Тема 1.5 Понятие доходов и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. (за исключением вкладов участников)

Так же как и расходы, доходы подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности

2) операционные

3) внереализационные

4) чрезвычайные

Не относятся к доходам:

1) суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательств, подлежащих перечислению в бюджет

2) поступления по договорам комиссии

3) суммы, полученные в виде предоплаты (авансов) за товары, услуги

4) суммы, полученные задатком

5) суммы полученных залогов

6) суммы, полученные в погашение кредита, предоставленного ранее заёмщику

 

1) Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции товаров, услуг. Выручка отражается в сумме исчисленной в денежном выражении, равной поступлению денежных средств и иного имущества, и величине дебиторской задолженности

В=ДС+ДЗ

ДС – денежные средства

ДЗ – дебиторская задолженность

2) К операционным доходам относятся:

1. поступления , связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации

2. прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

3. с участием в уставных капиталах других организаций, иные доходы по ценным бумагам

4. прибыль, полученная в результате совместной деятельности

5. поступления от продажи ос и иных активов (кроме продажи иностранной валюты)

6. % полученные за предоставление денежных средств другим организациям, а так же за использование обслуживающим банком денежных средств

 

3) К внереализационным доходам отностся:

1. штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров

2. активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

3. поступления в возмещения причинённых организации убытков

4. прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году

5. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истёк срок исковой давности

6. курсовые разницы

7. сумма дооценки активов, за исключением внеоборотных

8. прочие внереализационные доходы

4) Чрезвычайные доходы:

1. поступления на ликвидацию последствий чрезвычайных аварий и обстоятельств

Все приведённые доходы должны признаваться лишь в том случае, если они соответствуют следующим условиям:

1) организация имеет право на получение выручки, что подтверждается договором

2) сумма выручки может быть определена

3) есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение экономических выгод организации

4) право собственности на товар перешло от организации – покупателю

5) расходы, которые произведены, могут быть определены

Если эти условия не соблюдены, то в бухучёте признаётся как кредиторская задолженность, а не выручка.

Понятие выручки от реализации продукции

В процессе своей экономической деятельности предприятие получает доход. Доход в виде денежного потока классифицируется в зависимости от вида деятельности:

1) от основной деятельности

2) от инвестиционной деятельности (продажа внеоборотных активов, ценных бумаг, аренда)

3) от финансовой деятельности (размещение собственных облигаций)

Выручка – поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение обязательств, которое происходит в результате основной деятельности.

Понятие выручка от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчёта финансовых показателей.

В отечественной практике применяются 2 метода определения момента реализации:

1) по отгрузке – метод начислений

2) по оплате – кассовый метод

Все организации, кроме малых предприятий, должны применять метод начислений и учитывать выручку по факту отгрузки продукции, выполнения работ, услуг.

Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом, например, в строительстве, научно-исследовательские работы, конструкторские

Если организация признаёт выручку по факту отгрузки, то обязательство по уплате налогов возникает независимо от поступления денег от дебиторов. В этих случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создаётся из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, необеспеченная гарантиями, срок погашения которой истёк.

Момент реализации продукции подтверждается правом перехода собственности от продавца покупателю в соответствии договора купли-продажи, обмена и тд. Это происходит в момент отгрузки товара и передачей товаросопроводительных документов.

До момента поступления денежных средств эти товары учитываются на счёте 45 «товары отгруженные».

Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме исчисленной в денежном выражении равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности. Налоговый кодекс оперирует понятием реализация (п 1 ст 39 а не бухгалтерским понятиям продажи, отсюда 2 различия между ними:

1) под продажами понимаются только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности и для целей налогообложения достаточно самого факта её совершения

2) в бухгалтерском учёте продажи – это хозяйственная операция, направленная на получение дохода, те обязателен возмездный характер сделки.

Значение выручки в деятельности предприятия

1) является основным оценочным показателем результативности работы предприятия, тк по её поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объёму, качеству, цене соответствует рыночному спросу

2) от своевременности поступления выручки зависит финансовая устойчивость, размер прибыли, своевременность расчётов с бюджетом, с работниками предприятия

3) за счёт выручки предприятие покрывает свои текущие затраты и формирует прибыль

4) выручка – это источник платежей в бюджет.

