Основой сложившейся системы международных формирований по контролю за производством, движением и употреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН.
В настоящее время при ООН действует целый комплекс органов в области контроля над наркотическими и психотропными веществами и противодействия их незаконному обороту.
1. Комиссия ООН по наркотическим средствам (была образована в 1946 году резолюцией ЭКОСОС № 9 (I)) - центральный орган в системе ООН, определяющий политику по всем вопросам, связанным с наркотиками, орган, который анализирует ситуацию по злоупотреблению наркотическими средствами в мире и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками. Членство в Комиссии возросло с 15 государств в 1946 году до 53 - в 1991 году. Этот рост отразил потребность в расширении представительной основы Комиссии, чтобы соответствовать увеличивающимся во всем мире масштабам злоупотребления наркотиками.
Данный орган вправе давать не только предложения руководству ООН, но и рекомендации отдельным странам по всем вопросам антинаркотической деятельности, включая правовую. В его компетенцию, кроме того, входит инициативная работа по совершенствованию соответствующих международных документов.
2. Международный Комитет по контролю за наркотическими средствами, состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действиями системы международных договоров о контроле над наркотическими и психотропными веществами. Ежегодно он предоставляет доклад о положении в области контроля над наркотиками.
3. Программа ООН по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), утвержденная в 1990 году для повышения эффективности структур ООН, занимающихся контролем над наркотическими средствами, ЮНДКП была введена в действие в 1991 году. В настоящее время она имеет 24 региональных представительства и выступает в качестве международного центра обмена опытом и передачи информации, относящейся к вопросам контроля над наркотическими средствами, и играет важную роль в контроле за ситуацией с целью выработки рекомендаций относительно дальнейших действий и оказания технической помощи национальным правительствам.
В январе 1998 года Россия присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между Программой ООН по контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. В рамках этого проекта Россия принимает участие в реализации программ по центрально-азиатскому региону.
Впервые вопросы взаимодействия России с Программой ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП) были затронуты в 1991 году во время работы 34-й сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН (КНС). В 1992 и 1993 гг. на последующих сессиях КНС неоднократно на повестку дня выносилось предложение о налаживании взаимодействия ЮНДКП с Россией.
В феврале 1993 года в Вене 2-ое Европейское совещание руководителей национальных служб по борьбе с наркотиками положительно оценило работу, проводимую Россией по объединению усилий стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и поддержало подписанное в 1992 году Соглашение о сотрудничестве МВД стран СНГ и Эстонии в области борьбы с НОН и злоупотребления ими.
В 1998 году между Правительством РФ и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью.
В 1998 году создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). В настоящее время под эгидой ЮНДКП ведется работа по созданию телекоммуникационной антикриминальной информационной системы, объединяющей в себе информационные ресурсы не только региональных подразделений, но и взаимодействующих ведомств (ГТК, ФСБ, ФПС РФ, НЦБ Интерпола), которая позволит централизовывать информацию оперативного характера с целью дальнейшего ее использования в оперативной и аналитической работе.
С 1999 года в Москве функционирует офис представительства ЮНДКП в России и Белоруссии.
В соответствии с решением Генерального Секретаря ООН в январе 1999 года ЮНДКП в качестве структурной единицы вошел в состав Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП ООН).
Международный комитет по контролю над наркотиками {Комитет) является преемником ряда организаций по контролю над наркотиками. Первая из них была учреждена в соответствии с международными договорами более 60 лет назад. Ряд договоров возлагает на Комитет конкретные обязанности. В соответствии со ст. 4 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 г., Комитет стремится ограничить исключительно медицинскими и научными целями произведство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение. При выполнении своих задач Комитет сотрудничает с правительствами и поддерживает с ними постоянный диалог в целях содействия достижению целей договоров. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности заинтересованными правительствами.
Комитет является самостоятельным и независимым контрольным органом. Он был учрежден Конвенцией 1961 г., а начал функционировать в 1968 году. Комитет состоит из 13 членов, избираемых ЭКОСОС ООН.
