Основоположником культурно-исторической психологии является выдающийся российский психолог Лев Семенович Выготский, который видел источник психического развития не только в природных и социальных особенностях человека, но и в передаче культурного опыта, накопленного поколениями, постоянно обогащающегося с изменениями общества и культуры. Содержание культурно-исторического опыта составляют образцы поведения и познания, выработанные в данной культуре с учетом особенностей окружающего мира и взаимоотношений между людьми. Эти образцы не только передаются из поколения в поколение, но и трансформируются в случае, если необходимо приспособиться к изменившимся условиям, новым объектам и явлениям, новым системам человеческих взаимоотношений.
Основным понятием культурно-исторической психологии является понятие высших психических функций. Это наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни и отличают человека от других живых существ. При рождении человек получает натуральные психические функции, сходные с психическими процессами животных, на основе которых в ходе усвоения культурно-исторического опыта и происходит формирование высших психических функций (воли, произвольной памяти, произвольного внимания, абстрактного понятийного мышления, речи).
Все высшие психические функции пластичны, они могут изменяться под влиянием обучения или накопления индивидуального опыта. При нарушении одной из высших психических функций другие функции могут ее частично или даже полностью компенсировать (например, слабость памяти может быть компенсирована сообразительностью). Эта идея культурно-исторической психологии с успехом используется в медицинской, возрастной и педагогической психологии.
Деятельностный подход
Согласно представлениям современной психологии, понятие деятельности применимо только к человеку. Деятельность – это такое взаимодействие человека с окружающим миром, в процессе которого достигаются сознательно поставленные им цели. Элементом деятельности является действие, в котором принято выделять ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Ориентировочная часть связана с постановкой цели, определением способов и планированием действия, исполнительная – с выполнением данного действия, а контрольная – с оценкой эффективности действия. Каждое действие, являющееся элементом деятельности, состоит из более мелких и простых операций (например, действие «решить математическую задачу» включено в учебную деятельность и складывается, в свою очередь, из написания отдельных цифр и математических знаков при записи условия, мыслительных операций с числами в ходе решения задачи, написания букв, цифр, составляющих ответ задачи).
Каждому виду деятельности (трудовой, учебной и т.п.) соответствует определенный мотив, а часто группа мотивов, действию – цель, а операции выбираются в зависимости от условий, в которых человек находится.
Таким образом, различные психологические школы обращают свое внимание на различные стороны психики человека: его поведение, познание, особенности регуляции деятельности, особенности психического развития. Каждая психологическая школа объясняет определенный класс психических явлений, что позволяет анализировать внутренний мир, поведение и деятельность человека с различных точек зрения.
Контрольные вопросы и задания
Подготовить реферат на тему «Психологическое школы». Необходимо выбрать одну из психологических школ, описанных в тексте пособия, и найти дополнительную информацию о ней. Реферат выложить в рабочую тетрадь в системе "MOODLE". Объём реферата – 8–10 стр. машинописного текста. Шрифт №14, интервал – 1,5. Отступы 2,5 см со всех сторон. Текст реферата набирается в любом редакторе и копируется в рабочую тетрадь.
Литература: 1; 4–5; 7–9.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.