Волость — административно-территориальная единица в России. В Древней Руси вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца 14 века — часть уезда. С 1861г. – единица сословного крестьянского управления.
Была упразднена административно – территориальной реформой 1923 – 1929 гг
Столбищенская волость возникла, возможно, в период с 1552 по 1600 год. На данный момент мне это не известно, так как не рассмотрена большая часть хранящихся в архиве документов.
Большая часть населенных пунктов возникла еще в период Казанского ханства, а с 1552 года начинается заселение деревень русскими и постепенное вытеснение татар в соседние волости Лаишевский уезд.
Большую сложность составляет выявление происхождения названия населенных пунктов.
На протяжении всего 19века население было русским, православного вероисповедания.
§1 Органы волостного правления, их структура и деятельность.
По проекту реформы 1861 года предусматривалось создание местных органов самоуправления в волостях (волостного правления).
Волостное правление являлось органом местного крестьянского самоуправления, состояло из волостного старшины, сельских старост и прочих должностных лиц (писарь). Избиралось правление на волостном сходе, который состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и крестьян–домохозяев.
Должность волостного старшины представляла собой выборное должностное лицо сельского управления. Он возглавлял волостной сход, избирался сроком на три года волостным сходом, обладал административно-полицейской властью.
В Столбищенском волостном правлении отмечаются (в документах) помощник старшины и писарь. Волостное правление было приписано к министерству внутренних дел.
В обязанности волостного правления стояли задачи: выдача жалования учителям и выделение денежных сумм на учебные принадлежности; ведение статистики о посеве и сборе хлеба и картофеля и пр., о количестве земли занимаемой под пашню и огороды.
Оно являлось посредником волостного схода и Уездной земской управой.
При уходе учителя в отпуск и прошении его у земской управы, выдать жалование, он получал его у волостного правления. Волостное правление следило за благоустроенностью магазинов (амбаров и пр.), вызывало техников при просьбе жителей на постройку дома (прежде чем построить дом жители обязаны были получить разрешение на постройку дома у уездного техника, в целях пожарной безопасности). Оповещение населения, ответственность за прибытие людей на тот или иной пункт, поставка подвод и прочие обязанности лежали на волостном правлении.
§2. Краткое описание сел и деревень волости.
1 Александровка; Масловка; Маслиха.
Деревня при безымянном озере, по правой стороне Чистопольской торговой дороги. Находилась от волостного правления в 5 верстах, от города (Казани) — 22 верстах.
Входила в состав прихода села Больших Кабан, от которого находилась в 2 верстах.
В ее составе было земли 30 десятин в даче четыре казенные сенные покосы от господ Молостовых. На1885 год в деревне было 12 дворов, жителей – 52 муж. пола и 46 жен. пола, русские, бывшие помещичьи. Занимались хлебопашеством. Жители составляли Александровское сельское общество.
2. Большие Кабаны; Введенское.
Село, при безымянном озере, на Чистопольской торговой дороге. От города находилась в 20, а от волостного правления, в 6 верстах.
Есть предание, что до поры покорения Казани в Кабанах жили татары, которые выселились в Лаишевский уезд и основали деревню Кабаны. Селение упоминается также в писцовой книге 1567 года, где оно названо село Велик Кабан. В нем тогда жили татары и чуваши, которые платили ясак архиерейскому дому. «В дачах села, в лесу, есть озеро, около которого, при расчистке находят разныя вещи: стрелы, вилы и прочее».
О происхождении названия Износков приводит следующие суждения: «Кабан (чуваш. яз.)= стог сена, склад хлеба; кабан (тат. яз.) = клык».
В селе имеется церковь, время постройки которой, неизвестно, но есть мнения, что, она построена в 17 веке.
«Земли 3520,5 десятин в даче села. Введенское Больших Кабан тож, Никольск Краево тож с сельцом и деревней. 18 десятин принадлежит в личную собственность крестьян, приобретены с публичных торгов в 1811 году».
