Тема 3. Психические процессы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Познавательная сфера

Психические процессы – это изменения, которые условно выде­ляют в психической жизни человека, его внутреннем мире. Безусловно, внутренний мир человека целостен, но в него входят различные явле­ния, процессы, которые функционируют на разных уровнях – физиоло­гическом, психофизиологическом, психологическом, индивидуальном, социальном.

Мы будем рассматривать индивидуальные психические процессы, присущие каждому конкретному человеку, но вместе с тем имеющиеся у всех людей.

Все психические процессы принято делить на познавательные, связан­ные с получением, переработкой, хранением информации и инди­ви­дуаль­ного опыта, и процессы регуляции деятельности, на осно­ве которых осуществляется деятельность человека в окружающем мире.

Познавательные психические процессы – это ощущение, вос­прия­тие, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Процессы регуляции деятельности включают эмоциональные (эмо­ции, чувства, аффекты) и волевые (борьба мотивов, принятие реше­ния, постановка цели) процессы.

Начнем с познавательных процессов. Основой всего познания являются ощущения.

Ощущение

Ощущениями в психологии называются процессы отражения отдельных свойств объектов окружающего мира. В самом деле, мы получаем информацию о форме, размере, цвете, удаленности объектов окружающего мира с помощью зрения, различаем звуки музыки, шумы природы и техники, голоса зверей и птиц благодаря слуху, ощущаем наощупь характер поверхности предметов, их температуру с помощью осязания, чувствуем различные запахи посредством обоняния, ощущаем на вкус различные вкусовые свойства предметов. Все это – различные ощущения, их великое множество. Американский психолог Эдвард Титченер в своей лаборатории составил своеобразный «словарь», включающий более 40 тысяч различных ощущений.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, исследовав­ший высшую нервную деятельность, отмечал, что человек не может жить без ощущений. В науке описаны эксперименты, в которых человека целенаправленно изолировали от потока ощущений – помещали в тем­ную звуконепроницаемую комнату, погружали в ванну с солёной водой, плотность и температура которой равна плотности и температуре тела. Было доказано, что через некоторое время в таких условиях наступает так называемый «голод чувств», или состояние сенсорной депривации (лишения), при котором нарушается режим сна и бодрствования, человек испытывает скуку, раздражение, могут появ­ляться ложные воспоми­нания, галлюцинации, нарушения воображения и мышления. Таким образом, состояние изоляции от внешних раздра­жителей оказывает негативное влияние на всю психическую жизнь человека.

В условиях же реальной жизни мы испытываем скорее переизбыток ощущений. Все ощущения мы получаем автоматически, не задумы­ваясь. Мы видим предметы, слышим звуки просто потому, что они есть вокруг нас. И чем больше вокруг нас событий, тем больше тот поток ощущений, который мы получаем.

Ощущения присущи не только человеку, но и животным, причем у животных ощущения могут быть более тонкими и острыми («нюх как у собаки», «орлиное зрение», «слух летучей мыши» и т.п.). Однако для компенсации ограниченности человеческих ощущений наука создала приборы, «усиливающие» человеческие органы чувств – микроскопы и телескопы, эхолокаторы, лаборатории и реактивы для химического анализа веществ.

Итак, ощущения – это отражение свойств предметов и явлений, реально существующих в окружающем мире.

Согласно принятой в психологии классификации, ощущения можно подразделить на три большие группы:

1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружаю­щего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;

2) ощущения, которые отражают состояние внутренних органов и всего организма;

3) ощущения, отражающие положение тела и отдельных его частей относительно друг друга: ощущения равновесия, двигательные, мышечные.

Рассмотрим подробно каждую из выделенных групп ощущений.

Зрительные ощущения. Основным источником информации о внеш­нем мире является зрение. Есть научные данные, что до 80 % от общего объема внешней информации человек получает благодаря зрению.

Светочувствительный орган глаза – сетчатка, которая содержит два типа клеток – палочки и колбочки (такие названия клетки получили за особенности своего строения). Палочки обладают очень высокой свето­чувствительностью и могут распознавать очертания и форму предметов в условиях недостаточной освещенности. Они также могут «заметить» движение предметов. Колбочки настроены за восприятие хорошо осве­щен­ных предметов, причем различные виды колбочек способны распоз­на­вать различные длины волн, а следовательно, цвета предметов. Нару­шения цветового зрения связаны с недостатком или даже отсутствием колбочек определенного вида.

Слуховые ощущения . Слух – второй по важности орган чувств. С его помощью мы получаем информацию о звуках вокруг нас. Все звуки обычно делят на музыкальные, шумовые и речевые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями. В речи же могут встречаться как музыкальные звуки (например, гласные), так и шумовые (шипящие, свистящие).

Как же устроен слуховой анализатор? Звук представляет собой колебания воздуха, которые улавливаются ухом и вызывают колебания барабанной перепонки – нашего естественного детектора звука, а затем через среднее ухо передаются во внутреннее, где находится улитка – орган восприятия звуков. Колебания воздуха преобразуются там в нервные импульсы, которые передаются далее в головной мозг.

Кожные ощущения . Важным видом ощущений является осязание. Если органом зрения является глаз, органом слуха – ухо, то органом осязания является вся поверхность тела человека – кожа и слизистые оболочки. Кожа – самый большой орган человека, на нее приходится около 30% массы всего тела. Благодаря коже мы можем получить три вида ощущений – тактильные (осязательные), температурные и вибра­ционные.

Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, прикасающихся к коже, температурные – тепло или холод, вибрационные – воздействие на поверхность кожи колебаний воздуха или каких-либо предметов.

Для людей, которые в силу особенностей развития имеют понижен­ное зрение или слух (или и то, и другое вместе), тактильный анализатор берет на себя функцию ориентировки в окружающем мире, компен­сируя проблемы других органов чувств.

Вкусовые ощущения. Вкусовой анализатор способен различать четы­ре вида элементарных вкусовых ощущений: сладкого, кислого, горького, соленого. Вкусовые ощущения так же, как и кожные, явля­ют­ся кон­такт­ными, так как возникают в результате контакта с рецеп­то­рами веществ, растворенных в воде или слюне. На поверхности языка, глотки и неба располагаются вкусовые почки, которые и являются рецепторами вкуса.

Обонятельные ощущения. Кроме вкуса, человек способен разли­чать запахи. Рецепторами, настроенными на различение запахов, явля­ются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости. Этот вид ощущений можно отнести к разряду наиболее таинственных. Запах часто помогает воскресить в памяти прошедшее событие, его легко узнать, но почти невозможно вспомнить и тем более назвать какими-либо словами.

Доказано, что запахи играют важную роль во взаимодействии матери и ребенка: младенцы способны распознавать мать по запаху. В экспе­ри­менте, проведенном американскими учеными, большинство двухмесяч­ных малышей улыбались и демонстрировали оживление, чувствуя запах матери, и никак не реагировали или плакали, когда чувствовали запах другой женщины.

Древняя медицина использовала запахи для диагностики болезней. Так, известно, что больной тифом пахнет свежеиспеченным черным хлебом, а больной туберкулезом – прокисшим пивом. Некоторые совре­мен­ные направления диагностики используют специальные установки для изучения запахов болезней.

Болевые ощущения выделяются в отдельную группу. Большая их часть связана с кожным анализатором, они могут возникать в ответ на раздражение определенных точек боли (удар, укол, ожог и пр.). С другой стороны, боль может быть ответом любого анализатора на сверхсильный раздражитель (болевые ощущения вызывают и слишком яркий свет, и слишком громкий звук, и слишком сильный запах).

Все описанные ощущения – это ощущения от внешней среды. Их принято называть экстероцептивными (от латинского слова «наруж­ный»).

Кроме внешних, есть и внутренние ощущения, источником которых является тело человека. Они делятся на интероцептивные (от латинс­кого слова «внутренний») – ощущения от внутренних органов или полос­тей тела, дающие информацию об их состоянии (например, тяжесть или вздутие в пищеварительных органах) и проприоцептив­ные (от латинс­кого слова «собственный») – ощущения от мышц, свя­зок, сухожилий, дающие информацию о взаимном расположении и движении частей тела.

Выделяются следующие свойства ощущений:

– качество (цвет, форма, высота звука, гладкость или шершавость поверхности, вкус или запах),

– интенсивность (сила ощущения – насколько сильно оно выражено),

– продолжительность (временная характеристика ощущения – сколько оно длится),

– пространственная локализация (где находится предмет, вызывающий ощущение),

– абсолютный порог (минимальная величина раздражителя, чтобы быть замеченным, и максимальная величина раздражителя, при превы­шении которой ощущение переходит в болевое),

– относительный порог (минимальная разница в ощущениях от двух различных предметов, которую мы можем различить).

Чувствительность . Чувствительность – это способность человека различать самые слабые внешние воздействия. Чувствительность будет тем выше, чем меньшую величину раздражителя человек может разли­чить. Психологи говорят, что чувствительность и пороги находятся в обратной зависимости – чем ниже порог, тем выше чувствительность (например, человеку требуется меньшее количество сахара, чтобы почувствовать его вкус), и наоборот – чем выше порог, тем чувстви­тельность ниже. Человек, обладающий высокой чувствительностью, в состоянии различить даже самые слабые воздействия. Необходимо помнить, что чувствительность у различных людей неодинакова. На чувствительность анализаторов и величину порогов влияют многие факторы, наиболее значимые из которых – профессиональная дея­тель­ность человека, его интересы. Например, ткачи способны различать до 40 оттенков черного цвета. Даже у одного и того же человека чувстви­тель­ность может меняться в зависимости от его состояния.

Адаптация. Анализаторы одного и того же человека могут также приспо­сабливаться к новым условиям внешней среды, деятельности человека, а их чувствительность может меняться. Такое изменение чувствительности для приспособления к среде и деятельности назы­вается адаптацией. Под действием яркого света чувствительность зрительного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз (яркий свет «слепит» глаза). Слуховой анализатор может привыкнуть (адапти­роваться) к шуму и перестать замечать его.

Адаптация может быть положительной и отрицательной. При слабом действии раздражителя чувствительность усиливается – это положитель­ная адаптация; при действии сильных раздражителей чувствительность уменьшается Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте, и наоборот), к слуховым и болевым раздражителям – значительно сложнее.

Сенсибилизация . Все наши органы чувств взаимосвязаны, поэтому иногда можно наблюдать, как чувствительность одного анализатора изме­няется при воздействии на другой. Такое явление называется сенси­би­лизацией, т.е. изменением чувствительности. Например, чувстви­­тельность глаза может повышаться, если одновременно звучит тихая спокойная музыка.

