Иррациональная философия и ее школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иррационализм – представление о том, что главным фактором мировоззрения является иррациональное начало (бессознательное), а не рациональное. Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, ощущение, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт.

Наиболее ярким представителем этой философии является А. Шопенгауэр.

Артур Шопенгауэр (1788—1860) считается создателем философии воли и основателем современного иррационализма. Основная работа — «Мир как воля и представление» — предлагает проект философии, которая обращена к человечеству и к истине.Истина для человека — знание собственных представлений. Мир — это представление о мире, и это представле­ние о мире впоследствии познает человек. Сущность жизни и человека в воле. Воля понимается как бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение.

Абсолютное первоначало бытия — мировая воля. Она универсальна: ее силы действуют на физическом уровне су­ществующего мира. За всеми этими силами стоит воля, дающая силу и диктующая свои законы. Воля как воля к жизни правит ми­ром; она бессознательна. В мире и в человеке воля показывает себя.

Согласно этике Шопенгауэра, жизнь— это страдание; страдание — результат целенаправленнойволи к жизни. Чтобы исключить страдания, необходимо искоренить волю к жизни. Жизнь и смерть человека — формы проявления воли. Смерть не бывает без жизни, как и жизнь без смерти.Страдание — необходимость, но действие вопреки слепой воле — свобода. Свободный выбор аскетического образа жизни должен побороть страдания.

Шопенгауэр оказал влияние на формирование философии Ф. Ницше и на всю философию XX в.

Иррационализму по содержанию близко философское направление конца 19 – н. 20 в. философия жизни.Предметом философии становится не «бытие», в качестве исходной категории, а понятие «жизнь». В отличии от неподвижного, умопостигаемого бытия жизнь есть непрерывное изменение и становление. Рассудок как познавательная способность бессилен, и по мнению представителей философии жизни, его место должны занять инстинкт и интуиция.

Представители философии жизниФ. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер.

Фридрих Ницше (1844—1900). Основные работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Мысли о моральных предрассудках», «Веселая наука», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра». Ф. Ницше передал в своей философии духовную деградацию современной цивилизации, противопоставив два типа культуры – дионессийскую, жизненную, исполненную трагичностью, и аполлоновскую, созерцательную, логическую, интеллектуальную. Его симпатии были на стороне первой, прообразом которой был древнегреческий герой, с его трагической судьбой и множеством страстей. Современная аполлоновская культура «маленьких людей» с их нормированной моралью страха, не имеющее цели и одинаково равнодушное к добру и ко злу. Желая освободить жизнь от гнёта рационализма, он призвал к переоценке ценностей, отказ от Бога. Он создал миф о «сверхчеловеке» - сильной личности, свободной от морали, движимой волей к власти вперёд.Философия Ницше была направлена на то, чтобы разбудить человека ото сна обыденности и сказать ему: «Ты должен стать тем, кто ты есть».

Философия жизни направлена на критику рационализма, оторванного от жизни, на критику бездуховности, аморализма жизни, лицемерия и ханжества.

Вильгельм Дильтей(1833 – 1911) рассматривает жизнь как способ бытия в культурно – исторической реальности.

Жизнь – процесс непрерывного творческого становления; разум ориентируется на удовлетворение чисто практических потребностей и интересов.

Философия - наука о духе, ее предметом становится жизнь. Психология помогает философии постижению внутреннего опыта. Дильтей использует описательную психологию для связи объяснения природы человека с описанием истории человека, его индивидуальной, т.е. душевной жизни. Такая психология выступает не только как метод философского познания, но и как методология исторической науки. В ее основе лежит понимание исторического процесса через переживание историком событий. В отношении культуры прошлого такой метод выступает как интерпретация – герменевтика.

Герменевтика – истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевной жизни эпохи.

Анри Бергсон (1859 – 1941) - французский философ, возродивший традиции классической метафизики, представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и «философии жизни».

