Тема 4. Психические процессы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоционально-волевая сфера

 

Кроме познавательной сферы, в психике существует и эмоционально-волевая сфера, процессы которой отвечают за регуляцию поведения человека.

К процессам эмоционально-волевой сферы относятся эмоциональные процессы и состояния, мотивационные и волевые процессы.

Эмоции

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний человека и животных, отражающих в форме непосредственного переживания удовлетворения, радости, страха и т.д. значимость для индивида явлений и ситуаций действительности.

Эмоции всегда связаны с потребностями, и эмоциональная оценка тех или иных событий, ситуаций, объектов свидетельствует о том, в какой мере и каким образом эти события, ситуации, объекты могут или не могут удовлетворить потребность. Если потребность удовлетворяется легко и беспрепятственно, возникают положительные эмоции, если же на пути удовлетворения потребности возникают какие-либо трудности, эмоции становятся отрицательными.

Автор эволюционной теории Ч. Дарвин подчеркивал эволюционную целесообразность возникновения эмоций, отмечая, что эмоции представ­ляют собой средство, позволяющее живым существам определять значимость тех или иных условий для удовлетворения имеющихся у них потребностей и соответственно реагировать на них.

Эмоциональные явления закрепились в процессе эволюции как необхо­димый и удобный способ регуляции жизнедеятельности, который сигнализирует животному или человеку о полезности или возможном вреде различных факторов внешней среды.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распростра­нен­ная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребнос­тей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. В ходе эволюционного разви­тия животного мира появились различные эмо­ции и эмоциональные явления, а у человека, который находится на высшей ступени эволюции, можно наблюдать очень богатую и разно­образ­ную эмоциональную сферу.

Среди всех эмоциональных явлений, которые могут возникать у чело­века, различают три класса: это, собственно, эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид пси­хи­ческих процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольст­вие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из глав­ных регуляторов психической жизни и возникают в процессе прак­ти­чески любой активности человека. Эмоции возникают сразу при встрече с ситуацией, которую они отражают, поэтому говорят, что эмоции – это непосредственные переживания. Сначала идет непосредст­венная эмоцио­нальная реакция, и только потом мы начинаем познавать событие или объект, вызвавший у нас ту или иную эмоцию: строить его образ, запо­ми­нать или забывать, анализировать и понимать.

Как и другие психические процессы, эмоции могут быть разных видов, причем существует несколько классификаций эмоций.

Классификация эмоций. Традиционно эмоции можно разделить на переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индиви­дом как положительные.

Эмоции делят также на стенические и астенические. Стенические эмоции придают человеку сил, активизируют, направляют, побуждают человека действовать, а астенические расслабляют, утомляют чело­века, вызывают заторможенность.

Выдающийся немецкий психолог В. Вундт предложил трехмерную теорию эмоций, каждое «измерение» которых имеет еще два полюса:

– удовольствие – неудовольствие;

– напряжение – разряжение;

– возбуждение – торможение.

Наиболее известна классификация фундаментальных эмоций амери­канс­кого психолога К. Изарда, который выделяет следующие эмоции:

- радость;

- печаль/горе/страдание;

- удивление;

- гнев;

- отвращение/презрение/брезгливость;

- интерес/волнение.

На этих шести фундаментальных эмоциях, по теории К.Изарда, строится все богатство эмоциональной жизни человека: благодаря раз­личным сочетаниям базовых эмоций появляются новые.

Для определения преобладающих эмоций К.Изард разработал специаль­ный тест-опросник.

Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:

- альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

- коммуникативные эмоции (возникающие при общении, взаимодейст­вии с другими людьми);

- глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении, признании, уважении, славе);

- праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности, ее организацией и ориентацией на активные действия);

- пугнические эмоции (связанные с ситуациями борьбы, опасности, с потребностью рисковать);

- романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

- гностические эмоции (возникающие в познании);

- эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искус­ст­ва, прекрасного в природе, в жизни, в окружающем мире);

- гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);

- акзитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллек­цио­нированию).

