В историческом развитии научной психологии к настоящему времени сформировалось несколько научных школ, которые отличаются друг от друга тем, как они описывают и объясняют те или иные психические явления.
Сообщество ученых, развивающих единые взгляды на природу и функционирование психики, применяющих одни и те же принципы и методы исследования, принято называть научно-психологической школой. Рассмотрим основные научно-психологические школы.
Бихевиоризм
Предметом бихевиоризма как психологической школы является поведение, доступное наблюдению со стороны, а методом – экспериментальное изучение факторов, влияющих на формирование поведения. В основном представители бихевиоризма изучали процессы научения у животных и человека. Основная идея бихевиористов заключается в следующем. Поведение состоит из реакций. Источником реакций являются стимулы внешней среды, которые воздействуют на организм и требуют каких-либо действий.
Поведение – любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой человек или животное приспосабливается к условиям внешнего мира. Поскольку эти условия постоянно меняются, необходимо постоянно приспосабливаться к новым изменениям.
Основная задача бихевиористской психологии – накопление наблюдений за человеком с таким расчетом, чтобы впоследствии в каждом данном случае можно было, имея стимул, предсказать реакцию, и имея реакцию, восстановить стимул.
Все реакции делятся по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними или внешними. Ученые полагают, что число врожденных реакций невелико, и фактически почти все поведение является результатом обучения. Навыки образуются либо путем проб и ошибок, и тогда процессом их приобретения невозможно управлять, либо в результате целенаправленного обучения, и в этом случае процесс управляем, можно выделить его закономерности, или законы научения. Первый закон гласит, что эффективность научения зависит от количества повторений – закрепляется в поведении та реакция, которую чаще повторяли. Второй закон говорит о подкреплении – в поведении остается та реакция, которая вызвала наибольшее вознаграждение. Третий закон касается готовности организма к научению – результаты его могут зависеть от состояния организма (если подкреплением является пища, то голодные животные учатся быстрее, чем сытые). И наконец, четвертый закон говорит о том, как формируются условные рефлексы: если в течение нескольких попыток сопровождать биологически значимый раздражитель (например, пищу) каким-либо нейтральным (например, произношением клички животного или включением света), то вскоре реакцию станет вызывать только нейтральный раздражитель. Всем хозяевам домашних питомцев известна их реакция на звук открывающейся двери холодильника (биологически этот раздражитель нейтрален, но вызывает условный рефлекс).
Все законы научения, открытые ими в экспериментах с животными, бихевиористы распространяли и на поведение человека.
Психоанализ
Предметом психоанализа как психологической школы является бессознательное. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд долгое время работал в клинике с пациентами, страдающими различными психическими расстройствами. Результатом его работы стал новый метод – психоанализ, представляющий собой специальным образом организованную беседу, включающую фантазирование, анализ сновидений, оговорок, ошибочных действий и пр. З.Фрейд показал, что если человек старается избавиться от какого-либо неприятного ему переживания, оно подавляется и выводится из сознания в бессознательное, но его влияние на личность и поведение становится сильнее и разрушительнее. Выход – осознать и принять это переживание, в этом случае оно утратит свою силу и станет обычным элементом опыта.
З.Фрейд разделил всю психику человека на сознание, предсознательное (то, что может быть осознано без специальных усилий) и бессознательное (то, что может быть осознано только в результате психоанализа, а не в обыденной жизни).
Большое внимание психоаналитики уделяли личности, ее свойствам и проявлениям, а также структуре личности.
Согласно взглядам психоаналитиков, сознание (или Я, или Эго), обеспечивающее непосредственный контакт с окружающей действительностью, восприятие и деятельность – не единственная составляющая личности. В структуру личности включаются также биологическое, природное начало (Оно) со всеми присущими ему потребностями, и совокупность общественных ценностей, норм, правил, запретов и ограничений (Сверх-Я). Личность находится в состоянии конфликта между Оно и Сверх-Я, между требованиями природы и нормами общества, приспосабливая их друг к другу и к условиям реальности.
Когнитивная психология
В центре внимания когнитивной психологии находятся познавательные (когнитивные) психические процессы – восприятие, память, внимание, мышление. При этом они исследуются на основе информационного подхода, по аналогии с процессами переработки информации.
Познание определяется как процесс, при помощи которого воспринятые из окружающей среды данные подвергаются трансформации, обработке, накоплению, сокращению, воспроизведению и в дальнейшем используются в повседневной жизнедеятельности. Согласно взглядам представителей когнитивной психологии, познание присутствует в любом акте человеческой деятельности.
Центральным понятием когнитивного подхода стало представление о схемах или внутренних когнитивных структурах, участвующих в переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде и уже имеющихся знаниях. Схемы могут быть не только результатом, но и источником познания, они могут видоизменяться под влиянием новой информации или запускать процесс познания, если в них имеются пробелы или противоречия, которые необходимо устранить или разрешить. Схемы могут также стать основой для прогнозирования будущих событий.
Поведение личности зависит от того, какая картина мира у нее сформирована, насколько эта картина адекватна реальности, насколько согласованы между собой ее элементы – знания, отношения, поведение личности и других людей.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология помещает в фокус своего внимания личность, делая главной идеей принцип развития личности. Согласно гуманистической психологии, личность стремится к самоактуализации. Это понятие означает врожденное стремление человека к росту и развитию его личности для полной реализации всех его возможностей и способностей.
Широкую известность получила «пирамида потребностей», разаботанная Абрахамом Маслоу, с помощью которой он показал, как организована мотивация человека и какое место в этой системе занимают различные виды мотивации. Базовыми потребностями человека являются физиологические (витальные), потребность в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в самоуважении, и, наконец, в самоактуализации (личном совершенствовании). При этом часть этих потребностей связана с восполнением дефицитных ресурсов, а часть – с ростом и развитием. Они реализуют высшие человеческие ценности (целостность, совершенство, порядок, активность, богатство, простота, доброта, красота, справедливость, уникальность, ненапряженность, игра, истина).
Полноценно функционирующим гуманисты считали такого человека, который стремится к росту и развитию, открыт новому опыту и готов учиться, доверяет своим ощущениям и интуиции, готов принимать личную ответственность за свои решения и события своей жизни.
Другой важной идеей гуманистической психологии является стремление человека к обретению смысла своей жизни. Представители подчеркивали, что у каждого человека смысл жизни уникален, но все смыслы можно условно сгруппировать в три категории – смыслы творчества (создание чего-то нового, изменение окружающего мира), смыслы отношения (взаимодействие с другими людьми, высшим проявлением которого является любовь), смыслы переживания (осмысление жизненных событий, впечатлений, идей, их переработка и осознание).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.