Зная о немонолитной, квантовой структуре реальности, вскоре приходится увидеть, что любая реальность, будь то обычная, или виртуальная, – не является чистым видом реальности: в любой реальности – имеются вкрапления-кванты других видов реальностей. Например, в обычной реальности, вкраплениями виртуальной реальности – являются миражи, ложь, и вообще, все разнообразные вещи и явления, вводящие в заблуждение. Т.о. обычная реальность – не может быть чистой и абсолютно обычной, а всегда содержит примесь виртуальности, т.е. примесь квантов виртуальной реальности (объективной).
В обычной реальности – неизбежно вкраплены также и кванты субъективной виртуальной реальности: например, когда человек видит вещи не совсем такими, какими они есть на самом деле, т.е. когда «угол зрения» или заблуждение (виртуальность) – исходят от самого человека. В конечном итоге, это можно назвать субъективным восприятием Мира, которое у каждого человека – своё, как и у каждого поколения. Мы – видим чёрные дыры и раскалённые шары из водорода там, где раньше – люди видели костры, разжигаемые предками, или отверстия в небесной сфере, пропускающие божественный свет… Можно сказать, что в этом примере – то, что казалось принадлежащим обычной реальности – оказалось квантами субъективно-виртуальной реальности. Каждый – видит Мир таким, каким хочет и может видеть, таким, как сам представляет и, как бы… создаёт. Есть определённое сходство со сном и воображением. Т.о. обычная реальность, для человека – обязательно смешана с субъективной виртуальной реальностью (с квантами субъективно-виртуальной реальности), которые отличить от квантов обычной реальности – можно лишь относительно…
Кроме того, человек влияет на Мир и самим своим присутствием, и практической деятельностью, – чем тоже вносит кванты субъективной реальности, в особенности, в виде рукотворных объектов (объектов Культуры), и изменении Мира вокруг.
В целом, все три реальности, в обычной реальности – оказываются смешаны (подобно тому, как шарики трёх цветов ссыпаны в кучу).
Сама по себе, реальность – является неопределённой, и только человек решает, к какому виду реальности отнести ту или иную реальность (например, окружающую действительность), или те или иные её участки. Человек – мера всех вещей, в т.ч. и мера их иллюзорности (виртуальности). Мираж, без человека – не может быть определён как мираж (объективно-виртуальный квант), или как правда (квант обычной реальности), или как игра воображения (квант субъективной реальности). Т.е. невозможно судить о квантах реальности, и о реальности в целом, в отрыве от воспринимающего субъекта (человека). Реальность т.о., взятая без субъекта – оказывается неопределённым видом реальности (даже не смешанной реальностью).
Возьмём теперь за основу – не обычную, как в начале, а объективно-виртуальную реальность. Согласно квантовым представлениям о реальности, в объективной виртуальной реальности – всегда должны быть вкрапления (кванты) и обычной реальности, и субъективной виртуальной реальности. И вправду: виртуальность объективной реальности – означает иллюзорность, обман, но ведь много в такой реальности и правды: например, из некоторых фильмов, художественных книг, и даже компьютерных игр – можно многому научиться, вынести не ложь и иллюзии, а знание, правду. Уже поэтому, иллюзорность виртуальной реальности – далеко не абсолютна. Субъективный же компонент в такой реальности – обусловлен хотя бы той же призмой восприятия, без которой ничего нельзя судить о реальности, в т.ч. о том, что она виртуальна. Примеры: без человека, текст книги – превращается в набор закорючек, молекул, и не содержит виртуальных миров; экран монитора, без человека – превращается в набор точек, и не содержит виртуальной реальности. Т.о. сама по себе, реальность – неопределённа.
Далее: В неклассических представлениях о видах реальности – ярко проявлены неклассические принципы (=общие принципы неклассической эпохи):
Принцип относительности: никакой вид реальности – никогда не является абсолютным и чистым: реальность можно назвать обычной, только если кванты обычной реальности в ней – преобладают относительно квантов других реальностей. При чтении же художественной книги, или просмотре фильма – численно преобладают кванты виртуальной реальности, поэтому та реальность – виртуальна, но опять же, не абсолютно.
