Фольклор как средство постижения русского менталитета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В субботу в лаишевском селе Русское Никольское прошел XVI фестиваль русского фольклора “Каравон”. В этом году на фестиваль приехали 75 творческих коллективов из разных уголков России: 5 из регионов РФ, 21 из Казани, 55 из 34 районов Татарстана.

Глава Лаишевского района Александр Тимофеев поприветствовал почитателей и ценителей русского праздника:

- “Каравон” - яркий и неповторимый праздник, объединяющий людей разных национальностей и вероисповеданий. Понятный всем язык песенного, танцевального и игрового творчества, объединяя в стремлении к добру и красоте, делает нас уважительней друг к другу и искренней. Стало доброй традицией отмечать “Каравон” наравне с Сабантуем. Это служит ярким подтверждением подлинного добрососедства и искреннего взаимоуважения народов Татарстана. Вот уже шестой год в соответствии с указом Президента РТ праздник проводится как общереспубликанский, включен в Закон о праздничных и памятных датах Республики Татарстан. Этому способствовала заинтересованность Правительства и Госсовета.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в своем выступлении, в частности, сказал:

- Очень приятно отметить, что сюда съезжаются и стар и млад. Так происходит передача добрых традиций от поколения поколению. “Каравон” берегут, чтят, он положил начало многим другим республиканским фольклорным национальным праздникам: мордовскому, марийскому, удмуртскому, чувашскому и другим, отмечаемым в многонациональной республике. Особо хочу поблагодарить тех, кто 16 лет назад - а это жители села Никольское - решили возродить традицию, собрались и организовали первый “Каравон” в масштабе района. Сегодня он разросся, и представители уже не только городов и районов Татарстана, но и Чувашской, Марийской, Удмуртской, Мордовской республик, Пермского края, Самарской области, Нижнего Новгорода с удовольствием из года в год приезжают в этот день на праздник в Русское Никольское.

Глава Госсовета назвал по именам зачинателей, хранителей традиций праздника - участниц ансамбля села Русское Никольское “Каравон”, которому в этом году исполнилось 20 лет. Были вручены ценные подарки: комплект звукозаписывающей аппаратуры, телевизор. А 19 старейших участниц ансамбля по предложению Президента РТ получили 19 путевок в оздоровительный санаторий “Санта”.

Несмотря на дождь, ливший весь день, праздник шел своим чередом. На шести площадках шло народное гулянье: задорно звучали частушки, показывали свое искусство лихие гармонисты, театр-балаган собрал вокруг себя и взрослых, и ребятню, народные умельцы продавали свой товар, состязались борцы, соревновались плясуны - да всего не перечислить. А на центральной сцене выступали фольклорные ансамбли, и зрелище это было такой усладой для глаза и слуха, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ну и, конечно, каравон - древний хоровод. Многие-многие поколения водили его и до нас донесли.

Два прихлопа, три притопа?

Можно окончить консерваторию и не повторить “простую” народную песню - такой это сложный мир! Об этом и анекдот. Выступает молодая певица. Спела народную песню, откланивается, хочет уйти. Зал шумит, кричат - давай еще! Спела еще раз, снова откланивается, зал не унимается. Что делать, третий раз поет, а зал по-прежнему: еще!!! Она и говорит: “Господа, я уже устала, сколько можно?!..” Голос из зала: “Пока не научишься!..”

На фестивале в Никольском фольклорные ансамбли показывали такой истинный, высокий уровень исполнения народных песен, что сердце ликовало. Поют четыре девицы-красавицы из Нижнекамска, глаза закроешь - кажется, не четыре, а больше голосов - настолько высокий класс импровизации и многоголосья!

Иной раз слышишь: русская народная культура примитивна, устарела. Неужели? Культура не устарела, просто с ней долгие годы велась идеологическая борьба, в результате которой произошла подмена понятий. Все, что многими десятилетиями нам подавалось под названием “народное”, на самом деле таковым не являлось. Подлинный фольклор бесконечен в импровизации, медитативен и даже лечит - в тех же хороводах через соприкосновение руками идет грандиозная подзарядка положительными эмоциями. Казаки, например, лечили народной песней: вставали кругом и пели, создавая звуковой купол над раненым…

Фольклорная песня чему-то учила, чем-то лечила. Как это измерить, как выразить? Никак. Это можно только видеть, слышать, чувствовать и передать. И это неуничтожимо. Фольклорная песня поразительно живуча. Она способна как зерно лежать до поры. Чуть потеплеет, и она - проросла! Здесь постоянно дает о себе знать выработанная веками удивительно жизнеспособная стилевая система. Думается, протяжная народная песня - выражение русского характера, терпеливого, настойчивого и спокойного. Просветительское отношение к фольклору выразил А.Н.Радищев в проникновенных строках своего “Путешествия из Петербурга в Москву”: “Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа”. В XIX веке оценка фольклора как “образования души” русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня - одним из источников формирования национального музыкального мышления.

