Мелетий Смотрицкий, который более всех подвергался опасности после убийства И.Кунцевича, вынужден был спасаться бегством. Он удалился из своей епархии в Киев, затем на Восток, наконец, после таких скитаний поселился в богатом Дерманском монастыре, для получения которого от его патрона, князя Заславского, и принял унию.
МИТРОПОЛИТ ИСАИЯ КОПИНСКИЙ
После смерти митрополита Иова Борецкого (+1631) на митрополичье кафедру возведен был смоленский епископ Исаия Копинский, воспитанник Острожской школы. Он являлся великим ревнителем православия, но был уже человеком престарелым и мало способным к управлению Церковью в такое бурное время.
В 1632 г. последовала смерть покровителя унии Сигизмунда III. Духовенство, дворяне, братства и казаки — все готовились не прежде приступить к избранию короля, как после получения отнятых у них прав. На сейме православные послы от казаков, духовенства и церковных братств требовали религиозной свободы, расширения казачьих вольностей и восстановления прав православной иерархии. Сейм готов был превратиться в два военных стана. После острых споров с католиками и униатами православные на сейме добились, наконец, от правительства признания православной иерархии (после 36 лет существования). Определено было избрать для православных митрополита и четыре епископа, утвердить права братств, школ, типографий, предоставить полную свободу вору русской, т.е. православной и униатской.
Православные начали питать большие надежды на нового короля Владислава, но надежды их не сбылись, хотя король показал себя справедливее своего предшественника.
Правительство оказалось бессильным не только исполнить указанные определения, но даже оградить православных от беззаконных обид. Униаты и латиняне производили набеги на православные монастыри, иезуитские школьники врывались в православные храмы и кощунственно издевались над священными предметами. Патрону — униату или католику — ничего не стоило забрать у православных церковь или монастырь и отдать униатам или же в аренду еврею. В таких случаях православные за каждую требу должны были платить еврею известную сумму денег за пользование храмом.
В ответ на эти притеснения и жестокости вспыхнули одно за другим казацкие восстания Павлюка и Остряницы. Народ стекался под знамена и жестоко расправлялся со своими притеснителями. Кровь лилась по всей Украине, но казаки большой частью оказывались бессильными одержать победу, и тогда со стороны латинян начиналась ужасная расправа с побежденными.
Глумление над православными все более и более сгущало политическую атмосферу в Польше, и над нею собирались тучи, которые разразились тяжелым для нее ударам. Готовилось новое сильное казацкое восстание под начальством Богдана Хмельницкого, закончившееся присоединением Украины к России.
МИТРОПОЛИТ ПЕТР МОГИЛА (1633-1647)
Хотя сеймом, на котором состоялось избрание короля, и дозволено было православным иметь своего митрополита и епископов, однако сейм не признал законными иерархов, посвященных патр. Феофанам. Православные, поэтому, должны были избрать себе нового митрополита и епископов, кроме епископа Львовского Иеремии, получившего грамоту еще от Сигизмунда III.
Владислав утвердил представленного православными кандидата на Киевскую митрополию Киево-Печерского архимандрита Петра Могилу и двух кандидатов на епископские кафедры.
Петр Могила был сыном молдавского господаря (воеводы). Образование получил он первоначально в Львовском братском училище в строго православном духе, а затем слушал лекции в разных заграничных университетах. После потери его фамилией господства жил в Польше, участвовал в битве поляков с турками под Хотином (1621 г.). Наконец, в 1627 г. под влиянием митр. Иова Борецкого Могила принял монашество, после чего, будучи всего 30 лет, избран был архимандритом Печорским.
Митр. Исаией Копинским Могила назначен был депутатом на избирательный сейм, где он употребил все свое аристократическое влияние и таланты на защиту православия. Будучи избран на кафедру, он испросил благословение и у патр. Константинопольского Кирилла Лукариса. Получив благословенную грамоту от патриарха, Петр Могила в 1633 г. принял посвящение во Львове от Иеремии Тиссаровского и отправился в Киев, где первосвятителя встретили очень торжественно и радостно.
Митр. Исаия Копинский не без борьбы оставил кафедру и остаток своей жизни провел в монастырских подвигах (+1640).
