Культурно-историческая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основоположником культурно-исторической психологии является выдающийся российский психолог Лев Семенович Выготский, который видел источник психического развития не только в природных и социальных особенностях человека, но и в передаче культурного опыта, накопленного поколениями, постоянно обогащающегося с изме­не­ниями общества и культуры. Содержание культурно-исторического опыта составляют образцы поведения и познания, выработанные в данной культуре с учетом особенностей окружающего мира и взаимоотношений между людьми. Эти образцы не только передаются из поколения в поколение, но и трансформируются в случае, если необходимо приспособиться к изменившимся условиям, новым объек­там и явлениям, новым системам человеческих взаимоотно­шений.

Основным понятием культурно-исторической психологии является понятие высших психических функций. Это наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни и отличают человека от других живых существ. При рож­дении человек получает натуральные психические функции, сходные с психическими процессами животных, на основе которых в ходе усвоения культурно-исторического опыта и происходит формирование высших психических функций (воли, произвольной памяти, произволь­ного внимания, абстрактного понятийного мышления, речи).

Все высшие психические функции пластичны, они могут изме­няться под влиянием обучения или накопления индивидуального опыта. При нарушении одной из высших психических функций другие функции могут ее частично или даже полностью компенсировать (нап­ри­мер, слабость памяти может быть компенсирована сообразитель­ностью). Эта идея культурно-исторической психологии с успехом используется в медицинской, возрастной и педагогической психологии.

Деятельностный подход

Согласно представлениям современной психологии, понятие деятель­ности применимо только к человеку. Деятельность – это такое взаимо­действие человека с окружающим миром, в процессе которого дости­га­ются сознательно поставленные им цели. Элементом деятель­ности явля­ет­ся действие, в котором принято выделять ориентиро­воч­ную, испол­нительную и контрольную части. Ориентировочная часть связана с постановкой цели, определением способов и планированием действия, исполнительная – с выполнением данного действия, а контрольная – с оценкой эффективности действия. Каждое действие, являющееся элемен­том деятельности, состоит из более мелких и простых операций (напри­мер, действие «решить математическую задачу» включено в учебную деятельность и складывается, в свою очередь, из написания отдельных цифр и математических знаков при записи условия, мыслительных опе­ра­ций с числами в ходе решения задачи, написания букв, цифр, составляю­щих ответ задачи).

Каждому виду деятельности (трудовой, учебной и т.п.) соответст­вует определенный мотив, а часто группа мотивов, действию – цель, а опе­ра­ции выбираются в зависимости от условий, в которых человек находится.

Таким образом, различные психологические школы обращают свое внимание на различные стороны психики человека: его поведение, позна­ние, особенности регуляции деятельности, особенности психичес­кого развития. Каждая психологическая школа объясняет определен­ный класс психических явлений, что позволяет анализировать внут­рен­ний мир, поведение и деятельность человека с различных точек зрения.

 

Контрольные вопросы и задания

Подготовить реферат на тему «Психологическое школы». Необхо­димо выбрать одну из психологических школ, описанных в тексте пособия, и найти дополнительную информацию о ней. Реферат выложить в рабочую тетрадь в системе "MOODLE". Объём реферата – 8–10 стр. машинописного текста. Шрифт №14, интервал – 1,5. Отступы 2,5 см со всех сторон. Текст реферата набирается в любом редакторе и копируется в рабочую тетрадь.

Литература: 1; 4–5; 7–9.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.