Так же, как у К.Изарда, у Б.Додонова есть тест-опросник, позволяю­щий определить предпочитаемые эмоции.

Чувства

Чувства – высший уровень эмоциональных процессов, который есть только у человека. Чувства отражают отношение человека к определен­ным предметам, событиям, видам деятельности или окружающим людям.

Принято считать, что чувства всегда являются осознанными и устой­чивыми. От эмоций они отличаются глубиной и устойчивостью. Чувства не только отражают отношение к чему-либо или к кому-либо, но и мотивируют поведение, если человек стремится заниматься любимым делом, помогают найти во всем разнообразии окружающей среды объек­ты, которые могут послужить удовлетворению потребностей, оценить значимость событий и ситуаций, а выражение чувств и особенно обмен чувствами способствуют налаживанию эффективного взаимодействия.

Сильное и устойчивое чувство, окрашенное положительным эмоцио­нальным фоном, принято называть страстью. Страсть может иметь отно­шение к какой-либо определенной деятельности, другому человеку, явлению или событию.

Поскольку чувства – это сложно организованные эмоциональные про­цес­сы высшего уровня, отражающие внутренний мир человека, среди их видов выделяются нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства.

Нравственные чувства связаны с деятельностью и с отношением к дру­гим людям, с осмыслением своего места в мире, характера и последствий собственной деятельности и деятельности других людей. Нравственные чувства выражаются в оценке мыслей и действий с пози­ций общественных норм и принятых правил. Примерами нравственных чувств являются товарищество, дружба, любовь, чувство долга, чувство собственного достоинства, а также жалость, стыд, ревность, зависть и другие.

Эстетические чувства связаны с пониманием и переживанием прек­рас­ного, причем не только в произведениях искусства, но и в реальной жизни. Красивым может быть и поступок, и человек, и результаты нашей деятельности. Причем все это может переживаться не только как прек­рас­ное, но и как уродливое, некрасивое. Эстетические чувства – это чувство гармонии, красоты, уместности, сочетания и композиции цветов, звуков, материалов, образов. К эстетическим чувствам относится и чувство юмора.

Интеллектуальные чувства связаны с размышлениями, решением задач, любознательностью и вообще любой познавательной активностью. Человеку интересно новое, особенное, яркое, мы испытываем радость от решения сложной проблемы, стремимся «докопаться до истины» и можем определить ложь или слабые места стоящих перед нами задач.

Аффекты

Аффекты – это чрезмерно выраженные эмоциональные состояния, соп­ровождаемые видимыми и яркими изменениями в поведении чело­века, который их испытывает. Аффект, как правило, мало контролирует­ся сознанием или не контролируется совсем. Примером аффекта может служить истерика, которую трудно остановить, вспышка гнева, в которой человек кричит, размахивает руками и бьет посуду, или длительный смех, который мешает сосредоточиться на ситуации.

В аффекте сознание как бы «сужается», и человек не замечает ничего, что не относится к аффекту, поэтому он теряет возможность контроли­ровать ситуацию и собственное поведение. Психическое напряжение тем временем накапливается и стремится к выражению, поэтому в аффекте человек много и размашисто двигается, задевая все вокруг, громко кричит, производит разрушающие действия. После проявления аффекта человек испытывает огромное психическое истощение, упадок физи­ческих сил, эмоциональную опустошенность и даже потерю памяти на какие-то элементы ситуации или часть собственных действий. Опасным явлением могут быть так называемые «постаффекторные комплексы», вызывающие тот же аффект при встрече с ситуацией, похожей на ту, которая его вызывала ранее.

Начавшись, аффект далее развивается по собственным законам, мало зависящим от сознания, причем развивается быстро, бурно, с заметными физическими и физиологическими изменениями (учащение сердцебие­ния, покраснение или побледнение кожи, потливость, сухость во рту и т.д.), выраженными изменениями в моторике и речи. Благодаря такому развитию аффект имеет большую разрушительную силу прежде всего для психики его носителя.