В 1955 году на волне “борьбы с религиозным опиумом” народные праздники в селах были запрещены, и, тем не менее, какое счастье, что в Русском Никольском жители села при поддержке энтузиастов местного Дома культуры в 80-е годы возобновили народную традицию - “Каравон” на Николин день!

“Чарочка” против “Б1сдей”

Вы когда-нибудь отмечали день рождения в русской деревне, где люди выводят именинника в центр хоровода? Стоишь в кругу, и круг тебе кланяется: “То не лес, не трава расстилается, наши буйные головки преклоняются... ...За ее дела прокричим ей “ура!”...” Ком в горле. Потрясающее ощущение! Ну что там заморские хапибезди?

Никуда не денешься, времена меняются. Сейчас наша разрозненность приводит ко всяким вещам типа караокэ. Мы пытаемся заменить прежний естественный годовой песенный цикл этой сублимацией. Включим караокэ или пойдем на дискотеку, будем прыгать, зажигалкой махать…

Как было раньше в деревне? Постоянная работа и постоянная система праздников. На праздниках обязательно пели. Человек знал, что будут игры, посиделки, на которых будут петь песни, знал, что побывает на свадьбах, где тоже будут петь, потом Колядки, дальше - Масленица… Потом - пост, и он услышит распевные духовные стихи. Летом черед летних календарных праздников со своими песнями. В застолье, на крестинах обязательно попоют. Помрет кто-нибудь - на похоронах зазвучат поминальные стихи. Вопрос: “петь или не петь?” - вообще не возникал! Если у тебя есть хоть малейшее желание - пой! Голос есть у всех, у кого-то больше, у кого-то меньше.

Что такое хорошая песня?

Это судьба. Она проходит через человека и формирует его, вырабатывает вкус, мораль, выпрямляет здоровье наконец, потому что происходит перенастройка организма.

В отличие от средневековой Европы Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и “полупрофессиональные” жанры (искусство сказителей, скоморохов). Наша культура не индивидуальна. Это культура многоголосная, соборная, культура общины и вокала. Мы предпочитаем играть не на инструментах, а на себе. В хороводе наше тело превращается в инструмент. В противоположность Западу, где инструментальная культура более развита, и где, как правило, есть ведущий голос с сопровождением. В церкви у них - орган, а у нас - хор. Вокальность и многоголосие - вот ключ к нашему фольклору и вообще к нашей культуре. Поэтому наши лучшие игры - игры с песнями. Лучшие песни - обязательно кругом. Лучшие танцы - поющий хоровод.

Человек реально играет на себе, превращаясь в музыкальный инструмент, вибрирует, дышит, очищает мозг. Движется под песню и совершает физические движения. Задерживает дыхание - омолаживает внутренние органы. Влюбляется - и через свое излучение в момент пения привлекает представителей противоположного пола. В дальнейшем создает семью. Все это благодаря песне. Как нация мы это уже утрачивали.

Поразительно, что не в русской глубинке возродился, получил законодательную и материальную базу, обретает масштаб и размах праздник русского фольклора, а в Татарстане. Татарская традиция широкого, всенародного празднования Сабантуя, думается, сыграла здесь свою роль положительного примера. Народы, живя рядом в мире и согласии, учатся друг у друга, взаимообогащаются. Прекрасно, что на маленьком островке татарстанской земли можем взяться за руки и пройти величавым и нежным каравонным шагом, держа друг друга за мизинцы…

 

Фольклорная песня чему-то учила, чем-то лечила. Как это измерить, как выразить? Никак. Это можно только видеть, слышать, чувствовать. И это неуничтожимо. Фольклорная песня поразительно живуча. Она способна, как зерно, лежать до поры. Чуть потеплеет, и она - проросла! Здесь постоянно дает о себе знать выработанная веками удивительно жизнеспособная стилевая система. Думается, протяжная народная песня - выражение русского характера, терпеливого, настойчивого и спокойного. Просветительское отношение к фольклору выразил А.Н.Радищев в проникновенных строках своего “Путешествия из Петербурга в Москву”: “Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа”. В XIX веке оценка фольклора как “образования души” русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня – одним из источников формирования национального музыкального мышления.

