Русский космизм. Естественнонаучный материализм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Через всю мировую культуру проходит понимание мира как космоса. В древнегреческой ф. почти не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космизм антропологического характера оформляется со 2-й половины 19в. В русском космизме - 3 течения: естественнонаучное (Вернадский, Циолковский), религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтико-художественное (Одоевский, Сухово-Кобылин). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Основной труд - “Философия общего дела”. В основе философии общего дела лежит специфическое понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственности и НТП. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующего поколения. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Философия РК обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного соверш-я природы становится разум человека. Внутренняя регуляция процессов внутри человека и внешнее регулирование природных процессов. Воскрешение - победа над пространством и временем. Вернадский также обосновывал идею активной эволюции. Считал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, она позволит людям преобразовывать природу. Принцип цефализации - основное направление эволюции животного мира - наращивание нервной системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера переходит в ноосферу, т. к. человек преобразует природу соответственно своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. биосфера и ноосфера повреждены человеческим потреблением, антигуманистическими идеологиями. Породив разум, эволюция пошла на риск. Есть реальная опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.

Федоров Николай Федорович (1828-1903), русский мыслитель-утопист, представитель русского космизма. В 1874-98 библиотекарь Румянцевского музея. Внес большой вклад в развитие русского книговедения. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность; даже на идеи и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Ф. под названием «Философия общего дела» были изданы его учениками. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощенности его слепой силой природы, Ф. выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» - разрыва между мыслью и делом, «учеными» и «неучеными», богатством и бедностью, городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Ф. разошелся с традиционным христианством. Христианскую идею личного спасения Ф. считал безнравственной. Социальная утопия Ф. консервативна: она покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, противопоставляемых «неродственному» («небратскому») состоянию цивилизации. Некоторые философские идеи Ф. вызывали интерес у Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева.

В.Ф. Одоевский (1803-1869), писатель, крупнейший представитель русского романтизма. Был знатоком европейской философии, испытал глубокое влияние философских идей Шеллинга, изучал патристику. Итогом многолетних размышлений о судьбах культуры и истории, о прошлом и будущем России и Запада стало его главное сочинение «Русские ночи» (1844). Содержавшаяся в «Русских ночах» критика западной цивилизации во многих отношениях близка позиции ведущих представителей европейского романтизма.

То, что русский мыслитель-романтик прежде всего не приемлет в характере развития современной ему цивилизации – односторонность. «Односторонность есть яд нынешних обществ и тайная причина всех жалоб, смут и недоумений», - утверждает он. При этом О. никогда не был противником НТП. Уже на склоне лет он писал: «То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами». Бесспорным фактом для него было и то, что «с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше». И тем не менее то направление развития цивилизации, которое он наблюдал в Европе и США, казалось ему едва ли не тупиковыми, потому что было связано с утратой целостности и в душе отдельного человека, и духовной жизни общества. Происходит, по его убеждению, и «раздробление наук». «Чем более я уважаю труды ученых, тем более…скорблю об этой…напрасной трате раздробленных сил». В целом же, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация из-за «одностороннего погружения в материальную природу» может представить человеку лишь иллюзию полноты жизни. Но человек не может жить постоянно в «мире грез», а пробуждение вызывает у него «невыносимую тоску», «тоску и раздражительность». Оценивая таким образом итоги и дальнейшие перспективы развития цивилизации, О. с надеждой думал о будущем России. Надеялся он прежде всего на то, что она сможет избежать «односторонности» развития и будет способствовать сохранению в истории столь необходимого человечеству начала «всеобъемлющей многосторонности духа».

Вернадский Владимир Иванович (1863, Петербург, -1945, Москва), советский естествоиспытатель и мыслитель, академик АН. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии. Его идеи оказали существенное влияние на возникновение биогеологии, геохимической экологии, геохимии ландшафта, науковедения и др. научных дисциплин. Организатор многих научных учреждений. Государственная премия СССР (1943). В дореволюционный период принимал активное участие в освободительном движении. Боролся за академические свободы, отстаивал демократические принципы решения аграрного и национального вопроса. В центре его исследований – разнообразные философские и методологические проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение эмпирического и теоретического в научном познании, строение науки и общие закономерности ее развития, природа научного мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, этика научного творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу и др. Был одним из создателей антропокосмизма – системы, в которой естественноисторическая, природная (в широком смысле – космическая) и социально-гуманитарная, человеческая тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое.