Синестезия . У некоторых людей существует интересная особен­ность – сочетание различных видов ощущений и их «перемешивание». В пси­хологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми, вкусовыми, обонятельными или осязательн­ыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия, слово, вкус или запах. Экспериментально установлено, что есть мелодии, которые можно назвать радостными и печальными яркие и тусклые звуки и запахи, «вкусные» цвета. Такая особенность может лежать в основе творческого мышления.

Компенсация. В случаях, когда в деятельности какого-либо анали­за­тора наблюдается дефект, другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме и компенсируют недостатки: недостаток зрения компенсируется обостренными слухом и осязанием, проблемы со слухом – хорошей зрительной ориентировкой. Таким образом, наши органы чувств обладают компенсаторными возможностями.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в сово­купности их свойств и частей при их непосредственном воздейст­вии на органы чувств.

От ощущения восприятие отличается в первую очередь целост­ностью – отдельные свойства предметов, отраженные в ощущениях, объединя­ются в восприятии в единый целостный образ предмета, явления или другого человека.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой. Человек мыслит не отдельными свойствами предметов, а их целостными образами (мы сначала отвечаем на вопрос «Что это?», и лишь потом – на вопрос «Какое оно?»).

Тем не менее большой ошибкой было бы сводить восприятие к простой сумме ощущений: целостный образ предмета всегда более информативен, чем сумма его свойств.

Восприятие тесно связано с научением – процессом и результатом приобретения индивидуального опыта. В ходе научения человек приоб­ретает новые реакции, знания, умения и другие формы поведения. Для того чтобы научение было успешным, необходимо, чтобы образ вос­приятия был наиболее адекватен реальности. С помощью восприятия человек получает индивидуальный опыт, который затем может влиять на формирование образов восприятия и даже организовывать весь процесс восприятия – какие-то предметы и явления кажутся нам «зна­ко­мыми», другие – «новыми», требующими дополнительной позна­вательной актив­ности.

Человеческое восприятие способно адаптироваться (приспосабли­ваться) к условиям, в которых оно осуществляется. Это происходит автоматически, без участия сознания. Подтверждение этому факту можно найти в многочисленных экспериментах с так называемым инвертиро­ванным («перевернутым») зрением. Испытуемые-добро­воль­цы на нес­коль­ко дней надевали специальные очки, которые «перево­рачивали» картинку зрительного восприятия, отражающуюся на сетчатке глаза – она оказывалась либо перевернутой (верх – внизу, низ – наверху), либо зеркальной (право – слева, лево – справа). Конечно, в первый день дея-тельность испытуемых была полностью дезоргани­зована, однако в последующие дни человек привыкал к такому распо­ложению зритель­ного образа и переставал замечать искажения. К концу эксперимента испытуемые видели обычную картинку восприя­тия и безошибочно ориентировались в окружающем мире. Самое инте­рес­ное начиналось, когда после недельного ношения инвертирующих очков испытуемые снимали их. Картинка снова воспринималась как перевернутая, несмотря на то, что очки были сняты. Это объясняется тем, что за время эксперимента восприятие перестраивалось, и по окончании эксперимента нужно было перестроить его обратно.

В другом эксперименте (не таком длительном, как предыдущий) выясняли, как активность влияет на адаптацию. В течение двух часов, проведенных в инвертирующих очках, часть испытуемых могла передви­гаться по комнате, выполнять те или иные действия и задания экспери­мен­татора, в то время как действия и передвижения другой части испы­туемых были строго ограничены, и большую часть времени они просидели на стуле. Конечно, лучше адаптировались те, кто имел возможность проявлять большую активность. Те испытуемые, которые просто сидели, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе.

Эти данные показывают, что в восприятии ведущую роль играет активная деятельность: человек в процессе взаимодействия с предме­тами и явлениями окружающей действительности как бы проверяет образ восприятия на соответствие реальности.

Виды восприятия. Рассмотрим две существующие классификации восприятия.

По модальностям (ведущим анализаторам) восприятие делится на зрительное, слуховое, осязательное, либо комбинированные виды – например, зрительно-слуховое.

По объекту восприятия выделяются следующие виды:

– восприятие предметов;

– восприятие отношений;

– восприятие движения;

– восприятие пространства;

– восприятие времени;

– восприятие человека.

Рассматривая данную классификацию, необходимо учитывать, что в восприятии объектов и явлений участвуют сразу несколько органов чувств, и каждый вносит свой фрагмент информации в обобщенный целостный образ.

Свойства восприятия. Выделяют следующие свойства восприятия: активность предмет­ность, целостность, избирательность, осмысленность, структурность, константность, апперцепцию.

Человек при восприятии проявляет активность, включает процессы восприятия в свою деятельность. Активность, в свою очередь, делает образ восприятия более адекватным реальности, что и показали описанные выше эксперименты.

Предметность восприятия проявляется в том, что человек строит целостный образ предмета или явления, куда собираются данные от различных ощущений. Предметность восприятия раскрывается как объек­тив­ное качество, обусловленное особенностями воздействия пред­ме­тов внешнего мира. Абстрактные идеи не относятся к восприятию, они возникают в процессе мышления или воображения и будут описаны в соответствующем разделе конспекта лекций.

О целостности восприятия мы уже говорили – воспринимаемые нами предметы отражаются в образе восприятия не фрагментарно по отдельным свойствам, а полностью. Мы получаем в процессе восприятия образ предмета, куда включены различные ощущения, но они находятся в неразрывном единстве.