Относительной – оказывается и принадлежность отдельных квантов к той или иной реальности: например, мираж – одного человека обманет, а другого – не сможет обмануть (т.к. этот человек знает об этом явлении), и т.о., в первом случае, мираж – оказывается квантом виртуальной реальности, а в другом – квантом обычной реальности. А в целом, принадлежность (любого) кванта т.о. является относительной.
Внимание к деталям, «мелочам», анализу: представление о квантовой структуре реальности и неабсолютности любого вида реальности (и квантов) – более глубокое и точное, но и более сложное для восприятия, чем простой, классический, абсолютизирующий подход, не лезущий в детали. Точно так же, кстати, и теория относительности Эйнштейна (= неклассическая) – на порядок сложнее Ньютоновской (= классической) механики, и на первый взгляд, просто лезет в детали, и даёт лишь чуть-чуть более точные формулы, чем классическая механика. Но эти, совсем небольшие поправки – оказываются, в итоге – имеющими колоссальное значение для представлений человечества о Вселенной, если разобраться, т.е. оказываются способными, в итоге, перевернуть (радикально изменить) человеческие представления. Так и концепция относительности реальности, и представление о квантовой структуре реальности – хоть и кажутся вносящими лишь небольшие поправки, но они имеют громадные последствия для гносеологических представлений. (Один пример: раньше человеку нужно было выбрать веру в один из трёх чётких вариантов реальности, а теперь получается, что любая реальность может быть отнесена к какому-либо виду – лишь примерно и относительно, т.е. является смешанной, или неопределённой; так из чего же теперь выбирать, и во что верить?);
Возникает дезориентация, недопонимание – и это есть следствие того, что неклассическая гносеология, как и любая неклассическая философия (или наука) – разрушает классические представления, копает детали, вникает в сложности, анализирует отдельные компоненты структуры реальностей, и лишь намечает пути к новым представлениям о реальности… Т.е. на неклассическом этапе – утрачены обобщения, разрушены и пересматриваются классические выводы, а новые – до конца ещё не созданы. Отсюда – и дезориентация, сложность в представлениях о реальности на неклассическом этапе. Но эти представления – более продвинуты, и выглядят, соответственно, более приближёнными к истине.
В неклассическую эпоху, Мир оказывается устроен сложнее, чем классическая простота, и всё – не такое, как казалось раньше.
Но это – временное состояние. Неклассическая эпоха – промежуточная ступенька на пути прогресса. Всё снова обретёт ясность, целостность, и простоту – на новейшем, постнеклассическом этапе. А на неклассическом же, представления о Мире – претерпевают процесс пересмотра. Это – процесс интересный, это – прогресс, несущий удивительные и революционные открытия, но и процесс болезненный, неприятная незавершённость, отсутствие целостных выводов, синтеза, полноценного результата, а значит, дезориентированность в жизни, необходимость выбирать чисто индивидуальный, экзистенциальный путь (а не один из примерно трёх путей!).
В т.ч. и виды реальностей, согласно неклассической теории познания – оказываются совсем другими: это:
1. неопределённая реальность (любая реальность сама по себе, без воспринимающего субъекта), (является относительной);
2. (относительно) обычная объективно-субъективная реальность;
3. (относительно) виртуальная объективно-субъективная реальность;
4. (относительно) виртуальная субъективно-субъективная осознаваемая реальность (мечты, воображение);
5. (относительно) виртуальная субъективно-субъективная неосознаваемая реальность (сновидение);
6. (относительно) смешанная реальность (любая реальность является смешанной, кроме неопределённой реальности; а также когда сложно решить, к какому виду отнести тот или иной участок реальности).
