Вся русская территория от среднего Днепра до Волги была под татарским ярмом. Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя и должна была платить Орде откуп
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Галицко-Волынское княжество должно было признать частичную, вассальную зависимость от хана.

ОТНОШЕНИЕ МОНГОЛОВ К ХРИСТИАНСТВУ,

ХАНСКИЕ ЯРЛЫКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Часть прежних гражданских и церковных историков (Голубинский, Доброклонский, отчасти Знаменский и др.) пытались всячески приуменьшить ущерб, нанесенный монгольскими захватчиками Русской Церкви. Указанные историки сильно акцентируют на веротерпимости татар и даже намекают на благожелательность интервентов к Церкви. Но факты вопиют против этого. Татары в войне вели себя свирепо, они не щадили ни беспомощного мирного населения, ни священнослужителей, ни святынь. В числе невинных жертв была масса белого и монашествующего духовенства. Почти все храмы по пути следования орды были уничтожены.

Каково же было положение Церкви? Церкви был нанесен огромный ущерб. Краса Руси — Киев — разрушен, Печерская обитель — разгромлена, иноки разбежались. Правда, Северо-восточная Русь была менее опустошена. Население и вообще церковная жизнь вследствие этого передвигаются на север — в Москву, которая стает средоточием церковной жизни.

При завоевании Руси монголы были язычниками. Они признавали единого Бога, но поклонялись и разным другим богам — солнцу, луне, воде, огню, идолам, теням умерших ханов, верили в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя целые толпы шаманов и заклинателей. В Орде едва ли даже и была одна какая-нибудь господствующая религия. В состав орды входили воины различных вер (больше всего буддисты и мусульмане), и ханы не препятствовали совершению различных религиозных обрядов. В своей книге “Ясе” (книга запретов) Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были.

В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали в совершении и христианских, и магометанских, и буддийских обрядов, уважали и духовенство всех вер.

Но вое это не мешало ни Чингис-хану, ни его наследникам зверски расправляться со священнослужителями и жечь святыни. В частности, воины Батыя безжалостно сжигали все книги, находимые ими в храмах и монашеских кельях. Так, почти совсем были уничтожены все книжные богатства, накопленные Русью. Из дальнейшего мы увидим, насколько практика ханов мало считалась с “Ясой”.

Летописи донесли до нас имена очень небольшой части тех из умерщвленных, которые не могли оказать вооруженного сопротивления: в числе их смиренные старцы еп. Владимирский Митрофан, еп. Черниговский Порфирий, еп. Переяславский Симеон, архимандрит Феодосии, многие иноки Печерского монастыря. Бесследно исчез Киевский митр. Иосиф. Не один из этих мучеников был убит не на крепостной стене, а за молитвой в церкви или в убогой иноческой келье. Всех их почти перед смертью зверски мучили.

Конечно, после того, как захваченные Золотой Ордой русские земли были поставлены от нее в полную зависимость, массовые зверства и грабежи прекратились: ханы понимали невыгодность “резать курочку, которая несет золотые яички”. Земли были обложены данью, взыскиваемой натурой, деньгами и людьми.

Вначале дань собирали отряды ордынских послов — баскаки. Однако впоследствии дань стали собирать русские князья. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получения ханской грамоты — ярлыка.

Первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана, а у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Хан Менгу в своем ярлыке также освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин. Церковные земли и угодья, церковные люди, вощи, книги, иконы и проч. объявлены неприкосновенными; по другому ярлыку хана Узбека митрополиту Потру духовенство освобождено было от всякого ханского суда; все церковные люди подчинены были суду митрополита и притом по всем делам, не исключая уголовных. Всех ярлыков духовенству известно доселе 7.

На деле, однако, практика ханов мало считалась с ярлыками и своей “Ясой”. Приведем пока два примера.

В 1246 г. Батый вызвал в Орду черниговского князя Михаила Всеволодовича. Князь вместе со своим боярином Феодором отказался в Орде выполнять языческие обряды. После мучений и истязаний князя и боярина обезглавили и бросили на съедение псам.

В 1270 г. хан Менгу-Темир вызвал в Орду рязанского кн. Романа Олеговича для объяснений по поводу обвинения его каким-то баскаком в поношении мусульманской веры. “Веротерпимый” Менгу-Темир предложил ему отречься от христианства. Вместо отречения князь стал исповедывать христианскую веру, тогда ему вырвали язык, выкололи глаза, содрали кожу и лишь тогда обезглавили.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.