Какие в Кормчей книге были причины для развода?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Первая и единственная не вызывающая вопросов причина – прелюбодеяние. Духовный отец Василий Отец, его правила вошли в кормчую книгу, он недоумевает, почему если женщина изменила, то развод это необходимо; а если изменит муж, то ничего страшного, он чужое семя не занесет.
На самом деле я смотрел документы, и никакого неравенства там нет: разводились как по причине мужской, так и женской неверности

2) Длительное безвестное отсутствие. Муж мог пропасть с караваном купцов или в военных действиях. 5-летний срок отсутствия – это в Кормчей; мы этот срок урегулировали много позже – в 19-м веке

3) Неспособность к супружескому сожительству. Речь идет о неспособности к половому акту, а не о неспособности к деторождению. Если один из супругов не способен к половому акту, церковь заботится о нравственности второго супруга.

4) Монашеский постриг. Против этого церковь вообще ничего иметь не может, монашеская жизнь идеальна.
5) Покушение на жизнь другого. Брак – это единая плоть, созданная для познания господа.

 

1841 году – до этого года мы жили с Кормчей книгой без явного легального повода к разводу. Разводит епархиальный суд, разводит епископ. Победил здесь обычай. Самовольные разводы – распространеннейшее явление на нашем христианскому быту.

Отношения детей и родителей, опека и попечительство, отношения внутри семьи – этим церковь не интересуется. Конечно, есть церковные поучения ("жена да убоится мужа своего") – но это не право. Поэтому, когда вам скажут, что церковное право предполагает подчинение женщины мужу – плюньте этому человеку в... куда попадете.

1832 – до Свода Законов Российской Империи вы нигде не найдете правовые нормы о подчинении жены мужу.



Гражданское право.

1) Субъектами гражданского права было, во-первых, свободное население.
По Русской Правде холоп мог физически торговать, но выгоду и долги – у господина, последствия лежали на господине.

2) Монастыри. Могли принимать недвижимые имения. Монастырь перепродает продукцию и сам производит. Монастырь может отчуждать свою недвижимость, покупать ее тоже может. Перед нами полноценное юридическое лицо в качестве субъекта гражданского оборота.

 

Разные вещи ведут себя по-разному. Наши дикие предки о классификации вещей не додумались, поэтому я никакие движимые и недвижимые вещи выделять не буду. Иван Грозный перенес целый город – так дом движимость или недвижимость? Черт его знает

 

Обязательства. Важно понять причину, по которой наше законодательство заинтересовалось отдельными вопросами обязательств. Если говорить о договорах, наверное, надо сказать, что законодательство интересуется формой договоров. Почему? Потому что:

1) Наличие необходимости доказать сам факт договора. Тогда кредитор идет к князю, а тот ему говорит: нет послухов – значит, промиловался (проебался короче)
2) Доказательство добросовестности участников договора.
По договору купли-продажи одна сторона обязуется то-то и то-то. Древнее законодательство регулирует проблемы, первая проблема: краденое.
Приведи двух свидетелей или мытника – сборщика податей, который с каждой сделки собирал пошлину. Это нас страхует от потенциальных обвинений в воровстве. Вот вам и интерес к форме договора.
Статья РП о сиротьем вырятке – Закуп помирает, а за него за ребенка платит вдова – не потому что она наследница, а потому что она в общем-то закрепощена
Я иду занимать деньги как домохозяин и отвечаю я всем, что я имею – скотом, личностью своей и домочадцев. Может, боярин какой-то выступает от своего личного имени; а вот крестьянин точно выступает от своего хозяйства, называемого двор.


Виды договоров:

1) Купля-продажа. Требуются свидетели, чтобы доказать, что ты не украл.
2) Договор займа. Проблема доказать наличие договора. Раз дал деньги без договора – значит, они ему не очень нужны.

3) Взимание процента. 1113 года – Киевский погром, только после которого Владимир Мономах проценты установил. Важнейшая функция князя – поддержание социального мира. Князь только ради этого берется за перо. Законодательные полномочия князя – не самые высшие полномочия.

4) Хранение (поклажа). В РП норма о хранении идет между нормами о купеческих отношениях. Надо полагать, что купцы хранили товар друг у друга. Там огромные обороты, это не просто дружеская услуга. В РП речь идет не о услуге, а о ситуации, когда купец отнесся к хранению как к дружеским отношениям. И тогда собственник сам несет риск, в оформлении договора больше заинтересован кредитор, чем должник, чем исполняющая сторона.

5) Наем. Договор личного найма. Специфика в том, что нанятый работник утрачивает личную свободу. Если наемный рабочий заключит ряд – то свободу свою возможно сохранит.

