Этэрнус
Теория Познания
«Теория Познания»: Золотое сечение; Москва; 2011
ISBN 978-5-904020-38-5
Аннотация
В книге, в популярной форме, рассматривается раздел философии – теория познания (гносеология). Разбираются все вопросы, входящие в теорию познания: о методах познания, о реальности и её видах, о возможных границах познания, об истине, и др. Рассматриваются три этапа развития этой области знаний – классический, неклассический, и начинающийся, постнеклассический.
Этэрнус
Теория познания
Введение
Теория познания (называемая, иначе, гносеологией) – это раздел философии, изучающий процесс познания и всё, что с ним связано. А связано с ним очень много чего: это – и вопросы о видах реальностей, и о методах познания, о возможных границах познаваемости, о доказательствах и вере, об истине, и т.д.
Кроме того, именно этот раздел философии (гносеология) – наиболее тесно связан с вопросами о сущности Бога и души, материализма и идеализма, возможности или невозможности волшебства, существования параллельных миров, судьбы, и мн.др. Т.е. круг вопросов, рассматриваемых в рамках теории познания – на удивление очень широк, и включает много фундаментальных и волнующих вопросов.
Целью данной книги является рассмотрение всей теории познания, начиная с истории её развития, и заканчивая новейшими, удивительными её достижениями. Перед нами предстанут все три этапа развития теории познания (гносеологии): классический, неклассический, и новейший, постнеклассический, и все основные концепции и вопросы, имеющиеся в рамках каждого этапа.
Каково место гносеологии в системе человеческих знаний? Теория познания, как общепризнанный раздел философских знаний, выделилась ещё во времена древней Греции. Все универсальные (т.е. негуманитарные) философские знания, ещё в те времена, естественным образом – были разделены на три раздела: Онтологию (или Теорию Вселенной, которая изучает Вселенную в целом), Логику (изучает знание, и всё что с ним связано), и Гносеологию (изучает познание, и все вопросы, связанные с познанием).
Как видно, место гносеологии в системе человеческих знаний, очень давно – самостоятельное и солидное. Хотя, конечно, отдельные стороны гносеологических знаний формировались ещё и на дофилософском этапе (в рамках религий и мифов), где уже развивались некоторые вопросы о методах познания, о сущности души, и т.п.
Приступим к рассмотрению гносеологии, начиная с вопроса о реальности и её видах:
Три вида реальности
Подведём небольшой итог: можно сказать, что возможно всего три (классических) вида реальности:
1. Объективная виртуальная реальность, т.е. виртуальная реальность, не зависящая от нашего сознания: таковая имеется в художественных книгах, фильмах, в компьютерных играх, песнях, и т.п.;
2. Субъективная виртуальная реальность, т.е. которая существует по воле нашего сознания: она может быть как осознаваемой (мечты, воображение), так и неосознаваемой (сновидения);
3. Обычная объективная реальность (которой большинство людей считают повседневную окружающую действительность). Впрочем, эта действительность может оказаться на самом деле и не обычной, а тоже виртуальной (субъективной или объективной).
В последних случаях, подлинная обычная объективная реальность – перемещается за пределы окружающей действительности. Т.е. тем не менее, обычная реальность где-то существовать должна, в данном случае – не в нашей окружающей действительности, а за пределами нашей реальности, в т.н. потустороннем мире, либо ещё дальше – за пределами потустороннего мира, и т.д. (т.е. она может располагаться сколь угодно далеко от нас). Или же, наоборот – может окружать нас, если окружающий Мир – обычен.
Идём далее:
Реальность и восприятие
Любая объективная реальность, которая может быть объективной обычной, либо объективной виртуальной, как уже говорилось, для своего существования – совершенно не нуждается в нашем существовании, т.е. может существовать и без нас. Т.е. объективная реальность – не требует наличия воспринимающего её субъекта (сознания). Например, человек умер, а окружающий Мир (как обычная объективная реальность) – продолжил существовать. Так же и книги, песни, и т.п. кусочки объективной виртуальной реальности – продолжают существовать и после исчезновения своих создателей.
В общем, объективная реальность – это то, что может существовать независимо от наличия или отсутствия человека (субъекта), воспринимающего её, и она может быть как обычной (окружающий Мир), так и виртуальной (в виде книг, фильмов, и т.п.).
В процессе восприятия (человеком), любая объективная реальность – дополняется некоторой субъективностью, ибо каждый человек – видит Мир по-своему, т.е. реальность предстаёт не совсем такой, какой она есть на самом деле. Для каждого человека, окружающий Мир выглядит несколько разным, в разных красках. Так же – и при чтении художественной книги, объективная виртуальная реальность, т.е. главные герои, приключения, миры – представляются для каждого читателя со значительными различиями, не смотря на то, что текст один и тот же.
В общем, в итоге, из любой объективной реальности – возникает реальность объективно-субъективная, как реальность для субъекта, а не реальность сама по себе.
Например, если реальность была объективной обычной, то восприятие превращает её, для субъекта – в реальность обычную объективно-субъективную.
Субъективный компонент в реальности (обусловленный призмой восприятия) – приводит к различным мнениям людей о, казалось бы, одних и тех же вещах (различные мнения о вещах и явлениях обычной реальности, и различные мнения о смысле какой-нибудь книги, или об интересности фильма, и т.п.).
Далее: Субъективный компонент в воспринимаемой объективной реальности – обусловлен, что немаловажно, не только призмой восприятия, но и тем, что мы можем по-настоящему менять Мир вокруг, т.е. не в восприятии, а в ходе практической деятельности, с помощью своей воли (сознания) и тела. Мы можем преобразовывать окружающую действительность (объективную реальность), делать её лучше, светлее, или можем погрязнуть во мраке новых войн, и нового Средневековья… Т.о. окружающий Мир, будучи, например, объективной реальностью, в какой-то степени – всё равно создаётся нашим сознанием, и зависит от нашего сознания, не смотря на свою объективность. Т.о. уже поэтому, окружающий Мир, как обычная (либо виртуальная) объективная реальность – не может быть чисто объективной, а оказывается – объективно-субъективной реальностью.
Впрочем, наши реальные возможности по изменению объективной реальности = окружающей действительности, конечно, сильно ограничены (при условии, что окружающая действительность – действительно реальность объективная). Другое дело субъективная реальность – сон, или воображение, – где мы можем действительно всё. Мир же объективный – может существовать и без нас.
Далее: реальность сновидений, хоть и является, сама по себе, субъективной реальностью, но всё равно – тоже проходит через субъективную призму восприятия, и становится субъективно-субъективной. То же самое касается и воображения, и мечтаний.