Для нормальной жизнедеятельности аффекты являются препятствия­ми: человек тратит огромное количество сил и энергии на аффект, вместо того чтобы объективно решать возникшую проблему. Чаще всего приходится жалеть и раскаиваться в том, к чему привели аффекты.

Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн в результате анализа эмоциональных явлений выделил три сферы:

- органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность;

- предметные чувства;

- мировоззренческие чувства.

Органическая чувствительность связана с элементарными органи­ческими потребностями, удовлетворение которых сопровождается удовольствием, а неудовлетворение – неудовольствием.

Предметные чувства выражаются в отношении к различным предметам, явлениям, событиям, определенным видам деятельности.

Мировоззренческие чувства представляют собой чувства самого вы­со­кого уровня и касаются высших нравственных и духовных ценнос­тей, выражают отношение к миру вообще, к обществу, месту человека в природе, обществе, культуре.

Мотивация

Мотивация – это то, ради чего осуществляется деятельность.

В психологии термин «мотивация» является многозначным и опреде­ляет несколько психических явлений и процессов.

Мотивация как психическое явление рассматривается как система факторов, которые побуждают человека к активной деятельности, и в конечном счете определяют его поведение. Важной характеристикой системы мотивов является их соподчиненность друг другу – у каждого человека есть ведущие мотивы, которые определяют поведение в первую очередь и которым подчиняются второстепенные мотивы. В ситуации борьбы мотивов или их конфликта выбираются те, которые более важны для человека.

Термин «мотивация» может обозначать и совокупность потребностей, на удовлетворение которых направлено поведение, процесс и результат удовлетворения этих потребностей.

Мотивация как психический процесс обозначает особенности и этапы возникновения и формирования мотивов, то, каким образом эти факторы стимулируют и поддерживают, либо блокируют деятельность человека, отдельный вид его деятельности, конкретный поступок или действие.

Процесс мотивации в отечественной теории деятельности А.Н.Леонтье­ва описывается следующим образом:

1) возникает потребность;

2) происходит встреча потребности с предметом, который может ее удовлетворить и формируется мотив деятельности (говорят: мотив – опредмеченная потребность);

3) намечается цель поступка или действия (что человек хочет получить, какого результата добиться);

4) оцениваются условия среды и в соответствии с ними выбираются конкретные операции.

Устойчивые факторы мотивации, которые часто определяют поведе­ние и поступки человека, закрепляются в его личности и превращаются в личностные свойства или черты личности.

Если мотивация – это система факторов, определяющих поведение, то мотив – это элемент системы мотивации, конкретный фактор, стимули­рую­щий человека к совершению действия или поступка.

Самая распространенная классификация видов мотивации включает три вида: мотивация подразделяется на внутреннюю (человек проявляет личный внутренний интерес к деятельности), внешне-положительную (человек выполняет деятельность за какое-либо материальное или мо­раль­ное вознаграждение) и внешне-отрицательную (человек выполняет деятельность, за невыполнение которой последуют какое-либо наказание, штраф или санкции). Самой сильной и самой устойчивой является, конечно, внутренняя мотивация, далее по степени эффективности сле­дует внешне-положительная, а самой неэффективной является внешне-отрицательная мотивация.

Мотив – это побуждение к совершению действия, возникающее под влия­нием системы потребностей человека. Мотивы могут быть осознан­ны­ми, частично осознанными и неосознанными, т.е. человек может пони­мать, что является причиной его поведения, полностью, в определенной мере либо же не понимать этого вовсе.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи дина­ми­чес­кими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), бо­роть­­ся между собой или «складываться», повышая мотивацию к соверше­нию деятельности. Такие видоизменения могут происходить на всех фа­зах совершения поступка, и само поведение, и его последствия и резуль­таты могут видоизменяться под воздействием изменившихся моти­­вов. Более того, если мотив скрыт, бывает очень трудно понять, что на самом деле движет человеком при совершении того или иного действия.