Бергсон ставил задачу исследовать до-интеллектуальное, до-языковое сознание. Это состояние сознания он определяет понятием «длительность».

Основные работы: «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889), «Материя и память» (1896), «Смех. Очерки о значении комического» (1900), «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914), «Духовная энергия» (сборник выступлений, 1919), «Длительность и одновременность. По поводу теории относительности Эйнштейна» (1922), «Два источника морали и религии» (1932), «Мысль и движущиеся» (сборник выступлений, 1934) и др.

Все труды Бергсона вносились католической церковью в Индекс запрещенных книг. Философский метод – интуиция: проверка на истинность либо ложность должна относиться к самим проблемам.

Постановка проблемы —открытие, изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует — актуально или виртуально. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. Уже в математике, и в метафизике, изобретательское усилие состоит в порождении проблемы, в созидании терминов. Постановка и решение проблемы близки к тому, чтобы уравняться.

Психоанализ. (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) —разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.

Зигмунд Фрейд обосновал психику человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознательного. Показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте. Распространение идей и принципов психоанализа на комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать психоанализ как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма в их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческих и нравственных проблем.

Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования — «О психологии и патологии, так называемых оккультных феноменов»), профессор университетов в Цюрихе (1933—1941) и Базеле (1942).

В 1911-1914 - Президент Международного психоаналитического общества.

Основные сочинения: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), «О психологии. Dementiapraecox» (1907), «Трансцендентная функция» (1916), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Действительность души» (1934), «Психология и религия» (1940), «О психологии бессознательного» (1943), «Психология и алхимия» (1944), «Психология и воспитание» (1946), «Символика духа» (1948), «Символы трансформации» (1952), «Ответ Иову» (1952), «О корнях сознания» (1954), «Современный миф» (1958), «Подход к бессознательному» (1961) и др.

В книге «Метаморфоза и символы либидо» (1912) Юнг отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии, выдвинул концепцию «коллективного бессознательного» (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов — общечеловеческих первообразов — содержания коллективного бессознательного.

Философия экзистенциализма

Философия с древности была обращена к человеческой проблеме. А 20 век обострил ее в особенности. После Первой мировой войны экзистенциализм распространился в Германии.

Главные представители – немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) и Карл Ясперс (1883 - 1969), во Франции – Габриэль Марсель, Жан Поль Сартр, Альберт Камю.

Экзистенциализм (от лат. – существование) - основная современная форма иррациональной философии, усматривающий источник противоречий в борьбе существования и сущности человека.

Две важных категории экзистенциализма – существование и сущность.

1. Существование предшествует сущности. Существование – это сам человек, как он приходит в мир. Человек сам по себе есть истина. Не надо иметь истину, а быть истиной. Как Христос ответил «Я есть истина». Истина человека и есть только его существование и бытие.

2. Сущность человека приобретается им, это есть совокупность общественных отношений. Человек приходит в мир готовых общественных отношений. Происходит столкновение существования и сущности между которыми человек мечется всю жизнь.

Экзистенциализм вышел из философии жизни Ницше, в философии которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения.

Основателем экзистенциализма принято считать С. Кьекегора (1813 – 1855) . Кьеркегор обвинял рациональную философию в абстракционизме и сухости по отношению к человеку. Философы превыше всего ставят что-то всеобщее – дух, материю, бога, прогресс или отвлеченную истину – забывая о главном в философии – человека. А если анализируют человека, то его сущность, не замечая за абстрактной сущностью живого индивида с его страданиями.

Центральной темой Кьеркегора была проблема выбора. Неизбежность выбора, принятия решения несет трагедию, психическое переживание. Она привязана к человеку извне (богом ли, обществом ли) и заставляет выбирать независимо от того, хочет этого человек или нет. Выбор экзистенциален.

Главное в выборе – выбор свободы, выбор себя. Безнравственность, по Кьеркегору, заключается в том, что человек хочет «забыться в общем» (в Боге ли, в социуме ли). Истина же - в нем самом.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.