Скончался св. Иона в 1461 г. (См. “Ж.М.П.”, 1948, 4, 7, 10)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕДЕЛЫ ДВУХ РУССКИХ МИТРОПОЛИЙ;

ОТНОШЕНИЕ К КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ ПАТРИАРХУ МИТРОПОЛИИ КИЕВСКОЙ

Киевская митрополия обнимала собой русские земли, лежавшие в пределах Польсько-Литовского государства. Территория эта то увеличивалась, то уменьшалась в зависимости от политических условий и взаимных военных успехов Московского и Польско-Литовского государств.

К половине ХV в. Киевская митрополия была весьма обширной. Она простиралась от Киева до Вильна, Новгородка Литовского и Галича, т.е. обнимала всю Правобережную Украину, Галич и Белоруссию.

Территория за Днепром, т.о. Левобережная Украина, Воликороссия, Поволжье и начало Сибири входили в состав Московской митрополии.

В то время, как Московские митрополиты избирались и поставлялись соборами своих великорусских святителей, независимо от Константинопольского патриарха. Киевские митрополиты, очутившись под властью чужого Польско-Литовского государства, старались создать себе внешнюю опору, по крайней мере, в патриархе. Киевские митрополиты входят в самое тесное общение с Константинопольским патриархом и поставляются лишь с согласия и благословения патриарха.

С другой стороны, кандидатура Киевского митрополита согласовывалась с королем и епископами, особенно после того, когда в 1476 г. в Литве не приняли поставленного патриархом без согласия короля и епископов митр. Спиридона.

Патриарх, однако, тоже крепко держался своего права поставления Киевских митрополитов. Когда в 1495 г. собор епископов в Вильне сам поставил митрополита Макария послал к патриарху за благословением; патриарх обиделся и предупредил, чтобы без его ведома митрополитов не ставили, разве только по нужде.

Такая зависимость Киевского митрополита от патриарха имела ту положительную сторону, что патриарх принимал близкое участие в административных делах Киевской митрополии, особенно касавшихся отношений к иноверному государствуй защиты православия от покушений на него латинства. Но в общем своем ходе внутреннее управление митрополии в Литве, как и в Москве, велось независимо от патриарха, по порядкам и законам, принятым при прежних русских князьях.

Жили Киевские митрополиты обыкновенно в Новогродке Литовском, по временам ездили по другим городам, особенно в Вильну, как столицу, но Киева не посещали более 150 лот (до конца ХУ1 века). Только один Макарий I в 1497 году отправился было туда, чтобы помочь Церкви Божией — Софии, пред тем разоренной татарами, но в Мозырском уезде был настигнут и убит татарами. Мощи священномученика почивают во Владимирском соборе в Киеве.

РАЗЛИЧИЕ ДАЛЬНЕЙШИХ СУДЕБ МОСКОВСКОЙ И КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИЙ

После разделения Русской Церкви на две отдельные митрополии — Киевскую и Московскую — жизнь обоих митрополий потекла по двум отдельным руслам, не в догматическом или в каноническом отношениях — общее положение дел от этого не изменилось, — а в силу тех форм жизни, которые сложились под влиянием особенных политических и религиозных условий и отношений.

Для Киевской митрополии главными из этих условий были: в политическом отношении — подпадение южнорусских земель под власть польских королей; в религиозном отношении — влияние Рима, зорко следившего за православием в Юго-3ападной Руси и выжидавшего удобного случая, чтобы наложить на Западно-Русскую Церковь свою властную руку.

Польское правительство зорко следило за тяготением украинцев и белоруссов к Москве и всеми силами стремилось ослабить эти тяготения. Мирными путями это сделать было невозможно, так как православные составляли девять десятых населения Польско-Литовского государства, поэтому короли первоначально старались всячески урезывать права православных, чтобы этим заставить их отказаться от своей родной веры.

Особенно вредно было для Киевской митрополии право патронатства. Им владели короли, распределявшие епископские кафедры, и высшая знать, распоряжавшаяся приходами и монастырями. Духовные должности давались людям часто недостойным, светским, как награда за военные или гражданские заслуги. Этим короли скоро довели Западно-Русскую Церковь до крайнего упадка.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.