Но большинство русских, даже митр. Даниил, говорили, что он портит книги, творит досаду русским святым, которые спасались по этим книгам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Действительно, Максим Грек, не зная русского языка, допустил некоторые ошибки. Он переводил с греческого языка на латинский, в переводчики с латинского — на славянский. В результате получились неточности: вместо “седе” — “седел”, вместо “бесстрастно Божество” — “нестрашно Божество”, об Иосифе и Марии говорилось: “совокупление же (вместо совещание) до обручений бе”.

Несчастному справщику пришлось дорого поплатиться. В 1525 году он был осужден на соборе и заключен в монастырь, где и скончался после 30-летних страданий в 1556 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОГЛАВА;

УСТРОЙСТВО ТИПОГРАФИИ В МОСКВЕ И ЕЕ СУДЬБА

Вопрос об исправлении богослужебных книг был поднят на Стоглавом соборе 1551 г., но по малому образованию членов собора Стоглав оказался совершенно несостоятельным в решении столь важной) вопроса. Книги ведено было исправлять по старым переводам, которых и сам собор не смог указать. На такое исправление уполномачивались всякие грамотеи, что могло привести к еще большей порче. Сам собор показал свое непонимание, указав, например читать в ектениях: “о архиепископе нашем честного его пресвитерства и диаконства”; “сами себе и друг другу”: слово “истинного” в символа веры; указал также двоить аллилуиа. Собор издал запрещение неисправленных книг не покупать и в церквах не употреблять.

С течением времени нужно было думать не об исправлениях, а о предотвращениях новых ошибок; с этой целью и явилась в Москве первая типография.

В 1552 г., по просьбе Ивана Грозного, из Дании был прислэи граф Мессингейм, или Бокбиндер. Нашлись и свои, знавшие типографское дело, — диакон Иван Феодоров и Петр Тимофеевич Мстиславец. В Новгороде отыскался резчик букв Васюк Никифоров, кроме того, из Польши выписаны были новые буквы и печатный станок. Ганса Бокбиндера скоро отпустили, и русские первопечатники начали печатание. В 1564 г. вышла первая печатная книга — Апостол, а через два года — Часослов, обе книги малоисправные. После этого типографское дело остановилось. Против печатников из зависти восстали переписчики, и Феодорова обвинили в ереси. Феодоров с Петром Мстиславцем удалились в Вильну, затем побывали в Заблудове, Львове и Острого, где дальше трудились над печатанием книг.

Печатный двор в Москве был подожжен ночью и сгорел со всеми принадлежностями. Книгопечатание было возобновлено в 1568 г. по воле самого царя, сначала в Москве, потом в Александровской слободе, резиденции царя (сейчас город Александров, 115 км от Москвы).

Ученик изгнанных первопечатников Андроник Невежа напечатал в новой типографии два издания Псалтири (1568-1578 гг.), тоже не весьма исправные.

Все неисправности в рукописях указанных книг были перенесены и в печатные их экземпляры.

ЗАБОТЫ О ПРАВИЛЬНОМ ИКОНОПИСАНИИ;

ДЕЛО ДЬЯКА ВИСКОВАТОГО

Писание свв. икон производилось греческими или русскими мастерами. На иконописное художество был большой спрос, а поэтому иконописцев было много. Они соединялись в артели под управлением старост.

Лучшими иконописцами в ХV в. были Феофан Грек и московские монахи Даниил Иконник и Андрей Рублев. Иконописанием занимались также некоторые из высших духовных лиц, например, св. митр. Петр, Новгородский владыка Василий и др.

В ХVI в. возник вопрос о правильной писании икон, потому что чрез Новгород и Псков в иконописание стало проникать западное влияние: появились иконы, писанные о латинских образцов и отличающиеся множеством символических изображений. Стоглав определил, чтобы иконописцы непременно держались древних образцов, чтобы архиереи по епархиям установили за иконописцами строгий надзор и запретили писать иконы от самоизмышления, не по старым образцам, и людям неискусным и худой нравственности.

Образцом для мастеров собор рекомендовал стиль известного инока иконописца Андрея Рублева (+1430 г.).

Вскоре после Стоглава началось волнение из-за икон, поднятое дьяком Иваном Висковатым. После большого московского пожара (1547 г.) вновь расписывали иконами кремлевские храмы. Для этого были вызваны в Москву новгородские и псковские мастера. В Благовещенском соборе священник Сильвестр велел им изобразить:

“Троицу в деяниях”, “Верую”, “Хвалите Господа”, “Софию — премудрость Божию”, “Достойно”, “Почи Господь в день седьмый”, “Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся” и др. Висковатый соблазнился о новых иконах. Поддерживаемый отставленными от дела московскими мастерами, Висковатый стал разглашать, что не следует изображать иконным образом невидимое Божество и бесплотных. Особенно порицал он символические изображения, например, добродетелей и пороков в виде женщин, Христа в виде ангела с крыльями и т.п. Дьяк написал митрополиту жалобу, что Сильвестр старые образа вынос, а новые поставил по своему мудрованию.

В 1554 г. был созван собор, который решил дело в пользу Сильвестра. Висковатого за хулу икон отлучили на три года от причастия. “Всякий должен знать свой чин, — сказал ему митрополит, — овцы не должны делать из себя пастыря. Слушай духовных отцов. Вам не ведено о Божестве испытывать; знал бы ты свои приказные дела (см. “Церковный вестник”, 1955 г. № 6; “Ж.М.П.”, 1948, 3.).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.