Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.
Международно-правовыми нормами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются многосторонние конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций.
Целый ряд нормативных актов в области борьбы с преступностью действует и в рамках СНГ. В их число входят Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и другие.
Обязательства государств по этим договорам заключаются, прежде всего, в определении международных уголовно наказуемых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций.
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на многосторонней (в рамках международных организаций) и двусторонней основах.
В двусторонних соглашениях устанавливаются более конкретные формы сотрудничества в борьбе с определенными видами преступлений.
Определенную роль в координации усилий государств по борьбе с преступностью играет созданная в 1923 г. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), членами которой ныне являются более 150 государств мира. Интерпол является неоценимым помощников в борьбы с международной преступностью и построением миропорядка на основе верховенства права.
18. Историческое развитие Интерпола, структура и принципы его деятельности.
Интерпол - это международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Это единственная международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью. Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРПОЛА
Формально Интерпол был создан в 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене. Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции, который состоялся в Монако в 1914 году. Говорят, что проведение конгресса было инициировано князем Монако Альбертом Первым. Как-то князь познакомился с красивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потом выяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильных драгоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сбор первым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призыв потрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, в том числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработать процедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу - через два года в Бухаресте - отменила Первая мировая война.
К идее князя Альберта вернулись в 1923 году.
3 сентября в Вене состоялся первый полицейский конгресс, на котором и было принято решение создать Международную комиссию криминальной полиции. Ее телеграфный адрес звучал как «Интерпол».
До Второй Мировой войны Интерпол функционировал как форум для обмена информацией и идеями. Сотрудничество полицейских служб было неофициальным. Бывший генеральный секретарь Интерпола Андрэ Боссар сказал как-то: «Долгое время мы работали как некий клуб по интересам».
С 1946 года по 1989 год штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже. Затем она переехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). Организация В 1956 году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная криминальная полиция) и новый устав - конституцию.
С 1982г. Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.
Ее членами являются более 150 государств, бывший СССР вступил в нее с 1990 г. Члены - претендующие на членство - статья 4 государства: « Любая страна может делегировать как Член к Организации любой официальный полицейский орган, чей функции прибывают в пределах структуры действий Организации. Просьба о членстве должна быть представлена Генеральному секретарю соответствующей правительственной организацией. Членство должно быть одобрено двумя третями большинства Генеральной Ассамблеи».
В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.
Принципами Интерпола являются уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Во-первых, в сотрудничестве могут принимать участие все органы, в функции которых входят предупреждение, раскрытие, расследование преступлений и розыск преступников. Это так называемый функциональный принцип сотрудничества, который означает, как указывал Ж. Непот, занимавший пост генерального секретаря, что "любой орган полиции или уголовного преследования может извлечь пользу из международного сотрудничества полиции независимо от своего официального названия или административного статуса.
Во-вторых, сотрудничество на национальном уровне должно быть поставлено на прочную организационную и правовую основу; создана служба (НЦБ), обеспечивающая его круглосуточную непрерывность; определены механизм сотрудничества и его процедура с учетом возможности вовлечения в него всех заинтересованных органов полиции страны.
В-третьих, сотрудничество должно быть проникнуто духом взаимности, обязательности выполнения всех поступающих от партнеров по кооперации и от Генерального секретариата просьб.
В-четвертых, сотрудничество государств в Интерполе должно осуществляться только по делам об общеуголовных преступлениях. Согласно ст. 3 устава, организация отказывает в помощи по делам политического, религиозного, военного или расового характера.
19. Интерпол – участник борьбы с отдельными видами преступлений.