В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками Комитет должен ежегодно представлять доклад о своей работе. В нем дается анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире с тем, чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей Конвенции 1961 г., Протокола к ней 1972 г., Конвенции 1971 г. и Конвенции 1988 г. Комитет обращает внимание Правительств на пробелы и недостатки в национальных системах контроля и в выполнении договорных обязательств; он также вносит предложения и рекомендации, направленные на улучшение положения как на национальных, так и на международных уровнях.
В Конвенциях предусмотрены специальные меры, которые Комитет может принимать в целях обеспечения осуществления своих полномочий. В частности, если Комитет имеет основание считать, что осуществление целей международных договоров по контролю над незаконным оборотом наркотиков ставиться под серьезную угрозу в результате невыполнения какой-либо страной или территорией постановлений этих международных договоров, то он имеет право запросить объяснений и принятия мер по исправлению положений от правительства страны или территории, о которой идет речь. Комитет может также рекомендовать странам приостановить ввоз наркотических веществ в определенную страну. Кроме того, Комитет рассматривает и подтверждает ежегодные оценки потребностей в разрешенных наркотических средствах, представляемых правительствами, которые ограничивают производство наркотических веществ и торговлю ими медицинскими и научными целями. Он также контролирует разрешенное движение психотропных веществ.
Ежегодный доклад Комитета дополняется подробными техническими докладами. Кроме того, в соответствии с положением ст. 12 Конвенции 1988 г. Комитет ежегодно направляет Комиссии по наркотическим средствам доклад о выполнении этой статьи.
Комитет оказывает помощь национальным органам в выполнении ими своих обязательств в соответствии с Конвенциями. С этой целью он участвует в подготовке и проведении учебных семинаров и программ для сотрудников учреждений по контролю над наркотиками.
Масштабы деятельности Комитета постоянно расширяются в результате осуществления правительствами добровольных мер по усилению контроля над психотропными веществами, распространению сферы международного контроля на новые вещества.
Согласно международным оценкам успешное применение системы международного контроля позволило на рубеже XXI в. обеспечить эффективность наблюдения за незаконным перемещением наркотических средств практически во всех частях мира. Такой вывод, например, содержится в Докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 1998 г. Теперь контроль охватывает все этапы, начиная с производства, изготовления и торговли наркотиками и заканчивая их распределением и потреблением.
В то же время в отношении психотропных веществ аналогичного успеха добиться пока не удалось. Большинство экспертов объясняют относительную неудачу главным образом позицией влиятельных промышленных и торговых кругов. “Достижение целей Конвенции 1971 г. в значительной степени задерживается из-за нежелания некоторых крупнейших государств-производителей и государств-экспортеров присоединиться к ней и обеспечить соблюдение даже самых минимальных ее требований”, - говорится в вышеназванном Докладе.
Международные организации и особенно их научные центры указывают на несколько обязательных условий для успеха антинаркотических акций в целом. Суть их в следующем:
- необходимо добиться, чтобы Международные конвенции выполнялись всеми государствами-участниками, ибо пробелы в глобальной сети превентивных мер постоянно используются преступными организациями в корыстных целях;
- положения Конвенций, представляющие собой лишь минимальный уровень требований, должны быть дополнены в каждой стране глубоко проработанными разносторонними национальными шагами;
- надо активизировать межнациональное сотрудничество на базе Конвенций, всячески расширяя совместные действия;
- следует своевременно вносить коррективы в борьбу против злоупотреблений в соответствии с динамикой преступлений, с быстрым приспособлением наркобизнеса к принимаемым против него мерам.
К этим идеям следует добавить некоторые предложения, выработанные правоприменительной практикой борьбы с распространением наркотиков в России.
Так, несмотря на серьезные антинаркотические действия мирового сообщества и некоторые их положительные результаты, незаконное производство и оборот наркотиков постоянно растут. В связи с этим в некоторых кругах специалистов и аналитиков в 90-е годы XX столетия стала довольно настойчиво распространяться альтернативная идея. Она заключается в постановке нехитрых на первый взгляд и как бы “житейских” вопросов: а стоит ли по-прежнему тратить значительные финансовые и другие средства на антинаркотическую деятельность? Не выгоднее ли отменить все нормативные акты о наркотиках и перестать предпринимать другие усилия, предоставив рыночным механизмам возможность урегулировать положение без каких-либо затрат со стороны общества?