Во время своего святительства Петр Могила оказал Православной Церкви величайшие заслуги. Он неоднократно заступался за православных, богато украсил Печорскую Лавру, отнял у униатов многие монастыри и храмы, в там числе и Софийский собор, и Выдубецкий монастырь. Восстановил церковь Спаса на Берестове, воздвиг из развалин Десятинную церковь, под обломками которой нашел гроб кн. Владимира. Кроме этого, писал и издавал сочинения в защиту православия, исправлял церковные книги, заботился о развитии просвещения (см. “Ж.М.П.”, 1951, 1-3.).
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЕТРОМ МОГИЛОЙ КИЕВСКОЙ ШКОЛЫ
Для успешной борьбы с латинством необходимо было поднять уровень образования в Западно-Русской Церкви. Петр Могила прекрасно это понимал, а поэтому, будучи еще архимандритом Печерским, он учредил в 1631 г. отдельно от существовавшей в Киеве братской школы свою новую школу в монастыре. Кроме этого, Могила основал школу и в Виннице при братском монастыре. Петр Могила собрал также около себя кружок ученых, отчасти из молодых людей, получивших на его,счет образование на Западе. Таких, например, как ИННОКЕНТИЙ ГИЗЕЛЬ, СИЛЬВЕСТР КОССОВ и др.
Когда в 1632 г. братчики признали Могилу блюстителем и своей школы, то он соединил свою лаврскую школу с братской и прообразовал эту школу в коллегию, устроив ее по образцу латинских коллегий. Для процветания этой школы он положил много забот: переименовав ее в коллегию, расширил в ней преподавание философских и богословских наук, обстроил ее новыми зданиями, обогатил, лаврскими вотчинами. Эта коллегия, называвшаяся Киево-Могилянской, сделалась образцом для всех духовно-учебных заведений не только на Украине, но и во всей Руси.
По примеру иезуитских коллегий, Киево-Могилянская коллегия разделялась на школы или классы: фару, инфиму, грамматику, синтаксиму, пиитику, риторику, философию и богословие. Господствующее значение в школе имел латинский язык. Славянский язык стоял на втором вместо, а греческий на третьем (тогда как в Острого была славяно-греко-латинская школа).
Ученики должны были даже между собой говорить по-латински, а кто проговорился на своем языке, тому на грудь вешали (лист в деревянном футляре), если виноватый не подслушал товарища, говорящего не по-латыни, и переночевал у виновного, то там писалось — переночевал у господина такого-то, и бедного пороли. Но не в этом заключались главные трудности учеников Киево-Могилянской школы. Могила желал, чтобы школа приготовила просвещенных пастырей и ревностных защитников православия в борьбе с унией и латинством. Литературная борьба с латинством была невозможной без знания латинского языка. Но народная масса, а также и многие священники этого не понимали и обвиняли школу в уклонении в латинство. Народ до того взволновался, что грозил разорить школу, а латинщиками начинить днепровских осетров. Бедные ученики стали исповедываться и готовиться к смерти.
Однако большой опасности нужно было ожидать со стороны униатов и латинян, от которых действительно студенты не только терпели поругание и обиды, но даже смерть. Латино-униатская партия о митр. Рутским начала клеветать на православную Коллегию, обвиняя ее учителей в протестантизме. Король, поверив этой клевете, требовал от Могилы упразднения Киевской и Винницкой школ вместе с состоящими при них типографиями. Сильвестр Коссов написал и издал “ЕКТЕЗИС”, в котором опроверг латино-униатскую клевету и доказал православное направление школ.
Католики, видя влияние Киево-Могилянской коллегии на укрепление православия на Украине, основали в Киеве иезуитскую коллегию в 1645 г., в противовес православной школе. Но успехи Киево-Могилянской коллегии превосходили, успехи иезуитов.
Коллегия отстояла свою самостоятельность и быстро стала развиваться.
УЧЕНЫЕ ТРУДЫ ПЕТРА МОГИЛЫ
И ЕГО КОЛЛЕГИИ
Митр. Петр Могила заботился не только об упорядочении Киево-Печерской лавры, на которую жертвовал и свои личные средства, и обращался за помощью к московскому царю, но благодаря заботам митрополита были обустроены и другие монастыри, ставшие рассадниками благочестия и просвещения. Кроме того, его стараниями открыты новые монастыри, например, в Пинске, Каменце-Лит., Бресте. В Брестском монастыре игуменствовав известный игумен Афанасий, вкусивший за свою любовь к православию и борьбу с унией мученическую кончину (1648) (см. “Ж.М.П.” 1949, 1).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.