Избирательность восприятия выражается в том, что среди всей окружающей действительности человек способен выделять именно те предметы, явления, ситуации, которые имеют значение для данного человека в данный момент. Благодаря избирательности мы способны выделить среди всей воспринимаемой картинки объект и отделить его от фона. Таким образом, объектом восприятия становится тот предмет или явление, который имеет наибольшее значение, а остальные предметы становятся фоном.

Свойство избирательности восприятия используется, например, в военном деле: в обмундировании применяется маскировочная ткань, окрашенная в цвета местности. Это позволяет человеку затеряться на местности, перестать быть «фигурой», «слиться с фоном». С этим же свойством восприятия связано явление маскировки в животном мире – защитная окраска или защитные формы, благодаря которым обеспе­чивается максимальное сходство со средой обитания.

Осмысленность восприятия проявляется в том, что человек наделяет воспринимаемые предметы и явления смыслом, стремится назвать словом, обозначить знаком, отнести к какой-то определенной категории известных ему объектов. Кроме того, при восприятии боль­шую роль играет прошлый опыт человека, его профессия и установки – предраспо­ложенность воспринимать все определенным образом.

Структурность восприятия проявляется в том, что мы стремимся создать обобщенную структуру, или модель воспринимаемого объекта, что существенно облегчает процесс восприятия. Видя сломанный стул, мы сразу замечаем отсутствие какой-либо детали именно благодаря струк­турности восприятия – в сознании имеется обобщенная модель стула, на которую «накладывается» воспринимаемый в данный момент предмет.

Константность – это постоянство восприятия. Благодаря этому свойству мы узнаем знакомую местность в разные периоды дня, при различном уровне освещения, при различной погоде или в разные времена года, а мелодия, перенесенная в другую тональность, воспри­ни­мается как та же самая, только выше или ниже по тону. Констант­ность восприятия позволяет нам строить образ предметов при различ­ных условиях; без этого свойства мы воспринимали бы предметы как совершенно новые при мельчайшем изменении угла зрения, дальности, освещенности и других меняющихся параметров окружающей среды.

Апперцепция – это такое свойство восприятия, которое отражает его связь с прошлым опытом. Мы храним в своем сознании обобщенные модели предметов и явлений, и каждый новый предмет при восприятии проходит стадию категоризации – мы определяем, под какую из имею­щихся у нас моделей (категорий, шаблонов) подходит данный предмет. Кате­го­рии-модели у каждого человека свои и зависят от его индиви­дуального прошлого опыта. Так, у биолога вид полосатой ткани может вызвать ассоциацию с зеброй или тигром, у моряка – с тельняшкой, у водителя – с пешеходным переходом.

Образы, возникающие в процессе восприятия, могут быть неадек­ват­ны реальности. Часто мы имеем дело с иллюзиями восприятия.

Иллюзии – это искаженное, неточное восприятие. Находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, параллельно идущие рельсы – сходящимися, контрастные цвета воспринимаются как более яркие (белое на черном кажется еще белее, чем в реальности), зеркала зри­тельно «расширяют» пространство, а мягкие вещи кажутся на ощупь более теплыми.

Зная особенности иллюзий восприятия, можно применять их закономерности в быту и профессиональной деятельности (дизайн одежды, интерьеров, расположение мебели и аксессуаров).

Таким образом, восприятие позволяет отражать и осмысливать окружающую действительность, обладает целым рядом свойств, которые реализуются и применяются в повседневной жизни и деятельности людей.

Внимание

Внимание – это избирательная направленность сознания на опреде­ленные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, и сосредоточение сознания, обеспечивающее особо ясное отражение объектов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл внимание «дверью, через которую проходит все, что … входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание представляет собой один из важнейших психических про­цессов. Оно характеризует сосредоточенность сознания на определен­ном объекте. Это может быть конкретный предмет, событие, действие, образ, идея, которые имеют в данный момент значение для данного человека. Благодаря вниманию эти объекты выделяются среди всех остальных объектов, и человек получает возможность сосредоточить свое сознание и всю психическую активность на наиболее значимых для него вещах.

В отличие от уже известных нам познавательных процессов (ощу­щения и восприятия) внимание не имеет своего специфического содер­жания – оно проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание выполняет очень важные для деятельности человека функции.

Во-первых, благодаря вниманию мы отбираем объекты, которые соответствуют нашим потребностям и деятельности, и игнорируем те, которые с ними не связаны.

Во-вторых, внимание позволяет в течение длительного времени удер­живать выбранные объекты в поле сознания.

В-третьих, внимание необходимо для того, чтобы сохранять в созна­нии нужные объекты, образы или предметное содержание до тех пор, пока в них есть необходимость, т.е. до завершения деятельности и дости­жения цели. Таким образом, внимание участвует в механизмах регуляции и контроля деятельности человека.

Виды внимания выделяют по различным основаниям.

По параметру целенаправленности выделяют три вида внима­ния – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без цели или намерения и без участия человека, в ответ на сильные или яркие раздражители. Неп­роиз­вольное внимание пассивно и не имеет отношения к целям человека в данный момент.

Непроизвольное внимание может быть вызвано сильным, неожи­дан­ным, подвижным, контрастным, новым или необычным раздражи­телем, а также потребностями, интересами или психическим состоя­нием человека.

Произвольное внимание связано с сознательной постановкой цели и волевыми усилиями по сосредоточению на объектах, служащих для ее достижения. Произвольное внимание требует от человека актив­ности и волевых усилий. Необходимо не только направить свое внимание на объект, но и удерживать его до тех пор, пока деятельность не закончится достижением поставленной цели.

