Население централизованной Руси.
Посмотрели феодальное население, церковь, светских землевладельцев.
Начать надо с христианства. Понять проблемы 14-го – первой половины 16 вв.
Крестьянами мы именуем землепашцев оседлых – то есть постоянно проживающих на землях частных феодалов или на государевых землях. Но главный признак крестьян в том, что эти крестьяне – тяглые, то есть на них распространяются тягловые службы (тягло великому государю и, во-вторых, тяглые повинности по отношению к землевладельцу). Строго говоря, эти люди и называются крестьянами. Такими крестьянами очень дорожат, в источниках написано "живут во крестьянах". Были другие, похожие на них категории населения.
Старожильцы – люди, которые давно живут, стабильно, стационарно. В противовес – новопорядчики – это все остальные, кроме крестьян. Основные категории новопорядчиков:
1) Общероссийский уже термин половники – землепашец московской Руси, не только землевосточной. Это в общем наймит, но нанимается не по договору личного найма, а наймит, который работает на земле. Подводная повинность. Обрабатывает пашню землевладельца. За это он еще и получает право обработки другого участка, который выделяется ему лично.
Перед нами скорее не арендатор, а наемный крестьянин, который пашет землю
Наймит не несет государево тягло (нет дани, не замешан в ополчении) – это частный работник.
2) Бобыль – крестьянин, который не имеет собственного хозяйства. Бобыль, который не имеет собственного пашенного хозяйства (еще называют хребетниками).
Нетяглая пашня – пашня, за которое государству ничего не платят.
Бобыль пашет на нетяглой пашне. Бобылю выделяют пахотный участник, платя ренту землевладельцу, а государю – не платит.
3) Серебренники – еще одна разновидность новопорядчиков. Ростовое серебро (отданное в рост). Это люди, привлеченные в ссуды (напоминают закупов). Отрабатывали на пашне своего кредитора. Они были привлечены займом (дешевым), ссудой. Серебренники должны по договору займа, но тоже занимаются землепашеством.
4) Кабальные люди (традиционно называем холопами). Жители городов. Но практика показала, что кабалу можно заключить и землепашцу. Попадает в личную зависимость. Но это тоже частный человек и не несет государево тягла. Это частный человек, не государев (в отличие от крестьянства чернотяглого). Кабала это не как экономическая зависимость, а как договор.
5) Монастырские детеныши. Не секрет, что в монастыри стекался всякий сброд. Нищие, убогие, разорившиеся. Монастыри предоставляют часть своей земли нищему люду, изгнанным из прежней среды людям – они платят повинности.
Как же привлечь всю эту компанию на частную ниву?
Крестьяне никуда не переходят, они старожильцы. Но как кабальные, детеныши, бобыли попадают к частным землевладельцам? Заманивают. Дешевыми займами.
Самая большая приманка – освобождение, свобода из-под государева тягла. Льготы и освобождение. Льготы вечными быть не могли – носили исключительно срочный характер. Если кончался срок, на который заключался договор, в дальнейшем могли найти себе другого землевладельца, который их тоже приманит. Значительное число землепашцев во крестьянах не были.
Хозяева – крупные вотчинные хозяйства: бояре и аристократия. Бояре выделяли даже деньги приказчикам.
Мелкий служилый элемент, дети боярские – часто им выделяют земли, на которых пахать не выгодно. И для защиты этого служилого элемента привлекается административный ресурс вместо рыночных механизмов.
Откуда у бедного служилого человека доход, если он не может даже к себе крестьян заманить. Единственно возможный механизм – прикрепление. Прикрепляться новопорядчикам.
Судебник 1497-го – единственная статья о прикреплении. Которые живут год, два или три – их приманили льготами, и чтобы они не уходили, надо им максимально усложнить жизнь – просто запретить выход. Только Юрьев день (26 ноября), неделя до него и неделя после.
Пожилое – формально плата за пользование постройками. Или двор, или дерево для постройки двора. При переходе в Юрьев день новопорядчик обязан много заплатить. Иван 3 не просто бездумно захотел ограничить переход крестьян, а просто обеспечить служилый элемента крестьянами. Особенно на окраинах. Вопрос гос. важности
Судебник Ивана Грозного больше отражает предшествующий период. Юрьев день там сохраняется, и плата за пожилое увеличивается.
Старожильцы не могут уйти. Их берегут, холят и лелеют. Но их тоже прикрепляем (57 статья Судебника). Те старожильцы, которые весь двор платят.
Мы начинаем крестьян потихонечку осаживать и начинаем обкладывать разного рода повинностями. Какие повинности они несут?
1) Самая главная повинность – посошное обложение. Платят с сохи – с выделенного земельного участка. Посошное землевладение со временем заменят на подворное (в 1679)
2) Татарский выход – в нем тоже участвуют крестьяне.
3) Требуются деньги на "проекты" – запросные деньги, налог на какие-нибудь частные случаи. Например, князь едет в Орду и нужны деньги на взятки
4) Полоняничные деньги – на выкуп пленников. С податного населения.
Это все повинности перед великим князям.