Биосфера – область жизни, комплексная земная оболочка, охваченная и организованная жизнью. Включает живое вещество (совокупность организмов) и неживое, охваченное и организованное деятельностью живого, благодаря чему земная оболочка в целом характеризуется специфической геологической и физико-химической организованностью. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера. Представление о Н. было выдвинуто в 1-й трети 20 в. (Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден). Так, Леруа отмечал, что Н. в эволюционном ряду следует за биосферой; Тейяр де Шарден понимал Н. как своеобразную идеальную оболочку Земли, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

В. переосмыслил содержание этого понятия в контексте развиваемого им учения о биосфере , гуманистической идеологии и роли научной мысли как планетного (и космического) явления. Н., по В., - новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в ней человеческого общества. Биосфера закономерно происходит в Н., поскольку, познавая законы природы и развивая технику, человечество придает ей черты новой, более высокой организованности. При этом человечество становится мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. В понятии Н. подчеркивается необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к окружающей среде. Сознательное формирование Н. В. связывал со становлением новой общественно-экономической формации. Зарождаясь на планете, Н. обладает тенденцией к постоянному расширению, превращаясь, т. о., в особый структурный элемент космоса.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1939), русский мыслитель и ученый, обосновавший применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и создавший новое научное направление – ракетодинамику и астронавтику. Наряду с научно-техническими аспектами освоения космоса Ц. в философско-художественном эссе (отчасти изданных в Калуге самим автором, а главным образом хранящихся в архиве ученого) разрабатывал «космическую философию» - монизм, противополагаемый им как религиозному идеализму духа и тела, так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению Ц., на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относительной жизненной чувствительности и одушевленности всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою монистическую доктрину вокруг идеи «атома» – бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма к другому (ср. с индивидуальными и теософскими учениями о переселении душ и о карме). Отсюда же вытекает «космическая этика» Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром «космическая этика» признает процессы усложнения и стратификации во Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих, антиэнтропийных, сил жизни и разума над уравнительными, энтропийными, тенденциями и над тягой материи к абсолютной организации, а Земля с ее муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна.

Ц. был энтузиастом и идеологом космического расселения человечества в Солнечной системе и других звездных мирах; в отдаленном будущем предполагалась полная биохимическая перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию; т. о. носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.

Космическая утопия Ц. (которую можно рассматривать в русле т. н. русского космизма в связи с идеями В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др.) – первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: о месте разума в мировом целом, об его ответственности за Землю и Вселенную; в ней предвосхищены некоторые современные космологические теории и кибернетические идеи.

Естественнонаучный материализм, естественноисторический, стихийный, «…стихийное, неосознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием» (Ленин). Термин введен в конце 19 в. Дж. Тиндалем как обозначение преобладающей мировоззренческой установки, которой руководствуются в своих специальных исследованиях естествоиспытатели (в т. ч. и придерживающиеся идеалистических философских взглядов). Для ЕМ характерны, с одной стороны, уверенность в объективном характере природы и ее закономерностей, а с другой – признание их познаваемости средствами естествознания. Именно поэтому стихийный материализм неразрывно связан с философским материализмом. На позициях ЕМ стояли и стоят многие крупнейшие естествоиспытатели, открытия которых (например, учение Дарвина о естественном отборе, теория относительности Эйнштейна, учение А. М. Бутлерова о химическом строении) явились научным подтверждением диалектической методологии. В то же время у самих сторонников ЕМ он остается «…«стыдливым» и необдуманным до конца материализмом…» и не дает последовательного ответа на основной вопрос философии. Методологическая слабость ЕМ выясняется при подходе с его позиций к проблемам истории и социологии, выходящим за рамки естествознания. Материалистическое понимание мира и истории в рамках ЕМ остается незавершенным. Однако и в пределах исследования природы ЕМ остается лишь незаконченным материализмом без сознательного применения диалектического метода. Чтобы всесторонне развернуть материалистическое понимание природных и общественных явлений, ученый «…должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 198.