Нашествие татар произвело сильное расстройство церковного порядка. При разорении Киева без вести пропал митр. Иосиф. На его место был поставлен новый митрополит из русских Кирилл П. Вследствие тоге, что Киев был почти совсем разорен, Кирилл II почти все 33 года своего святительства провел в разъездах по всей митрополии с места на место.
Не имея удобного приюта в разоренном Киеве, святитель должен был выбрать для своего местопребывания другой город — или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Святитель большую часть времени своего управления провел на севере, где резиденцией его был г. Владимир, но и там он подолгу не засиживался, он все время разъезжал по всей стране от Волги до Карпат, где пришлось ему видеть беспорядки в церковном управлении и жизни народа.
Это послужило поводом к созыву собора епископов во Владимире в 1274 г. Митр. Кирил II выступил на соборе с сильною речью против замеченных им нестроений.
Собор постановил: дабы пресечены были все возможности симонии, категорически запретить всякие поборы и “дары” за рукоположение; лишать сана за неблагоповедение, не считаясь с недостатком духовенства, ибо “лучше один достойный, чем тысяча беззаконников”; рукополагать только после внимательного испытания. Кроме того, было принято исправить вкравшиеся неисправности в совершении богослужения.
Для руководства в церковном управлении митр. Кирилл представил на утверждение собора новый список церковных правил, выписанный им из Болгарии и содержащий в себе полный Номоканон с прибавлением еще не известных до сих пор на Руси новых церковных постановлений и толкований на правила.
Собственно митрополичьей епархией оставалась Киевская; для Владимира был поставлен тогда же на соборе (1274 г.) особый епископ — Серапион.
Земной жизненный путь Кирилла был окончен в 1280 г. в Киеве, где он и был погребен.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕГО ПРАВЛЕНИЯ ВО ВЛАДИМИР; МИТРОПОЛИТ МАКСИМ
Преемник Кирилла блаж. Максим, родом грек, прибыл из Греции в 1282 г. и тогда же отправился в Орду за утверждением в своем сане от хана. Своей энергией и подвижностью он не уступал своему предшественнику. Как и Кирилл, он большую часть времени проводил в объездах своей громадной митрополии, устрояя церковные дела. Особое внимание он уделял северным епархиям. Последние 6 лет жизни (+1305) он провел в г.Владимире на Клязьме, сделав его центром собственно митрополичьей кафедры. Так сделан был первый решительный шаг к перенесению митрополии на север.
На юге, в Галиче, неодобрительно отнеслись к этому переходу митрополита во Владимир. Еще при жизни Максима между Югом и Севером видим следы соперничества из-за митрополии, которое с течением времени все разрастается и ведет к разделению Русской Церкви на две половины.
Юго-западные русские земли все более теряли связь о северо-восточными.
Православная Церковь о ее общерусской иерархией оставалась почти единственным олицетворением общерусских народно-нравственных связей. После смерти митр. Максима эти связи едва не порвались. Галицкий князь Юрий Львовичвозглавил движение за учреждение особой митрополии для Юго-Запада с центром в г.Галиче. Само по себе такое требование не было антиканоничным: юго-западные русские земли никакой административной общности с подвластными Золотой Орде северо-восточными княжествами не имели.
Управление церковными делами территории между Днепром и Карпатами из центра, расположенного в глубине Волжско-Окского междуречья, было весьма затруднительным. Земли прикарпатские в условиях католического пропагандистского нажима на их население требовали усиления там святительского православного окормления.
Такими мотивами руководился Галицко-Волынский князь Юрий Львович, возбуждая Константинопольского патр. Афанасия учредить особую Киево-Галицкую митрополию, посылая кандидатом на поставление православного, прославленного подвижнической жизнью, св. Петра, игумена Ратского, что на Волыни, монастыря.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 288.