Тема 2. Основные научно-психологические школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В историческом развитии научной психологии к настоящему вре­мени сформировалось несколько научных школ, которые отличаются друг от друга тем, как они описывают и объясняют те или иные психические явления.

Сообщество ученых, развивающих единые взгляды на природу и функционирование психики, применяющих одни и те же принципы и методы исследования, принято называть научно-психологической школой. Рассмотрим основные научно-психологические школы.

Бихевиоризм

Предметом бихевиоризма как психологической школы является поведение, доступное наблюдению со стороны, а методом – экспери­ментальное изучение факторов, влияющих на формирование поведе­ния. В основном представители бихевиоризма изучали процессы науче­ния у животных и человека. Основная идея бихевиористов заключается в следующем. Поведение состоит из реакций. Источником реакций являются стимулы внешней среды, которые воздействуют на организм и требуют каких-либо действий.

Поведение – любая реакция в ответ на внешний стимул, посредст­вом которой человек или животное приспосабливается к условиям внешнего мира. Поскольку эти условия постоянно меняются, необхо­димо постоянно приспосабливаться к новым изменениям.

Основная задача бихевиористской психологии – накопление наблю­дений за человеком с таким расчетом, чтобы впоследствии в каждом данном случае можно было, имея стимул, предсказать реакцию, и имея реакцию, восстановить стимул.

Все реакции делятся по двум основаниям: являются ли они приобре­тенными или наследственными; внутренними или внешними. Ученые полагают, что число врожденных реакций невелико, и фактически почти все поведение является результатом обучения. Навыки образуются либо путем проб и ошибок, и тогда процессом их приобре­тения невозможно управлять, либо в результате целенаправленного обучения, и в этом случае процесс управляем, можно выделить его закономерности, или законы научения. Первый закон гласит, что эффективность научения зависит от количества повторений – закрепляется в поведении та реак­ция, которую чаще повторяли. Второй закон говорит о подкреплении – в поведении остается та реакция, которая вызвала наибольшее вознаграж­дение. Третий закон касается готовности организма к научению – резуль­таты его могут зависеть от состояния организма (если подкреплением является пища, то голодные животные учатся быстрее, чем сытые). И наконец, четвертый закон говорит о том, как формируются условные рефлексы: если в течение нескольких попыток сопровождать биологи­чес­ки значимый раздражи­тель (например, пищу) каким-либо нейтральным (например, произно­ше­нием клички животного или включением света), то вскоре реакцию станет вызывать только нейтральный раздражитель. Всем хозяевам домашних питомцев известна их реакция на звук открывающейся двери холодильника (биологически этот раздражитель нейтрален, но вызы­вает условный рефлекс).

Все законы научения, открытые ими в экспериментах с животными, бихевиористы распространяли и на поведение человека.



Психоанализ

Предметом психоанализа как психологической школы является бес­соз­нательное. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд долгое вре­мя работал в клинике с пациентами, страдающими различ­ными психичес­кими расстройствами. Результатом его работы стал новый метод – психоанализ, представляющий собой специальным образом организован­ную беседу, включающую фантазирование, анализ сновидений, оговорок, ошибочных действий и пр. З.Фрейд показал, что если человек старается избавиться от какого-либо неприятного ему переживания, оно подав­ляется и выводится из сознания в бессознатель­ное, но его влияние на личность и поведение становится сильнее и разрушительнее. Выход – осознать и принять это переживание, в этом случае оно утратит свою силу и станет обычным элементом опыта.

З.Фрейд разделил всю психику человека на сознание, предсозна­тель­ное (то, что может быть осознано без специальных усилий) и бессозна­тельное (то, что может быть осознано только в результате психоанализа, а не в обыденной жизни).

Большое внимание психоаналитики уделяли личности, ее свойствам и проявлениям, а также структуре личности.

Согласно взглядам психоаналитиков, сознание (или Я, или Эго), обеспечивающее непосредственный контакт с окружающей действи­тель­ностью, восприятие и деятельность – не единственная составляю­щая личности. В структуру личности включаются также биологичес­кое, при­род­ное начало (Оно) со всеми присущими ему потребностями, и сово­куп­ность общественных ценностей, норм, правил, запретов и ограничений (Сверх-Я). Личность находится в состоянии конфликта между Оно и Сверх-Я, между требованиями природы и нормами общества, приспо­сабливая их друг к другу и к условиям реальности.

Когнитивная психология

В центре внимания когнитивной психологии находятся познава­тель­ные (когнитивные) психические процессы – восприятие, память, внима­ние, мышление. При этом они исследуются на основе информа­цион­ного подхода, по аналогии с процессами переработки информа­ции.

Познание определяется как процесс, при помощи которого вос­принятые из окружающей среды данные подвергаются трансформации, обработке, накоплению, сокращению, воспроизведению и в дальней­шем используются в повседневной жизнедеятельности. Согласно взглядам представителей когнитивной психологии, познание присутст­вует в любом акте человеческой деятельности.

Центральным понятием когнитивного подхода стало представление о схемах или внутренних когнитивных структурах, участвующих в переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходи­мой информации в окружающей среде и уже имеющихся знаниях. Схемы могут быть не только результатом, но и источником познания, они могут видоизменяться под влиянием новой информации или запускать процесс познания, если в них имеются пробелы или противоречия, которые необходимо устранить или разрешить. Схемы могут также стать основой для прогнозирования будущих событий.

Поведение личности зависит от того, какая картина мира у нее сформирована, насколько эта картина адекватна реальности, насколько согласованы между собой ее элементы – знания, отношения, поведение личности и других людей.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология помещает в фокус своего внимания личность, делая главной идеей принцип развития личности. Согласно гуманистической психологии, личность стремится к самоактуализации. Это понятие означает врожденное стремление человека к росту и развитию его личности для полной реализации всех его возможностей и способностей.

Широкую известность получила «пирамида потребностей», разабо­тан­ная Абрахамом Маслоу, с помощью которой он показал, как органи­зована мотивация человека и какое место в этой системе занимают различные виды мотивации. Базовыми потребностями человека являются физиологические (витальные), потребность в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в самоуважении, и, наконец, в самоактуали­за­ции (личном совершенствовании). При этом часть этих потребностей связана с восполнением дефицитных ресурсов, а часть – с ростом и раз­ви­тием. Они реализуют высшие человеческие ценности (целост­ность, совер­шенство, порядок, активность, богатство, простота, доброта, красо­та, справедливость, уникальность, ненапряженность, игра, истина).

Полноценно функционирующим гуманисты считали такого человека, который стремится к росту и развитию, открыт новому опыту и готов учиться, доверяет своим ощущениям и интуиции, готов прини­мать лич­ную ответственность за свои решения и события своей жизни.

Другой важной идеей гуманистической психологии является стрем­ление человека к обретению смысла своей жизни. Представители подчер­кивали, что у каждого человека смысл жизни уникален, но все смыслы можно условно сгруппировать в три категории – смыслы творчества (создание чего-то нового, изменение окружающего мира), смыслы отно­ше­ния (взаимодействие с другими людьми, высшим прояв­лением которого является любовь), смыслы переживания (осмысле­ние жизнен­ных событий, впечатлений, идей, их переработка и осознание).



Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.