Тема 2.Философия Древнего мира
Вопросы:
1. Философия Древней Индии
2. Философия Древнего Китая
Основными центрами восточной и западной философии становятся Индия, Китай и античная Греция.
Можно отметить общее и различное для Восточной и Западной философии. Так, например, выделим то, что сближает эти центры -общие черты:
1. Мифология является начальной формой общественного сознания. Через мифы человек пытался объяснить мир и все явления в нём, связывая героя-бога с совершенным идеалом в различных видах собственной деятельности. Зарождаются первые философские вопросы о возникновении и развитии Вселенной, вопросы о жизни и смерти.
2. К I тысячелетию до н. э. возникают и складываются первые классовые общества (рабовладельческие государства). В Индии, Китае, а затем и в Древней Греции происходит процесс расслоения общества, и потом в Древней Греции были созданы условия для расцвета культуры.
3. Философия Древнего мира создаёт общечеловеческие идеалы.
4. Разрабатываются проблемы космоса и бытия человека.
5. Зарождаются первые философские концепции, с помощью которых осуществляется анализ явлений в мире и природе. На Востоке – учение Конфуция, на Западе – философы – мудрецы.
Различные черты:
1. Философия Востока была направлена на проблему человека, где в основе философствования создавались учения о воспитании подрастающего поколения, ритуализм и др.
На Западе разрабатывалось сразу много проблем: развитие природы и космоса, бытие, познание мира и др., таким образом, охватывая общие принципы бытия и познания.
2. Восточная философия представлена в связи с религией, например, такие философско-религиозные течения: брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
На Западе философия отделяется от религии, создавая атеистическую направленность и проявляясь в философии Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и др.
3. В основе Восточной философии лежат мифологические понятия (категории), а на Западе используется философский категориальный аппарат: бытие, материя, движение, пространство, время, субстанция и др.
4. Западная философия опирается не только на чувственный опыт, но и на логическое (Сократ, Платон, Аристотель). На Востоке только школа Ньяя решала вопросы, опираясь на логику.
5. Философия Запада рассматривала вопросы человека в его единстве с общество, где присутствовали этические нормы. На Востоке философия связана с проблемами бытия человека, самосовершенствования личности и её самосознания.
Философия Древней Индии
Основные этапы развития древнеиндийской философии.
1. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.) Веды (дословно – знание) - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. До наших дней дошли четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они включали священное писание, ритуалы и комментарии к Ведам. Наибольший интерес вызывает Упанишады, в которых даётся философская трактовка о взаимоотношениях мироздания и человека, о высшей объективной реальности, о единстве целостной духовной субстанции, индивидуальной душе, о бессмертии души и ее перерождении согласно закону кармы.
2. Эпический период (VI – II вв. до н.э.), наиболее известными источниками, которого являются две поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяма», в них затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
Учения, оппозиционные Ведам, возникшие в эту эпоху: буддизм, джайнизм, чарвана–лакаята.
Философские школы, развивающие ведическое учение («даршаны»), возникающие в этот период: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса, санкхья.
3. Эра сутр(II в. до н.э. – VII в. н.э.) – краткие философские трактаты, рассматривающие отдельные проблемы. Эра завершает период древнеиндийской философией.
Ведическая религия политеистична, в ней насчитывается 33 высших бога, хотя в древних книгах упоминается о 333 богах. В началеI тыс. до н.э. возникает брахманизм, ведическая религия уже не устраивает людей развивающихся городов. Раскрывая неравенство людей, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несуществующими, поскольку весь мир – иллюзия (майя). Единственно реальным остается существование мирового духа.
Необходимо отметить основные понятия индийской философии:
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы – провести человека через испытания, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши. Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.
Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими Душами.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.
4. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
Важно отметить, что следующим движением, которому не нравились ведические ценности явился джайнизм (VI в. до н.э.) После Vв.до н.э. в Индии и в Китае распространился буддизм.
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго – Восточной Азии и др. - основатель учения – Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни 563 -483 гг. до н.э.)
- главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путём удовольствия» и «путём аскетизма»
- «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.
Восьмиричный путь - это буддистская программа личностного самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению - нирване.
Движение по нему предполагает следующие шаги:
1). Правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.
2). Правильная мысль. Изменить человека может лишь Путь самосовершенствования, который требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.
3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово - отражение грубости характера. Значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я».
4). Правильное действие. Цель самосовершенствования - стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.
Нравственный кодекс буддизма состоит из Пяти заповедей-ориентиров.
- Первое правило призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению увечий и убийству других живых существ.
- Второе правило - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый.
- Третье правило призывает к обузданию полового влечения. Так что буддийское правило заключается в целомудрии (никаких половых отношений вне брака).
- Четвертое правило - избегать лжи. Буддист предан истине.
- Пятое правило заключается в воздержании от опьяняющих веществ, они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически.
5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей.
6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.
7). Правильное внимание. Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления.
8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом.
Восьмиричный путь представляет собой три ступени духовного роста: первая - нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости».
В течение 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. Будда -воплощенный нравственный идеал.
2. Философия Древнего Китая
Основные этапы развития китайской философии:
1. VII в. до н.э. - III в. н.э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
2. III - XIX вв. н.э. - проникновение в Китай из Индонезии Буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы.
3. XXв.н.э. - современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.