Чтобы удовлетворить духовным потребностям православных, Петр Могила печатал в своей типографии святоотеческие творения. По его благословению в лаврской типографии на общепонятном языке напечатано собрание поучений на воскресные и праздничные дни под названием “Евангелия учительного”.
По мысли и повелению митрополита профессором Киево-Могилянской школы (впоследствии преемником Могилы по митрополии) С.Коссовым был составлен “Патерик Печерский”. Могилой приготовлено было к изданию “Православное исповедание веры”, написанное по поручению митрополита И.Трофимовичем. Это “Исповедание” одобрено было на соборах Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.). Но напечатан этот труд был в 1662 г. в Амстердаме на греческом языке. Ввиду крайней нужды и задержки/выхода в свет этой книги Петр Могила в 1645 г. издает ее в сокращенном виде на польском и русском языках под названием “Малого Катехизиса” (или “Собрание короткой науки об артикулах веры”).
Затем сам митрополит написал “Лифос” (“Камень веры”) — резкий полемико-апологический труд против нападений латинян и униатов на православную Церковь. Здесь, отчасти, содержится и православная литургика с объяснением таинств, постов, обрядов, праздников, устройства храмов и проч.
Петр Могила немало заботился об исправлении и издании богослужебных книг, в чем ему помогали ученые члены братства.
Одним из важнейших его изданий было появление в свет большого требника, известного под названием “Требника Петра Могилы”. В нем собраны исследования всех таинств и богослужебных чинов из славянских и греческих требников о дополнениями из католических требников или дополнениями, составленными им самим. Чиноследования и обряды в требнике снабжены объяснениями литургического, догматического и канонического содержания.
Кроме этого. Могилой была задуманы две колоссальные работы: “Жития святых” и исправление Библии, что он только лишь начал, так как вследствие понесенных им трудов митрополит преждевременно окончил свою земную жизнь (1.1.1647).
После смерти Могилы для Коллегии настали несчастные времена. Лаврские вотчины, выпрошенные Могилой, были отобраны. Лучшие люди уходили под знамена Хмельницкого. Но Коллегия продолжала развиваться и привлекать к себе сотни учеников, несмотря на то, что постоянно терпела крайнюю нищету до самого 1686 года, когда Киевская митрополия присоединилась к Московскому патриаршеству.
Самыми видными представителями киевской богословской науки после П.Могилы были один за другим ректоры Могилянской коллегии: Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович и Иоаникий Голятовский. И.Гизель написал “Синопсис” — первый у нас учебник по истории, который остался единственным руководством для учеников до времен Ломоносова.
Следующие два ректора являются замечательными проповедниками. Оставили после себя ряд сборников проповедей, а также много полемических трудов, направленных против латинян и магометан.
Во всех этих литературных трудах киевских ученых господствовало схоластическое направление. Богословская мысль путалась в массе разных схоластических аргументов.
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
В царствование Владислава IV, как было замечено, несколько раз вспыхивали казацкие восстания. Хотя они имели сословный характер, но оказывали влияние и на религиозные дола.
Польское правительство всячески старалось взять власть над казаками, а поэтому стало наводнять казацкие области своими войсками и чиновниками, отнимать у казаков их права независимого управления, уменьшать число реестровых казаков.
Происхождение реестровцев следующее. Желая установить контроль над казачеством и использовать его в борьбе против Турции и Крымского ханства, польское правительство взяло часть казаков на государственную службу. Впервые это было сделано при Сигизмунде-Августе, когда в 1572 г. было 300 казаков записано в книгу — реестр. Впоследствии реестр был расширен. В реестр преимущественно попала казацкая старшина. Реестровцы получали вознаграждение от правительства и пользовались привилегиями.
Но при Владиславе и положение реестровцев очень ухудшилось. Сеймом 1638 г. у казаков опять были отняты все права и привилегии, и все казаки низводились на положение простых крестьян. Польша желала задавить казачество совершенно.
Создавалось также тяжелое положение и для Православной Церкви. Польская шляхта требовала от низшего православного духовенства выполнения феодальных повинностей. Большая часть православного духовенства была в положении, которое мало чем отличалось от положения крестьянства. О притеснении крестьян и говорить нечего.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.