1) Владимиро-Суздальское княжество.
Частная вотчина здесь имение редкое, в основном там государева земля, у бояр не было той экономической опоры, которая нужна была, чтобы противостоять князю.
2) Галицко-Волынское княжество.
Даниил Романович – один из легендарных Галицко-Волынских князей...
"бояре князя признавали, а сами всю землю держали". И сами раздавали вотчины (что невиданно для Северо-востока). Для них придумали название "мужи галицкие".
1250-й год – единственный раз, наверное, в истории на престол сел на пару лет боярин Владислав Корнечич – потом вынужден был бежать из княжества с другими боярами. Венгерский король изрек, что правление боярина нелепо. Раз бояре посягают на княжеский стол – это говорит об их влиянии.
3) Новгородская республика. Боярская республика и мощное боярское землевладение. Бояре формируют один из влиятельнейших органов – (г)оспода (первое "г" может не читаться). Господа – это орган, который призывает князя и контролирует его действия.
Посадник – самая влиятельная фигура в Новгороде. Боярские роды из своих рядов избирали должности. Иногда один род занимал должность на века. В начале 15-го века на должность посадника (?) Гюрата – и следующие сто лет его потомков формально избирали. Этим "золотым поясам" (т.е. боярам) позволяли держать власть в Новгородской республике.
Иные феодалы.
Северо-запад. Слуги. Лица не обязательно благородного происхождения, часто и низкого, которым князья предоставляют владения за службу. Потом их назовут дворяне – из "дворни", это не про благородных, а те, которые из грязи. Это наша будущая элитка. За свои заслуги получают участки земли.
Про феодалов в Новгороде. Житии люди (житейские люди). Те же бояре, но меньшей знатности и благородства. Житии люди выбились в землевладельцы с помощью предпринимательской деятельности, бизнеса. На самые престижные должности они не могли претендовать. Житии люди претендовали максимум на избрание тысяцкого. Тысяцкий не последняя персона, но выше они не могли прыгнуть. (тысяцкий занимался торговыми делами, так что избрание на эту должность житейских людей неудивительно).
Своеземцы. Это бывшие крестьяне-общинники, общинные земли были разделены после распада общины, некоторые считают, что своеземцы – разорившиеся житии люди. Это, короче говоря, были небольшие землевладельцы.
Кто собственник всех земель? Республика. Новгород был коллективным феодалам и мог продавать свои участки в частное владение.
Церковь. Она едина и не раздробилась в отличие от русских княжеств.
Центр митрополии переместился – на Северо-Восток. Прочно обосновался во Владимире. Духовенство на протяжении веков монголо-татарского завоевания было своеобразным посредником. Посредничество было в том, что князья были обязаны ездить в орду за правосудием, но с 14-го века митрополит ездил в Орду за правосудием. Из договоров между князьями мы читаем что в случае конфликта "быть суду метрополичью", метрополит теперь и посредник, и судья.
Монастыри. В древности одна вещь мешала монастырям стать крупными землевладельцами. Монастыри приобрели собственную организацию: они стали жить вместо келейного устава по общежитенному. Монастырь – когда на определенном пространстве находятся монашеские кельи. А к 14-му веку это единое монашеское общежитие, вместе живут и ведут хозяйство. Монастырское землевладение с раздробленностью только увелечилось, они стали жить по общежитенному уставу.
Привилегии церковников:
1) Ханские ярлыки поставляли в том числе церковные иерархи.
2) Церковь освобождалась от татарского выхода – от дани. На земли церковников дань не распространялась
3) Освобождались от постойной повинности, например, приходит и располагается ханская делегация для переписи населения – в церковных имениях они останавливаться не могли.
4) Церковники получали льготы при торговой деятельности. На них не распространялись торговые мыты и пошлины. Торговали без всяких платежей – и это источник серьезной прибыли. Как тут не вспоминть, сегодняшний патриарх, дай Бог ему всего чего хочет, в период перестройки занимался импортом спирта Рояль. Церковь импортировала и табак. Каждая первая бутылка – за счет импортированного спирта через церковь. Как сказано в писании? Грех закапывать талант в землю, как говорит Священное писание. Вот патриарх и не закапывал.
Архиепископ в Новгороде. В чем его специфика? В Новгородской епархии архиепископ избирался населением. Избирался не только как положено из монахов, но и из белого духовенства (иногда им становился и простой поп – нарушение всех церковных правил). Новгородцы могли избирать из тех, кто им люб, а не из тех, кого им навязывал митрополит или князек.
Крестьяне.
1) Северо-восток. Основную долю составляют – черно-тяглые крестьяне. Государственные крестьяне, живут на земле князя, например, Владимирского. Боярское землевладение там не особо сложилось, значит, и крестьяне в основном государственные.
2) Юго-западе. Крестьяне проживали в основном на землях частных лицах. Мне кажется очень симптоматично, что когда мы с вами говорим о феодальных отношениях, это еще и отношения с крестьянство. Феодальная рента – складывается на юго-западе: крестьяне несут систематические повинности.
12-й век – грамота, вернее завещание 1189 года – Завещание князя Владимира Васильковича. Он там довольно четко описал повинности крестьян в отношении земель.
3) Северо-запад. Интересная фигура экономически зависимого крестьянина – половник. От слова половина. Половник – это зависимый арендатор, он не закрепощен, крепостных у нас вообще нет пока что. Он не несет повинностей как на Юго-западе, он не проживает на земле князя как в Северо-востоке. Он пришедший крестьянин, который арендует участок и платит он половину от урожая, но есть и другое мнение: половина от всей прибыли, которую он наживет за время аренды – эта версия мне нравится больше. Половник – фигура представленная в Северо-западе Руси.
Холопы. Хороший пример – показания на договор города Смоленска с Ригой 1239-го года (Готский берег). Мы видим положение разных групп населения. Холопы являются субъектами права, несут самостоятельную ответственность (личную) за свои сделки и обязательства. Холопство обретает некоторую правосубъектность. Договоры Новгорода с Западом (путь в греки пресекся, так что мы сбываем на Запад). Там тоже предусмотрена ответственность холопов за самих себя.
Где-то я умолчал про горожан, но про них мы знаем немного. О горожанах самыми важными являются новгородские документы. Устав Всеволода Мстиславовича – посвящен организации Новгородской Ивановской купеческой сотни. Устав касается церковных дел от храма Иоанна Предтечи. В пределах удобно хранить товары. Когда будет тепло, поезжайте-ка голубчики в Великий Новгород, центральная часть там маленькая, и вы удивитесь насколько центр города маленький и как он влияет на всю Русь. По храмам видно по структуре, что там мощные клети, где можно хранить товар. Там же ивановская купеческая сотня. Эталоны мер и весов, порядок формирования старосты.
Вспоминается из Некрасова "бочку рабочим вина выставляю – и недоимку даю". Так и я вам даю недоимку – последние три минуты лекции. Государственный механизм – в следующий раз.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.