Верховным правителем Украины признавался гетман, выбираемый старшинской радой и утверждаемый царем. В его руках сосредоточивалась военная, административная и судебная власть. Украина разделялась на полки, представлявшие собой военно-территориальные и административные единицы во главе с полковниками. Полки долились на сотни.
Несмотря на тяжесть царского режима, украинцы, находясь в составе России, сохранили свои национальные особенности, свой язык и культуру.
Из сказанного видно, что религиозный элемент в событиях 1648-1654 гг. занимал очень видное место. Восстания были ответом на религиозный и национальный гнет по стороны польской шляхты. Во время восстаний всегда шляхта подозревала духовенство в сочувствии и материальной помощи восставшим. Преп. Афанасий Брестский расстрелян польскими гайдуками за одно подозрение в помощи восставшим. Сельское духовенство всегда поддерживало стремления украинского народа к воссоединению и активно участвовало в его борьбе за великое дело.
ПОДЧИНЕНИЕ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ
МОСКОВСКОМУ ПАТРИАРХУ
Почти сразу же после воссоединения Украины с Россией между Россией и Польшей последовало несколько войн, так как польская шляхта не желала отказаться от своих прав на Украину. Потерпев ряд неудач, поляки согласились, по перемирию 1655 г., признать за Россией всю Украину и предоставить свободу вероисповеданий в Галиции и Волыни, которые остались под Польшей.
На Украине, однако, обнаружилось несогласие в деле окончательного объединения с Москвой. В этом вопросе Украина разделилась на две партии. Крестьянство и простые казаки стремились под царя православного; им сочувствовало низшее духовенство. Но шляхетство и казацкая старшина тянули к шляхетской Польше; этой партии сочувствовало высшее духовенство, для которого номинальная зависимость от Константинопольского патриарха была выгодное действительной зависимости от патриарха Московского.
Преемник Могилы СИЛЬВЕСТР КОССОВ долго не изъявлял покорности царю и Московскому патриарху. Преемник Сильвестра ДИОНИСИЙ БОЛОБАН решительно отказался принять посвящение в Москве и явно тянул к Польше.
В Москве, поэтому, управление Западно-Русской Церковью решили возложить пока на наместника. Митр. Питирим (управлявший Церковью вместо патр. Никона) наместником в Киев назначил епископа МЕФОДИЯ, но ни греческий патриарх, ни многие западные иерархи его не признали, а Дионисий Болобан не считал его даже за епископа. Много повредил Мефодию и Никон, наложивший за это посвящение анафему на Питирима.
После смерти Хмельницкого (1657 г.) гетманом был избран Иван Выговский. Новый гетман заключил с польским правительством Гадячский договор, согласно которому Украина возвращалась под власть Польши под названием “Великого княжества Русского”. Казацкая старшина получала шляхетские права. Польша соглашалась также поставить православие наряду с латинством и совершенно истребить унию. Но на дело на Украине начались опять притеснения со стороны латинян и шляхты.
Гадячский трактат вызвал на Украине возмущение против Выговского, который лишился гетманства. Новым гетманом был избран сын Богдана Хмельницкого Юрий. Несколько лет неудачного правления заставили Юрия отказаться от гетманства, после чего правобережная и левобережная части Украины выбрали особых гетманов.
Война между Россией и Польшей продолжалась до 1667 гола. когда был заключен Андрусовский договор, согласно которому за Москвою остались Смоленск, Северная земля, а также Киев (на два года) и Левобережная Украина.
Впоследствии Андрусовский договор в 1686 году был заменен договором, известным под названием “вечного мира”. Этот вечный мир подтверждал права Российского государства на Левобережную Украину, Киев и Запорожье. Северная Киевщина, Волынь и Галиция оставались под властью Польши. В этих областях поляки обязались дать православным свободу веры и возвратить православным епархии: Луцкую, Львовскую, Поремьшльскую и Могилевскую.
Указанные события отразились и на управлении Западно-Русской Церкви. После смерти Дионисия Болобана (1663) повторилась та же история, что и после митрополита Сильвестра. Внутреннего порядка в Западно-Русской Церкви не было, тем более, что западнорусская иерархия разделилась на две партии, из коих одна тянула к Москве, а другая — к Польше. Каждая из этих партий стремилась иметь на престоле своего человека. Вскоре, поэтому, случилось, что в то время, как русская половина избирала своего кандидата, польская избирала своего.
Конец этому ненормальному вложению был положен только после заключения “вечного мира”, когда Московский патриарх Иоаким решил подчинить Киевскую митрополию Московскому патриаршему престолу, и когда Константинопольский патриарх согласился на такое подчинение.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.