Эта идея самым категорическим образом отвергается соответствующими органами ООН. Так, в последних материалах Международного комитета по контролю над наркотиками говорится, что таким же образом можно поставить под сомнение экономическую целесообразность предупреждения дорожно-транспортных происшествий или лечения инфекционных заболеваний.
Действительно, статистические данные свидетельствуют, что национальные и международные меры контроля над наркотиками подтвердили свою обоснованность в качестве эффективного средства сдерживания процесса распространения наркомании и поэтому следует сделать выбор в их пользу. Если бы этих мер контроля не существовало, то эпидемия наркомании, возникшая а некоторых странах в начале XX века, продолжалась бы до сих пор, причем она могла бы распространиться на многие другие государства.
Таким образом, очевиден вывод: без национальных и международных мер контроля немедицинское использование наркотических средств достигло бы таких же масштабов, как и употребление других психоактивмых веществ, которые продаются и используются практически без ограничения. Социальная терпимость в отношении их употребления, а также высокие показатели заболеваемости в связи с потреблением табака и алкогольных напитков - все это приводит к преждевременной смерти миллионов людей. Кроме того, значительно увеличивается количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а также случаев незаконной торговли изделиями, содержащими табак или алкоголь.
К сожалению, указанные негативные явления в конце XX в. стали опасно усиливающейся характерной чертой российской действительности, что настоятельно диктует принятие эффективных мер противодействия.
Кроме участия России в работе вышеупомянутых организаций в последние годы заметно активизировалось участие нашей страны в рамках других международных инициатив, в том числе на региональном и субрегиональном уровнях.
Это позволяет вырабатывать согласованные подходы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обмениваться опытом и информацией об эффективных путях противодействия этим правонарушениям.
В связи с резким обострением в России проблем наркомании представители российских правоохранительных ведомств высказывают заинтересованность в более активном подключении российской стороны к работе специализированных объединений в целях использования опыта тех государств, которые столкнулись с этим явлением значительно раньше, чем Россия.
Одним из таких региональных объединений является Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в рамках Совета Европы (“Группа Помпиду”). В мае 1999 года Россия стала полноправным ее членом.
Сейчас значительная часть деятельности Группы сосредоточена в области снижения потребления наркотиков и направлена на профилактику и социальную реабилитацию лиц, злоупотребляющих наркотиками, что для России является также актуальным.
Для России остается принципиально важным вопрос контроля над веществами, используемыми при производстве наркотических средств и психотропных веществ. В этой связи для нас представляет интерес европейская система контроля в этой сфере (законодательные, административные и оперативные аспекты) с тем, чтобы в дальнейшем российские стандарты соответствовали европейским.
Неоценимой стала бы помощь со стороны европейских государств в формировании системы реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и установления наблюдения за ними.
Кроме этого в результате вступления в Совет Европы Россия в 1995 году стала участницей Соглашения о незаконном обороте на море. Продолжается участие в практическом сотрудничестве правоохранительных органов стран-участниц Совета государств Балтийского моря (СГБМ) в области борьбы с международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков.
В последние годы проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков становится сферой деятельности многих международных организаций, сформированных по территориальному, профессиональному и другим признакам (ВОЗ, UNAIDS, СИКАД и др.). Практически все они проявляют заинтересованность в налаживании сотрудничества в этой сфере с нашей страной. Россия, осознавая, что решить одну из самых острых проблем человечества без усилий со стороны всего международного сообщества невозможно, делает все возможное для защиты российских интересов по приоритетным направлениям в зависимости от уровня и целей встреч, совещаний, а активная позиция России по вопросу взаимодействия в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет влиять на принятие взаимоприемлемых для всех сторон решений, резолюций, итоговых документов.
Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества является взаимодействие на многосторонней основе в рамках СНГ. Россией подписаны Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 г., которое оформило механизм взаимодействия в этой сфере с органами внутренних дел стран СНГ, и Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994г.
Принятая в мае 1996 года Советом глав государств СНГ Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников на период до 2000 г. стала заметным шагом в деле активизации борьбы с наркотиками в рамках Содружества. Вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков рассматриваются на заседаниях Совета министров внутренних дел стран Содружества, где определяются дополнительные меры по активизации сотрудничества органов внутренних дел этих государств в указанном направлении. Правоохранительными органами стран Содружества используется единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России.
На базе Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России создана центральная коллекция наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ для государств Содружества. Коллекция содержит более сотни образцов наркотиков и постоянно пополняется новыми образцами, изымаемыми в различных регионах России и стран СНГ.
В ноябре 1997 года на Межпарламентской Ассамблее утвержден для стран СНГ Рекомендательный законодательный акт “О борьбе с производством и незаконным оборотом веществ, находящихся под контролем, и со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами”. В настоящее время идет работа по унификации антинаркотического законодательства стран-участниц Содружества.
В целях улучшения взаимодействия, обмена опытом, повышения профессионального мастерства сотрудников, занимающихся этой линией работы в России и странах Содружества, между министерствами внутренних дел постоянно осуществляется обмен нормативно-правовыми документами, методической литературой и статистической информацией.
Все это позволяет оценивать и прогнозировать развитие наркоситуации, а также разрабатывать совместно единую стратегическую линию в борьбе с международной наркопреступностью с учетом условий, складывающихся на всем пространстве СНГ.
По просьбе министров внутренних дел стран Содружества МВД России оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России. В рамках реализации Соглашения между Правительством РФ и Секретариатом ООН об оказании срочного технического содействия России на базе ВИПК планируется открытие Международного центра подготовки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, что позволит осуществлять обучение сотрудников правоохранительных органов стран центрально-азиатского региона и в целом государств СНГ.
Взаимодействие с Международной Организацией Уголовной Полиции - Интерполом
Генеральный секретариат Интерпола регулярно извещает страны о новых способах транспортировки наркотиков, о хитроумных тайниках, используемых курьерами, перевалочных базах и пунктах перепродажи. Эти сведения регулярно публикуются Интерполом в его специализированных изданиях. В них также приводятся имена и приметы лиц, замеченных в перевозке наркотиков.
Генеральный секретариат Интерпола через национальные бюро ежегодного запрашивает страны о положении с потреблением и торговлей наркотическими средствами, о законодательстве и других применяемых ими мерах борьбы с этим преступлением, методах лечения наркоманов.
На основе ежегодных отчетов эксперты Интерпола готовят сводные таблицы о случаях незаконного изготовления, транспортировки, торговли и употребления наркотических средств. Таблицы используются при анализе и выявлении тенденций распространения наркотических веществ в мире в целом и в отдельных странах.
Сравнительно недавно в системе Интерпола начало формироваться новое направление в сотрудничестве полиции стран-участниц - выявление источников происхождения денежных средств, перечисляемых в отдельные банки из-за границы на имя некоторых дельцов, что также должно способствовать раскрытию наркопреступлений.
Большое внимание в России уделяется осуществлению взаимодействия на двусторонней основе. В настоящее время заключено свыше 80 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с 57 государствами. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Боливии о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 26 июля 1996 г., Меморандум о взаимопонимании между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии относительно сотрудничества в области предотвращения незаконного производства и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими от 15 февраля 1988 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами от 12 октября 1998 г., Договоренность о сотрудничестве между МВД СССР и Федеральным Министром внутренних дел ФРГ по реализации Соглашения от 13 июня 1989 г. о сотрудничестве в борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконным оборотом (май 1991 г.) и Соглашение между МВД РФ и МВД Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ от 18 мая 1995 г.
