Чувственное и рациональное познание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания – были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм – отводил главную роль в познании – чувствам, а рационализм – разуму.

Сенсуализм аргументировал предпочтительность чувств тем, что:

1. чувства – почти никогда не лгут, а разум – часто пребывает в заблуждениях;

2. из-за разума, люди создают множество противоречащих друг другу мнений, чувства же – однозначны, а значит, более правдивы;

3. мир полон лжи, и лишь чувства говорят правду, и должны руководить человеком («слушай сердце, а не разум», «любовь спасёт Мир», и т.п.);

4. многие «вещи» (любовь, цвет, и т.п.) – нельзя рационально познать, а можно лишь почувствовать, познать чувством, а не разумом;

5. и т.д.

В общем, у сенсуализма – немало аргументов. А сами идеи сенсуализма – широко распространены, и имеют много последователей, в т.ч. и в современности…

В чувственном познании, ещё со времён древней Греции, было принято выделять три уровня: чувство, восприятие и представление. Чувство (ощущение) – это элементарный уровень чувственного познания. Восприятие – это соединение отдельных чувств, позволяющее видеть (чувственно познавать) объект в целом, или совокупность объектов (окружающую обстановку, Мир). Представление – это чувства и восприятия, записанные в памяти, и могущие использоваться и без непосредственного наличия объекта, вызывающего чувство.

Теперь рассмотрим подход, противоположный сенсуализму – рационализм, который отдаёт предпочтение в познании – не чувствам, а разуму, и аргументирует это тем, что:

1. только с помощью разума можно увидеть глубинную суть объектов, и вскрыть механизмы явлений, в то время как чувственное познание – даёт лишь поверхностные знания;

2. достаточно лишь один раз увидеть и потрогать окружающий Мир, и потом, ослепнув, и лишившись всех ощущений – можно познавать Мир рационально, не используя больше чувственной информации для этого (хотя один раз ощутить Мир, как-никак, всё-таки нужно, иначе (словами) – не объяснить, и не понять, что такое объём, твёрдость… и т.п. физические (и другие) свойства и понятия);

3. органы чувств – человек чаще использует не для чувственного познания, а для того, чтобы черпать рациональные знания из книг глазами, и из речи – ушами, и т.д.;

4. чувственное познание – не может быть использовано для познания, например, атомов, ибо органы чувств не приспособлены к этому, и т.о. – тут владычествует применение разума;

5. и т.д.

В общем, у рационализма – аргументов тоже много.

В рациональном познании, как и в чувственном – выделяют тоже три уровня: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – простейший уровень рационального познания. Понятие – это описание конкретного объекта. Суждение – следующий, более высокий уровень. Суждение – это мысль, в которой что-то утверждается или отрицается (например: день – сменяет ночь; кот – пушистый). Суждения мозг получает путём комбинирования (соединения) нескольких понятий. Комбинируя же различные суждения (два, десятки, тысячи суждений), мозг получает следующий уровень рационального познания – умозаключения (выводы) (например: «жизнь прожить – не поле перейти», и т.п.).

Далее: Сенсуализм и рационализм, как определённые классические направления в гносеологической мысли – противопоставлялись друг другу как разные способы познания. Люди (философы, прежде всего) – веками спорили, дискутировали и размышляли об этих методах, в результате чего, представления об этих методах познания – постепенно развивались и менялись.

В неклассические времена, этот конфликт, большей частью – уже исчерпан, если применить такой неклассический принцип как принцип дополнительности: Чувственный и рациональный методы познания, в этом случае – предстают дополняющими друг друга, улучшающими друг друга, и лучше т.о. использовать оба этих метода сразу, не абсолютизируя и не противопоставляя их друг другу.

Идём далее:

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.