Антропологический материализм Фейербаха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Л. Фейербах (1804—1872) был первым философом, критиковавшим систему Гегеля. Самое крупное произведение Фейербаха «Сущность христианства» (1841), в котором он выступил как критик идеалистической философии и религии. Фейербах понимал философию как ма териализм и был против идеализма.

Религию и философию он разделял: в основе религии — вера, догматы; в основе фи­лософии — значение, разум. Для Фейербаха религия была формой отчуждения человеческой сущности, когда Богу при­писываются те атрибуты, которые в действительности при­надлежат человеку.Материализм, с позиции Фейербаха, является антропологическим. В чем он состоит?

Для Фейербахаприрода — не механизм, а организм. В центре егофилософии должен быть человек как природное, «родо­ вое»существо.

Фейербах отвергает трактовку человека, как только духовного существа (в том числе картезианское «Мыслю, следовательно, существую»), но признает человека как единст во тела и души.Он считал, что в человеке нет такого дуализма, это надумано. Человек богат различными проявлениями его природы.

В теории познания Фейербах — сенсуалист, поскольку он полагал, что реальность дана нам в ощущениях.

Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он своеобразно толкует само понятие «объект».Понятие объекта формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека — это другой человек, «Ты». Именно, в любви к другому, проявляется факт самого существования и любя­щего, и объекта любви (другого человека).

Антропологический материализм Фейербаха — своеобразная философская реакция на учение Гегеля, в котором гос­подство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля преобладающим.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 124-144

 

Тема 7. Философские течения западноевропейской философии XIX - XX веков

Вопросы:

I. Характерные черты философской мысли 19 – 20 веков, возникновение марксизма

2. Иррациональная философия и ее школы

3. Философия экзистенциализма

I . Характерные черты философской мысли 19 – 20 веков,

Возникновение марксизма

Особенностью развития современной философии является плюрализм философских идей, концепций, школ и направлений.В философских учениях XIX – н. XX вв. переосмысливались положения классической философии и закладывались основные принципы философствования XX века.Этот этап развития непосредственно предшествующий современной философии называется постклассическим.

Основными школами постклассической философии считаются философия воли, философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Представителями явились такие философы как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, О. Конт, У. Джеймс, Ч. Пирс и др.

Наиболее влиятельным течением, вышедшем из гегильянства стал марксизм.Опираясь на философию Гегеля и Фейебаха, К.Маркс и Ф.Энгельс переосмыслили их творчество и создали принципиально новое философское направление – диалектический материализм. Часть учения посвящена развитию общества и получила название исторического материализма.В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но переработана на основе диалектических принципов. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя. Большое внимание было направлено на взаимосвязь и развитие производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства. Исторический материализм – это изучение процессов развития общества, с точки зрения материализма, а точнее общество проходит в своём развитии ряд общественно-экономических формаций, которые отличаются уровнем развития уровнем развития производительных сил и отношений, прежде всего, отношений собственности. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории. На основе исторического материализма была разработана научная теория коммунизма.

Позитивизм–(лат. Positivus — положительный): философское течение, которое опиралось на «положительный», конкретный, фактический опыт и отрицающий практическую значимость теоретического познания.

Философское направление сложилось в 40 –е годы XIX в. Его основателем был французский философ О. Конт (1798 – 1857), он ввелтермин «позитивная философия». Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Ст. Милль (1806 – 1873) и Г. Спенсер (1820 – 1903). Они стремились создать такую философию, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук.Позитивная философия должна стать наукой о методе. Никаких философских законов в мире нет. Основной задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук.

Главный тезис позитивизма – наука сама себе философия.

Конт считал, что любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествознания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире.

Позитивизм, отождествляя все существующее знание с естественнонаучным, тем самым уничтожил саму философию с ее мировоззренческими и смысложизненными вопросами. Парадигма позитивизма представлена бездуховной формой активного человека.

Эмпирический позитивизм или эмпириокритицизмвторой этаппозитивизма.В конце XIX в. австрийский философ и физик Э. Мах (1838 – 1916), швейцарский философ Р. Авенариус (1843 -1896), английский математик, биолог и философ К. Пирсон (1857 – 1936), француз – математик А. Пуанкаре (1854 – 1912), а в начале XX в. их русские последователи – А. Богданов, В. Базаров, П. Юшкевич и другие разработали субъективно-идеалистический вариант позитивизма.

Махизм положил в основу своей концепции принцип «экономии мышления», из которого вытекало положение об «описании» как идеале науки. Объяснительная часть из науки в целях экономии мышления должна быть удалена. Например, причинность заменялась функциональной зависимостью. Применив методологические принципы «экономии мышления» и чистого описания к теории познания, эмпириокритицизм пришел к релятивизму.

Релятивизм (от лат. Relativus) – относительный. Методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности содержания сознания, к обоснованию условности всех наших знаний, к утверждению, что наука не отражает объективную реальность.

Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизмаXX века.

Неопозитивизм представляет собой третий этап в развитии позитивизма. Первоначально он проявил себя в 20-х гг. XX в. в рамках философского семинара в Венском университете («Венский кружок»), объединившего группу философов и представителей специальных наук.Отличительной чертой неопозитивизма является внимание к формальному познанию. Он занимается проблемами языка, формальной и математической логики, структурой научного познания.

Основные философские школы неопозитивизма: логический позитивизм и лингвистическая философия. Данные направления представляли: Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер.

Близким к неопозитивизму течением является структурализм, философское направление в гуманитарном знании, возникшее в1920-х гг. Направление связано с появлением в лингвистике структурного метода, суть которого состоит в понимании под структурой объекта совокупности отношений при определенных преобразованиях. Соответственно этому методу структура рассматривается не в качестве основы исследуемого объекта, а каксовокупность правил.

Структурализм – это процесс выявления глубинных универсальных ментальных структур, проявляющихся в социальных структурах всех уровней.

Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет«Курса общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра (1857 – 1913).

Новшество в том, что он рассматривал язык как знаковую систему.Лингвистика вливается в качестве раздела в науку – семиологию, которая занимается изучением знаков. В таком соединении рассматривается язык как система знаков. Каждый знак представляет единство означающего и означаемого, а каждая единица системы определяет другие элементы и определяется ими.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.