Фото: ИА Росбалт, Хор Ивушки из Камских Полян |
фольклор,
В селе Русское Никольское Лаишевского района Республики Татарстан прошел XVI Межрегиональный фестиваль русского фольклора «Каравон». В этом году он удачно совпал с Международным днем славянской письменности и культуры. А вот погода, наоборот, не радовала: температура ниже десяти градусов и начинающийся время от времени надоедливый дождь с порывами ветра к гуляниям и хороводам («каравон» — диалектное «хоровод») на чересчур свежем воздухе особо не располагали. «Первый раз такая погода на праздник, — пожимали плечами завсегдатаи фестиваля. — В прошлом году мы все тут от жары плавились». «Ничего страшного нет, — пошутил глава администрации Никольского сельского поселения Сергей Трусов. – Должны же мы хоть раз посмотреть, как это бывает в дождь!».
Организаторы опасались, что, глянув утром за окно, многие потенциальные зрители откажутся от идеи поехать на «Каравон». Несколькими днями ранее, когда термометры показывали еще вполне летнюю температуру, а с неба ярко светило солнце, предполагалось, что на фестиваль соберутся 4-5 тысяч человек. Для казанцев приготовили шестнадцать автобусов, отправлявшихся из разных районов города. Волнение оказалось напрасным: погода если и подкорректировала число собравшихся, то не радикально.
С самого утра на новеньких деревянных торговых рядах продавали разнообразные изделия народных промыслов — от глиняных свистулек и бисерных колье до авторской кожаной бижутерии и плетеных корзинок. Мастера-умельцы приехали из разных районов республики, соседних Удмуртии, Марий Эл и других окрестных регионов.
После кратких приветствий казанских гостей – на «Каравон» приехали председатель Государственного совета РТ Фарид Мухаметшин и министр культуры Зиля Валеева – на центральной площади села, перед Никольской церковью в темпе прошел традиционный хоровод. Сразу после начался гала-концерт, в котором участвовали порядка тридцати этнографических коллективов – лауреатов и дипломантов «Каравона» из Татарстана и регионов РФ.
Параллельно на двух сценах поменьше, справа и слева от основной, пели и плясали фольклорные хоры и группы из различных городов и даже небольших сел Татарстана и других областей и республик. Коллективы, ждущие своей очереди, зря времени не теряли, распевая под гармошку прямо посреди улицы.
Благодарных слушателей у этих «уличных» певцов и танцоров, выкладывавшихся на все сто, было не меньше, а может, и больше, чем зрителей гала-концерта. «Фольклор на огромной сцене, пожалуй, теряется, — заметил «Росбалту» Сергей Трусов. – Народ переходит туда, где более камерная обстановка». Тем более что на улице продавали чрезвычайно актуальный горячий чай, шашлык, сахарную вату и медведей из жженого сахара, а в разгар фестиваля начали потчевать медовухой.
Всего в нынешнем «Каравоне» участвовали порядка семидесяти фольклорных коллективов из Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Кировской области, Пермского края и других субъектов Федерации. Многие исполнители народной песни, в том числе из достаточно отдаленных краев и областей, услышав о татарстанском фестивале, загораются желанием выступить с Никольской сцены. Лет 5-6 назад сюда неожиданно приехали интересные коллективы из Сибири, да и сейчас поток людей, которые любят фольклор, меньше не становится.
«В четыре утра я уже был в оргкомитете фестиваля, — рассказывает Сергей Трусов. – В 4.30 приехал коллектив из Самарской области – они просто узнали о нас и двенадцать часов тряслись на некомфортабельном автобусе, чтобы только попасть на «Каравон».
Подобная самоотверженность дает представление о том, чем является никольский фестиваль для уважающего себя исполнителя фольклорных песен. Кстати, уровень подавляющего большинства выступавших был очень высок – пели, естественно, без всяких фонограмм, «вживую», голоса не берегли, улыбались от души и искренне – в общем, работали с огоньком! Репертуар коллективов был столь широк и разнообразен, что даже неспециалисту становилось понятно: представление о русской народной песне как о хрестоматийных «Калинке-малинке» и «Во поле березка стояла» — мягко говоря, несколько примитивно.