В психологии описаны конкретные мотивы, в той или иной мере опре­деляющие поведение каждого человека в различных ситуациях или видах деятельности.

К таким конкретным мотивам прежде всего относят мотив дости­же­ния успеха, мотив избегания неудачи, склонность к риску или осторож­ности, мотив социального одобрения, мотив самоутверждения, мотив влас­ти, мотив саморазвития, мотив уважения и самоуважения, социаль­ные мотивы, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха обозначает стремление человека к успеху, к хорошему выполнению своей деятельности.

Мотив избегания неудачи обозначает стремление человека обходить такие виды деятельности, которые могут завершиться неудачей или неодобрением со стороны других людей и общества в целом.

Склонность к риску или осторожности связана с поведением и при­ня­тием решений в ситуации неопределенности: человек будет риско­вать в надежде на возможный успех и проявлять осторожность, если такой надежды у него нет.

Мотив самоутверждения связан с чувством собственного достоинст­ва, со стремлением показать самому себе и другим людям собственные возможности, способности и силы.

Мотив уважения и самоуважения выражается в том, что человеку важно хорошее отношение со стороны других людей и высокая само­оценка.

Мотив власти – стремление оказывать влияние на других людей, управлять, командовать, распоряжаться.

Мотив саморазвития связан с личным самосовершенствованием, при­об­ретением новых знаний, умений, осмыслением своего места в жизни.

Локус контроля – характеристика, которая объясняет, склонен ли человек принимать личную ответственность за свои поступки или возла­гает эту ответственность на других людей, ситуацию, обстоя­тельства, сверхъестественные силы. Интернальный (внутренний) локус контро­ля – принятие собственной ответственности; экстернальный (внешний) локус контроля – стремление искать и находить причины пове­­дения и ответственность за его результаты вне человека – в окружающей среде, других людях, судьбе. Локус контроля оказывает огромное влияние на поведение человека, и иногда его считают самостоятельным мотива­ционным фактором.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Самооценка влияет на то, будет ли человек действовать либо останется пассивен, то, насколько адекватно он может оценить свои силы, возмож­ности, знания, умения. Причем неадекватная самооценка может быть как завышенной (человек переоценивает себя), так и заниженной (человек недооценивает самого себя).

Уровень притязаний показывает сложность задач, который человек готов ставить перед собой и решать. Уровень притязаний также может быть адекватным (после того, как добился успеха в легких задачах, чело­век постепенно их усложняет, если потерпел неудачу – упрощает) и неадекватным, когда человек не делает выводов из результатов своей деятельности, не соотносит успехи или неудачи со сложностью задач.

Совместная деятельность и общение с другими людьми могут опре­деляться и другими социальными мотивами – принадлежности, контро­ля, положительных отношений, любви.

Мотив социального одобрения определяет поведение человека, стремя­щегося быть положительно оцененным другими людьми и обществом в целом.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотно­шения. Противоположный мотив – мотив социального отвержения, который проявляется в том, что человек боится быть отвергнутым, не принятым важными для него людьми из ближайшего окружения.

Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям. Противоположную тенденцию выражает эгоизм как стремление удовлетворять собственные, личные потребности и интересы независимо от потребностей и интересов других людей и социальных групп, а часто в ущерб им.

Агрессивность – стремление человека нанести физический, мораль­ный или имущественный вред другим людям, причинить им неприят­ность. Противоположной тенденцией является тенденция дружелюбия, связанная с ориентацией на сотрудничество, взаимную выгоду и с оцен­кой агрессивных действий как нежелательных и неприятных, вызываю­щих сожаление и угрызения совести.

Волевые процессы

Воля – способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.

Поскольку волевые процессы связаны с управлением своей собствен­ной деятельностью, то они работают постоянно, но в психологии выделен ряд ситуаций, в которых волевые процессы приобретают особое значение.

Воля включается в ситуациях, в которых источник деятельности чело­века находится в нем самом, т.е. в ситуациях, где необходимо проя­вить активность, инициативу и взять на себя ответственность за свои дейст­вия и их результаты. Воля особенно необходима, когда человек сам ставит себе цели, сам побуждает собственную деятельность, делает что-либо по личной инициативе, «для себя».