Под послепроизвольным понимается такой вид внимания, который возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выпол­няе­мая деятельность становится интересной сама по себе. Произвольное внима­ние переходит в послепроизвольное, и человеку уже не тре­буются допол­нительные волевые усилия, поскольку он увлечен процессом деятель­ности.

Например, начиная читать книгу, человек проявляет произвольное внимание, но далее сюжет так захватывает его, что он не может отор­ваться, не дочитав до конца.

В психологии принято выделять несколько свойств внимания:

– объем;

– сосредоточенность (концентрация);

– устойчивость;

– распределение;

– переключение.

Объем внимания – это то количество объектов, которое человек способен одновременно удерживать в поле своего внимания. Для обоз­на­чения объема внимания взрослого человека принято использовать «маги­ческое число» 7±2, или «число Миллера», названное так по фамилии ученого, экспериментально доказавшего, что человек в сос­тоя­нии фикси­ровать свое внимание на количестве объектов, находя­щемся в пределах от 5 до 9.

Сосредоточенность (концентрация) – это такой показатель, с помощью которого психологи описывают интенсивность связи внима­ния с объектом, на который оно направлено. Это центр, фокус созна­ния. Человек, предельно сконцентрировавшийся на каком-либо объекте или действии, полностью погружен в свою деятельность и не замечает никаких посторонних раздражителей.

Устойчивость – это длительность сосредоточения внимания на одном и том же объекте. Устойчивость тем выше, чем сильнее человек вовлечен в деятельность. Тем не менее ресурсы внимания не безгра­ничны, поэтому его устойчивость может уменьшаться с усилением утомления.

Распределение внимания – это способность выполнять одновре­менно два или даже более вида деятельности, при распределении внимания человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах или действиях. Как правило, человек успешно распределяет свое вни­ма­ние, выполняя знакомые виды деятельности, доведенные до автома­тизма.

Переключение внимания связано с попеременным сосредото­чением то на одном, то на другом объекте или действии. Переключение описывает, насколько легко человеку перенаправить свое внимание, сколько ему для этого нужно времени, усилий, не влияет ли предыдущий объект на удержание в поле внимания текущего объекта или действия.

С двумя последними свойствами тесно связана такая черта внимания, как отвлекаемость – это непроизвольное, случайное пере­мещение вни­ма­ния с одного объекта на другой. Оно описывает то, нас­колько человека легко отвлечь от выполняемой деятельности посто­ронними раздражи­те­лями. Причинами отвлечения внимания могут быть сильные, яркие, неожиданные изменения среды, собствен­ное самочувствие и эмоциональ­ное состояние человека, а также отсутствие интереса или недостаточная мотивация выполняемой деятельности.

Таким образом, внимание как психический процесс определяет актив­ность и избирательность сознания при взаимодействии человека с окружающим миром.

 

Память

Память – это совокупность психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем.

Все процессы, участвующие в организации, сохранении, воспроиз­ведении нашего опыта, принято называть мнемическими – по имени греческой богини памяти Мнемозины – матери всех девяти муз, которые покровительствуют наукам и искусствам.

Благодаря памяти мы способны запоминать не только отдельные предметы и явления, но и целые цепи событий, вместе с фоновыми собы­тиями и контекстом, в котором они происходят. Психологи гово­рят, что это свойство памяти обеспечивать непрерывность психи­чес­кой жизни человека.

Главным механизмом памяти является механизм ассоциаций – собы­тия, предметы, впечатления закрепляются в памяти совместно, связываясь в ассоциацию. Затем, когда необходимо что-то вспомнить, человек вспоминает благодаря этим связям, какие образы, слова, явления или даже цепи событий были связаны с тем содержанием, которое ему нужно вспомнить.

Принято выделять четыре основных вида ассоциаций:

1) по сходству (в памяти связываются похожие явления);

2) по контрасту (в памяти связываются противоположные явления);

3) по смежности (в памяти связываются явления, встречавшиеся совместно в одной ситуации: например, стол и стул, всегда стоящие рядом друг с другом);

4) причинно-следственные (в памяти всегда присутствует представле­ние о причине каждого события и о том, что произошло в резуль­тате этого события).

В образовании ассоциаций огромную роль играет индивидуальный опыт, поэтому у каждого человека ассоциации индивидуальны. Однако есть такие ассоциации, которые встречаются часто (например, русский поэт – Пушкин, мебель – стол), и такие, которые действительно явля­ются уникальными, их можно найти в произведениях признанных мастеров литературы, живописи других искусств. Чем больше уникаль­ных ассоциаций способен производить человек, тем лучше у него развито воображение и творчество (креативность).

Виды памяти могут быть выделены по различным основаниям. Рассмотрим некоторые из таких классификаций.

По времени хранения материала выделяют мгновенную (икони­чес­кую), кратковременную, оперативную, долговременную и генети­ческую память.

1. Мгновенная (иконическая) память действует в течение долей секунд и позволяет сохранять полную и точную информацию о том, что «отпе­ча­талось» в органах чувств, при этом эта информация так же быстро стирается, и мозг не успевает произвести никакой ее обработки.

2. Кратковременная память (КП) удерживает информацию в течение короткого промежутка времени в пределах 30 секунд; при этом объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 объектами. Кратковремен­ная память необходима для начальной переработки впечатлений, и в результате ее работы мы выделяем из всего потока внешней стимуляции наиболее значимую информацию.