С рядом государств, с которыми не заключены двусторонние соглашения, налажены рабочие контакты. Они осуществляются с 70 зарубежными подразделениями. Наиболее тесно сотрудничество установлено с государствами, в которых уже накоплен определенный опыт борьбы с НОН (Великобританией, Германией, США, Италией и рядом других), а также со странами, взаимодействие с которыми позволяет пресекать факты контрабанды наркотиков в Россию и их транзита через страну.
Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база международного сотрудничества и развивающиеся связи между правоохранительными органами позволяют в последние годы активнее осуществлять практическую деятельность по разоблачению нар-когруппировок, располагающих международными связями.
За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило выявить сотни наркодельцов, располагающих международными связями. Такие операции проводились совместно с правоохранительными органами Германии, Великобритании, Израиля, США, Румынии, Польши, Латвии, Литвы, Казахстана, Узбекистана и других государств.
Практическим опровержением так называемой “альтернативной идеи” является активизация год от года двустороннего и многостороннего сотрудничества различных стран в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Едва ли требуют особых подтверждений интеграционные процессы в различных областях, набирающие силу в последнее время. Ограничимся лишь отдельными примерами и то, главным образом, для того, чтобы обратить внимание на тематику и существо некоторых международных документов.
Так, Индия и Пакистан, несмотря на серьезные разногласия, заключили соглашение, предусматривающее незамедлительную передачу друг другу оперативных данных в области незаконного оборота наркотиков.
Ряд государств уже официально договорились, другие начали переговоры об обмене информацией о методах и маршрутах незаконного оборота наркотиков. При этом, они, как правило, обращаются за помощью к Интерполу, во Всемирную таможенную организацию, другие учреждения, используя их электронные сети и другие возможности. Страны Юго-Восточной Азии все активнее прибегают к услугам отдела контроля за преступлениями, связанными с наркотиками, Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (АР-СЮА).
Следует отметить, что во многих государствах уже разработаны механизмы международного взаимодействия, допускающие раскрытие конфиденциальной информации о товарных и финансовых потоках с целью перекрытия наркоторговли и особенно отмывания так называемых “грязных денег”.
Россия к концу 90-х годов также значительно усилила сотрудничество в исследуемой области, которое охватывает различные аспекты совместной деятельности, в том числе урегулирование юридических вопросов, проведение практических акций, связанных с конфискацией незаконного “товара” и др.
В июле 1998 года Коллегия МВД РФ приняла Концепцию развития международных связей на период до 2005 года и задачах органов внутренних дел и внутренних войск по ее реализации. В этом документе, в частности, констатируется, что существенно укреплена международно-правовая база деятельности органов внутренних дел. В настоящее время МВД России является субъектом 14 многосторонних межведомственных соглашений о взаимодействии с министерствами внутренних дел государств-членов СНГ, а также 44 двусторонних соглашений о сотрудничестве с партнерами из 38 государств.
Концепция предписывает в процессе разработки договоров о борьбе с незаконным оборотом наркотиков особое внимание уделить использованию наиболее эффективных методов противодействия наркобизнесу, позволяющих нейтрализовать его организаторов и крупных сбытчиков (в частности, метода контролируемой поставки), а также вопросам сотрудничества в контроле над оборотом прекурсоров (п.2.1.4).
В области информационного обеспечения международных связей предписывается принять меры к более детальному изучению, в том числе в образовательных и научно-исследовательских учреждениях МВД России, правоохранительных систем иностранных государств-партнеров и нормативно-правовой базы их деятельности с тем, чтобы использовать полученные знания в процессе как взаимодействия с зарубежными коллегами, так и совершенствования отечественной правоохранительной практики (п. 2.8.2).
В Концепции международного взаимодействия изложены конкретные направления совершенствования работы МВД России по сбору, обобщению, анализу, хранению и распространению соответствующего зарубежного опыта.
Творческое освоение намеченного поможет повысить эффективность борьбы с наркоманией и наркопреступностью, ибо эта эффективность, в сущности, зависит от двух главных условий: четкого функционирования правовых актов и национальных служб, с одной стороны, и тесного взаимодействия с зарубежными партнерами и профильными организациями - с другой. Основная же проблема в том, чтобы добиться оптимального сочетания этих двух условий.
10. Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 389.