением резисторов в цепь обмотки статора ( рис. 9.13, а);

2. включением индуктивных сопротивлений в цепь обмотка статора (рис. 9.13, б);

3. включением обмотки статора через автотрансформатор ( рис.9.13, в );

4. переключением обмотки статора со «звезды» на «треугольник» ( рис.9.13, г ).

  

Рис. 9.13. Схемы пуска асинхронного двигателя при пониженном напряжении

 

В схеме на рис. 9.13, а при пуске замкнуты контакты линейного контактора КЛ, по-

этому обмотка статора подключается к питающей сети через пусковые токоограничиваю-

щие резисторы СП. После того, как двигатель наберет обороты, а пусковой ток уменьшит-

ся до безопасных значений ( обычно 2…2,5 номинального ), схема управления замыкает контакты второго контактора – ускорения КУ, при этом двигатель подключается к сети «напрямую».

В схеме на рис. 9.13, б для ограничения пусковых токов последовательно с обмот-

кой статора включены токоограничивающие рабочие обмотки дросселя насыщения Др. Его обмотка управления ОУ питается постоянным током через понижающий трансформа-

тор Тр и выпрямитель Вп.

При пуске индуктивное сопротивление рабочих обмоток дросселя должно быть максимальным, поэтому ток в обмотке управления ОУ должен быть минимальным. Для этого ползунок резистора поста управления ПУ должен находиться в крайнем правом по-

ложении.

После пуска ток в обмотке управления ОУ постепенно увеличивают, для чего пере

мещают ползунок ПУ влево. Индуктивное сопротивление рабочих обмоток постепенно уменьшается.

       Когда ползунок ПУ перемещен влево до упора, пуск закончен. При таком положе-

нии ползунка индуктивное сопротивление рабочих обмоток дросселя практически равно нулю, что равнозначно прямому подключению обмотки статора к питающей сети.

В схеме на рис. 9.13, в использованы два контактора – регулировочный КЛ1 и ли-

нейный КЛ2, а также автотрансформатор АТр.. При пуске включается контактор КЛ1, при замыкании нижних контактов которого образуется нулевая точка «звезды» трех фазных обмоток автотрансформатора, а через верхние контакты подается питание питающей сети на верхние выводы этих обмоток.

       В момент пуска ползунки автотрансформатора должны находиться в крайнем ниж-

нем положении, при этом обмотка статора асинхронного двигателя закорочена через ниж-

контакты КЛ1, т.е. напряжение на ней равно нулю. Поэтому скорость ротора также равна нулю, ротор неподвижен.

       Для пуска ползунки автотрансформатора постепенно перемещают вверх, при этом

напряжение, снимаемое с обмоток автотрансформатора на обмотку статора также посте-

пенно увеличивается. Поэтому скорость двигателя также увеличивается.

       Пуск закончен, если ползунки автотрансформатора перемещены в крайнее верхнее положение. При этом на обмотку статора подается полное напряжение питающей сети, ав-

тотрансформатор не нужен.

В этот момент времени включается линейный контактор КЛ2 и отключается регу-

лировочный КЛ1. При замыкании контактов КЛ2 обмотка статора двигателя подключает-

ся к питающей сети «напрямую», а при размыкании контактов КЛ1 автотрансформатор отключается от обмотки статора двигателя ( он уже выполнил свою роль ).

       В схеме на рис. 9.13, г использован линейный контактор КЛ и переключатель «зве-

зда»-«треугольник» П. Для пуска включают линейный контактор КЛ, через замыкающие-

ся контакты которого напряжение питающей сети подается на верхние выводы обмотки статора двигателя АД. После этого переводят переключатель в нижнее положение «звез-

да». При этом нижние выводы обмотки статора соединяются вместе, в нулевую точку, обмотка статора соединена «звездой».

       После того, как двигатель наберет обороты и перестанет увеличивать скорость, пе-

реключатель переводят в верхнее положение «треугольник». Двигатель с броском тока переключается со «звезды» на «треугольник», после чего разгоняется на «треугольнике» до скорости, зависящей от статического момента механизма.

Этот способ нашёл самое широкое применение на судах ввиду его простоты ( не требуются резисторы, индуктивные сопротивления или автотранс­форматоры ) и эффектив

ности - пусковой ток уменьшается в 3 раза.