3. Оперативная память (ОП) необходима человеку в течение того времени, которое необходимо для решения конкретной задачи, и это время может колебаться от нескольких секунд (например, при решении арифметических примеров) до нескольких суток (например, при разработке какого-либо сложного проекта). После того как задача решена, информация из оперативной памяти стирается за ненадоб­ностью либо переходит в долговременную память.

4. Долговременная память (ДП) сохраняет информацию на неопределен­но долгий срок и имеет практически неограниченный объем. В ней содер­жится материал, который человек может долго помнить и вывес­ти в сознание в любой момент времени: знания, умения, воспоми­нания, впечатления о событиях жизни.

5. Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию.

6. Генетическая память позволяет сохранять информацию, необходимую в эволюции для выживания вида. Она кодируется в генотипе и передается по наследству в течение нескольких поколений, таким образом, время ее хранения превышает длительность жизни человека.

По ведущей роли органов чувств выделяют зрительную, слуховую, тактильную (память на прикосновения), память на вкусы и запахи.

Если рассматривать характер запоминаемого материала, то необхо­димо выделить двигательную, образную и словесно-логическую память.

Двигательная (моторная) память является основой для формирова­ния всех двигательных навыков, поскольку позволяет запоминать движения и последовательность действий.

Образная память позволяет запоминать впечатления от различных систем ощущений в их целостности, т.е. эти впечатления группируются и сохраняются в памяти в виде образов и представлений. Образы могут быть зрительными, слуховыми, осязательными либо смешанными.

Словесно-логическая память – это память на слова, тексты и их смысл. Информация сохраняется в форме слов, предложений и речевых оборотов, в ней выделяются смысловые блоки, основанные на уже известном нам принципе ассоциаций.

Многообразие видов памяти позволяет применять в повседневной жизни индивидуальные особенности памяти человека, а также достигать успеха в различных видах деятельности различными путями.

В составе памяти выделяются следующие процессы:

1) запоминание (запечатление);

2) воспроизведение;

3) сохранение;

4) забывание.

Запоминание – первая ступень памяти, это запечатление в сознании объекта, явления, события или образа.

Способы запоминания могут быть различными.

Запоминание может быть непроизвольным или произвольным, в зависимости от того, происходит ли запоминание «само по себе» либо в результате осознанного намерения, постановки задачи на запоминание. Обычно непроизвольно запоминаются яркие, неожиданные и необычные объекты и события, но они могут быстро стираться из памяти в силу того, что человек не будет пользоваться этой информацией. Напротив, произвольное запоминание требует усилий со стороны запоминающего, зато информация дольше сохраняется.

Запоминание может быть механическим, когда информация запоми­нается в результате многократного повторения, либо логическим, при котором информация сначала анализируется, находятся и устанавли­ваются существенные связи и отношения между отдельными ее элемен­тами. Осмысленный материал запоминается быстрее, сохраняется в памяти на более длительное время и легче извлекается из памяти.

В процессе запоминания важную роль играют мотивы этой деятель­ности, т.е. то, ради чего человек старается что-либо запомнить. Так, в результате многочисленных исследований было выявлено, что эффектив­ность запоминания существенно повышается в ситуации соревнования, ожидания выигрыша, поощрения.

Есть несколько условий успешного запоминания:

1) необходимо создавать себе установку на запоминание, формировать сознательное намерение запомнить что-либо;

2) любая активность и самостоятельность человека делает процесс запо­ми­нания более эффективным (человек лучше запомнит дорогу, кото­рую нашел сам, чем ту, по которой его провел друг, знающий путь);

3) осмысленный материал запоминается лучше, поэтому, чтобы лучше запомнить, необходимо составлять краткие конспекты, планы, схемы, таблицы, в которых материал будет сгруппирован, переработан и наглядно представлен;

4) необходимо вызывать интерес к содержанию и процессу запоми­нания, создавая соответствующую мотивацию;

5) повторение делает запоминание более качественным, поэтому запом­ненное ранее содержание нужно периодически освежать в памяти;

6) повторяя материал, его нужно распределять по времени – лучше повторить в несколько приемов по 2–3 раза, чем в один прием 10 раз;

7) запоминание улучшается, если материал обладает яркостью, необыч­ностью, неожиданностью – представив его именно таким, можно –запомнить намного больше.

Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала.

Сохранение в памяти какого-то содержания связано с тем, какое зна­че­ние оно имеет для человека, насколько осмысленно, как часто исполь­зуется или повторяется. Все это зависит от способностей, личност­ных и деятельностных особенностей конкретного человека. Важная, часто повто­ряемая и часто используемая информация удерживается в памяти практически бессрочно.

Интересные особенности процесса сохранения информации были установлены в психологических экспериментах. Так, если мы запоми­наем некоторый ряд объектов, то лучше сохраняются те, которые нахо­дятся в начале и в конце этого ряда (это явление открыто немецким ученым Э.Эббингаузом и названо им «краевым эффектом»). Другой интересный момент был установлен советским психологом Б.В.Зейгар­ник – действия или задания, которые удалось завершить, быстро стира­ют­­ся за ненадобностью, а действия или задания, оставшиеся незавер­шенн­ыми, сохраняются в памяти почти в два раза чаще.

Воспроизведение – это процесс, благодаря которому ранее запечат­лен­ное и сохраненное содержание извлекается из памяти.