В 1955 году на волне “борьбы с религиозным опиумом” народные праздники в селах были запрещены, и, тем не менее, какое счастье, что в Русском Никольском жители села при поддержке энтузиастов местного Дома культуры в 80-е годы возобновили народную традицию – “Каравон” на Николин день!

Вера АРЯМНОВА

Мая 2008

В номер!

Что за чудо эти песни!

В субботу в лаишевском селе Русское Никольское прошел XVI фестиваль русского фольклора “Каравон”. В этом году на фестиваль приехали 75 творческих коллективов из разных уголков России: 5 из регионов РФ, 21 из Казани, 55 из 34 районов Татарстана.

Глава Лаишевского района Александр Тимофеев поприветствовал почитателей и ценителей русского праздника:

- “Каравон” - яркий и неповторимый праздник, объединяющий людей разных национальностей и вероисповеданий. Понятный всем язык песенного, танцевального и игрового творчества, объединяя в стремлении к добру и красоте, делает нас уважительней друг к другу и искренней. Стало доброй традицией отмечать “Каравон” наравне с Сабантуем. Это служит ярким подтверждением подлинного добрососедства и искреннего взаимоуважения народов Татарстана. Вот уже шестой год в соответствии с указом Президента РТ праздник проводится как общереспубликанский, включен в Закон о праздничных и памятных датах Республики Татарстан. Этому способствовала заинтересованность Правительства и Госсовета.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в своем выступлении, в частности, сказал:

- Очень приятно отметить, что сюда съезжаются и стар и млад. Так происходит передача добрых традиций от поколения поколению. “Каравон” берегут, чтят, он положил начало многим другим республиканским фольклорным национальным праздникам: мордовскому, марийскому, удмуртскому, чувашскому и другим, отмечаемым в многонациональной республике. Особо хочу поблагодарить тех, кто 16 лет назад - а это жители села Никольское - решили возродить традицию, собрались и организовали первый “Каравон” в масштабе района. Сегодня он разросся, и представители уже не только городов и районов Татарстана, но и Чувашской, Марийской, Удмуртской, Мордовской республик, Пермского края, Самарской области, Нижнего Новгорода с удовольствием из года в год приезжают в этот день на праздник в Русское Никольское.

Глава Госсовета назвал по именам зачинателей, хранителей традиций праздника - участниц ансамбля села Русское Никольское “Каравон”, которому в этом году исполнилось 20 лет. Были вручены ценные подарки: комплект звукозаписывающей аппаратуры, телевизор. А 19 старейших участниц ансамбля по предложению Президента РТ получили 19 путевок в оздоровительный санаторий “Санта”.

Несмотря на дождь, ливший весь день, праздник шел своим чередом. На шести площадках шло народное гулянье: задорно звучали частушки, показывали свое искусство лихие гармонисты, театр-балаган собрал вокруг себя и взрослых, и ребятню, народные умельцы продавали свой товар, состязались борцы, соревновались плясуны - да всего не перечислить. А на центральной сцене выступали фольклорные ансамбли, и зрелище это было такой усладой для глаза и слуха, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ну и, конечно, каравон - древний хоровод. Многие-многие поколения водили его и до нас донесли.

Два прихлопа, три притопа?

Можно окончить консерваторию и не повторить “простую” народную песню - такой это сложный мир! Об этом и анекдот. Выступает молодая певица. Спела народную песню, откланивается, хочет уйти. Зал шумит, кричат - давай еще! Спела еще раз, снова откланивается, зал не унимается. Что делать, третий раз поет, а зал по-прежнему: еще!!! Она и говорит: “Господа, я уже устала, сколько можно?!..” Голос из зала: “Пока не научишься!..”

На фестивале в Никольском фольклорные ансамбли показывали такой истинный, высокий уровень исполнения народных песен, что сердце ликовало. Поют четыре девицы-красавицы из Нижнекамска, глаза закроешь - кажется, не четыре, а больше голосов - настолько высокий класс импровизации и многоголосья!

