МИТРОПОЛИТ СВ. ПЕТР (1308-1326) И УТВЕРЖДЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕЙ КАФЕДРЫ В МОСКВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Св. Петр, родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь, где удивил братию своими подвигами. Вскоре он ушел в уединение на р.Рату, где основал свой монастырь. Св. Петр обратил на себя внимание Юрия Львовича, великого Галицкого князя, и тот послал его к патриарху для посвящении в митрополиты для Галича. Патриарх, однако, поставил Петра митрополитом не Галицким, а Киевским и всей Руси.

Приехав в 1308 г. от патриарха, св. Петр не остался в Киеве, а поехал на северо-восток, направился туда, “где горе слышится, где трудно дышится...”. Временно резиденцией своей он избрал Владимир на Клязьме, но вскоре он поселился в Москве (хотя именовался Киевским митрополитом). Град Москва в это время далеко не был преславным по сравнению с другими русскими городами. Но митр. Петр предвидел великое будущее этого маленького пока центра государственной жизни и стал содействовать ему. Москва, таким образом, становилась как политическим, так и религиозным центром Северо-восточной Руси, перенесение митрополии в Москву способствовало возвышению Московского княжества. Престарелый святитель совсем поселился в Москве у любимого своего князя Ивана Даниловича Калиты, которого и просил построить здесь кафедральный собор: “если послушаешь меня, сын мой, храм Пречистыя Богородицы построишь и меня успокоишь в своем городе, то и сам прославишься более других князей, и город этот славен будет; святители в нем станут жить, и покорит он все другие города”.

Иван Калита основал каменный собор во имя Успения Богоматери.

Св. Петр скончался в 1526 г. и похоронен в Успенском соборе.

Следствием перенесения митрополичьей кафедры в Москву было то, что этим Москва приобретала значение главного города всей земли, т.к. князей было много, а митрополит — один. Митрополит, естественно, и действовал всегда в пользу московского князя.

Южная Русь с перенесением митрополии в Москву стала терять свое первенствующее значение в церковной жизни.

К тому же, литовский князь Гедимин еще при жизни митр. Петра овладел всей Волынью и Киевом. Таким образом, центр как церковной, так и политической жизни Руси переносится на севером восток.

МИТР. ФЕОГНОСТ И ЕГО СОДЕЙСТВИЕ

ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ В БОРЬБЕ С УДЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Преемников. Петра грек Феогност, посвященный в 1328 г., уже прямо отправился к московскому князю на жительство.

В том же году (1328) Иван Калита сделался великим князем, и митр. Феогност был его деятельным сотрудником. Иван Калита понимал, что при тогдашней раздробленности Руси на княжества борьба с татями немыслима. Он наладил дружественные отношения с ханом Узбеком, так что последний поручил московскому князю собирание золотоордынской дани с русских, подвластных хану, земель.

Историческое значение имеет следующий политический инцидент: тверский князь Александр Михайлович допустил избиение овиты ханского баскака народом, который взволновался бесчинствами баскака. Хан приказал Ивану Калите доставить Александра в Орду; тот убежал в Псков и, войдя в доверие псковичей, избран был там князем. Митрополит предложил псковичам, во избежание напрасного кровопролития, выдать мятежного князя. Псковичане смирились лишь после тоге, как Феогност отлучил виновных от Церкви. Александру, однако, удалось бежать в Литву. Удельные князья, конечно, недовольны были тем, что митрополит содействовал великому московскому князю, но помешать этому не имели силы.

Более сильное противодействие было со стороны Литвы и Польши, владевших русскими землями. По проискам этой стороны, в Юго-Западной Руси стали появляться один за другим митрополиты, добывавшие себе сан у греков. Католической Польше трудно было подчинить своему влиянию Юго-западную Русь, которая в религиозном отношении тесно было связана с Великой Русью. Порвать связи южноруссов с североруссами можно было лишь тогда, когда бы учредить для юго-западных земель Руси, подвластных Польша и Литве, отдельную митрополию. Греки, однако, высказывались за единство Русской митрополии и объявили Галицкую митрополию упраздненною.

Митр. Феогност дважды ездив в Орду, во второй раз хай потребовал у него платежа за все духовенство, причем всячески оскорблял святителя. Феогност, перенеся все лишения, раздарил 600 рублей в Орде и испросил прежние льготы Церкви. Умер митр, Феогност в 1353 г. вместе с московским князем Симеоном Гордым от моровой язвы. Митр. Феогност ввел начало церковного года с 1 сентября в честь Симеона (до этого год исчислялся с 1 марта) (см. “Ж.М.П.”, 1953. 8).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.