Конечным выключателем называют аппарат, предназначенный для остановки элек-
тропривода в предельном ( конечном ) положении механизма.
Например, механизм стрелы грузового крана имеет два конечных выключателя,
один из которых отключает двигатель при подходе стрелы к крайнему верхнему положе-
нию, а другой – к крайнему нижнему.
Путевым выключателем называют аппарат, предназначенный для управления элек
троприводом в промежуточном положении механизма.
Путевые выключатели не отключают электропривод, а переводят его на меньшую скорость перед подходом к предельному положению. Например, механизм перемещения портального крана вдоль стенки причала имеет два путевых выключателя, каждый из ко-
торых переводит электропривод этого механизма с большей скорости на меньшую при подходе на один – два метра к крайнему положению. Остановку электропривода в край-
них положениях выполняют конечные выключатели.
На судах путевые выключатели применяют в рулевых устройствах для включения сигнальных ламп положения пера руля: в нулевом положении горит лампа белого цвета, в рабочих положениях горят лампы красного цвета «Лево руля» и белого цвета «Право руля».
По устройству конечные и путевые выключатели делятся на 3 типа:
1. нажимные;
2. рычажные;
3. шпиндельные.
Нажимные выключатели
Нажимные выключатели, как правило, применяют в качестве конечных ( рис. 9.29 )
Рис. 9.29. Принципиальная схема нажимного выключателя:
1 – неподвижные контакты; 2 – нажимное устройство; 3 – упор механизма
На штоке нажимного устройства 2 находятся два мостиковых подвижных контакта,
электрически не связанных друг с другом. В исходном положении верхний подвижный контакт соединяет через себя левый и правый неподвижные контакты.
При подходе рабочего ( движущегося ) органа механизма упор 3 надавливает на шток нажимного устройства 2, шток опускается вниз. При этом размыкаются верхние кон-
такты и замыкаются нижние.
Рычажные выключатели
В рычажных выключателях переключение контактов осуществляется воздействием
упора механизма 1 на рычаг выключателя 2 ( рис. 9.30 ).
Рис. 9.30. Принципиальная схема рычажного выключателя:
1 – упор механизма; 2 – рычаг выключателя
В исходном состоянии выключателя его контакты замкнуты.
При подходе рабочего органа механизма к крайнему положению упор 1 механизма
надавливает на Г-образный рычаг выключателя 2. Последний, сжимая пружину, повора-
чивается в направлении против часовой стрелки, в результате чего контакты выключателя размыкаются.
На судах рычажные конечные выключатели применяют в электроприводе механиз-
ма изменения вылета стрелы грузовых кранов. Внешний вид такого выключателя изобра-
жен на рис. 9.31.
Рис. 9.31. Рычажный конечный выключатель: 1 – упор механизма; 2 – ролик; 3 – рычаг
Контактный валик внутри выключателя связан с рычагом 3, на конце которого нахо
дится ролик 2. При набегании на ролик 2 упора механизма 1, рычаг 3 поворачивается на
30º, вследствие чего один контакт выключателя размыкается, а другой – замыкается.
При отводе упора назад возвратная пружина устанавливает рычаг в вертикальное положение.
Шпиндельные конечные выключатели
Шпиндельные выключатели применяют в электроприводах судовых лебедок и кранов в механизме подъема для контроля длины троса, смотанного с грузового барабана.
Выключатели останавливают электродвигатель, когда на барабане остается 2 – 3 шлага троса.
В отсутствие выключателя двигатель полностью смотает трос с барабана и,не оста-
навливаясь, начнет наматывать его на барабан с изломами и перехлестами, что недопусти-
мо.
Рис. 9.32. Принципиальная схема шпиндельного выключателя:
1 – винт; 2 – гайка; 3 – шток; 4, 5 – ролики кулачкового механизма; 6,8 – подвижные кон-
такты, 7,9 – неподвижные контакты; М – электродвигатель; Р – редуктор; КЛ, КП – реле «Лево», «Право»
Вращение электродвигателя М через редуктор Р передается винту 1. На винт наде-
та прямоугольная гайка 2, имеющая в верхней части сквозное отверстие. Через это отвер-
стие проходит шток 3. Поэтому при работе электродвигателя гайка поступательно переме-
щается вдоль винта влево или вправо, в зависимости от направления вращения вала двига-
теля.
В исходном состоянии контакты 6,7 получает питание катушка промежуточного реле КЛ «Лево», через контакты 8,9 – реле КП «Право».
При достижении гайкой 2 , например, крайнего левого положения, контакты 6 и 7
размыкаются, реле КЛ «Лево» отключается и своими контактами производит необходи-
мые изменения в схеме управления электроприводом.
В результате электродвигатель останавливается. Поскольку контакты 7,9 остаются замкнутыми, сохраняется возможность работы электродвигателя в обратном направлении.
Контроллеры
Основные сведения
Контроллер – от английского глагола «to control» - управлять.
Контроллером называется многоступенчатый аппарат управления с ручным приво-
дом, подвижные контакты которого переключаются по заданной программе при повороте его приводного вала.
В зависимости от назначения, контроллеры делятся на два вида:
1. силовые ( чаще – просто «контроллер» );
2. командоконтролеры.
Силовыми называются контроллеры, предназначенные для коммутации силовых
цепей. Токи в силовых цепях составляют единицы – десятки ампер. Например, контролле
ры серий КВ1 и КВ2 коммутируют токи от 10 до 60 А.
Командоконтроллерами называются контроллеры, предназначенные для коммута-
ции цепей управления. Токи в таких цепях составляют десятые доли - единицы ампер.
Например, командоконтроллеры серий КВ0, КН и КТ рассчитаны на ток 10 А.
3.2. Силовые контроллеры
Силовые контроллеры применяют для пуска, реверса, регулирования скорости, торможения и остановки двигателей в электроприводах грузоподъёмных механизмов при мощности двигателя до 10…12 кВт и электроприводах якорно-швартовных механизмов при мощности до 20 кВт.
Различают два вида силовых контроллеров:
1.барабанные;
2.кулачковые.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 373.