Кстати, ни сновидение, ни воображение (мечты) – не могут существовать без воспринимающего субъекта, т.е. не могут существовать сами по себе. Т.о. мы приходим к выводу, что не существует простой субъективной реальности, а существует всегда реальность субъективно-субъективная.
Подведём некоторые итоги всему вышесказанному: теперь мы видим, что могут существовать (и существуют) всего шесть видов реальностей:
1. Виртуальная объективная реальность (фильмы, книги, компьютерные игры, и т.п.);
2. Виртуальная объективно-субъективная реальность (имеет место при просмотре фильма, чтении книги, и т.п.);
3. Виртуальная субъективно-субъективная осознаваемая реальность (мечты, воображение);
4. Виртуальная субъективно-субъективная неосознаваемая реальность (сновидение);
5. Обычная объективная реальность (Вселенная с большой буквы, т.е. единая и бесконечная реальность, лежащая глубже всех других видов реальностей);
6. Обычная объективно-субъективная реальность (т.е. воспринимаемая, и преобразуемая практикой, окружающая повседневная действительность, если таковая – на самом деле обычна и объективна…).
Реальность и вера
Вообще, (Платоническая) вера в объективную виртуальность повседневной действительности – очень сладка: такая вера – обещает человеку иллюзорность смерти, цель и предназначение в существовании окружающего Мира и себя, возможность воскрешения и новой жизни, в этом или новых Мирах… Т.о. повод для подобной веры – есть, а остальное – дело личного выбора.
Кстати, учитель Платона – Сократ, можно сказать, веровал, что Мир вокруг вообще является субъективно-субъективным (т.е. что жизнь – сон, длинною в жизнь). Вера в такую возможность – тоже сладка, т.к. обещает ещё больше возможностей, а после (иллюзорной) смерти – пробуждение, или новые сны (=новые жизни).
Ещё один известный древнегреческий мыслитель – Аристотель (ученик Платона) – склонялся к вере в обычность реальности окружающего Мира (как и подавляющее большинство людей).
Однако является ли вероятность того, что реальность окружающего Мира обычна, – большей, чем вероятность, например, её виртуальности (объективной или субъективной)? Дело в том, что вероятность – никак не подсчитать, и не определить. А то, что большинство людей верят в обычность реальности нашего Мира – вовсе не значит, что обычность является каким-то образом более вероятной, чем другие варианты.
Вероятность каждого из трёх вариантов о виде реальности нашего Мира – неопределённа, недоказуема, и неизмерима (ни наукой, ни философией). Т.о. каждому человеку приходится самому выбирать веру в один из трёх вариантов реальности окружающего Мира (т.е. в Мир как сон, или Мир объективно виртуальный, или Мир как обычный объективный). При этом вера в обычную объективную реальность окружающего Мира – тоже всего лишь вера, ничем не занимающая привилегированное положение среди других вер, кроме как своей распространённостью.
Любая вера – остаётся верой, хотя и подкрепляется какими-то доводами, выбором, предрассудками, полезностью, и т.п.
Тем не менее, выбор тут – не выбор между верой и неверием, а всего лишь выбор одной из трёх вер.
Выбор – личное дело каждого человека. Гносеология (теория познания) – лишь показывает возможные варианты, и предоставляет человеку возможность более осознанного выбора.
А выбор – влияет, в дальнейшем, на то, какие методы познания окружающей действительности будут выглядеть наиболее эффективными для познания, например: откровение свыше (и Библия) или наука, интуиция или озарение, и т.д., – для познания в пределах каждого конкретного вида реальности.
Влияние вида реальности на выбор методов познания – приводит к тому, что вопрос о том, какой вид реальности составляет подлинную суть окружающего Мира – оказывается центральным, или хотя бы одним из центральных, вопросов в гносеологии. Но он не решается однозначно, как видно, а решается индивидуально каждым человеком (т.е. зависит от того, какую веру, в какой вид реальности окружающего Мира, предпочитает конкретный человек), а также по-разному решается в различных философских учениях и религиях…
Близость будущего
Будущее (вышеуказанное) – уже весьма близко. В нынешнем Мире, его торжеству (= полному поглощению человечества виртуальной реальностью) – сопротивляется лишь: 1. необходимость (физически) работать (роботы – взяли на себя ещё далеко не всю физическую работу), 2. энергетический кризис (недостаток источников энергии), 3. примитивная, ненадёжная, органическая сущность наших тел, из-за которых – приходится всё время возвращаться в обычную реальность, – для их питания, гигиены, гимнастики, и т.п., 4. не решена проблема смертности человеческого тела, старения и болезней, 5. компьютеры – ещё не автономны (т.е. сами себя не ремонтируют). Но все эти проблемы – находятся в процессе решения, и могут быть решены уже в ближайшее время, хочется верить. Это – дело лишь времени.
Далее: Создавать объективные виртуальные миры, и даже целые вселенные – человечество научилось уже давно. Такой (божественной) способностью – обладает любой человек, и может создать, подобно Богу, даже целую вселенную (например, написав фантастический роман…). Но, конечно, теперь – на первом месте и в наибольшем почёте – стоят создатели именно компьютерных вселенных и миров: программисты, сценаристы, художники компьютерной графики, и т.п., и сам компьютер, круто помогающий в создании и воплощении вселенных… и любой виртуальности вообще.
Наш Мир (Земля) – слишком мал, тесен, однако, теоретически – безграничен, ибо внутри него – размещаются миллионы виртуальных миров и вселенных, – в книгах, фильмах, музыке, в различных компьютерных реальностях, и в Культуре вообще.
Человек – умеет даже открывать порталы в иные миры: хотя бы, например, открывая художественную книгу. Уметь читать – значит владеть ключом от миллионов миров. А умение пользоваться персональным компьютером – ключ от миллионов ещё более мощных миров и вселенных.
Имея ключи от безбрежного океана миров, и используя их – мы вынуждены жить пока ещё и в обычном Мире (приземлённом). Но пройдёт немного времени, и железобетонные дома – станут неактуальны: ибо новым домом, всецело – станет виртуальная, компьютерная реальность.
Уже сейчас, улицы постепенно пустеют (!), а современные люди – общаются больше через Интернет, чем непосредственно. Люди постепенно сливаются с компьютером, который стал неотъемлемой частью современного человека, как особый орган, расширяющий наши возможности и радости, и ведущий нас к повторению судьбы внеземных разумных существ, к неизбежному, новому, виртуальному этапу развития цивилизации.