«В Татарстане проживает примерно поровну русских и татар, — объясняет этот феномен Сергей Трусов. – В окружении национальных сел и деревень традиционное русское пение сохранилось, может быть, лучше, чем в тех краях, откуда его когда-то привезли сюда русские переселенцы. Здесь традиция как бы законсервировалась.
А ведь в фольклоре не столь важна выстроенность хора и прочие «технические» характеристики пения: тут чем своеобразней – тем ценнее. Возрождая «Каравон», мы хотели встряхнуть эту старину, показать ее людям».
Задумка, безусловно, удалась. На фестивале, несмотря на присутствие высоких гостей (а на юбилейные «Каравоны» приезжает и президент Шаймиев), царила радостная атмосфера настоящего народного праздника. Тревожная тенденция (большинство участников фольклорных коллективов – люди в возрасте) перекрывалась обнадеживающей: среди зрителей было множество молодежи и детей, хотя и замерзших, но не киснувших и вполне довольных увиденным и услышанным.
Так что вопрос о востребованности фольклора на современном этапе можно считать риторическим: да, люди хотят петь и слушать русские народные песни, и ради этого готовы ехать за тридевять земель (или хотя бы за час езды от Казани) и мокнуть под столь некстати разошедшимся дождем. «Интерес к празднику повышается, в Никольское едут люди, — заметил заместитель министра культуры РТ Айдар Гайнутдинов на предфестивальной пресс-конференции. — Народные традиции возрождаются. Современная музыка основана на народном искусстве — ведь мы не можем уйти от своих корней».
«Каравон» имеет более чем 300-летние исторические корни. Приурочен он к престольному празднику села – дню Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Никольская церковь, вокруг которой разворачивались основные события фестиваля, возведена в 1848 году, но православный приход в селе имелся уже как минимум в 1734 году. В советское время она была закрыта и сильно пострадала. Как рассказала словоохотливая храмовая старушка, отреставрирована церковь совсем недавно. «Ни колькольни у нас не было, ни крыши, — говорит она. – С 1995 года начали восстанавливать. Теперь все росписи новые». Росписи эти, пожалуй, несколько странные: на одной из них – куда более светские, чем обычно принято изображать, Богородица с Младенцем, на другой – не слишком талантливо изображенный Святой Николай… Впрочем, важны не столько технические навыки художника, сколько расположенность храма к прихожанам. Несмотря на то, что многие заходили в церковь с банальной целью немного согреться, всех встречали с улыбкой, указывали иконы, освященные на мощах Святителя Николая, а большие восковые свечи продавали всего за 15 рублей.
В старину «Каравон» отмечался в течение трех дней: начавшись с церковной службы, он переходил в дома жителей, а затем – на улицу, где устраивались гулянья и хоровод, участники которого, соединившись мизинцами, шли особым, «каравонным» шагом. Круг пульсировал, то увеличиваясь, то уменьшаясь в диаметре, и одновременно медленно вращался по «солнцу».
В 1955 году «Каравон», как и многие другие народные праздники религиозного содержания, был запрещен и возродился только в 1992 году благодаря работникам местного Дома культуры и членам казанского Общества русской культуры. Одним из них и был нынешний сельский голова. Через год фестиваль приобрел статус республиканского фольклорного праздника. Его организаторы — министерство культуры РТ, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Минкультуры, муниципальное образование «Лаишевский муниципальный район», Центр русского фольклора, Общество русской культуры и другие организации.
