В истории греческой философии принято выделять четыре основных периода.
I период - формирование греческой философии (VII – V вв. до н.э.), философия так называемых «досократиков» - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп)
II период – классический(сократический)период – (сер. V – к. IV вв. до н.э. время расцвета древнегреческой философии софисты, философия Сократа, Платона, Аристотеля).
III период – расцвет греческой философии «Эллинистический период» (IV – IIвв. до н.э.), в центре его находится философия киников, стоиков
IV период – «Римский» -закат и упадок (III в. до н.э.),
Досократические школы возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах: милетская, пифагорейская, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, атомисты.
Особенности древнегреческой философии:
- космоцентризм;
- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего всё сущее;
- гилозоизм (одушивление неживой природы;
- доктринёрский (недискуссионный) характер философских учений.
Доклассический период (досократовский) рассматривал вопрос о первоначале мира.
Так, Милетская школа представлена именами Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
Фалес (около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из «семи мудрецов». В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. В фокусе внимания Фалеса были проблемы природы.
Он возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Согласно Фалесу, не только все происходит из воды, но все также и есть вода в своей сущности. Первоначало есть субстанция – источник всего существующего и его сущность; мир един, несмотря на видимое многообразие.
Анаксимандр (610—540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон— нечто беспредельное, безграничное, бесконечное, неопределенное. Из апейрона возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как-то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. Философ наивно ставит вопрос о материи как таковой. Вплотную подошел к учению о постановке проблем объективной диалектики.
Анаксимен(585—525 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. В качестве материального первоначала Анаксимен предложил воздух.
Воздух — это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух — это качественное первоначало, наполненное обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Мыслил аналогиями и сравнениями.
Среди выдающихся мудрецов Греции знаменателен основатель античной диалектики Гераклит Эфесский.
Гераклит из Эфеса (544/540/535—483/480/475) − аристократ по рождению.
Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так первоосновой Гераклит считал огонь – подвижное начало, подчиняющееся внутреннему закону – логосу. Божественный первоогонь — чистый разум. «Огонь» обладает жизнью, сознанием, волей, правит Вселенной. Логос у Гераклита — это также божество, верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения вещей, а также количественных отношений этого процесса.
Огонь, логос, постигается только с помощью разума. Если разум у Гераклита – это вершина человеческих возможностей, пользование им – способ приблизиться к огню – логосу, не теряя себя. В истории философии Гераклит более всего известен благодаря своим наработкам в области диалектики.
Так, идея об изменениях объединена у Гераклита с идеей единства и борьбы противоположностей. В учении Гераклита сосуществовала мысль о раздвоении этого Единого и вычленения из него противоположностей, которые носят всеобщий характер. Это означало, что они имеют место везде и всегда, являясь, как это не парадоксально, конструктивной основой самого существования как такового.
Демокритиз Абдеры (460 — около 370 до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма.
Демокрит в качестве субстанции выделяет атом (с греч.неделимый). Это вещественная неделимая частица, абсолютно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная. Внутри атома нет изменений, он соответствует характеристикам бытия. Внешне атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы реально не соприкасаются, их разделяет пустота – небытие. Но бытие и небытие не переходят друг в друга. Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как небытие, так и бытие. Поскольку наш мир как продукт бытия, так и небытия, то мы можем иметь как верное о нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Уже в ощущении мы можем получить верное знание о предмете, поскольку ощущение – это копия вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств. В теории познания Демокрит – сенсуалист. Исходное начало познания – ощущение. Дальше все постигается умом. Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Прежде всего это относится к атомам, например, которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 329.