Но мы пока не можем и не должны забывать об обычном Мире, которого нам придётся касаться в своей жизни ещё достаточно долго. Нужно уметь защищать свою волю от обстоятельств Мира обычной реальности, стремящегося ввергнуть нас в медленное или быстрое самоубийство (война, вредные привычки, бездействие, обывательство, и т.п.). Нужно делать этот обычный Мир лучше, делать прогресс – чтобы светлое, великое будущее для человеков – наступило как можно быстрее. Ликвидировать армии, поднять Культуру, убрать «камни» с дорог прогресса, автоматизировать и роботизировать производство, создать искусственный интеллект, освоить новые источники энергии, развить нанотехнологии и достичь физического бессмертия (с помощью нанороботов, искусственных органов, и т.п.).
Далее: По мере научно-технического прогресса – возрастает могущество человека, помимо всего прочего, – и в преобразовании объектов обычной реальности. Будет ли Марс превращён в живую планету, подобную Земле, или же человечество успеет отбросить обычную реальность раньше этого? И уйти в виртуальную «Новую Землю», где ни боли, ни смерти, ни горя – уже не будет, ибо прежнее – минует, и откроется вечность… совсем иные времена, которые займут все последующие миллиарды лет, на протяжении которых – ни о каком возвращении человечества назад в обычный Мир не может быть и речи. Ни одна инопланетная цивилизация – не вернулась. Астрономы изучили всё вокруг пристально, и всё вокруг – пусто, а возраст Земли (5 000 000 000 лет) – не позволяет оставлять надежды на то, что где-то в Мироздании есть хоть кто-то (за исключением, возможно, лишь Иисуса…), кто решил не бросать обычную реальность. Ведь последнее – было бы довольно безумным решением, ибо виртуальная реальность, по всем параметрам – неограниченно превосходит обычную. Осознать это надо. Скоро время – всё рассудит, и всё приведёт к одному, естественному будущему…
Познание и виды реальности
Но хватит уже о будущем. Вернёмся к рассмотрению настоящего, вернее, рассмотрению того, каким образом влияют возможные варианты реальности нашего Мира – на выбор предпочтительных методов познания:
В целом, дело обстоит так:
1. Если реальность нашего Мира (Земли…) – обычна, то для познания в ней – вполне достаточно применения т.н. обычных методов познания (научных и философских методов: теоретические исследования и эксперимент, чувственное и рациональное познание, синтез и анализ, и т.п.).
2. Если же реальность нашего Мира – не обычна, а, как может оказаться, виртуальна (объективно или субъективно виртуальна), то для познания в ней применимы, помимо обычных, ещё и определённые т.н. специфические методы познания (например, откровения от Бога (Библия), интуиция, и т.п.).
Это – в целом.
Теперь рассмотрим всё это подробнее, и более конкретно. Начнём с обычных методов познания (применимых как в случае обычной объективной реальности, так и в случае виртуальной (но тогда они – менее ценны)).
Обычные методы познания
Обычными методами – будем считать методы, входящие в состав науки и философии (эксперимент, размышление, дедукция, и т.п.). Эти методы, в объективно- или субъективно-виртуальном Мире – хоть и стоят на ступеньку ниже специфических методов, но тоже эффективны и применимы для познания. Обычными методами – познаётся поверхностная и глубокая, но не глубинная сущность объектов в Мире, если Мир виртуален. И лишь для познания глубинной сути, в Мире объективно- или субъективно-виртуальном, обычные методы познания – оказываются бесполезны и неприменимы. Нужны же для того – особые, специфические методы (которые мы рассмотрим после обычных методов).
Итак, обычные методы познания:
Бог и обычная реальность
Возможно, что реальность нашего Мира – не виртуальна, а обычна (во что верят подавляющее большинство людей). Возможно ли наличие Бога у нашего Мира, в таком случае? Ответ: наличие Бога, в таком случае (т.е. в случае обычной реальности) – тоже является возможным. Но Его изначальное наличие – не является обязательным.
Рассмотрим вариант, что Бог – всё-таки существует. Суть Бога, в этом случае, т.е. случае обычной объективной реальности Земли, – представляется несколько иной, чем была в объективно-виртуальной реальности, а именно: Бог, в обычной реальности – предстаёт как (могущественный) инопланетянин, или кто-то вроде того. Остановимся на инопланетянине (представителе развитой инопланетной цивилизации). Этот инопланетянин должен быть очень необычный, ибо Он – не ушёл в виртуальные реальности, а остался здесь, в реальности обычной и объективной, т.е. в реальности, по всем параметрам – худшей, чем реальности виртуальные…
Этот инопланетянин-Бог – находится и телом, и духом – в той же реальности, что и мы, т.е. в обычной объективной реальности, в данном случае. Он, и Его космический корабль – могут располагаться, например, под поверхностью Луны (которую Он, возможно, создал, чтобы как раз спрятать свой корабль). Этот инопланетянин – мог создать и Землю: для этого – Он бы использовал продвинутые технологии и источники энергии, которые привёз на своём корабле…
Бог сей – должен был создать также и скелеты динозавров, чтобы запутать людей, чтобы людям возраст Земли – показался равным миллионам и миллиардам лет (ведь если бы Он создал Землю миллиарды лет назад, то за такое время, Земля – наверняка осточертела бы Богу, если только Он – не робот какой-нибудь, или не живёт в замедленном времени…). Да и в Библии записано, что Бог – всего за шесть дней Землю сотворил; и со времён сотворения, истинный возраст Земли ныне – составляет всего несколько тысячелетий (если посчитать по Библии, правда, смотря как считать…). Тем не менее, создать скелеты динозавров, нефть, окаменелости, и т.п. – хоть кажется нам сложным, но с развитыми технологиями – всё возможно.
Библейский Бог, как уже говорилось, – не хочет выдавать своего присутствия, но хочет, чтобы люди верили в Него, или не верили, и следовательно, чтобы имели выбор. Поэтому Бог, возможно, и создал и поместил на Землю различные окаменелости, скелеты динозавров, нефть, и т.п. – всё, чтобы скрыть истинный возраст Земли, и рассказать о нём лишь на страницах Библии, верить или не верить которой – решают люди сами, по-разному. Гносеология же – только показывает, что возраст Земли – вопрос неоднозначный, даже не смотря на окаменелости и геологические наслоения (которые в любой реальности – можно создать специально и искусственно, сымитировав и сокрыв истинный возраст окружающего Мира). Наука, эти возможности – не берёт в расчёт, и поэтому – может ошибаться.
