ИЕРАРХИИ ПАТРИАРХОМ ФЕОФАНОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тяжелым ударом для православия в Юго-3ападной Руси служило то обстоятельство, что с введением унии православные постепенно лишались своих иерархов, и с 1615 г. остался у них лишь один епископ Львовский, преемник Гедеона Болобана, Иеремия Тиссаровский, добившийся кафедры притворной присягой унии. Таким образом открывался опасный недочет в православном духовенстве. Оставшийся епископ едва успевал посвящать священников на вакантные места. Многие православные, не имея своего духовенства, поневоле обращались с требами к униатским священникам. Униатам казалось, что они вскоре отпразднуют победу, но руководящая десница Господня спасла Западно-Русскую Церковь от гибели.

В 1620 г. в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан, снабженный на устройство здесь церковных дел полномочиями от Константинопольского патриарха. Православные пришли к тому заключению, что с приездом Феофана настало удобное время, чтобы получить высшую иерархию, а поэтому стали требовать на сейме 1620 г. восстановления православной иерархии. Но Сигизмунд ответил на это: “Скорее я лишусь короны, чем дам вам иерархию”. Однако, когда знаменитый представитель православных Лаврентий Древинский произнес поразительно резкую речь о бедствиях православных и закончил ее угрозой, и когда от других русских послов и гетмана Сагайдачного послышались тоже угрозы по адресу поляков, Сигизмунд III дал разрешение Феофану посвятить высших иерархов.

Патриарх поставил в митрополиты Борецкого и рукоположил епископов на кафедры: Полоцкую, Владимирскую, Луцкую, Перемышльскую, Холмскую и Пинскую, среди которых были известные Мелетий Смотрицкий и Исаия Копинский, воспитанники Острожской школы. Патриарх завещал епископам, в случае смерти митрополита, тотчас самим поставить нового митрополита, не ожидая утверждения от Константинопольского патриарха, ввиду трудности сношения с ним.

Насколько яростным был иезуитский фанатизм, видно из того, что храм, где происходило поставление епископов, православные вынуждены были охранять при помощи вооруженных казаков. После этого патриарх отбыл из Киева под охраной казацкого войска.

Однако униаты, в частности митр. Рутский, чтобы не допустить православных иерархов к служению, убедили короля, что патриарх Феофан — самозванец, шпион султана и православные иерархи незаконные. Король издал универсал, в котором повелел православных епископов и признающих их за законных иерархов ловить и заключать в темницы.

У врагов православия теперь руки развязались. Начались гонения, преследования, притеснения и убийства православных. Все новопоставленные епископы не могли поселиться в своих епархиях и должны были стать под защиту казачества, которое вместе со своим гетманом было единственной защитой православия.

Перед Хотинскою битвою поляков с турками (1621) Сигизмунд, прося у казаков помощи, обещал утвердить права православной иерархии, но после войны обещания своего не исполнил. Не внял Сигизмунд и предсмертному голоса Сагайдачного, когда тот, израненный (затравленной турецкой стрелою) в Хотинской битве, чувствуя приближение смерти, в письме к королю просил запретить польским панам притеснять на Украине народ казацкий и разрешить православным держаться своих древних преданий.

МИТРОПОЛИТ ИОВ БОРЕЦКИЙ

Митрополит Нов все время своего святительства провел в постоянной борьбе с врагами православия. Он созвал собор, на котором выработаны были меры борьбы с унией (на этом соборе присутствовал Иов Железо, игумен Почаевский), каковыми являются:

благочестивая жизнь духовенства, проповедь против унии, печатание книг в защиту православия, учреждение школ и братств и т.п. Поскольку латиняне но признавали законности поставления православной иерархии, Мелетий Смотрицкийнаписал “Оправдание невинности”. Таким образом законность действий патр. Феофана была доказана, к тому же казаки заявили, что не пойдут воевать с турками, если король но признает православной иерархии. Король обещал, но вскоре поднялось гонение на православных еще более сильное. Поводом к этому было убиение полоцкого униатского епископа ИосаФата Кунцевича.

Назначение в Полоцк православного архиерея Мелетия Смотрицкого привело к тому, что в православие перешло много униатских приходов из епархии Иосафата Кунцевича. Последний начал тогда применять самые бесчеловечные меры насилия над православными. В Витебске, не дозволяя “схизматикам” совершать богослужение даже в шалашах за городом, он до того вооружил против себя православных, что однажды осенью 1623 г. народная толпа набросилась на него, избила его до смерти палками и бросила его обезображенный труп в Двину.

Это убийство очень повредило православным. Униаты причислили Кунцевича к лику мучеников, составили ряд легенд о его чудесах. Папа Урбан III требовал от католиков мести за смерть убитого. Гонения и убийства православных распространились по Белоруссии и даже по всей Украине, защитник которой, Сагайдачный, в это время ужо скончался (+1622). Православным запрещено было даже ремонтировать свои храмы. Киев едва спасся от запечатания в нем церквей и то благодаря протесту казаков.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.