Иной раз слышишь: русская народная культура примитивна, устарела. Неужели? Культура не устарела, просто с ней долгие годы велась идеологическая борьба, в результате которой произошла подмена понятий. Все, что многими десятилетиями нам подавалось под названием “народное”, на самом деле таковым не являлось. Подлинный фольклор бесконечен в импровизации, медитативен и даже лечит - в тех же хороводах через соприкосновение руками идет грандиозная подзарядка положительными эмоциями. Казаки, например, лечили народной песней: вставали кругом и пели, создавая звуковой купол над раненым…

Фольклорная песня чему-то учила, чем-то лечила. Как это измерить, как выразить? Никак. Это можно только видеть, слышать, чувствовать и передать. И это неуничтожимо. Фольклорная песня поразительно живуча. Она способна как зерно лежать до поры. Чуть потеплеет, и она - проросла! Здесь постоянно дает о себе знать выработанная веками удивительно жизнеспособная стилевая система. Думается, протяжная народная песня - выражение русского характера, терпеливого, настойчивого и спокойного. Просветительское отношение к фольклору выразил А.Н.Радищев в проникновенных строках своего “Путешествия из Петербурга в Москву”: “Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа”. В XIX веке оценка фольклора как “образования души” русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня - одним из источников формирования национального музыкального мышления.

В 1955 году на волне “борьбы с религиозным опиумом” народные праздники в селах были запрещены, и, тем не менее, какое счастье, что в Русском Никольском жители села при поддержке энтузиастов местного Дома культуры в 80-е годы возобновили народную традицию - “Каравон” на Николин день!

“Чарочка” против “Бесдей”

Вы когда-нибудь отмечали день рождения в русской деревне, где люди выводят именинника в центр хоровода? Стоишь в кругу, и круг тебе кланяется: “То не лес, не трава расстилается, наши буйные головки преклоняются... ...За ее дела прокричим ей “ура!”...” Ком в горле. Потрясающее ощущение! Ну что там заморские хапибезди?

Никуда не денешься, времена меняются. Сейчас наша разрозненность приводит ко всяким вещам типа караокэ. Мы пытаемся заменить прежний естественный годовой песенный цикл этой сублимацией. Включим караокэ или пойдем на дискотеку, будем прыгать, зажигалкой махать…

Как было раньше в деревне? Постоянная работа и постоянная система праздников. На праздниках обязательно пели. Человек знал, что будут игры, посиделки, на которых будут петь песни, знал, что побывает на свадьбах, где тоже будут петь, потом Колядки, дальше - Масленица… Потом - пост, и он услышит распевные духовные стихи. Летом черед летних календарных праздников со своими песнями. В застолье, на крестинах обязательно попоют. Помрет кто-нибудь - на похоронах зазвучат поминальные стихи. Вопрос: “петь или не петь?” - вообще не возникал! Если у тебя есть хоть малейшее желание - пой! Голос есть у всех, у кого-то больше, у кого-то меньше.

Что такое хорошая песня?

Это судьба. Она проходит через человека и формирует его, вырабатывает вкус, мораль, выпрямляет здоровье наконец, потому что происходит перенастройка организма.

В отличие от средневековой Европы Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и “полупрофессиональные” жанры (искусство сказителей, скоморохов). Наша культура не индивидуальна. Это культура многоголосная, соборная, культура общины и вокала. Мы предпочитаем играть не на инструментах, а на себе. В хороводе наше тело превращается в инструмент. В противоположность Западу, где инструментальная культура более развита, и где, как правило, есть ведущий голос с сопровождением. В церкви у них - орган, а у нас - хор. Вокальность и многоголосие - вот ключ к нашему фольклору и вообще к нашей культуре. Поэтому наши лучшие игры - игры с песнями. Лучшие песни - обязательно кругом. Лучшие танцы - поющий хоровод.

Человек реально играет на себе, превращаясь в музыкальный инструмент, вибрирует, дышит, очищает мозг. Движется под песню и совершает физические движения. Задерживает дыхание - омолаживает внутренние органы. Влюбляется - и через свое излучение в момент пения привлекает представителей противоположного пола. В дальнейшем создает семью. Все это благодаря песне. Как нация мы это уже утрачивали.

Поразительно, что не в русской глубинке возродился, получил законодательную и материальную базу, обретает масштаб и размах праздник русского фольклора, а в Татарстане. Татарская традиция широкого, всенародного празднования Сабантуя, думается, сыграла здесь свою роль положительного примера. Народы, живя рядом в мире и согласии, учатся друг у друга, взаимообогащаются. Прекрасно, что на маленьком островке татарстанской земли можем взяться за руки и пройти величавым и нежным каравонным шагом, держа друг друга за мизинцы…

Вера АРЯМНОВА.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 281.