Бог – Землю, впрочем, мог и не создавать: может, Он – прилетел из космоса уже «на всё готовенькое», а в Библии – немножко слукавил… Но лучше уж считать, что для Бога – невозможно солгать (ибо так записано в Библии), и что Бог – Землю всё-таки создал, а не солгал нам. Ибо доверие к Богу, для людей – всё-таки вопрос жизни и смерти…
Теперь рассмотрим, как влияет всё вышеописанное – на выбор предпочтительных методов познания Мира: итак, в данном случае, мы имеем дело с обычной объективной реальностью, с таким её вариантом, в котором есть Бог. Предпочтительными методами познания, в таком случае, будут и обычные (научные, и т.п.), и специфические (вненаучные, связанные с Богом) методы. А в общем, получается такая же ситуация, что была и в случае объективной виртуальной реальности, рассматривавшейся чуть ранее. И даже специфические методы – те же три (хотя механизмы их действия – оказываются другими (рассмотрим это чуть позже)).
В общем, получилось, что обсуждавшиеся три специфических метода познания – специфичны не только для объективной виртуальной реальности, но и для любой объективной реальности, где есть Бог (т.е. и для обычной объективной реальности):
Бог-инопланетянин – может давать людям откровения, являясь пророкам (дистанционно) в виде голоса / трёхмерного изображения (что для современного человека уже и не чудо, после изобретения радио, голограмм, и т.п.); Бог-инопланетянин также может вкладывать в головы людей озарения свыше (с помощью технологии, вроде невидимых «лучей»), и, в-третьих, может позволять мыслящим людям – и самим, в какой-то мере, проникать (дистанционно) в некие хранилища информации на Своём корабле (с помощью технологии «лучей», сканирующих мысли, синхронизированных с «лучами» обратной связи, вкладывающими мысли). Эти «лучи связи с космосом» – не фантастика, а просто определённые продвинутые технологии, которыми вполне может владеть Бог-инопланетянин.
Современным человечеством, технологии «лучей» – ещё толком не воссозданы, и это, возможно, к лучшему (иначе – возможен тотальный контроль). Хотя, например, электромагнитные лучи, связывающие Земных учёных и марсоход, едущий по Марсу – это уже прототип такой технологии, или даже сама эта технология, но только недостаточно развитая. Однако это – уже не фантастика, а реальные достижения, которыми овладел человек.
Субъективный идеализм
В отличие от объективного, субъективный идеализм (или солипсизм) – это вера в то, что окружающий Мир – всего лишь (особое) сновидение, сновидение длинною в жизнь.
Это, пожалуй, самый странный взгляд на окружающую действительность, но тем не менее, как увидим, взгляд внутренне непротиворечивый, и следовательно, возможный. У истоков его – стоял древнегреческий мыслитель Сократ, склонявшийся к вере в то, что всё вокруг – является субъективным, т.е. напоминает сон. Потом идея Сократа – претерпела долгий путь дальнейшего развития, в трудах целого ряда философов (Декарт, Кант, Фихте, Юм, и др.).
Итак, рассмотрим субъективный идеализм (под которым будем понимать его наиболее последовательную форму – солипсизм) поподробнее:
Согласно идеям субъективного идеализма (солипсизма), окружающий тебя Мир (Земля…) – это Твоё сновидение (длинною в жизнь). Это грандиозное сновидение – принадлежит ни кому иному, кроме как Тебе: весь этот Мир – существует только из-за Тебя.
Ты – центр Мира, и его источник. Ты – главная ценность, а окружающий Мир – всего лишь иллюзия, твоё неосознанное творение, как и все люди, его населяющие. Т.е. всё вокруг – творение твоего подсознания.
Мир и твоя жизнь – особое сновидение, особенность которого заключается прежде всего в том, что все события в нём – согласованы друг с другом и последовательны, нет никаких скачков и ошибок. Это означает, что твоё подсознание, творящее этот Мир – дисциплинировано, и подчиняет свою деятельность определённым строгим правилам. Скорее всего, это значит, что по своей сути, Ты – интеллект искусственный, например, мыслящая и самодостаточная программа в суперкомпьютере, или сам такой суперкомпьютер, или существо, использующее суперкомпьютер, чтобы создать жизнь как упорядоченное сновидение.
В общем, по сути, Ты – Бог, но только Ты – забыл когда-то об этом (изолировал, сокрыл свою память от нового, твоего теперешнего я), намеренно, или нет, заблудился… а может, подвергнул себя испытанию / эксперименту / приключению, посредством этой жизни и этого странного Мира.
Твоя задача в этой жизни-сновидении, заключается, скорее всего – в том, чтобы развиваться, получать опыт, и постепенно возвращаться к забытым тобою же самим, истинам. И обретать, посредством получения разнообразных (прежде всего, философских) знаний – некий «ключ», который сделает тебя достойным и готовым для возвращения к сокрытой памяти, возвращения к самому Себе (=Богу), ко всемогуществу, и пробуждению от этой странной, полной вопросов и печалей, жизни…
Такие идеи содержит в себе субъективный идеализм (солипсизм). Итак, согласно субъективному идеализму, Мир (Земля…) – является твоим творением (творением твоего подсознания), и существует только в твоём сознании. Т.е. реальность этого Мира – субъективно-субъективна и виртуальна (иллюзорна). Однако ты живёшь, не осознавая этого, ибо забыл об этом когда-то (случайно или специально), начав эту жизнь как бы с чистого листа, в беспамятстве. (Поэтому тебя теперешнего – мы пишем с маленькой буквы (ты), а Тебя изначального (как Бога), а возможно и будущего – с большой (Ты)).
Твоя истинная сущность, тебе, в общем, неизвестна, но когда-нибудь, твоё теперешнее я – воссоединится с той забытой, Божественной частью тебя – и ты снова обретёшь целостность и прежнюю (сокрытую пока что) память и всё своё Божественное всемогущество, и у Тебя ещё будет вся вечность впереди…
Перспектива, конечно, приятная…
Далее: В этом жестоком Мире-сновидении, твоё подсознание, творящее этот Мир – неизбежно разбросало и продолжает разбрасывать разнообразные подсказки и осколки позабытых тобою, Божественных знаний… превратившихся в разнообразные книги, фильмы, события, и т.п. Ключ к обретению заново твоих безграничных Божественных знаний и возможностей – может быть собран твоим земным я – из множества таких осколков. Для этого нужно, естественно – искать знания, размышлять, медитировать над философскими вопросами бытия, над глубинными вопросами своего существования… почувствовать силу таких вопросов: Зачем ты здесь?; Почему живёшь именно в эту, переломную, эпоху?; Неужели твой возраст исчисляется годами, а не вечностью, в течение которой существует Вселенная? Возможно, даже чтение этой книги – это уже возвращение некоторой части прежних знаний (переход их из неосознаваемого состояния – в осознаваемое). Может, это – одна из ступеней к познанию самого Себя, шаг на пути к пробуждению, возвращению к своей изначальной сути, в т.ч. ко всемогуществу, к Божественной Силе и бессмертию…
Возможно, сама встреча с этой главой и этой книгой – была запланирована, по созданному твоим же подсознанием (или Тобою прежним), сценарию жизни. А автор данной книги – как бы Ты сам (твоё подсознание), и книга – часть Тебя, кусочек вернувшейся памяти, (очередной) шаг к возвращению твоего земного я – к Божественному состоянию.
