Психометрические методы исследования интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика Векслера.

Данная методика подробно описана в переведенной на русский язык книге А. Анастази (1982, т. 1, с. 219-234). Метод Векслера для взрослых переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983; Гильяшева, 1987). Как известно, шкала Векслера включает 6 вербальных и 5 невербальных (performance) субтестов, предъявляемых поочередно, хотя деление достаточно условно, так как большинство невербальных субтестов могут выполняться при внутреннем вербальном опосредствовании и анализе, а, например, повторение цифровых рядов многие авторы относят к невербальной деятельности. Соответственно, выводятся 3 оценки: вербальный интеллектуальный коэффициент (за первые 6 субтестов), невербальный интеллектуальный коэффициент (7-11-й субтесты) и общий интеллектуальный коэффициент (за все субтесты)

1. Тест на общую осведомленность (Information), где испытуемый должен ответить на 29 вопросов типа. «Кто написал „Фауста"?», «При какой температуре закипает вода?» и т.д. Испытуемый получает 1 балл за каждый правильный ответ. Характерно, что результаты этого субтеста малопатогномичны, т е. плохо дифференцируют патологию от нормы, отражая преморбидный интеллект субъекта.

2. Тест на понимание (Comprehension) включает 14 вопросов в русской адаптации и 16 в оригинальном варианте на проверку практического интеллекта типа: «Почему мы стираем одежду?» или «Что Вы будете делать, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с написанным адресом и наклеенной маркой?», «Что означает пословица: „Куй железо, пока горячо» Этот субтест предусматривает, хотя это и нетипично для психометрических тестов, возможность повторного предъявления вопроса в случае неполного или неточного ответа («Попробуйте объяснить по-другому») и соответственно дифференцированную оценку 2, 1, 0 за каждый ответ. В тесте задан перечень возможных ответов с соответствующей оценкой

3. Арифметический тест (Aryth-metic) включает 14 задач возрастающей

сложности от «Сколько будет 3 + 4» до «8 машин закончат работу за 6 дней, сколько надо машин, чтобы сделать ее за полдня» На каждую задачу отводится определенное время (от 15 до 120 секунд) За первые 9 задач ставится 1 или 0 баллов в зависимости от того, решил ли испытуемый задачу за предусмотренное время, за остальные 5 задач оценка дифференцированная, от 0 до 2 в зависимости от времени решения Первые 2 задачи выполняются в наглядном плане с опорой на кубики, остальные – в умственном плане

4. Сходства (Similarities). Этот субтест включает 13 вопросов в русской адаптации и 14 в оригинальном варианте на возможность обобщения понятий «Что общего между апельсином и бананом, похвалой и наказанием и т д ?» Оценка дифференцированная и зависит от уровня обобщения, например 1 – за ответ на первый вопрос «Еда» и 2 – за ответ «Фрукты» Задан перечень возможных ответов с соответствующей оценкой

5. Тест на повторение рядов цифр (Digit span) сначала в прямом, а затем в обратном заданному порядке. Всего по 14 последовательностей цифр длиной от 3 до 9 (по 2 ряда на каждый объем) для прямого повторения и от 2 до 8 цифр – при воспроизведении в обратном порядке 1 балл ставится за каждый правильно воспроизведенный ряд

6. Словарь (Vocabulary). Этот субтест включает 34 вопроса в русской адаптации и 35 в оригинальном варианте на возможность определения понятий разной сложности и частотности, например «зима», «регулировать», «тирада» и т. д. Оценка дифференцированная в зависимости от уровня обобщения. Задан перечень возможных ответов с соответствующей оценкой. Как и в первом субтесте на осведомленность, здесь измеряется преимущественно преморбидный интеллект.

7. Тест кодирования цифр (Digit symbol). Этот невербальный субтест аналогичен применяемому у нас корректурному тесту Бурдона. Испытуемый после короткой тренировки должен в течение 90 секунд на специальном бланке закодировать предложенными простыми символами (-, +, =, 0 и т. д.) 93 цифры от 1 до 9, представленные в случайном порядке. Под каждой цифрой есть пустая клеточка для символа. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

8. Тест «Недостающие детали» (Picture completion). Испытуемому последовательно предъявляются 20 картинок, на 20 секунд каждая, он должен жестом или вербально указать существенную недостающую деталь: ручку у двери, одну лапу лягушки, струю воды из кувшина, наклоненного над наполовину наполненным стаканом и т. д. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

9. Конструирование из кубиков (Block design). Эта проба широко известна у нас под названием «Кубики Коса», она заключается в выкладывании 9 узоров из кубиков с разноокра-шенными сторонами или половинами стороны по диагонали. Образец предъявляется слева для испытуемых-правшей или справа – для левшей. У экспериментатора есть схемы для регистрации последовательности и расположения выкладываемых кубиков, хотя это и не учитывается при балловой оценке. На узор из 4 кубиков отводится 60 секунд, из 9 кубиков – 120 секунд. Оценка дифференцированная – от 0 до 7 в зависимости от времени и успешности выполнения каждого задания. Для первых двух заданий даются две попытки, соответственно с оценкой 2, 1 или 0. Никакие виды помощи со стороны экспериментатора не разрешаются, кроме показа выполнения первого задания.

10. Тест на установление последовательности картинок (Picture arrangement), широко известный у нас в экспериментальной пато- и нейропсихологии, исследует понимание причинно-следственных отношений. Субтест включает 8 последовательностей в русской адаптации и 10 в оригинальном варианте из 2-4 картинок, изображающих разные этапы какого-либо действия или события. На раскладывание каждой серии в нужной последовательности отводится от 60 до 120 секунд. За правильный ответ в установленное время ставится 2 балла. Ряд серий предусматривает возможность второго, менее частотного, толкования, за которое ставится 1 балл

11. Складывание реального изображения из фрагментов (Object assembly): фигуры человека – из 5 фрагментов, профиля лица – из 9 фрагментов, кисти руки – из 7 фрагментов, слона – из 8 Все фрагменты предъявляются симультанно, причем взаимное положение и пространственная ориентация каждого строго регламентированы На складывание первых двух изображений отведено по 120 секунд, на два последних – 180 секунд Оценка дифференцированная – от 0 до 12, в зависимости от времени и успешности выполнения каждого задания (количества правильно соединенных фрагментов)

Векслер предлагает следующую последовательность предъявления (чередования вербальных и невербальных) субтестов 1, 8, 5, 10, 6, 9, 3, 11, 2, 7, 4 К достоинствам Векслеровской батареи относится тщательная проработка процедуры проведения тестов четкие протоколы с указаниями, с какого стимула начать и после скольких неудач прекратить тест, как расположить стимулы, наличие в большинстве тестов пробных заданий, выполняемых самостоятельно или с помощью экспериментатора Предусмотрены дифференцированные системы балловых оценок, выведение которых облегчает наличие списков правильных ответов.

Самочувствие плохое

Пассивный

Внимательный

Грустный

Отдохнувший

Озабоченный

Быстрый

Отвлекающийся

Хорошее настроение

Вялый

Раздраженный

Желание работать

Обессиленный

Соображать легко

Увлеченный

Расслабленный

Утомляемый

Взволнованный

Сонливый

Недовольный


Дата: 2019-02-02, просмотров: 403.