С первых дней своего существования Интерпол ведет борьбу с фальшивомонетчиками, имея для этого специальную службу рекомендаций, выработанные в этой области, содержат предложения об унификации национального законодательства, разработка единых методов технической защиты денежных знаков от подделки.В деятельности Интерпола в борьбе с фальшивомонетничеством можно выделить несколько направлений:
- учет случаев фальшивомонетничества, изготовителей и сбытчиков поддельных денег и ценных бумаг;
- сбор и распространение информации об изменениях в денежных системах стран мира;
- изучение способов подделки денежных знаков и ценных бумаг, применяемых преступниками, с целью выработки запретных мер;
- подготовка рекомендаций по вопросам правового регулирования борьбы с фальшивомонетничеством в национальном и международном плане;
- обобщение опыта работы полиции по борьбе с подделкой денежных знаков и ценных бумаг и распространение наиболее эффективных методов;
- выработка тактики в отношении уведомления населения о появлении поддельных денежных знаков и ценных бумаг;
- повышение профессионального уровня полицейских служащих, занятых в сфере борьбы с фальшивомонетничеством.
Контрабандная торговля наркотиками уже давно и прочно вышла на первое место среди других “международных преступлений”, оттеснив фальшивомонетничество.
Ведя борьбу с незаконной торговлей наркотическими средствами, Интерпол стремится перекрыть каналы их проникновения на “черный рынок”, отсечь производство наркотиков от рынков сбыта, поставить постоянные и надежные заслоны на всех путях и перевалочных пунктах их продвижения к потребителям. С этой целью Интерпол ведет учет стран (областей внутри них), где законно или незаконно возделывается опийный мак или в естественных условиях произрастает каннабис, кустарники кока. Эксперты организации стремятся выявлять и предсказывать маршруты движения наркотиков к потребителям, перевалочные пункты, способы их транспортировки и сокрытия преступниками лиц, причастных к нелегальному выращиванию, производству, очистке, переработке, транспортировке, хранению, продаже наркотических веществ.
Кража произведений искусства и антиквариата. С ростом количества краж произведений искусства и антиквариата возникла потребность в установлении и поддержании постоянного сотрудничества. Его возглавила ЮНЕСКО, которая приняла на себя выработку рекомендаций по предупреждению хищений культурных ценностей и вывоза их из страны, где они созданы или получили постоянную “прописку”.
Совместно с ЮНЕСКО Интерпол призывает своих членов добиваться установления в музеях и хранилищах заградительных сигнальных систем, усиления охраны музеев, церквей, государственных и частных коллекций.
Для изучения всех вопросов борьбы с кражами произведений искусства Интерпол создал специальную комиссию, которая готовит сообщения и проекты рекомендации Генеральной Ассамблеи, а также выполняет эти вопросы на рассмотрение региональной конференций стран-членов.
Терроризм.
Согласно документам, принятым Интерполом по проблеме международного терроризма, борьба с терроризмом базируется на трех основаниях:
а) только государство может решать, носит ли преступление политический характер;
25. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
Отмывание денег — легализация денежных средств, полученных незаконным путём, то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично.
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ - преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. Основным объектом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, является установленная законом экономическая деятельность в Российской Федерации.
Предметами посягательства являются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем.
Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, направленного на осуществление финансовых операций или иных сделок с преступными приобретениями других лиц.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.
26. ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» : общая характеристика
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения.
(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ)
В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
27. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг: уголовно-правовая характеристика.
Легальное определение фальшивомонетчества дается в ст.186 УК РФ – это изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Непосредственный объект преступления — совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и устойчивость кредитно-денежной системы РФ, а также установленный законом порядок осуществления эмиссии в Российской Федерации.
Предмет преступления образуют поддельные банковские билеты Центрального банка России, металлическая монета, государственные и другие ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте.
Объективную сторону состава преступления составляют две альтернативные формы:
1) изготовление в целях сбыта
2) сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
С субъективной стороны изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денег, ценных бумаг или иностранной валюты могут совершаться только с прямым умыслом.
Субъектом преступления могут быть лица достигшие возраста 16 лет, изготовившие как с целью сбыта поддельные деньги или ценные бумаги, так и лица, сбывавшие их и знавшие об их поддельности.
28. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика контрабанды.