Суть волшебства
Рассмотрим суть такого явления как: волшебство (магия), которая современному человеку – известна, прежде всего, со страниц художественных книг и фильмов в стиле фэнтези, а также из ряда компьютерных игр. В виртуальной реальности, причинно-следственные связи между явлениями – могут как бы нарушаться, рваться, хотя эти разрывы, на самом деле – являются всего лишь иллюзорными (т.к. причины и следствия могут лежать по разные стороны реальности). В этом – заключён источник магии (волшебства), т.е. в том, что некоторые причины некоторых явлений – могут находиться за пределами (виртуальной) реальности, т.е. могут располагаться в реальности потусторонней, и т.о. невидимы, и совершенно необнаружимы.
«Беспричинные» явления, т.е. явления, у которых нельзя найти механизм, объяснение, причину – и есть волшебство (магия). Волшебство – обычное дело в виртуальной реальности (в художественных книгах, фильмах, компьютерных играх, и т.п.). Виртуальные миры (и вселенные) – могут быть мирами полными чудес и волшебства (магии), т.е. явлений, не поддающихся объяснению.
В обычной же реальности (в т.ч. если реальность Земли – обычна), истинное волшебство и истинные чудеса – невозможны, а возможны лишь иллюзии волшебства – т.н. фокусы. Фокус отличается от волшебства неизбежной познаваемостью технологии (механизма). Например, для отсталых африканских племён, мобильный телефон, передающий голос на расстояния – кажется чудом, магией, но мы-то знаем, что это – не чудо, а всего лишь (технологический) фокус: у этого «телепатического» общения с помощью мобильного телефона – есть познаваемый механизм, находящийся в нашей реальности – невидимые, но обнаружимые, электромагнитные волны, которые испускает и улавливает мобильный телефон.
Так – и все «чудеса», которые творил и может творить Бог-инопланетянин – тоже являются всего лишь, подобными, (технологическими) фокусами. (Для некоторых из которых – мы можем быть как африканские племена, а для других – уже можем вообразить конкретные технологии и механизмы). Современная наука – уже весьма близко подошла к возможности повторить многие из Библейских «чудес» (если это, конечно, не истинные чудеса, т.е. если реальность нашего Мира – не виртуальна).
Ну а если же Мир, в котором мы живём – всё ж виртуален, тогда в нашем Мире, волшебство – действительно возможно (чёрная и белая магия); возможными оказываются и истинные чудеса.
Тщетно жителям виртуальной реальности искать механизм (т.е. причины) волшебных явлений, ибо те причины (механизмы) – сокрыты за границей реальности, и т.о. недоступны познанию. Можно хоть миллионы лет искать причины у волшебных (чудесных, магических) явлений – и не найти. Единственный возможный выход – это если в виртуальной реальности есть Бог: только Он, если захочет, может дать жителям виртуальной реальности – знание о существовании причин, и о скрытых механизмах тех или иных явлений-чудес (но это – только в том случае, если Бог – сам не забыл о существовании потустороннего Мира, где находятся причины (в т.ч. суперкомпьютер, творящий Мир); ибо погружён-то Бог этот, своим сознанием, всецело и (вероятно) безвылазно – в нашу, виртуальную реальность).
Реальность и пространство
В виртуальных реальностях, пространство, чаще всего – является замкнутым, конечным, т.е. ограничено виртуальным миром. Таковое и рассмотрим, для начала.
В виртуальной реальности с замкнутым пространством, т.е. виртуальной реальности конечной – имеется не только граница реальности (невидимая), но и граница пространства реальности, которую можно увидеть и потрогать. В конечной виртуальной реальности, можно добраться и дотронуться до границы пространства реальности, но никакими физическими силами – нельзя её преодолеть. Ибо никакими науками и технологиями – невозможно обрести способность сбежать в пространство, лежащее по ту сторону реальности.
Впрочем, пространство в виртуальной реальности – не трудно сделать и бесконечным, и получить т.о. бесконечную виртуальную реальность. Наглядно, это выглядит, например, так: представим, что жители некоей такой виртуальной реальности – сели в космический корабль, и летят, куда глаза глядят, в глубины космоса. Но пока они летят, потусторонний суперкомпьютер – успевает придумывать и показывать им всё новые и новые миры. Так – можно лететь и бесконечно, видя всё новые миры, и нигде не найти границу пространства реальности. Такое пространство т.о. – будет бесконечным, т.е. это будет бесконечная виртуальная вселенная.
Что касается пространства, в котором живём мы, то неизвестно, каким оно является (виртуальным или обычным, конечным или бесконечным).
Предположим, например, что мы живём не в виртуальном, а в обычном пространстве, т.е. в пространстве Вселенной (с большой буквы!). Исходя из классических представлений, пространство Вселенной, естественно, по своей природе – обязано быть бесконечным, и это пространство – одно на всю Вселенную.
Но вот в общепринятых, неклассических научно-философских представлениях, например, в теории относительности Эйнштейна, бесконечность пространства Вселенной – подверглась сомнению, и в зависимости от того, как интерпретировать теорию относительности, Вселенная оказывается либо конечной (!), либо бесконечной, но состоящей из конечных замкнутых областей пространства (= континуумов). Континуумы – это как бы самостоятельные отдельные вселенные; а Вселенная в целом – состоит из бесконечного числа таких континуумов (конечных вселенных). Таковы, в целом, современные общепринятые научно-философские представления об обычном пространстве. Конечность и бесконечность пространства т.о. – осмысливаются уже по-новому. В т.ч. свойство конечности – оказывается, в некотором роде возможным и для обычной реальности (если верить, что реальность нашего Мира – обычна на самом деле, а также что теория Эйнштейна полностью верна).
Итак, обычное пространство может быть конечным, либо бесконечное пространство (обычное) – может быть разбитым на множество конечных самостоятельных замкнутых областей (= континуумов). Континуум, в котором находимся мы – включает, помимо Земли, ещё, как минимум, миллионы галактик (известных современной астрономии). А далее вширь, теоретически – располагается граница континуума, которая может быть очень сложной для преодоления, но всё же, теоретически, преодолимой (с развитием наук и технологий). В этой, хотя бы теоретической, преодолимости – состоит фундаментальное отличие границы континуума – от границы реальности (невидимой), и от границы пространства реальности (видимой).
