Методика Векслера.
Данная методика подробно описана в переведенной на русский язык книге А. Анастази (1982, т. 1, с. 219-234). Метод Векслера для взрослых переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983; Гильяшева, 1987). Как известно, шкала Векслера включает 6 вербальных и 5 невербальных (performance) субтестов, предъявляемых поочередно, хотя деление достаточно условно, так как большинство невербальных субтестов могут выполняться при внутреннем вербальном опосредствовании и анализе, а, например, повторение цифровых рядов многие авторы относят к невербальной деятельности. Соответственно, выводятся 3 оценки: вербальный интеллектуальный коэффициент (за первые 6 субтестов), невербальный интеллектуальный коэффициент (7-11-й субтесты) и общий интеллектуальный коэффициент (за все субтесты)
1. Тест на общую осведомленность (Information), где испытуемый должен ответить на 29 вопросов типа. «Кто написал „Фауста"?», «При какой температуре закипает вода?» и т.д. Испытуемый получает 1 балл за каждый правильный ответ. Характерно, что результаты этого субтеста малопатогномичны, т е. плохо дифференцируют патологию от нормы, отражая преморбидный интеллект субъекта.
2. Тест на понимание (Comprehension) включает 14 вопросов в русской адаптации и 16 в оригинальном варианте на проверку практического интеллекта типа: «Почему мы стираем одежду?» или «Что Вы будете делать, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с написанным адресом и наклеенной маркой?», «Что означает пословица: „Куй железо, пока горячо» Этот субтест предусматривает, хотя это и нетипично для психометрических тестов, возможность повторного предъявления вопроса в случае неполного или неточного ответа («Попробуйте объяснить по-другому») и соответственно дифференцированную оценку 2, 1, 0 за каждый ответ. В тесте задан перечень возможных ответов с соответствующей оценкой
3. Арифметический тест (Aryth-metic) включает 14 задач возрастающей
сложности от «Сколько будет 3 + 4» до «8 машин закончат работу за 6 дней, сколько надо машин, чтобы сделать ее за полдня» На каждую задачу отводится определенное время (от 15 до 120 секунд) За первые 9 задач ставится 1 или 0 баллов в зависимости от того, решил ли испытуемый задачу за предусмотренное время, за остальные 5 задач оценка дифференцированная, от 0 до 2 в зависимости от времени решения Первые 2 задачи выполняются в наглядном плане с опорой на кубики, остальные – в умственном плане
4. Сходства (Similarities). Этот субтест включает 13 вопросов в русской адаптации и 14 в оригинальном варианте на возможность обобщения понятий «Что общего между апельсином и бананом, похвалой и наказанием и т д ?» Оценка дифференцированная и зависит от уровня обобщения, например 1 – за ответ на первый вопрос «Еда» и 2 – за ответ «Фрукты» Задан перечень возможных ответов с соответствующей оценкой
5. Тест на повторение рядов цифр (Digit span) сначала в прямом, а затем в обратном заданному порядке. Всего по 14 последовательностей цифр длиной от 3 до 9 (по 2 ряда на каждый объем) для прямого повторения и от 2 до 8 цифр – при воспроизведении в обратном порядке 1 балл ставится за каждый правильно воспроизведенный ряд
6. Словарь (Vocabulary). Этот субтест включает 34 вопроса в русской адаптации и 35 в оригинальном варианте на возможность определения понятий разной сложности и частотности, например «зима», «регулировать», «тирада» и т. д. Оценка дифференцированная в зависимости от уровня обобщения. Задан перечень возможных ответов с соответствующей оценкой. Как и в первом субтесте на осведомленность, здесь измеряется преимущественно преморбидный интеллект.
7. Тест кодирования цифр (Digit symbol). Этот невербальный субтест аналогичен применяемому у нас корректурному тесту Бурдона. Испытуемый после короткой тренировки должен в течение 90 секунд на специальном бланке закодировать предложенными простыми символами (-, +, =, 0 и т. д.) 93 цифры от 1 до 9, представленные в случайном порядке. Под каждой цифрой есть пустая клеточка для символа. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
8. Тест «Недостающие детали» (Picture completion). Испытуемому последовательно предъявляются 20 картинок, на 20 секунд каждая, он должен жестом или вербально указать существенную недостающую деталь: ручку у двери, одну лапу лягушки, струю воды из кувшина, наклоненного над наполовину наполненным стаканом и т. д. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
9. Конструирование из кубиков (Block design). Эта проба широко известна у нас под названием «Кубики Коса», она заключается в выкладывании 9 узоров из кубиков с разноокра-шенными сторонами или половинами стороны по диагонали. Образец предъявляется слева для испытуемых-правшей или справа – для левшей. У экспериментатора есть схемы для регистрации последовательности и расположения выкладываемых кубиков, хотя это и не учитывается при балловой оценке. На узор из 4 кубиков отводится 60 секунд, из 9 кубиков – 120 секунд. Оценка дифференцированная – от 0 до 7 в зависимости от времени и успешности выполнения каждого задания. Для первых двух заданий даются две попытки, соответственно с оценкой 2, 1 или 0. Никакие виды помощи со стороны экспериментатора не разрешаются, кроме показа выполнения первого задания.
10. Тест на установление последовательности картинок (Picture arrangement), широко известный у нас в экспериментальной пато- и нейропсихологии, исследует понимание причинно-следственных отношений. Субтест включает 8 последовательностей в русской адаптации и 10 в оригинальном варианте из 2-4 картинок, изображающих разные этапы какого-либо действия или события. На раскладывание каждой серии в нужной последовательности отводится от 60 до 120 секунд. За правильный ответ в установленное время ставится 2 балла. Ряд серий предусматривает возможность второго, менее частотного, толкования, за которое ставится 1 балл
11. Складывание реального изображения из фрагментов (Object assembly): фигуры человека – из 5 фрагментов, профиля лица – из 9 фрагментов, кисти руки – из 7 фрагментов, слона – из 8 Все фрагменты предъявляются симультанно, причем взаимное положение и пространственная ориентация каждого строго регламентированы На складывание первых двух изображений отведено по 120 секунд, на два последних – 180 секунд Оценка дифференцированная – от 0 до 12, в зависимости от времени и успешности выполнения каждого задания (количества правильно соединенных фрагментов)
Векслер предлагает следующую последовательность предъявления (чередования вербальных и невербальных) субтестов 1, 8, 5, 10, 6, 9, 3, 11, 2, 7, 4 К достоинствам Векслеровской батареи относится тщательная проработка процедуры проведения тестов четкие протоколы с указаниями, с какого стимула начать и после скольких неудач прекратить тест, как расположить стимулы, наличие в большинстве тестов пробных заданий, выполняемых самостоятельно или с помощью экспериментатора Предусмотрены дифференцированные системы балловых оценок, выведение которых облегчает наличие списков правильных ответов.
| Самочувствие плохое Пассивный Внимательный Грустный Отдохнувший Озабоченный Быстрый Отвлекающийся Хорошее настроение Вялый Раздраженный Желание работать Обессиленный Соображать легко Увлеченный Расслабленный Утомляемый Взволнованный Сонливый Недовольный |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 496.