Основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества:
I . Мифологическое мировоззрение (миф – с греч. сказание, повествование) – архаическое повествование о деяниях богов и героев, которые основываются на фантастических представлениях о мире.
Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое вмещает в себе как фантастические образы, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ:
- происхождение Вселенной, земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
II . Религиозное мировоззрение (с лат. – благочестие, набожность)–форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия исследует вопросы те же, что и миф.
Основные мировые религии: христианство; ислам; буддизм.
Функции религии:
- мировоззренческая;
- объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
- культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга)
III .Философское мировоззрение явилось выражением стремления человека к совершенствованию реальных условий своего существования.
Философия— ядро мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
- философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымысле);
- философское мировоззрение рефлексивно;
- философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);
- философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории.
IV . Научное мировоззрение – воснове лежат законы развития природы и общества, носит систематизированный характер.
В процессе становления и развития человека и общества развивался и менялся круг проблем, развивалась и менялась сама философия.
Основные стадии эволюции философии как мировоззрения:
1. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество Космоса и космических циклов (Др. Китай, Греция);
2. Теоцентризм - тип мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе)
3. Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы)
Основные проблемы философии
Процесс развития философской мысли определил круг философских проблем, связанных с развитием природы, общества и человека. Сама проблема определяется как поиск того образа, что из себя представляла та или иная социокультурная эпоха, её идеалы и ценности, взаимоотношения человека и общества, общества и природы. Поэтому всю историю философии принято рассматривать в рамках исторических эпох.
1. Первый этап связан с Древней философией 1,5 тыс. лет до н.э. – V в. н.э. (Индийская, китайская, античная). Основная проблема связана с пониманием человеком мира как целого, его сущности, его происхождения. Так же важным становится сам человек - антропоцентризм, этика (с её нормами и ценности: добро и зло, истина, красота) и общественное устройство.
2. Второй период V-XVвв. средневековая философия – период распространения христианства. Природа и человек есть творение Бога. Бог основа всего, а спасение души – смысл существования здесь на земле. Культура общества становится символичной.
3. Эпоха Возрождения XV-XVI вв. закладывает основы гуманизма и формирует антропоцентрический взгляд на мир и человека на основе взаимодействия философии и искусства. Начинает создаваться единая научная картина мира на основе синтеза знаний частных наук. Идеалом эпохи становится сам человек природы с заложенными способностями к освоению мира и самого себя.
4. Период Нового времени XVII в. знаменуется развитием капиталистических отношений и способа производства на основе развития научных знаний и совершённых открытий естественных наук. Идеалом становится человек как познающий (активный) субъект. Философская мысль направлена на создание универсального метода естественных наук и создание системы научного знания. Рационализм обнажил кризис философии и науки, который сохраняется до сих пор раскрывая негативные проблемы XIX в. вплоть до сегодняшнего дня.
5. Эпоха Просвещения XVIII в. сформировала гуманистический, просвещенческий проект по созданию государства, которое изменит жизнь человека к лучшему. Всё плохое в жизни связано с невежеством, поэтому необходимо перестроить общество на разумных началах.
6. Эпоха XVIII-XIX вв. называется классическим этапом немецкой (европейской) философии. Немецкая классическая философия разрабатывала содержание, основой которого должны были стать всеобщие принципы и законы. Был разработан универсальный принцип связи и развития, положивший начало превращению философии в методологию.
7. Постклассическая философия XIX-XX вв. позволила наравне с рационализмом выдвинуть иное направление – иррационализм, которое включало экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. В рационализме этой эпохе присутствовали марксизм, позитивизм, постпозитивизм, структурализм и др.
8. Современная философияXX-XXIвв.
Открывая основные идеи и идеалы перечисленных периодов в истории философии остаётся Основным вопросом - вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию), который так же влиял на перечисленные выше мысли, отмечая следующие особенности:
1. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём - это и является главной задачей философии.
2.Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в тоже время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
3. В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм, порождая двойственность мышления.
Двойственность поставила перед философией вопрос об отношении идеального и материального, который Ф. Энгельс назвал ее основным вопросом.
Две стороны основного вопроса философии:
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (познавательная) сторона основного вопроса заключается в том, познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания.
Онтологическая сторона философского вопроса рассматривается философскими направлениями: объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм, вульгарный материализм, дуализм, деизм.
Гносеологическая сторона философского вопроса рассматривается направлениями: гностицизм, агностицизм, эмпиризм, рационализм.
В целом,проблемы философии могут быть представлены как:
1. Онтологическая проблема. Философия есть исследование наиболее общих вопросов бы тия: что такое бытие и небытие; как понимать материальное и духовное бытие; чем отличается бытие природы от бытия общества и человека; каковы причины развития реального мира; что такое пространство и время как формы бытия; существуют ли законы развития природы, общества и человека.
2. Аксиологическая проблема. Философия определяет основные ценности человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей: истина, добро и красота; свобода, равенство и братство; вера, любовь, надежда, культура и антикультура; ценности и идеалы и др.
3. Социальная философия - раздел философии, который изучает общественнуюжизнь. Философия включает в себя анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества.
4. Философская антропологиярассматривает проблемы человеческого бытия. Основополагающие вопросы бытия человека: происхождение человека, его сущность и основные черты.
5. Гносеологическая проблема - учение о познавательной деятельности человека, которое отвечает на вопросы: может ли человек познать мир; этапы познания; методы научного познания; что такое истина и ее основные признаки; что является критерием истины, какова роль практики в познании?
6. Методологическая проблема - основные методы познания, исследования, творчества человека; эксперимент и моделирование; анализ и синтез; метод наблюдения и аналогии и т.д.
Литература:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 9-25
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.