Чтобы добраться до границы континуума, и преодолеть её, – человечеству необходимо совершить множество открытий и изобретений, например: изобрести корабль, способный путешествовать в подпространстве (или гиперпространстве, если оно существует), открыть новые источники энергии, и т.д. В любом случае, найти способ преодолеть границу континуума, теоретически – возможно, и это – дело лишь времени. Пока это, впрочем, и не актуально: граница (нашего) континуума – невообразимо далека от нашей планеты, и маловероятно, что человечество будущего – даже хотя бы будет пытаться добраться до этой границы…
Далее: в данной главе – нас интересуют лишь гносеологические свойства пространства, т.е. зависимость свойств пространства от реальности. Мы не рассматриваем саму сущность пространства, и касаемся т.о. – лишь малой доли из того, что можно рассказать о пространстве вообще…
Идём далее: рассмотрим ещё одно гносеологическое свойство пространства в виртуальной реальности: тут – возможно существование т.н. параллельных измерений пространства. Что это за параллельные пространства? Представить их, на самом деле, не сложно: например, если взять художественную книгу, то пространства, описываемые на каждой из её страниц – существуют параллельно друг другу, т.е. являются параллельными пространствами. Так – и у нашего Мира, если наш Мир виртуален, могут существовать параллельные измерения пространства (и времени), которые, в общем, чаще называют: параллельными мирами (либо параллельными измерениями).
Параллельные миры – действительно существуют, если прошлое сохранено на «жёстком диске» потустороннего суперкомпьютера, или если вся история нашего Мира (прошедшая и будущая) – является чем-то вроде грандиозной видеокниги, когда-то давно (раз и навсегда) написанной…
Далее: Виртуальное пространство – обладает ещё и таким удивительным свойством как: чрезвычайная компактность. В художественной книге, например – может уместиться целый мир (виртуальный). А в компьютере – можно умещать уже великое множество (виртуальных) миров и вселенных, хотя по детализации объектов в них, эти миры и вселенные – пока ещё только приближаются к детализированности нашей (обычной?) реальности. Ну а с прогрессом и миниатюризацией компьютерной техники – станет возможным умещать, например, хоть миллионы (столь же громадных, что и обычные), детализированных как и обычные, виртуальных галактик – в пределах небольшого компьютера. Т.е. объекты, имеющие размеры миллиардов световых лет – можно впихнуть в какой-нибудь там ноутбук, к примеру. Компактность виртуального пространства очень важное и удобное свойство. В т.ч. благодаря этому, создание и хранение виртуальных пространств – требует мизерных затрат энергии. Это одна из причин, почему виртуальное пространство – предпочтительнее обычного, и в близком будущем – вытеснит обычное пространство из употребления…
Миллионы (виртуальных) галактик, которые можно будет уместить в небольшой компьютер – это не предел, естественно. Нет пределов совершенству, развитию, познанию… Впрочем, действительно ли нет и не может быть границ и пределов познанию – увидим, отвечая (вскоре) на следующие вопросы:
Может ли существовать что-нибудь недоступное человеческому познанию?
Может ли Бог окружить разум человека границами?
Рассмотрим эти, и смежные вопросы – в следующей главе:
Познание и познаваемость
Исторически, возникло, естественно, два варианта ответа на вопрос о познаваемости окружающего Мира, и о возможных границах познанию: первый вариант – что границ познанию – не существует (т.н. гносеологический оптимизм), а второй – что такие границы – есть (гносеологический скептицизм). Крайний вариант гносеологического скептицизма, агностицизм – вообще отрицает возможность получения достоверного знания (т.к. всё в Мире – иллюзорно, и ни на что нельзя полагаться…).
В современном Мире, большинство людей, пожалуй, придерживаются гносеологического оптимизма, т.е. считают, что процесс познания человечеством окружающей действительности – не имеет границ, т.е. нет ничего, что являлось бы недоступным человеческому познанию (хотя бы теоретически). Гносеологический оптимизм, естественно – тесно связан с материалистическим взглядом на окружающий Мир, т.е. с верой в обычность реальности нашего Мира, поддерживаемой большинством людей.
Гносеологический оптимизм считает, что всё, что где-либо вообще существует – познаваемо, и, рано или поздно, будет или может быть познано…
А теперь – посмотрим на другой взгляд (являвшийся преобладавшим в Средневековье), и называемый: гносеологический скептицизм:
Он утверждает, что существуют такие «вещи» (не все), которые принципиально недоступны человеческому познанию. Гносеологический скептицизм, в Средневековье, естественно – был тесно связан с упадком науки, и с верой в нематериального (бестелесного) Бога, а также с Платоническим взглядом на реальность нашего Мира (распространённым в среде Церкви), т.е. верой (осознанной или не очень) – в объективную виртуальную реальность окружающего Мира. Ведь именно в случае виртуальности Земли (и космоса) – должна существовать потусторонняя реальность, всё находящееся в которой (весь потусторонний мир) – может быть принципиально непознаваемым (при условии, что «бестелесный» Бог – не может, или не захочет рассказать о потустороннем мире…).
В общем, границей познаваемости – может быть граница реальности (существующая лишь в случае виртуальной реальности нашего Мира).
В условиях виртуальности Земли, главная часть сути даже и посюстороннего Мира, и его «вещей» – тоже может быть непознаваемой (без Божьего соизволения). Это, например: зачем Бог создал Землю, и каким образом; что Бог уготовил этому Миру в будущем; каково предназначение каждого человека, и есть ли оно; каково глубинное устройство всех объектов (в т.ч. каждой отдельной вещи или явления); и т.д. и т.п. Если Бог не захочет отвечать на эти вопросы, то эти «вещи» могут оставаться непознаваемыми хоть целую вечность. И никакая наука тут не поможет.
Далее: границами познания – могут быть не только граница реальности и те секретные знания, что принадлежат только Богу. Есть ещё и следующая возможность ограничить познаваемость окружающей действительности (ещё одна возможная граница): Бог может контролировать все наши мысли, а значит, если захочет, может убирать все неугодные Ему, некоторые наши мысли-догадки, делая так, чтобы люди до каких-то «вещей» – никогда не догадались: какие-то «вещи» т.о. – делаются непознаваемыми. Человечество, в этом случае – не может ничего познать такого (открыть / изобрести), что не было бы соизволено Богом, или чему бы ещё не пришло время. Например, если Бог не захочет, чтобы люди изобрели и построили межзвёздный космический корабль, то Бог может сделать так, что человечество – и за целую вечность не сможет додуматься до изобретения такого корабля (звездолёта). Т.е. Бог – будет изымать из голов людей все те мысли (в т.ч. и стремления), которые могли бы привести к этому (или же, соответствующим образом – манипулировать событиями). Итак, Бог может создать границу познанию и т.о. Но это, конечно – только возможность…
Впрочем, Бог может в любое время и передумать, и передумав – дать нашему разуму полную свободу, а может, наоборот, в любое время отнять её, если она была. Если Бог захочет, с какой-то стороны воспрепятствовать человеческому познанию, или познанию отдельного человека, то это Ему, конечно же, легко и, вероятно, всецело – удастся.