При­ воспроизведении информация восстанавливается в сознании без повторного восприятия, однако и здесь работает тот же принцип ассо­циации – что-то в нашем сознании как бы «наталкивает» нас на припоми­нание того или иного содержания. Мы можем вспоминать как отдельные объекты или детали событий, так и целые последовательности событий или целостные картины прошлого опыта.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

1) узнавание – понимание при восприятии какого-либо предмета, что этот предмет является знакомым, воспроизведение «с подсказкой» (например, если нужно найти определенный термин из списка предложенных);

2) воспоминание – восстановление материала при отсутствии восприя­тия объекта, «без подсказки»;

3) реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (напри­мер, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

4) припоминание – активная форма воспроизведения, требующая приме­не­ния определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Забывание – это процесс «стирания» из памяти хранящегося там материала, предохраняющий сознание и психику от информационных перегрузок. Забывается та информация, которой человек не пользуется, либо которая носит негативную эмоциональную окраску и является неприятной и травмирующей.

Психологические эксперименты показали, что основная часть информации забывается в первое время после ее заучивания, поэтому необходимо периодическое повторение выученного материала. Также фактором забывания является недостаточная осмысленность хранящегося в памяти содержания.

Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания.

Память ребенка отличается от памяти взрослого, поскольку в про­цессе психического развития память, как и другие психические процессы, развивается. В процессе развития память становится более произвольной, осознанной, человек осваивает мнемотехнические приемы и средства.

Любой из процессов памяти может быть нарушен, с такими наруше­ниями связаны аномалии памяти. К аномалиям памяти относятся гипомнезия (ослабление памяти), амнезия (полная потеря памяти), гипермнезия (сверх-память, способность удерживать в памяти большие объемы информации).

Мышление

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление является следующим шагом в переработке информации после ощущения и восприятия. С помощью мышления мы можем сравнивать, сопоставлять различные объекты и события, находить общее и особенное, связи между предметами и явлениями, причины и следст­вия. Мышление позволяет выходить за рамки информации, полученной от органов чувств, познавать обобщенные и абстрактные понятия, делать выводы о связях между предметами и явлениями, прогнозировать развитие событий, отделять закономерности от случайных совпадений.

Виды мышления выделяют по различным основаниям.

По порядку возникновения в историческом развитии человечества и индивидуальном развитии ребенка выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное мышление;

2) наглядно-образное мышление;

3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Наглядно-действенное мышление базируется на данных непос­редст­вен­ного чувственного восприятия. Это «мышление руками», так как решение задач происходит в процессе физических действий с реальными предметами. Например, известные задачи с перекладыванием спичек можно решить только с помощью наглядно-действенного мышления, перек­ладывая спички, а любые попытки решения в уме чаще всего обречены на провал.

Наглядно-образное мышление строится на образных представлениях о свойствах предметов. Человек представляет себе задачу, формирует образы предметов или явлений, входящих в ее условие, представляет возможные изменения. Здесь уже не нужны реальные предметы, доста­точ­но иметь четкое представление об их свойствах и последствиях воз­мож­ных изменений. Примером задачи на наглядно-образное мышление является задача на определение времени по стрелкам часов, на цифер­блате которых отсутствуют цифры. Для решения этой задачи достаточно представлять себе расположение цифр, а вместо самих часов мы будем использовать ох образ.

Словесно-логическое, или понятийное, мышление основывается на логических операциях с понятиями, а сами понятия выражаются в языке. Словесно-логическое мышление – самый обобщенный вид мышления, который может использовать обобщенные и абстрактные термины. Поня­тие – это всегда обобщение, закрепленное в слове или словосочетании. Например, понятие «фрукты» обобщает и фиксирует в слове опреде­ленные свойства конкретных предметов, входящих в данное понятие (яблоко, слива, груша, апельсин).

Выделяют также теоретическое и практическое мышление – по предмету и характеру решаемых задач. Теоретическое мышление направ­лено на установление общих закономерностей, а практическое – на их применение в реальной жизни.

Другая классификация мышления выделяет интуитивное и логическое мышление: интуитивное связано с внезапными озарениями (как Архи­медово «Эврика!»), когда решение приходит неожиданно, быстро и нео­соз­нанно; а логическое делится на этапы (осмысления задачи, выдвиже­ния возможных решений, их проверки), оно осознанно и развернуто во времени.

Продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) мышление отличаются друг от друга тем, что продуктивное мышление связано с созданием чего-то нового (предмета, подхода к постановке задачи или способа ее решения), а репродуктивное мышление воспроиз­водит объекты, способы или подходы, которые уже существуют. Твор­ческое мышление необходимо для решения уникальных или новых задач, а репродуктивное – для отработки стандартных умений, которые применяется в типичных ситуациях.

Логическими формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это высший уровень обобщения, отражение в мышлении человека единства существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений, выраженное словом или группой слов.

Выделяют конкретные и абстрактные понятия. В конкретных поня­тиях отражены предметы и явления окружающего мира (книга, весна, радость), а в абстрактных – отвлеченные идеи (справедливость, добро, гармония).

В суждении фиксируются связи между понятиями, предметами, признаками. Как минимум, в суждении участвуют два понятия – предмет и его признак. Общие суждения описывают целый класс явлений (все студенты умеют считать), частные суждения описывают некоторые объек­ты (некоторые люди – левши), единичные суждения описывают один объект (Москва – большой город).