       Следует особо подчеркнуть, что переключение обмотки статора со «звезды» на «треугольник» применяется для пуска, а не для регулирования скорости асинхронного двигателя. Это объясняется тем, что скорость двигателя на «треугольнике» незначительно

больше скорости на «звезде».

Все 4 рассмотренные выше схемы пуска при пониженном напряжении имеют один и тот же принципиальный недостаток: резкое уменьшение пускового момента двигателя,

поскольку электромагнитный момент двигателя пропорционален квадрату напряжения.

       Например, если при пуске напряжение понижено до значения U' = 0,8U , то пуско

вой момент двигателя составит

М' = (U' / U ) = ( 0,8 ) * М = 0,64 М  ( т.е. 64% М ).

       Иначе говоря, при провале напряжения на 20% двигатель уменьшает пусковой мо-

мент на 36% ( 64% = 100% – 36% ).

       Поэтому пуск при пониженном напряжении можно применять для механизмов, у

которых на малых скоростях статический момент невелик. К таким механизмам относятся центробежные насосы и вентиляторы, у которых статический момент пропорционален квадрату скорости ( т.е. на малых скоростях мал и статический момент ).

           

       2. Способы регулирования частоты вращения 3-фазных асинхронных двига-

Телей

     

Основные сведения

Формула частоты вращения асинхронного двигателя имеет вид

n = 60f ( 1 – s ) / р,

где:

n – частота вращения, об/мин;

f – частота тока питающей сети;

s – скольжение ротора ( относительное отставание ротора от магнитного поля об-

мотки статора );

р – число пар полюсов.

Из формулы следует, что регулировать скорость асинхронного двигателя можно тремя способами:

1. изменением частоты тока питающей сети;

2. изменением скольжения;

3. изменением числа пар полюсов.

Кроме того, существует 4-й способ – изменением напряжения на обмотке статора.

Коротко объясним особенности каждого способа регулирования

Регулирование скорости изменением частоты тока питающей сети – плавное, но

требует применения громоздких и дорогих тиристорных преобразователей частоты. На су-

дах этот способ нашел ограниченне применение, в основном, в электроприводах тяжело-

весных лебёдок, грузовых и портальных кранов.

Регулирование скорости изменением скольжения применимо только для двигателей

с фазным ротором, т.к. осуществляется введением резисторов в цепь фазного ротора. Регу

лирование плавное, но требует применения громоздких пускорегулировочных реостатов, в которых выделяется большое количество тепла.

На судах этот способ нашел ограниченне применение, в основном, в электроприво

дах тяжеловесных лебёдок и кранов, а также в брашпилях.

Регулирование скорости изменением числа пар полюсов применяют только для дви-

гателей с короткозамкнутым ротором. Теоретически его можно применить и для двигате-

лей с фазным ротором, но в этом случае одновременно с переключением в обмотке стато-

ра необходимо производить аналогичные переключения и в обмотке ротора. Это вызовет недопустимое усложнение конструкции и увеличение массо-габаритных параметров дви-

гателя.

Недостаток регулирования – его ступенчатость ( в соотношении 1:2:4 или 1:2:6 ) и высокая стоимость полюсопереключаемых электродвигателей.

Область применения на судах – самая распостранённая, в электроприводах грузо-

вых лебёдок и кранов, а также брашпилей и шпилей.

Регулирование скорости изменением напряжения на обмотке статора на судах не

нашло широкого применения из-за 2-х недостатков:

1. требуется отдельное устройство ( регулятор напряжения ), позволяющее плавно

изменять его выходное напряжение как по величине, так и по фазе;

2. при понижении напряжения возникает опасность опрокидывания двигателя, т.к. при этом резко ( в квадрате ) уменьшается вращающий момент двигателя.

Область применения на судах – ограниченная, в основном, в системах судовой эле

ктроавтоматики ( рулевые приводы и авторулевые ) для изменения скорости двухфазных асинхронных двигателей мощностью до 150-200 Вт. 

На судах до сих пор наиболее распостраненный способ регулирования – путем из-

менения числа пар полюсов. Он применяется в електроприводах грузоподъемных меха-

низмов и якорно-швартовных устройств.

Регулирование скорости изменением числа пар полюсов обмотки статора.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.