Воля включается также в ситуациях, в которых человеку для деятель­ности не хватает мотивации, когда внешние стимулы или внутренние мотивы не в состоянии обеспечить нормальный уровень активности, и необходимо подключать волевое усилие, дополнительные мотивы или стимулы.

Третьей и самой интересной для психологии ситуацией, где особенно важны волевые процессы, является ситуация конфликта или борьбы мотивов, при которых человеку необходимо сделать выбор.

Борьба мотивов также может быть нескольких видов:

- «приближение-приближение» – есть две или несколько альтернатив, каждая из которых обладает привлекательностью для человека (до­пус­тим, нужно выбрать, к кому из друзей идти в гости: все варианты равно привлекательны, но все сразу реализовать невозможно, необходим выбор);

- «приближение-избегание» – одна и та же ситуация имеет как привле­ка­тельные, так и отталкивающие черты (ребенку, который учится ездить на велосипеде, и интересно покататься, и страшно упасть);

- «избегание-избегание» – есть две или более ситуаций, одинаково непривлекательные для субъекта, а выбор из этих «двух зол» все же необходимо сделать.

Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении активности, но и в способности затормозить активность, отказаться от какого-либо действия. Например, иногда больших волевых усилий стоит не вступить в конфликт со старшими членами семьи.

Воля – это такой психический процесс, который не является врожден­ным. Воля формируется в обществе как результат воспитания, самовос­пи­тания и обучения. Маленькие дети не могут волевыми усилиями контролировать свою деятельность, они действуют импульсивно, неп­роиз­вольно. Затем в ходе психического развития, обучения и воспитания дети овладевают способностью контролировать собственные действия, у них формируется осознание результатов своих действий, отношение к тем или иным действиям и поступкам. Ребенок научается произвольно контролировать себя, свои слова и действия.

В психологии описаны волевые свойства личности – активность, самос­тоятельность, инициативность, целеустремленность, упорство, реши­тель­ность, смелость, дисциплинированность, выдержка. Все эти ха­рак­теристики личности являются результатом развития волевых процес­сов и закрепления их в поведении как устойчивых тенденций.

Недостаток развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в состоянии контролировать свое поведение, не может сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Патология развития воли называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не может проявить волю и сам себя заставить это сделать. Еще одной выраженной характеристикой абулии является отсутствие внутренних регуляторов поведения и следование внешним побудителям действий. Человек с подобной патологией может, например, высказать какую-то мысль просто потому, что она пришла ему в голову, не разбираясь в том, соответствует ли его мнение действительности, не оскорбляет ли оно других людей, не свидетельствует ли о его некомпетентности и т.д.

В заключение анализа основных психических процессов необходимо подчеркнуть, что все описанные процессы играют каждый свою, но очень важную роль в деятельности человека. Особенную значимость психические процессы приобретают в профессиональной деятельности и деловом общении.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды психических процессов регуляции деятельности вы знаете?

2. Дайте определение эмоции.

3. Какие виды эмоций выделяются в психологии?

4. Что такое чувства?

5. Охарактеризуйте состояние аффекта.

6. Охарактеризуйте понятие мотивации.

7. Какие виды мотивации вы знаете?

8. Какие мотивы вы знаете?

9. Дайте определение волевых процессов.

10. Назовите волевые качества личности.

 

Практическое задание в рабочей тетради

В рабочую тетрадь внесите результаты, полученные при проведении психологических методик по темам «Эмоции. Мотивация. Воля». Обоб­щите результаты и сделайте выводы из полученных результатов.

1. Словарь эмоций.

2. Предпочитаемые переживания (Додонов).

3. Шкала дифференциальных эмоций (Изард).

4. Мотивация достижения успеха.

5. Мотивация избегания неудач.

6. Диагностика волевой саморегуляции.

 

Литература: 4–9.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 214.