Итак, как видно, виды реальностей на неклассическом этапе – претерпели значительные изменения. Субъект стал как бы доминировать над объектом, исчезло понятие реальности самой по себе (вернее, появилась неопределённая реальность), образовалась смешанная реальность, возникла приставка «относительно» – в отношении каждой реальности (что обусловлено квантовой, дискретной структурой реальности, и соответственно, неабсолютностью любого вида реальности; а также тем, что суждение о виде реальности, у каждого человека – своё; и тем, что истина (правда), на неклассическом этапе – «вещь» относительная), и т.д.
Итак, мы рассмотрели, вкратце, некоторые общие принципы неклассического этапа развития гносеологии. В рамках последнего – существует масса различных гносеологических построений. Мы не будем пытаться охватить все эти частности… а будем искать, вскоре, уже обобщения (постнеклассику). Но пока, чтобы лучше оценить всю сложность и дебри неклассической гносеологии – рассмотрим ещё один вопрос, возникающий на неклассическом этапе её развития:
Рассмотрим относительность (любой) истины, что было выявлено в неклассические времена. (Хотя вопрос об истине – это предмет не столько гносеологии, сколько логики…).
Относительность истины – характерна для любого суждения в неклассическую эпоху: наиболее известный и яркий пример этому – то, как согласно теории Эйнштейна, – не может быть универсально верного суждения о скорости объекта: измеряемая скорость будет разная для разных наблюдателей, и то, что для одного наблюдателя будет правдой, для другого – будет заблуждением, и наоборот. Уже из этого выходит, что истина, по своей природе – относительна.
Одним из проявлений относительности истины, в гносеологии – является то, что относительной – оказывается и принадлежность квантов к той или иной реальности, и относительность любой реальности, что уже рассматривалось выше.
А в целом, это также приводит к безграничному плюрализму и равнозначности мнений (что становится характерной чертой для неклассического времени). Из этого также вытекают основы экзистенциализма (у каждого человека – своя правда, и нет никакой универсальной правды (истины)). Для большинства людей – это приводит к запутанности, дезориентации, к пассивности и страданиям…
Далее: О неклассической гносеологии – можно говорить долго, рассматривая все её частные моменты, различные исследования и взгляды…
Кстати, в целом, следует оценить красоту неклассической гносеологии, новизну и закономерность её идей. Несмотря на все свои недостатки (сложность, трудность для понимания, нецелостность) – это всё равно прорыв в понимании реальности, как Эйнштейновская теория – прорыв в понимании Вселенной…
Но нужно понять, в целом о неклассической гносеологии – то, что она – не окончательный, а всего лишь промежуточный этап в развитии представлений о познании. Все её представления – характеризуются неполнотой и незавершённостью, т.е. не дают единой картины, удовлетворительных ответов, и кратких, простых выводов. Как и любая неклассика, она легко может запутывать и дезориентировать, и требует значительных усилий для своего понимания. Это свойство – универсально для всех неклассических теорий: так же сложно разобраться, например, и в квантовой механике, и в экзистенциализме, и в теории относительности… Как говорят, эти теории – «понятны одному человеку из миллиона», но тем не менее, они – изменили Мир.
Неклассические теории – всё время остаются весьма загадочными, и полного понимания – не имеют даже у самих их создателей, ибо каждая из них – обладает фундаментальной незавершённостью, т.е. в каждой – есть множество нерешаемых вопросов.
Итак, неклассика – не даёт подлинного, полного, и простого понимания. Зато она позволяет увидеть наивность и ограниченность классических представлений, и проникает глубже их. При этом она не вскрывает причины «явлений», а играет, в основном, описательную роль: разрушая прежние, классические представления, она занимается сбором и анализом новых фактов, изучением отдельных деталей, и нахождением лишь отдельных кусочков новых знаний. О новых, целостных представлениях – речи на неклассическом этапе не идёт. Но все ожидают появления новой целостной картины. Когда это произойдёт – это уже будет постнеклассическим этапом в развитии гносеологии. И он – уже наступает:
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.