Шесть лет назад район возглавил Александр Тимофеев. «Александр Петрович приехал из Елабуги, — говорит Сергей Трусов. – Новый человек, он посмотрел на «Каравон» свежим взглядом – и вывел его на новый уровень. У нас все было по-простому, скромно — он же сумел разглядеть потенциал фестиваля». К финансированию мероприятия, ранее исключительно районного масштаба, подключились и на республиканском уровне, отремонтировали Дом культуры и центр села. «А когда поддержали на уровне республики – это уже другой коленкор», — констатирует глава сельской администрации.
С 2003 года праздник проводится в соответствии с Указом президента Республики Татарстан. Вдобавок в прошлом году Лаишевский район выиграл на него грант правительства РТ. «В яркой палитре народных торжеств, проходящих на благодатной земле Татарстана, русский «Каравон», наряду с татарским «Сабантуем», занимает особое место, — говорится в послании Минтимера Шаймиева к татарстанцам. — Возрождённый на волне общественных перемен, он с каждым годом обретает ещё более многоголосое звучание, собирая в свой хороводный круг всё новых участников как из самого Татарстана, так и из других регионов страны, что делает его культурным событием не только республиканского, но и общероссийского масштаба».
Общероссийский уровень – то, чего «Каравон» вполне заслуживает. О том, что в прежних рамках опять становится тесновато, говорит и Сергей Трусов. Однако нужно решить ряд проблем, из которых финансовая – возможно, не основная. «Даже сейчас две трети Татарстана еще не знают, что у нас за праздник, не говоря уж обо всей России, — отмечает Трусов. – Так что нам есть куда развиваться».
Как заметил «Росбалту» директор Института истории Академии наук РТ Рафаэль Хакимов, полагающий, что у «Каравона» есть все возможности стать фестивалем не только федерального, но и международного уровня, вопрос действительно не столько в деньгах, сколько в грамотном менеджменте и более энергичной «раскрутке» праздника районными и республиканскими властями.
В том, что вложения окупятся, сомневаться не приходится: гости «Каравона», среди которых была и группа туристов из Германии, уезжали из Никольского, совершенно очарованные народной песней, яркими костюмами и медовухой. Остается только гадать, с какими впечатлениями они разъехались, если бы погода была «май месяц»! И даже скептичные слушатели мастер-класса для профессионалов турбизнеса – студенты ведущих казанских вузов — на вопрос о наличии потенциала внутреннего туризма Татарстана на примере «Каравона» ответили дружным «Да-аа!».
Яна Амелина, фото автора
XVI Поволжский фестиваль древнерусского фольклора "Каравон" прошел в татарском селе Никольское
Праздничные мероприятия прошли на поляне в междуречье Волги, Камы и Меши. Более 70 самодеятельных коллективов, команд спортсменов приехали на фестиваль из Татарии, Чувашии, республики Марий Эл, Кировской, Нижегородской, Самарской областей. В нем участвуют более 6 тысяч человек. "Русский "Каравон", наряду с татарским "Сабантуем" обретает многоголосое звучание, собирая все новых участников из разных регионов страны, делает его культурным событием общероссийского масштаба", – отметил президент республики Минтимер Шаймиев.
На поляне женщины в старинных сарафанах, атласных платках, девушки с яркими лентами на головах образовали большой хоровод, а по старинному – "каравон". Старинную народную песню "Величальная" по традиции запевает старейшина села Нина Кузьмина. Ей подпевает хор ансамбля "Каравон". Коллектив, созданный 20 лет назад, в 2007 году выиграл грант правительства республики в номинации "Народное творчество". Под открытым небом выступали артисты, прошли выставка "Русское подворье", мастер-класс сельских умельцев.
Праздник в честь Николы Вешнего, дня святого Николая Чудотворца начали отмечать в Среднем Поволжье более трех веков назад. В советские годы "каравон" был запрещен. С 2004 года по указу президента Татарии он стал республиканским, а теперь межрегиональным праздником.
Источник: document.write('Портал «Культура»'); Портал «Культура»
Архив новостей культуры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата: 2019-02-02, просмотров: 318.