Основные формы бытия. Субстанция
Основными формами бытия считают: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.
Бытие вещей представлено:
А: естественной природой и Б:природой вещей, созданных человеком.
Для естественной природы характерны:
1). Предметы природы существуют объективно и не зависит от нас.
2). Природа бесконечна в пространстве и вечна во времени и проявляет себя в виде возникающих и исчезающих конкретных процессов и предметов.
3). Природа первична и объективна, без нее невозможна жизнь.
Б: Бытие вещей, созданных человеком или составная часть окружающего нас мира – «вторая природа». «Вторая природа» для человека является объективной реальностью, как и первая природа.
Бытие человека – это его тело. В этом отношении для его бытия характерны общие признаки с бытием вещей.
Бытие духовного: индивидуализированного и объективированного. Индивидуализированное духовное – это сознание индивида как его неотъемлемая часть.Бытие сознания есть деятельность мозга. Результаты этой деятельности объективируются в культуре и языке. В языке мысль материализуется. Мир идей существует как включенное целое в бытие человечества. Таким образом, объективированное духовное реализуется через его индивидуализацию.
Бытие социального – есть единство материальной и идеальной действительности. Материальная сторона – это то, без чего общество не может существовать: природная среда, народонаселение, общественное производство.
На высоком уровне интеллектуализации труда встает человеческий стимул – самореализация личности, проявление ею своих способностей. В этих условиях труд, оставаясь условием материального жизнеобеспечения общества, превращается в средство реализации способностей человека.
Понятие бытия связано с понятием субстанция. Понятие субстанция имеет два значения: 1) субстанция – это то, что существует «само по себе» и не зависит от своего существования ни от чего другого; 2) субстанция – это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей.
Полное отождествление бытия и субстанции невозможно; эти понятия пересекаются, они отражают различные аспекты жизни человека в мире. Категория бытия помогает оценить границы своего существования. Категория субстанции помогает установить исходные принципы структурной организации мира, связи единого и многого, генезис всего существующего.
В отношении перечисленных двух аспектов понятия «субстанция» в философии сложились различные позиции.
В первую очередь, определяя качественную специфику самого понятия, здесь также формируются позиции идеализма и материализма. Идеализм определяет в качестве основы миры – сознание (идею), материализм ищет материальное начало. В диалектическом материализме понятия материи и субстанции либо тождественны, либо расходятся. В последнем случае позволяет определить сознание как высокоорганизованное свойство материи.
Количественная специфика понятия позволяет выделить такие направления как монизм и дуализм.
В свою очередь монистическое (в основу миру кладут единую субстанцию) понимание мира реализовалось в двух философских школах.
Идеалистический монизм, где в основе мира лежит идеальное начало (представители: Платон, Гегель).
Материалистический монизм, где в основе лежит материальное начало с учетом разнообразных свойств бытия как единого целого.
Дуализм проявился в концепциях, где в основу мира были положены два начала, и дух, и материя (по Декарту).
Множественность начал, взятых за основу бытия, породило такое направление как плюрализм, представителем которого были Демокрит, Лейбниц.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.