Классический период античной философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классический период связан с расцветом античной философии и именами Сократа, Платона и Аристотеля. Главной особенностью этого периода является создание систематизированных учений и определения нового интереса, связанного с человеком и процессом познания мира.

Сократ (около 470—399 до н.э.) — античный мыслитель, афинский философ. Он полагал, что лучшей формой философствования является живая беседа в форме диалога. Сократ родился в семье каменотеса Софрониска и повитухи Финареты. Он принадлежал к свободным гражданам Афин.

Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который Сократ избрал для решения этой непростой задачи, - ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Цель иронии – не разрушение общих нравственных устоев, напротив человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считал он. Счастье и есть осознанная добродетель. Философия должна стать учением о том, как следует жить человеку. Философия вырабатывает общие понятия о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом – высшей целью.

Платонродился в 427 году до н. э. в аристократической семье. Ученик Сократа, основатель собственной школы – Академии, просуществовавшей почти тысячу лет.Он умер глубоким стариком, в возрасте восьмидесяти лет.

В своей онтологии, учении о бытии, Платон утверждает, что чувственно воспринимаемый мир, в который мы погружены, не есть единственный мир. Он высказывает идею о существовании двух миров. Платон впервые говорит о невещественности этого подлинного мира, его идеальности. Бестелесные внечувственные сущности, постигаются только умом. Он назвал их «эйдосами» или идеями. Соответственно, учение Платона было названо объективным идеализмом. Каждая идея ведет независимое существование, она вечна и неизменна. Венчает платоновскую пирамиду идея блага, соединяющая в себе все достоинства истины, красоты, справедливости. Идеи являются сущностью вещей. Идеи доступны человеческому познанию. Человек постигает идею в виде формы понятия. Помимо вечных сущностей вещей – идей Платон выделяет в качестве второго источника существования мира то, что позже называли «материей». Платон называет его «пространством». Оно вечно, бесформенно, пластично, недоступно человеческому восприятию. Вместе с тем без этой материи не возможно существование вещей. Материя и есть чистая возможность, это непознаваемое небытие, его еще не коснулся Бог. Материя оформляется с помощью мира идей в формы вещественности – стихии. Так возникает, наряду с миром идей и миром материи, мир вещей. Мир вещей доступен не только разуму, но и чувствам.

Платон вводит такое понятие как «мировая душа», которая является посредником между миром идей и миром вещей. С ее помощью мир становится единым, упорядоченным, живым целым – космосом.

Учение о душе.Душа человека состоит из трех частей. Ее разумная часть создается самим Демиургом, она независима от тела и бессмерна. Неразумная часть души создана низшими богами, она включает аффективную (гневную) и вожделеющую часть.

Учение о душе помогает понять представления Платона о познании и переплетается с учением о государстве.Платон создает своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве. В диалоге «Государство» он делит людей на три сословия. К самым низшим относятся крестьяне, ремесленники, торговцы, которые обеспечивают материальные потребности людей. Второе сословие составляют стражи (воины). Управляют же философы. Это высшее сословие в утопии Платона. Переход из одного сословия в другое почти невозможен. Получается, что одни люди только управляют, другие - только защищают и охраняют, а третьи - только работают. Для Платона, живущего в рабовладельческом государстве, естественно наличие рабства. Государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.

Аристотель (384 г. до н.э. — 322 г. до н.э.) — ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший свою философскую школу (Ликей). Основоположник многих наук — логики, психологии, эстетики и т.д. Основные труды: «О душе», «Физика», «Категории», «Метафизика».

Учение Аристотеля – непоследовательный объективный идеализм. Он сложился в результате критики учения Платона. Ему принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже». По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи и формы». Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Предельная форма – Бог, пребывающий вне мира.

Ученый разработал систему категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

В теории познания Аристотель исходит из представления о существовании независимой от субъекта объективной действительности.

Аристотель считал, что существует шесть видов движения: возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественное изменение и смена в пространстве.

Главный его труд — Метафизика — представляет собой конспекты лекций философа, сделанные его слушателями. Она предшествует всякому другому знанию и образует его основу. Эту первую философию Аристотель определяет, как науку «о причинах и началах», или как науку о «сущем как таковом».

Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель — понятие действительности, при этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения — конкретное.

Эллинистический период

Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

- распространение антиобщественной философии киников или циников (представитель – Диоген). Характерными чертами были пренебрежение общественными нормами;

- зарождение стоического направления философии. Особенностью стоиков было низвержение всякой догматики. Критика – движущая сила их учения. В учении стоиков появляется понятие долг, под которым они понимают моральное совершенное поведение;

- деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

- философия Эпикура. Главным принципом эпикурейства является принцип: то, что способствует наслаждению есть добро, а то, что приносит страдание, есть зло. Теория познания служит основанием гедонизма (удовольствия). Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью.

Черты эллинистической философии:

- кризис античных моральных и философских ценностей;

- снижение страха перед богами и уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

-  поиск физической и духовной опоры в самом себе;

- стремление к отрешению от действительности;

- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

- признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Философия римского периода

Наиболее известными философами римского периода являлись Сенека, Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Дляфилософии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

- расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

- преобладание идеализма над материализмом;

- все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

 

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 25-76

Дата: 2019-02-02, просмотров: 214.