6) Подряд. Речь о том, что подрядчик подряжается нечто такое соорудить. Когда я нанимаюсь в ключники или тиуны, работа у меня чисто физическая. opera на латыни – это действие; договор подряда – opus, то есть "работа", результат. К подряду можно отнести и перевозку. Интересна ответственность перевозчика. Ответственность наступает в зависимости от вины. Если сам виноват – плати.
"за нежем пагуба от бога есть" – форс-мажор – то возможна рассрочка. Все зависит от вины.
7) Комиссия. Комиссия – это поручение. Какой аспект комиссии интересует древнего законодателя? Интересует характер ответственности. Комитент – поручающий; комиссионер – исполнитель. Комиссионер не продает тот товар, который ему поручили продать – не исполняет свои обязательства.

По договору комиссии у нас в РП есть конкурсный процесс. Как распорядится имуществом (и личностью) должника-банкрота, решает сам кредитор.

У нас на факультете не утихают споры о том, что коммерческое право это отрасль права, другие считают, что это подотрасль гражданского.

 

Обязательства из причинения вреда.

Причинитель вреда обязан компенсировать ущерб.

 

Вещные права и обязательства. Обязательства из договоров и причинения вреда. Если вы приобретаете вещные права – это ваши права на эти вещи; обязательственное право – вы приобретаете полномочия на поведение другого лица, на поведение должника.











Наследственное право.

Одни наследники пытаются отодвинуть в сторону других. Проблема в том, наследуют ли внебрачные дети. Поскольку сын небрачный (от рабыни), то в наследство он получает не имущество, а личную свободу.
Самые первые и важные наследники: это сыновья. Древние и государственные функции несут на себе представители мужского пола.


Всё жду, когда подтяну английский, чтобы посмотреть в оригинале "Омерзительную восьмерку".
Когда появится огнестрельное оружие, вот тогда возможности мужчин и женщин будут уравнены. Настоящим наследником по закону – это сыновья.

В ряде случаев наследниками могут быть и дочери. Смотрим на положение смердов, у них дочери – их дочерям дадут приданое; а дочерям феодалов – можно и наследование.

 




Наследование супругов.

До 1917 года растет и цветет росток – ограничение наследования супругов друг за другом. Древний закон в основном регулировал наследование землевладельцев. Если дозволить наследование мужу за женой или женой за мужем, то следующая жена попросит на себя записать участок. Родственники с обеих сторон заботятся о том, чтобы родовое имущество не перешло к третьим лицам.

Жена за мужем не наследница; муж за женой не наследник. Это по закону. А по завещанию – вполне возможно ("возложить на нее" – супруг завещал).

 

Вдова является еще и опекуншей. Она опекает имуществом малолетних наследников. Отец погиб при отмщении неразумным хазарам. Если опекун растратит, обязан возместить; но опекуну предполагается и доход с имущества подопечных. Если опекун что-нибудь "пригостит или срезит" – то это ему пойдет в качестве вознаграждения.

 

Сегодня возраст совершеннолетия понятен, древний законодатель этого не знал.

 

"До нележе возмогут" – то есть до возмужания. Вот когда сын возможет управлять (об этом решат родственники) имением, вот тогда он потребует возмещение с опекуна и сам будет управлять.

 

 

Уголовное право.

Убийство, кража, разбой, еще что-то – как к этому относится государство? Сегодня мы считаем, что это общественно опасное правонарушение, нарушающее уголовный закон. В Древней Руси было слово "обида" – нанесение обиды лично потерпевшему или его семье; общественной опасности не было. Однако есть слабые ростки понимания общественно опасных деяний.
За 95% всех деяний за обиду – санкции в виде штрафа. То, что убийцу посадят в тюрьму, это ерунда, лучше получить штаны за 40 гривен. Князю что-то перепадает в виде виры или продажи (продажа – штраф в пользу князя).


Наказания – поток и разграбление – может быть изгнан из общины или казнь. Важно, что преступник изгнан из общины. За три преступления:

1. Разбой (точнее – убийство в разбое)

2. Поджог общинного гумна

3. Конокрадство

Это настолько общественно опасные деяния, что разговор о компенсации вообще неуместен, его просто подвергают потоку.

Обида – причинение личного (не)имущественного вреда. Субъектом может быть тот, кто может компенсировать ущерб, прежде всего свободные жители. Холопов мы выбрасываем из круга субъектов преступления.

 

Сегодня говоря о преступлениях, мы преступления на виды группируем по объектам преступления:

1. Имущественные. Кража, незаконное пользование, уничтожение, порча. А созрел ли законодатель чтобы абстрактно охранять права на имущество? Таким образом устанавливается не ответственность за абстрактное хищение. Устанавливается разница вследствие различного правового положения населения.
2. Неимущественные права – честь. Честь и достоинство – только у благородных.

Честь – производное от слова чествовать. Холопа можно и ударить палкой, а для боярина это оскорбление. Охрана сословной чести. Не абстрактная охрана личности, а исходя из классового положения потерпевшего.

 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.