Постнеклассическая гносеология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Это – новый этап в развитии гносеологии, который начинается в современности (в конце 20-го – начале 21 вв.).

Что несёт в себе постнеклассический этап, какие революционные изменения в отношении теории познания? В чём заключается долгожданная, целостная и простая постнеклассическая концепция в теории познания?

Попробуем определить основы таковой.

Пришло время для ответов на вопросы, не имевшие решения на неклассическом этапе.

 

Концепция единой реальности

 

На неклассическом этапе развития теории познания, стало ясно, что различные виды реальности – не разделены пропастью, а представляют как бы разные стороны одного явления: любая реальность – является неопределённой или смешанной, и лишь относительно – можно выделить какую-то её сторону, которая преобладает.

Концепция единой реальности (постнеклассическая) – идёт ещё дальше в разрушении пропастей между реальностями, и делает ряд новых, революционных выводов, которые рассмотрим по-порядку:

Первый вывод концепции единой реальности (1-й постулат КЕР) звучит следующим образом:

Всё, что является возможным в одном виде реальности, возможно и в другом.

Если этот постулат верен, то разница между реальностями – уже не имеет значения, т.е., практически – отсутствует.

Кое о чём из этого – мы уже говорили ранее (забегая вперёд): например, о том, что Бог возможен как в случае виртуальной реальности окружающего Мира (объективной или субъективной), так и в случае обычной реальности. Воскрешение людей – тоже, как мы видели – возможно при любом варианте реальности. В обычной реальности возможно и волшебство (но в иллюзорном виде (технологические фокусы)). И т.д. и т.п. Т.е. всё, что является возможным в одном виде реальности, возможно и в другом (1-й постулат КЕР).

Итак, используя 1-й постулат КЕР, можно сказать, что всё, что есть в виртуальной реальности (играх, фильмах, воображении, и т.п.), теоретически, может быть осуществлено и в обычной реальности (сейчас или в будущем). Нет ничего такого, что было бы возможно в виртуальной реальности (в воображении, например), и не могло бы быть когда-нибудь реализовано в обычной реальности.

Это должно быть и понятно, ибо если бы существовало явление, возможное лишь в каком-то одном виде реальности, то обнаружение такого явления позволило бы, с достоверностью, определить вид реальности. Но таких явлений, естественно, нет (согласно КЕР), и вид реальности окружающего Мира – доказать невозможно.

Постнеклассически, вопрос о видах реальности – вообще теряет (практическое) значение, т.к. от того, к какому виду реальности принадлежит окружающая действительность, перечень возможностей – не зависит (в соответствии с 1-м постулатом КЕР).

Даже неделимость элементарных частиц – можно объяснить, не прибегая к виртуальной реальности Мира (например, неделимость можно объяснить с помощью солитонных моделей элементарных частиц). Так – и телепортация, легко осуществимая в виртуальной реальности, в обычной – тоже возможна, но механизм её совсем другой (например, нужно остановить течение времени у наблюдателя, тогда все вещи вокруг станут двигаться с бесконечными скоростями). Создать Мир за 6 дней возможно не только в виртуальной, но и в обычной реальности (нужна только развитая технология и много энергии). В любой реальности, сущность души – остаётся одинаковой (т.е. информационной), хотя информационные носители могут различаться. И т.д. Т.о. разницы в возможностях из-за вида реальности – не наблюдается.

Можно даже сделать, что в виртуальной реальности, виртуальному человеку, чтобы поднять виртуальный камень – потребуется больше энергии, чем обычному человеку в обычной реальности (для этого, в виртуальном мире, нужно задать силу гравитации больше, чем на Земле). Функционирование виртуального Мира может потреблять больше энергии, чем функционирование Мира обычного (многие вещи в нашем Мире – вообще не требуют энергии (например, лежащий камень), в то время как существование любого объекта на экране – требует постоянной затраты энергии).

Итак, все границы и различия между реальностями – условны.

С помощью технологий – можно создать сказочный, удивительный Мир – и в обычной реальности, и заполнить его всем тем, чем может быть заполнен виртуальный сказочный мир, в т.ч. волшебством (но в иллюзорном виде), сказочными существами, в т.ч. драконами (при помощи генной инженерии), и т.д.

Идём далее:

Второй постулат КЕР:

Механизм одинаковых явлений, в разных видах реальности – может различаться.

Рассмотрим это на ряде наглядных примеров:

Например, чудо превращения воды в вино, в виртуальной реальности – можно осуществить с помощью программы, а в обычной реальности – с помощью красителя / нанотехнологии / простого фокуса / и т.д. и т.п. В сновидении, превратить воду в вино – можно усилием мысли. Результат (т.е. явление – превращение воды в вино) – будет одинаковым, а механизм достижения результата (явления) – разный. Тем не менее, одно и то же явление осуществимо в любой реальности.

Итак, мы рассмотрели, с большего, два постулата КЕР, и наметили контуры единой гносеологической концепции.

Итак, какие варианты видов реальности можно выделить на постнеклассическом этапе? Благодаря первому постулату КЕР, отпала сама необходимость выделения видов реальности, и хотя они – никуда не исчезают и не отрицаются, но содержатся в снятом виде, – в чём-то, что можно назвать:

1. единой реальностью (в которой возможно всё, что вообще возможно).

Выбор уже не между вариантами реальности, а между «вещами», которые кажутся конкретному человеку – имеющими место в окружающем Мире, или не имеющими места.

Вот, например: в субъективной виртуальной реальности (Мире как сновидении), ты – Бог, забывший о своей божественности. Но и в обычной реальности такое тоже возможно: например, ты был представителем развитой инопланетной цивилизации, и владел собственным Миром (в обычной реальности), но у тебя отобрали этот Мир, в результате чего ты сбежал на Землю, изменил форму, и лишился почти всей своей памяти (от стресса), (такая идея, например, легла в основу приключенческой книги «Пирамидальный мир»). В виртуальной объективной реальности, ты тоже можешь оказаться Богом (например, главной программой), забывшей (намеренно или нет) о своей божественности и главенстве. Итак, вариант реальности – не является помехой для твоей божественности. Как не является помехой и для возможного отсутствия таковой, и наличия ничтожности. Вариант реальности – не является помехой и для наличия (или отсутствия) Бога, возможности (или невозможности) волшебства (обычного или иллюзорного), возможности (или невозможности) вечной жизни, наличия или отсутствия судьбы, и т.д. Выбор т.о. ставится уже не между видами реальности, – а между различными явлениями, кажущимися имеющими либо не имеющими места в окружающем Мире.

Т.к. в любой реальности всё возможно, что возможно в другой реальности, то отпадает необходимость выбора между верой в тот или иной вид реальности окружающего Мира, а значит, выбора между идеализмом и материализмом, и между объективным и субъективным идеализмом. Реальность становится т.о. единой (а не неопределённой, или смешанной, и относительной, и т.д., как было на неклассическом этапе)…

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 207.