В общем, возможность существования (разнообразных) границ для познания и познаваемости имеется. Но неизвестно, имеют ли они место в нашем Мире. Итак, человек – сам выбирает, во что больше верить, и чего придерживаться: гносеологического оптимизма, или гносеологического скептицизма (или даже агностицизма).
Рассмотрим теперь, поподробнее – агностицизм. Агностицизм – крайний вариант гносеологического скептицизма, возводящий границы познания в абсолют, и считающий, что любое знание, любое суждение об окружающем Мире – является недостоверным (т.е., по сути, ложным). Агностицизм – предлагает человеку не полагаться на знания, а в вульгарном варианте – даже вовсе отказаться от познания, и просто существовать себе, и радоваться «жизни». (Тем более, что, как сказал Соломон: «Умножая знания – умножаем скорбь свою»). Но до вульгарности – доходить не будем.
Наиболее известным агностиком, кстати, является Кант, последовательно развивавший агностицизм в своих известных трёх трудах («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению»). Как видно из названий этих работ, Кант обосновывал агностицизм – не столько виртуальностью Мира, сколько ограниченностью способностей разума (мышления). (Вопросы о разуме, кстати – выходят за рамки гносеологии, и изучаются в другом разделе философии – логике).
Идём далее:
Переселение душ
Переселение душ – пожалуй, всем известное понятие (пришедшее, прежде всего, из древнеиндийской философии). Но как понять суть этого, возможного явления? Гносеология – может помочь в этом, ибо это – вопрос тоже гносеологический. Что ж, рассмотрим наглядный пример переселения душ:
Согласно военной программе США, в возможных войнах ближайшего будущего (если они будут), вместо солдат – будут воевать специальные роботы, управляемые дистанционно. Солдаты т.о. – гибнуть в войнах больше не будут, а будут гибнуть лишь роботы, управляемые дистанционно, т.е. аватары. На управление каждым отдельным роботом – будет отдельный человек-оператор, находящийся далеко от управляемого робота (хоть на другом континенте). Если управляемый робот погибает в бою, то оператор, оставаясь, естественно, невредимым, берётся за управление другим, исправным роботом. Т.о. происходит переселение души (= сознания) из погибшего робота – в тело следующего, исправного робота. Гибель тела робота т.о. – не может причинить вреда душе, ибо душа связана с роботом дистанционно (и является, в данном случае – сознанием оператора). Такая душа робота т.о. – может легко покидать тело робота (при его разрушении), и переселяться в новое, исправное тело (т.е. в другого робота). Это как раз наглядный пример переселения душ (кстати, это недавно было экранизировано в фильме «Суррогаты»…).
Нечто подобное – может происходить и с человеком (в отношении переселения душ): например, Иисус Христос – обещал, что душам всех телесно-умерших людей – однажды будут дарованы новые тела, во времена воскрешения. Т.е. произойдёт переселение (вселение) душ в новые тела.
Но пока эти времена не наступили, где находятся души, и в какой форме? Души, в случае виртуальной реальности окружающего Мира – могут храниться записанными на потустороннем «жёстком диске», и (бессознательно!) «ждать» момента воскрешения. Или же они могут не просто храниться (покоиться), но и (по воле Бога) – жить (бестелесной жизнью). Например, свободно и невидимо летать по всему нашему (виртуальному, в таком случае) Миру, будучи тут – бестелесными, и пассивно наблюдать за всем, что в Мире происходит, подсматривать за любым из нас… Такая бестелесная жизнь души – человеческой душе, конечно, интересна: будучи в этом Мире бестелесной, такая душа – свободна, и может летать куда угодно, и видеть что угодно… и наслаждаться такой жизнью, продолжением познания Мира, следить за потомками, и даже просить помощи у Бога за них (на подобных идеях – основан культ предков).
Всё же, вся эта бестелесная жизнь души – сводится, в целом, к пассивному созерцанию. Как ни крути, но гораздо интереснее – получить тело, и жить, не пассивно созерцая Мир, а активно преобразуя Мир (используя тело). Наличие тела – позволяет более эффективно заниматься творчеством, изменять Мир вокруг, пребывать в приключениях, и т.д., т.е. жить активно и в полную силу. Т.о. тело для души – инструмент, а не тюрьма. И только лишившись этого инструмента, можно понять, насколько он ценен. Свободная душа, рано или поздно, это понимает, и жаждет вновь получить тело.
Библейский Бог – обещал, что подарит душе каждого телесно-умершего человека – новое тело (во времена воскрешения), причём новое тело – будет нетленным (т.е. вечным, и не подверженным болезням). В обычной реальности, это означает, что оно будет, скорее, не совсем биологическим, а дополненным, например, нанотехнологиями.
А пока что, наши тела – хрупки, и их нужно беречь (беречь здоровье), но, что многократно важнее, нужно беречь душу (и дух), беречь от падения, и разрушения… (Иначе новое тело уже не понадобится).
Идём далее: в восточной философии (в отличие от Библии) – существует представление о переселении душ умерших людей – в тела рождающихся детей, (а также в тела животных, растений, и т.п.). Как понять и представить такое?! Рассмотрим душу человека, переселяющуюся в младенца: такой человек (младенец) – рождается в беспамятстве о прошлой жизни. Но память о прошлой жизни – не стёрта, а всего лишь, определённым образом, изолирована, переведена в неосознаваемое состояние, что и позволяет душе начать новую жизнь, как бы «с чистого листа» (телесное рождение заново).
Память о прошлой жизни (или о множестве прошлых жизней) – запрятана т.о. где-то «в глубине» каждого человека, и человек не осознаёт эту скрытую память, но она, определённым образом – влияет на весь жизненный путь человека в (каждой) новой жизни (проявляясь в интуиции, характере, склонностях, способах самовыражения по мере взросления, и т.п.). Можно ли узнать, кем ты был в своих прошлых жизнях (если таковые – действительно были)? Может, ты был в прошлой жизни очень известной личностью? Это, конечно, было бы интересно узнать, и можно искать разные способы для этого, но конечно, все они – вызывают сомнения, и порождают всевозможное шарлатанство.