Объектом преступления является внешнеэкономическая деятельность.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
деяние - перемещение предметов или товаров контрабандой через таможенную границу;
место совершения преступления- таможенная граница Российской Федерации;
способ перемещения -сокрытие от таможенного контроля предмета контрабанды, обманное использование документов и др.
Непосредственный объект контрабанды - общественные отношения, регулирующие товарооборот через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.
С субъективной стороны контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.
Мотивами преступления могут быть различные побуждения -корысть, ложно понятые интересы службы и др.
Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
29. Место преступлений, характерных для организованной преступности в системе преступлений против общественного порядка и общественной безопасности.
Преступления против общественного порядка – это деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 207, 213 и 214 УК РФ, непосредственно посягающие на общественные отношения, обеспечивающие поддержание порядка и общественного спокойствия в общественных местах, достойное поведение в них граждан, нормальную работу учреждений и организаций публичного характера, а также физическую и моральную неприкосновенность личности в условиях пребывания в общественных местах.
Грубое нарушение общественного порядка может иметь место в случае длительного его нарушения, повышенной интенсивности нарушения (страдают интересы большого количества граждан), например срыв важных или массовых общественных мероприятий, дерзкое приставание к гражданам. Выражение явного неуважения к обществу может проявляться в пренебрежении мнением присутствующих, нереагировании на замечания о недопустимости подобных действий или усилении агрессивности после таких замечаний.
Местом совершения хулига нства могут быть как общественные места, так и места, таковыми не являющиеся.
46. Особенности проведения отдельных следственных действий в отношении преступлений, совершенных представителями организованной преступности.
Первейшей задачей следователя по подобного рода делам является потребность как можно быстрее выявить в расследуемом событии признаки деятельности ОПГ. Как показывает следственная практика, основанием считать,что следствие в данном конкретном случае имеет дело с деятельностью ОПГ,может явиться установление некоторых свойственных ей черт, о которых было сказано в предыдущем параграфе. Однако далеко не все указанные черты могут быть выявлены в начале расследования. К тому же решение отмеченной выше задачи имеет определенную этапность. Вначале устанавливается факт совершения деяния группой лиц, а затем — что эти лица являются членами не простой группы преступников, а ОПГ, являющейся составной частью
организованной преступности. Вторая, более сложная часть указанной задачи для своего решения требует не только выявления следователем в исходной информации, результатах первоначальных следственных действий и сложившейся конкретной следственной ситуации признаков деятельности ОПГ, но и четко налаженной системы взаимного информирования, сложившейся между следственными и оперативно-розыскными органами (подразделениями по борьбе с организованной
преступностью и криминальной милицией), осуществляющими соответствующиеоперативно-розыскные разработки по расследуемому событию. В рамках такого взаимодействия следователь должен располагать оперативно-розыскной информацией о наличии или отсутствии в данном городе, районе или регионе каких-либо ОПГ. В процессе расследования таких преступлений необходимо установить не только признаки деятельности ОПГ, но и факт ее существования, цель создания, численность, характер распределения ролей, выявить конкретных исполнителей деяния, с которого началось расследование, и собрать изобличающие их данные, выявить организаторов и лидеров ОПГ, других участников и разобраться в характере общности их преступных целей, умысла и роли в расследуемом и других, ранее нераскрытых преступных деяниях.Существенное значение в обеспечении эффективности paследования преступлений, совершаемых ОПГ, имеют налаженное управление следствием и умелый выбор тактики проведения отдельных следственных действий.
Основными принципами организации и управления при расследовании организованной преступной деятельности являются:
- концентрация наиболее квалифицированных сил следствия при главных направлениях расследования вообще и временно на узких участках, обеспечивающих решение стратегических задач следствия;
- постоянная нацеленность на поиск и разрушение основных или слабых звеньев
в структуре ОПГ;
- координация движения потоков криминалистической информации;
- контроль за возможными каналами утечки сведений и т. д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.