валовый доход
фонд возмещения
Выручка (нетто) от продажи ТРУ

 

материальные затраты
чистый доход прибыль
затраты и отчисления на соцнужды
чистая прибыль
налоги относимые на финансовый результат
амортизационные отчисления

 

 


На размер выручки от реализации влияют следующие факторы:

1) общие экономические (инфляция, уровень цен, процентные ставки, валютный курс и др)

2) производственные факторы (использование производственных мощностей, качество продукции, ритмичность выпуска и др)

3) факторы в сфере обращения или коммерческие, связаны с ритмичностью отгрузок, выбор оптимальных расчётов, сроком прохождения документов, развитием дилерской сети и др

4) факторы, зависящие от деятельности контрагентов – перебои в материально-техническом снабжении и др

виды поступлений доходов то обычных видов деятельности

Планирование выручки от реализации продукции

Выручку планируют на год, квартал и оперативно.

Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период включает: выручку от реализации готовой продукции, полуфабрикаты собственного производства, а также выручку от выполнения работ, услуг промышленного и непромышленного характера. Выручка от реализации продукции рассчитывается исходя из действующих цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, при экспорте без экспортных тарифов.

НДС и акцизы хотя и включаются в цену товара, не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет. Торговые и сбытовые скидки поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы уплачивают в бюджет предприятия – экспортёры и поэтому их не учитывают в составе выручки. Величина выручки от выполнения работ ,услуг зависит от объёма и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации.

Денежные поступления, связанные с выбытием основных фондов, материальных ресурсов, оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг – не включаются в состав выручки от реализации продукции. Результаты по таким операциям учитываются как доходы или убытки при определении общей прибыли. Денежная выручка по этим операциям планируется оперативно, например, при составлении платёжного календаря.

К основным методам планирования выручки относят

1) метод прямого счёта

2) расчётный метод

3) аналитический метод

4) метод, основанный на использовании порога рентабельности

5) и др.

 

1. заключается в том, что по каждому изделию в отдельности подсчитывается объём реализации в отпускных ценах, а затем результат складывается

Вп=

Вп – выручка от продаж

Цi – цена изделия

Вi - объём вида продукции

Пример:

Изделие Остатки на начало года ед План выпуска ед Остатки на конец года ед Объём реализации ед Стоимость в отпускных ценах Цена Всего Едиздреализ
А 4000 100000 3000 101000 100 10100000
В 6000 250000 4000 252000 120 30240000
С 3000 300000 2000 301000 250 75250000
ИТОГО             1150000

2. плановая величина выручки определяется исходя из величины остатков нереализованной продукции на начало и на конец планового периода,а также величины планового выпуска товарной продукции

Величина выручки от реализации продукции по методу отгрузки определяется по формуле

Впл=ТПпл+▲О1+▲О2

выручка плановая

товарная продукция плановая

изменение остатков готовой продукции на складе счёт 43 на конец планируемого периода по сравнению с его началом

изменение остатков товаров отгруженных счёт 45 на конец планируемого периода по сравнению с его началом в отпускных ценах

Величина выручки от реализации по методу оплаты определяется по формуле

Впл=ТПпл+▲О1+▲О2+▲О3

▲О3 – изменение остатков товаров отгруженных и неоплаченных в срок покупателями счёт 62 и принятых на ответственное хранение на конец планируемого периода по-сравнению с его началом.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включает в себя следующие элементы:

1) готовая продукция на складе

2) товары отгруженные, срок оплаты не наступил

3) товары отргуженные, но не оплачены в срок, включая товары на ответственном хранении у покупателей.

В составе остатков готовой продукции на конец планируемого периода учитываются только:

1) готовая продукция на складе

2) товары отргужены, срок оплаты не наступил.

3) элемент не планируется, тк является нарушением платёжной дисциплины

 

аналитический метод.применяется для пересчёта переходящих остатков готовой продукции на начало планируемого периода из производственной себестоимости в отпускных ценах и используют коэффициент пересчёта, исчисляемый как отношение объёма производства продукции в 4 квартале в оптовых ценах к тому же объёму по производственной себестоимости.

при определении суммы выходных остатков готовой продукции на конец планируемого периода учитывают выпуск продукции в 4 квартале планового года и установленную норму запаса готовой продукции на складе и в отргузке.

рассмотрим пример:

1) Квх=8500/7700=1.1

2) 800*1.1=880т.р.

3) 8100/90дней=90т.р.

4) 90т.р.*10дней=900т.р.

5) Впл=880+45000-900=44980т.р.

Остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода, порядок расчёта их плановой величины.

 

Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие её себестоимость, - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяет размер прибыли предприятия, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в процессе финансового планирования большое внимание уделяется планированию себестоимости продукции.

Планирование себестоимости продукции предусматривает возможность её снижения, поскольку руководство предприятии все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции.

