4 курс (заочная форма обучения)
Верлен П. Лирика. Поэтическое искусство.
Гауптман Г. Потонувший колокол.
Гарди Т. Тэсс из рода д'Эрбервиллей.
Генри О. Рассказы.
Голсуорси Д. Собственник.
Драйзер Т. Сестра Керри.
Золя Э. Жерминаль. Тереза Ракен. Карьера Ругонов.
Ибсен Г. Бранд. Пер Гюнт. Кукольный дом. Строитель Сольнес.
Киплинг Р. Джунгли.
Лондон Д. Мартин Иден. 2-3 рассказа (по выбору).
Малларме С. Лирика.
Манн Г. Верноподданный.
Манн Т. Будденброки. Тонио Крегер. Смерть в Венеции.
Метерлинк М. Синяя птица.
Мопассан Ги де. Милый друг. Пышка. Ожерелье. Дядя Жюль. Лунный свет. Жизнь.
Рембо А. Лирика.
Рильке P.M. Лирика.
Роллан Р. Жан-Кристоф (кн.5 «Ярмарка на площади»). Кола Брюньон.
Стивенсон Р. Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Тагор Р. Лирика.
Твен М. Приключения Тома Сойера. (Приключения Гекльберри Финна).
Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Две сказки (по выбору).
Уэллс Г. Человек-невидимка. Игрок в крокет.
Франс Д. Остров пингвинов (главы I-III, IV, VIII).
Фрост Р. Лирика.
Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца. Пигмалион.
В процессе подготовки к практическим занятиям обучающийся должен знать термины, позволяющие полноценно изучить материал по дисциплине:
Антиутопия - изображение в художественной литературе опасных последствий, связанных с экспериментированием над человечеством для его «улучшения», определенных, часто заманчивых социальных идеалов.
Гедонизм (греч - наслаждение)) - философско-эстетическое учение, по которому наслаждение является высшим благом, смыслом жизни
Магический реализм - понятие, с помощью которого исследователи определяют особенности творческого метода некоторых писателей XX века, прежде Кафки, а также Гарсиа Маркеса Фантастическое и реальное в их произведениях, перемешанных в единство; действие происходит в обыденной, тривиальной обстановке Вторжение фантастического, вопреки традиции, не сопровождается яркими эффектами, а подается как обычное событие
Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще "классическими", что развивались в русле классического наследия европейской мысли.
Декаданс - Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX в., характеризующееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом; декадентство
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений
Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — поздняя стадия развитияреализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века. Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов.
Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации
Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.
Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви-Голова» Л. Буссенара).
Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения ("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").
На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера(например, Данко и Ларра из рассказа А. М. Горького "Старуха Изергиль", капитан Немо из романов Жюля Верна, Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона).
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса
Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный) — литературное и художественное направление XIX—XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению
.Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика
Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.