Классификация патологического мышления по Зейгарник Б.В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Нарушение операциональной стороны мышления:

- снижение уровня обобщения;

- искажение уровня обобщения;

2. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

- инертность мышления (тугоподвижность)

- лабильность мышления (подвижность)

3. Нарушение личностного компонента мышления:

- разноплановость мышления;

- резонерство

4.Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

1. Нарушение операциональной стороны мышления:

Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных, ситуативных связей между предметами, невозможность абстрагирования от этих конкретных связей.

Мышление носит конкретно-ситуативный характер: например, методика «Классификация»: овощи кладут в одну группу с кастрюлей – «они годны для борща»

При ярко выраженном снижении уровня обобщения у больных предметы оказываются по своим конкретным признакам настолько различными, что не могут быть объединены в одну группу, например, «стул и стол» не могут быть в одной группе, т.к. «на стуле – сидят, за столом – едят»

Пословицы понимают конкретно, переносный смысл им недоступен. Например, «Куй железо пока горячо» интерпретируется так: «железо нельзя ковать, когда оно холодное»

Пиктограммы прорисовывают только на конкретные понятия;

Данные нарушения характерны для больных эпилептиков, олигофренов, органиков.

Искажение уровня обобщения – является антиподом только что описанного. Больные в своих суждениях отражают лишь случайные стороны явлений. Существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание. Предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задания на «классификацию» больные руководствуются чрезмерно обобщенными, неадекватными, нереальными отношениями между предметами, акцентируют свое внимание на латентных признаках предметов: например, объединение в группы происходят так:«вилка, стол, лопата – твердые»; «гриб, лошадь и карандаш» относит в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с «теоретических позиций». Речь больных носит вычурный характер. Так, например, говоря о шкафе больной называет его «ограниченной частью пространства». При выполнении задания «Пиктограммы» особенно обнаруживается бессодержательный характер суждений больных. Так, на слово «теплый ветер» - два треугольника; «Вкусный ужин – два круга и т.д.»

Данные нарушения характерны для больных шизофренией.

   2. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

инертность мышления (замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов) – больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой (олигофрены, эпилептики, органики).

лабильность мышления (подвижность) – проявляется в неустойчивости способа выполнения задания. Больные понимают инструкцию, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но, спустя, некоторое время, оставляют правильный путь решения. Логические связи подменялись случайными сочетаниями. (характерно для больных шизофренией).

3. Нарушение личностного компонента мышления:

    разноплановость мышления – суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. В мыслительной деятельности переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний. Объединяют объекты то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок: например, «слон, лошадь, бабочка и другие животные» относят в группу «животные»; но тут же «самолет и бабочка» - в группу «летающие»;

резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. В речи больные часто используют новые слова, например: «Дружба! Это такое чувство!.. Это большое, большое чувство, которое толкает людей на хорошие поступки… Это люди оказывают друг другу помощь, это даже чувство любви в какой-то степени…Дружить можно не только… Дружба бывает не только среди людей, но и среди животных, Дружба – это хорошо! Это хорошее чувство, которое испытывают люди и животные…»

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.