Себестоимость реализуемой продукции не равна полной себестоимости так как не вся произведенная в определенном периоде товарная продукция будет реализована в том же периоде. Объем реализации и ее финансовый результат зависят также от величины переходящих остатков нереализованной продукции.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:

· готовая продукция на складе;

· товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

· товары отгруженные, не оплаченные в срок;

· товары на ответственном хранении у покупателей.

При определении полной себестоимости реализованной продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического или ожидаемого наличия.

В составе остатков продукции на конец планируемого периода учитывают:

· готовую продукцию на складе;

· товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил.

Товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, и товары, находящиеся на ответственном хранении, обычно не учитываются, так как их невозможно достаточно точно спрогнозировать и они являются следствием нарушения платёжной и расчётной дисциплины и потому не планируются.

При определении остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной продукции на складе в днях и нормально сложившихся остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил:

 

СО= (Ткв : 90 ) * Н

где СО – производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода; Ткв – производственная себестоимость товарной продукции4 квартала; Н – норма запаса в днях.

Резервы роста объёма продаж

Обеспечение поступления выручки от продаж в полном объёме и в срок является основной задачей финансиста предприятия.

Контроль за поступлением выручки базируется на оперативных планах по реализации продукции, которые составляются ежемесячно с разбивкой по дням и ведутся нарастающим итогом. Такой анализ позволяет отслеживать текущее отставание в поступлении денежных средств, анализировать причины невыполнения и принимать меры к восполнению недополученных сумм. Этот контроль обеспечивается с помощью ведения оперативных документов, в которых расписываются:

1) план, факт, отклонение по поступлению готовой продукции на склад

2) план, факт, отклонение по отгруженной продукции

3) план, факт, отклонение по поступлению выручки от реализации

Причиной отставания от предусмотренного плана поступления выручки могут быть внутренними, вызванные недостатками в деятельности самого предприятия и внешними, обусловленными изменениями рыночных условий. Анализ внутренних причин сводится к установлению и устранению фактов невыполнения оперативного плана выпуска продукции в объёме, по номенклатуре, невыполнение графиков отгрузки, нарушение сроков оплаты отргуженной продукции покупателями.

Финансовые службы в целях контроля должны вести специальную картатеку платёжных документов от сдачи их в банк на инкассо до фактического поступления денег на счёт предприятия.

На основе договоров и приемлемых форм расчётов определяется период оборота платёжных документов и отслеживается его выполнение. Если деньги к указанному сроку не поступили, выясняются причины и принимается решение по пересмотру договорных отношений. Нарушителей платёжной дисциплины переводят на предоплату, а также можно применить аккредитивную форму расчётов и тд.

Для лучшего усвоения материала рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Раскройте понятие доходов предприятия.

2. Какие виды поступлений относятся к доходам от обычных видов деятельности?

3. Какие поступления относятся к операционным доходам?

4. Какие доходы относятся к внереализационным доходам предприятия?

5. Дайте определение выручки от реализации продукции (оказание работ и услуг).

6. Каково значение выручки от реализации продукции для предприятия?

7. Какие факторы определяют размер выручки предприятия?

8. Может ли объем реализованной продукции не совпадать с объемом выпущенной продукции?

9. Каким образом на выручку влияют: объем реализованной продукции, цены реализации, структура и качество реализованной продукции?

10. Какова роль цены, по которой предприятие реализует продукцию?

11. Из каких элементов состоит оптовая цена предприятия (производителя)?

12. Из каких элементов состоит отпускная цена предприятия?

13. Из каких элементов состоит оптовая цена закупки (оптовая сбытовая цена)?

14. Из каких элементов состоит розничная цена?

15. Каким образом классифицируют оптовые цены в зависимости от принципа возмещения транспортных расходов?

16. Что означает термин «франко»?

17. Какова методика планирования выручки от реализации продукции?

18. Назовите основные направления использования выручки от реализации продукции.

19. Дайте определение валового дохода и назовите основные направления его использования.

 

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999г. № 32н «Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»

2. Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98 «Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организации» Налогового Кодекса Российской Федерации»

3. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.

4. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2014

5. Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

б) дополнительная:

1. Ковалева А.М. Финансы фирмы: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

2. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2011.

3. Мингалиев К.Н. Финансы предприятий: Учебное пособие в схемах. – М.: ФА, 2010.

4. Финансы предприятий: Учебник/Под редакцией М.В. Романовского/ - Спб.: ИД «Бизнес-Пресса», 2013.

5. Шуляк П.Н. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Дашков и К, 2011.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.