Вторая часть – повинности своему частному землевладельцу.
1) Натуральные повинности, самая главная из которых – то, что позже назовут барщиной. Какую-то часть земли отдадут крестьянам, а те – барщину.
2) Подводная повинность – обязанность возить дерево, урожай, воду для господина.
3) Ростовое серебро – некоторые крестьяне платят деньги, взятые в заем
4) Иных крестьян перевели на оброк.
Государственным крестьянином быть и полегче.
Городское население.
Виды горожан:
1) Город – огороженная стеной территория. На его территории живут своеземцы – люди, у которых в пределах кремля, крома свои земли. Прежде всего князья. Кроме того, это крупные феодалы. Те же бояре. В той же Москве имеют свои дворы – в Москве у кромских бояр свои дворы. Кроме того, у монастырей тоже есть дворы в Москве (даже если сам монастырь где-нибудь в Подмосковье). Епископы – тоже у них дворы. Дворы выделяются купцам. Им по жалованной грамоте дают право проживать в городе. За пределами города располагаются то, что называются слободами. Это физически выглядит так: куча построек за пределами крома. Набег – жители слобод укрываются в кремле. Как в Шотландии.
2) Слободы – поселения землепашцев и ремесленников. Первые слободы вокруг крома (кремля) – обычные землепашцы. Кроме того, там возникают ремесленные, торговые рядки. Кузнецы, гончары. Ремесло вырастает в среде сельского хозяйства. Ремесло вырастает из села. Слобода – поселение землепашцев и ремесленников.
Например, личная свобода. "Воздух города делает человека свободным".
3) В Древней Руси поступление в ключники – холопство автоматически.
"по городскому ключу – не холоп" – то есть в городе свобода не утрачивается. Это первый способ приманить туда крестьян и ремесленников. Князья тоже приманивают.
Льготы предоставляются от тягла. От всех государственных повинностей. Если слободы – освобожденные населения. Есть льготники, а есть сёла крестьян и ремесленников, которые платят все дани, несут все повинности.
Проблема побега из государевых (черных) сел в слободы (белые). Осаживаем крестьян. И потихонечку осаживаем и горожан. Иван III и Василий III (первая половина 16-го века) – оба они аннулировали все льготы в слободах, которые документально не подтверждались. Документов нету – берем вас в тягло. Были льготниками, стали нести тягло.
К началу 16-го века (и тем более к его середине) возникает помимо слова слобода, но и слово посад.
Само понятие слобода стало потихоньку сходить на нет. Жители города и посада потихоньку стали тягловым населением:
1) Личные повинности. Повинности, связанные с укреплением городской обороны (возводить кром, нести службы охранные) – за счет посада, посадского населения.
2) Постойные повинности. Армию содержит посад. Посад их кормит.
3) Денежные платежи. Тамга – таможенные сборы – сборы, связанные с торговлей. Были у нас льготники, которые не платили тамгу. Теперь у нас купля-продажа и тамга (мытник в др Руси). Торговых пошлин много, сейчас хочу их опустить. Конкретная единица товара за провоз.
4) Пятно – клеймение лошадей. За клеймение тоже берут деньги.
Все это называется тягло.
Холопы. Никому ничего не обязаны, счастливые люди.
Определенный перелом в отношениях с холопами. У многих холопов их владельцы могут переводить в крестьяне. Холопство утрачивает свое экономическое значение. Челядь дорого стоит, проще посадить на землю. В 15-м веке появляется кабальные работники, раньше это были управляющие (ключники и тиуны), а теперь это вроде трудового договора. Это уже не старинное полное холопство. Продавать их и завещать нельзя.
Нормы судебника 1497-го года.
Холопы могут получать по суду правую грамота – могут направлять и хоть на правеж ставить проигравшую сторону. Холоп теперь участник процесса, он может получить эту грамоту. Он вообще субъект права, выходит. Перелом в статусе холопа.
Обязывая все население, даже землевладельцев (элиту) мы обозначаем момент, когда холопство должно исчезнуть (при Петре). Раз гос-во поставило цель поставить все население на пользу, холопы должны прекратить свое существование.
Государственный механизм.
Смотрим на монарха. У нас раннефеодальная, но все-таки монархия. Титулование. Вопрос титулования политически важен. Это не такой простой вопрос. К концу централизации в титуле монарха были слова "Великий князь Всея Руси". Это показатель централизации. Земли, захваченные Польшей и Литвой, теперь тоже под князьями. "Ложьте пирожное взад" – говорим мы Западу. (Цитата из "Аристократки" Зощенко).
Царь – в смысле Цезарь. Попытка поставить себя выше европейских монархов (король – аналог великого князя). Для этого Иван 3 сделал много (тогда у нас в гербе и появляется двухголовая курица, мой-то символ по-прежнему серп и молот). Вообще-то Европейские орлы одноголовые. У нас двухголовый орел – это попытка приравнять себя к византийским императорам (Третий Рим же). Иван 3 женится на Софье Палеолог. Породнился с императорским родом.
Наши западные соседи небольно нас пока и признают царями, эта вся символика и титулование – для внутреннего пользования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.