В 1884 году в селе было: дворов 182; жителей 615 мужского и 557 женского пола. Село было русским, крестьяне бывшие государственные. Жители составляли Больше-кабанское сельское общество.
Износков так же сообщает, что у жителей села была сильно распространена игра в «орлянку», которая иногда оканчивалась рублей на 300, но некоторые проигрывали даже дома.
3. Малые Кабаны.
Деревня при безымянном озере, по правую сторону Чистопольской торговой дороги. От города находилась в 19 верстах, от волостного правления – в 4 верстах.
По одной из версий деревня основана переселенцами из с. Больших Кабан. По другой – это бывшее селение Казанского ханства. После «казанской войны» 1552-1557 гг. в течение долгого времени «пустошь», которая позже была включена в состав земель Казанского Спасо-Преображенского монастыря. После чего в 17 веке было основано русское селение выходцами из с. Больших Кабан.
В 1763 году в селе числилось 132 души мужского пола экономических крестьян.
На 1884 год земли было 1362,8 десятин и леса 41,19 десятин. Дворов 86, жителей было 285 душ мужского и 348 женского пола, русские, бывшие государственные, составляли Мало-Кабанское сельское общество.
4.Ковали; Ильинское.
Село при озере Ковалинское, по правую строну Оренбургского почтового тракта. От города находилось в 19 верстах, от волостного правления–– в 4 верстах. Село было монастырской (архиерейской) вотчиной. Бывшее селение Казанского ханства, в котором татары проживали и в конце 60 – х годов XIX века, когда Ковали находились в поместном владении русских помещиков.
Одна из дач принадлежавших крестьянам села Ковалей, называлась «Бабье болото», на ней в 80 – х годах XIX века находили следы старинных построек и есть предание, что в этой местности, около озера, была татарская деревня, неизвестная по названию. Русское селение основано в первой половине XVII века на месте бывшей татарской деревни – на землях Спасо-Преображенского монастыря.
В 1646 году в селе было 17 дворов, 63 души мужского пола. В 1870 – 158 душ мужского пола экономических крестьян. В 1885 году в селе было 140 дворов жителей: 493 души мужского пола, 529 – женского пола, русские, бывшие государственные. Жители по ночам обмазывали из мести друг другу ворота дегтем.
Жители составляли Ковалинское сельское общество. Первая деревянная церковь в селе построена около 1782 года; строительство каменной церкви завершено в 1820 году.
5. д. Кунтечи.
Одно из старейших русских селений на территории современного Лаишевского района. Находится при безымянном болоте, по правую сторону почтового Оренбургского тракта. От города (в 1885) находилась в 30,5 верстах, от волостного правления – в 15 верстах.
Название кюнтечи (тат.) – делающий коромысла. В 1885 году в деревне было 170 дворов, жителей 575 душ мужского и 579 женского пола, русские, бывшие государственные. Составляли Кунтечское сельское общество.
Одни из богатейших населенных пунктов в Казанском уезде. Жители считались самыми зажиточными. Наряду с хозяйством и другими промыслами, заметную роль играли овощеводство и пчеловодство. В овощеводстве особую роль играло выращивание лука.
6. д. Куюки.
Деревня при безымянном ключе, по правую сторону Ногайского торгового тракта. От города находилась в 16 верстах, от волостного правления — в 14 верстах. По сведениям писцовых книг, Куюки – бывшее селение Казанского ханства. Со второй половины XVI века село принадлежало служивым татарам, позже перешло во владение русских помещиков.
Куюк (тат.) – горелое место, гарь.
«В с. Столбищах куюковских крестьян звали «спасенными», «залесными», в отличие от крестьян села Куюков Лаишевского уезда, которых звали «барскими», в первых Куюках народ крепкий, красивый и хороший, а в последних — негодный; их леший в лукошке нес да и разбросал возле озера и по болоту». (Износков).
Земли в 1885 году было 3463,6 десятин. Дворов 173; жителей: 585 мужского и 545 женского пола, русские, бывшие государственные. Жители составляли Куюковское сельское общество.
Никольское; Краево.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 335.