В середине ХIII в. разрозненные литовские племена объединяются в великое княжество Литовское. Литовцы были язычниками. Христианство проникало сюда из Руси (православие) и из Польши и Ливонии (католичество). Первый правитель Литвы Миндовг дважды менял христианство на язычество и наоборот. Истинным просветителем Литвы был сын Миндовга — Воишелг (даже принимавший иноческий постриг и основавший монастырь в Новогрудке). Миссионерами в Литвебыли новгородские и псковские священники.
Особенного расцвета Литовское княжество достигло при ГЕДИМИНЕ (1315-1345). Литве подвластны были многие русские земли, и поэтому Литовское государство скорее можно было назвать Литовско-русским, чем Литовским. Литовцы, стоящие ниже по культуре по сравнению с русскими, быстро сблизились с русскими, охотно восприняли их язык (русский язык был государственным языком в Литве), веру православную, обычаи, законы и культуру. Гедимин вторым и третьим браком женился на русских княжнах и детям своим но запрещал креститься. Преемник его ОЛЬГЕРД был вначале язычником, при нем были даже христианские мученики — Антоний, Иоанн и Евстафий, но под конец жизни Ольгерд принял православие. Он был два раза женат на русских княжнах, которые и влияли на его грубые нравы.
Вообще, нужно сказать, что браки литовских князей с русскими княжнами очень способствовали распространению православия в Литве. Дети от таких браков всегда были православными.
Католическое влияние хотя и проникало в Литву, но оно не могло дока осилить православного влияния; притом же оно имело тогда очень дурных представителей в соседних орденах прусских и ливонских рыцарей, которые за свои насилия были ненавидимы по всей Литве.
Итак, в Литовском государстве русский язык и православная вера были господствующими, но так было лишь до преемника Ольгерда — ЯГАЙЛО.
ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ
В ЛИТОВСКО-ПОЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
ПРИ ЯГАЙЛО И ПОСЛЕ НЕГО
Положение православных в Литве резко ухудшилось при сыне и преемнике Ольгерда — ЯГАЙЛО. После его брака с королевой польской Ядвигой последовало вредное для православия соединение Литвы с католической Польшей. Ягайло принял в Польше католичество (1386 г.) и обязался ввести его и между литовцами. Он воротился в Литву с ксендзами и начал насильно крестить язычников-литовцев. Потом к католичеству стали принуждать и православных. В 1414 г. была упразднена Галицкая епископия. Католическая пропаганда получила широкий доступ в Литву, православие начинает даже преследоваться. Все православные были лишены права гербов, шляхетства и чиновной службы. Как русские, так и литовцы были недовольны такой политикой Ягайло, которая вела к потере самостоятельности Литвы. После восстания против Ягайло великим князем Литовским был провозглашен двоюродный брат Ягайло — сын Кейстута ВИТОВТ (1392-1430) с ленной зависимостью от Ягайло.
Однако и Витовт был католиком. Надеясь получить от папы корону, он тоже начал стеснять православных и на Городельском сейме 1413 г. утвердил постановление, согласно которому православные не имели права занимать высших должностей. Многие из русской шляхты начинают поэтому переходить в католичество.
После смерти Витовта литовцы избрали князем Свидригайло (брата Ягайлы). Православие опять восторжествовало, так как Свидригайло был православным, католичество, наоборот, притеснялось.
В противовес Свидригайло католики провозгласили князем, а затем и посадили на трон фанатичного католика, брата Витовта Сигизмунда Кейстутовича (1432-40). Православие тогда дорого поплатилось за свое кратковременное торжество.
Большинство православных церквей в это время было разрушено. Католики, видя, что православных нельзя силой совратить в католичество, решили прибегнуть к унии, чтобы присоединить православных к католичеству обманом.
ГЛАВА II.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.