Умозаключение – это логический вывод нового суждения из уже существующих суждений. При этом существующие суждения называют­ся посылками, а новое – следствием. Простейшие умозаключения (силло­гизмы) описаны еще древнегреческими философами: 1. Все люди смерт­ны, 2. Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен.

Цепочки умозаключений дают рассуждение. Если умозаключения строятся от общего к частному (из общих посылок выводят частное следст­­вие), они называются дедуктивными, если же от частного к обще­му (из частных посылок выводят общее следствие) – индуктив­ными.

В психологии процесс мышления связывают с применением мысли­тельных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкрети­зации, абстрагирования.

Сравнение – это установление у нескольких предметов общих и особенных признаков, сходства и различий, тождества, равенства или неравенства.

Анализ – это мысленное разложение объекта на составляющие его части. Анализ помогает установить различные свойства объекта.

Синтез – это объединение частей в целое, т.е. процесс, обратный анализу. Синтез позволяет соединять различные свойства в целостный образ предмета или в понятие.

Обобщение – это объединение предметов по какому-либо общему признаку. Эта операция помогает устанавливать общие закономерности и формировать понятия.

Конкретизация – это переход от общего к частному, противопо­лож­ный обобщению процесс. Конкретизация необходима в ситуации, когда приводятся примеры какой-либо общей закономерности или понятия.

Анализ и синтез, обобщение и конкретизация являются парными операциями, противоположными друг другу.

Абстрагирование – это мысленное отделение от рассматриваемого явле­ния одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от всех остальных его свойств (так, общее свойство белых предметов абстра­гируется в понятие белизны). Абстрагирование лежит в основе научного теоретического познания.

Все мыслительные операции, так же как и мышление в целом, направлены на познание окружающего мира, выявление закономерностей и построение картины мира, которая отражает существенные и наиболее важные свойства предметов, явлений и событий.

Воображение

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений или идей.

В воображении человек может представить себе что-то, чего он никогда не воспринимал – литературных персонажей, события далекого прошлого или будущего, фантастические пейзажи и т.п. С помощью воображения художники создают картины, композиторы сочиняют музыку, ученые изобретают новые технические устройства. Каждый человек применяет воображение для планирования своей деятельности и прогнозирования ее результатов.

Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Вообра­жение позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.

Выделяют несколько видов воображения. Воображение может быть активным, когда человек сознательно ста­вит перед собой цель что-то представить, придумать, спрогнозиро­вать, и пассивным, когда образы возникают как бы «сами собой» независимо от поставленной цели (например, в сновидениях).

Воссоздающее воображение связано с комбинированием сущест­вующих образов, взятых из памяти человека.

Творческое воображение создает совершенно новые образы, которые не встречались до этого в прошлом опыте человека, представляя интерес не только для их автора (художника, композитора, ученого, кинорежис­сера, изобретателя), но и для других людей, воспринимающих результаты работы творческого воображения.

Антиципирующее (предвосхищающее) воображение связано с прогнозированием будущих событий, их последствий, результатов дея­тель­ности человека, что представляет исключительную важность для его жизни.

Механизмы создания образов могут быть следующими:

1) агглютинация – соединение различных образов или их отдельных частей, элементов или свойств, которые не соединяются в повсед­невной жизни (например, кентавр (голова и руки человека, ноги лошади) или избушка на курьих ножках (дом с ногами птицы);

2) гиперболизация – преувеличение или преуменьшение самого предме­та, отдельных его частей или свойств (Годзилла, лилипуты, Рапун­цель);

3) типизация – выделение существенных признаков из нескольких обра­зов, на основе которых строятся все узнаваемые литературные или кинематографические персонажи (положительный герой объединяет в своем ­характере сразу несколько положительных качеств, которые могут быть взяты у разных людей);

4) заострение – выделение и акцентирование определенных признаков; чаще всего используется при создании карикатур (если персонаж много говорит – он изображается с длинным языком, отрицательные пер­со­нажи изображаются темными, с отталкивающими чертами лица и т.п.).

Все рассмотренные нами познавательные психические процессы являются неотъемлемой частью психики человека и принимают участие во всех ее проявлениях. Зная, каким образом строится познание мира, мы можем предположить и спрогнозировать как собственное поведение, так и поведение других людей.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды психических процессов вы знаете?

2. Что в психологии называется ощущениями, какие группы ощущений вы можете назвать?

3. Охарактеризуйте зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

4. Какие свойства ощущений вы знаете?

5. Что в психологии понимается под восприятием?

6. Какие виды восприятия вы знаете?

7. Какие свойства восприятия выделяют?

8. Что такое внимание, какие виды внимания вы знаете?

9. Какие характеристики внимания выделяют в психологии?

10. Дайте определение памяти.

11. Какие виды памяти вы знаете?

12. Какие процессы памяти можно выделить?

13. Что такое мышление?

14. Какие виды мышления выделяют?

15. Какие мыслительные операции вы знаете, охарактеризуйте их.

16. Что такое воображение?

Практическое задание в рабочей тетради

В рабочую тетрадь внесите результаты, полученные при проведении психологических методик по темам «Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление». Обобщите результаты и сделайте выводы из полученных результатов.

1. Тест «Ведущая репрезентативная система».

2. Корректурная проба (Бурдон).

3. Пиктограммы.

4. Объем памяти (10 слов).

5. Динамика процесса заучивания (15 чисел).

6. Антонимы.

 

Литература: 4–6; 7–9.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.