В буддизме имеется также представление, что если человек прожил жизнь злым и приземлённым, то в следующей жизни, его душа окажется переселённой в тело существа более низкого уровня (для начала – в тело животного). Опять же, память о прошлом, тут – изолируется, и такое животное – не будет предполагать, что в прошлой жизни было человеком. В зависимости от правильности своей животной жизни, в следующей жизни душа может переселиться в тело более высокого существа, или ещё более низшего. И т.д. – бесконечно, в вечном круговороте переселения душ, выйти из которого можно лишь оказавшись в человеческом теле, и пройдя по пути Будды – пути ко всё более глубоким просветлениям, к Пробуждению, через медитации (= глубокие философские размышления), поняв и прочувствовав свою истинную природу, сущность Мира вокруг, и др. глубокие, захватывающие вопросы…
Достигнув Пробуждения (= нирваны, = выхода из цепи перерождений), душа человека – воссоединяется со своей изначальной, Божественной сутью (= Божественным Подсознанием, как уже говорилось), и с памятью всех прошлых жизней. Подсознание, творившее этот Мир-коллективное сновидение, и выступавшее в роли Бога – откроется этой прозревшей душе, и душа такого человека становится всемогущей частью всемогущего Бога.
Кстати, тут можно увидеть одну из причин, почему Буддизм, как философское учение, вскоре после своего появления – легко породил религию Буддизма: Ведь Будда, достигнув нирваны – воссоединился с Богом (т.е. с Божественным Подсознанием), и обрёл Божественные силы и возможности. Из этого можно предположить, что Он может помогать тем, кто идёт по Его пути, – свыше, и отвечать на молитвы (помощью)…
Душа, и её сущность
Суть души проста и универсальна в любой реальности, независимо от того, кто или что («жёсткий диск» / мозг / др.) является носителем души: душа – имеет информационную сущность, т.е. состоит из знаний. Душа – является совокупностью всех знаний человека. Душа т.о. – это память, = опыт, = результат процесса познания.
Развитие души, соответственно, есть ни что иное, как накопление и создавание знаний, т.е. познание. Душа без знаний (=без памяти) – немыслима и невозможна. Стереть память – значит стереть и душу, ибо ничего не останется (кроме духа).
Поэтому, например, при переселении души, если оно существует, память о прошлой жизни может лишь, определённым образом, изолироваться, но не стереться! Иначе душа – погибнет. Душа – состоит, в данном случае – из опыта всех прожитых жизней, хотя этот опыт и неосознаваем, и забыт (временно). Плюс, душа также состоит, естественно, и из опыта жизни, проживаемой сейчас.
Познание – это процесс появления и развития души, процесс её возвышения. Познание – это в т.ч. и разнообразное творчество (художественное, изобретательское, научное, философское), т.к. по сути, оно – является создаванием знаний (т.е. является формой познания). Познание (в т.ч. творчество) – это дела для души, т.е. дела подлинно человеческие, а также – Божественные.
Знания (элементарные кирпичики, из которых состоит любая душа) – это универсальный источник могущества (в любой реальности). Наибольшую Силу, при этом – дают наиболее обобщённые знания (философские, а также религиозные, и мифологические). Казалось бы, кроме знаний, человеку даёт силу также техника, но любая техника – создаётся и используется тоже при помощи знаний (т.н. технологических, = технологий). Знания нужны и чтобы создать мир, вселенную, или изменить Мир. Душа же – ключ ко всему этому, ибо состоит лишь из (всевозможных) знаний (наиболее важны для души, как уже говорилось – обобщённые и наиболее обобщённые знания (т.е. знания научные, технологические, и философские, получаемые с помощью абстрактного мышления, свойственного человеку)).
Душа человека, обладая информационной сущностью, должна, как и любая информация – быть записана, в конечном итоге, на каком-то материальном (информационном) носителе, видимом или невидимом нам. Примеры возможных невидимых таких носителей: «жёсткий диск» потустороннего суперкомпьютера / информационные носители в космическом корабле Бога-инопланетянина / и т.п. Видимым же носителем – может являться человеческий мозг.
Далее: Бог – заведует хранением душ, но может, в некоторых случаях, душу и стереть: например, стереть души злобных грешников с информационного носителя (любого). Стирание души – это хуже, чем Ад, т.к. это – оставляет вечную пустоту.
Душа – должна развиваться (т.е. познавать, в т.ч. творить), возвышаться, или, хотя бы, сохраняться более-менее праведной (т.е. стремящейся к развитию, и помощи другим). Стремления, правда, это уже область не совсем души, – а духа. Дух – это стремления человека (к знаниям, к добру, и т.п.), а душа – результат этих стремлений, который, в то же время – влияет на состояние духа. Душа и дух – взаимосвязаны. Чем развитей душа – тем, как правило, крепче дух (т.е. тем сильнее стремление человека к знаниям (развитию) и к добру (сущность которого мы рассмотрим чуть позже)).
Понятия души и духа – часто путаются, т.к. употребляются в разных смыслах: например, в Библии, часто душу – называют духом, а дух – душой, хотя чаще под душой подразумевают душу + дух. Изначально (у детей) – дух чист, т.е. не повреждён и не угнетён, поэтому дети проявляют все качества, свойственные человеческому духу, т.е. стремление к развитию (= познанию (в т.ч. творчеству), и добрым делам). Душа, как результат познания – поддерживает дух чистым, не павшим. Если дух функционирует, = если человек стремится к познанию и добру, значит результат, т.е. душа – достойна спасения и вечной жизни.
Какова б ни была реальность нашего Мира, подлинный человек – определяется, как минимум, этим (т.е. стремлением к знаниям (в т.ч. к творчеству), и к добру). Точно так же устроен и сам Бог, по образу и подобию которого – создан человек, если верить Библии.
Бог (будь то христианский, мусульманский, и др.) требует от человека, вообще-то немного – быть человеком, и жить подлинно человеческой жизнью (сохранять дух чистым, и соответственно, идти дорогой развития, возвышения, добра). А всё это – не так-то просто, в нашем испорченном Мире. В процессе взросления, многие люди (фактически, подавляющее большинство людей), в той или иной мере – портятся, сворачивают с дороги развития и дороги добра, под влиянием внешних обстоятельств.
Наконец, определим суть добра: добро – это все те дела, которые способствуют развитию душ окружающих людей, в т.ч. всё, что способствует прогрессу и подъёму Культуры человечества в целом (включая борьбу за современные демократические ценности, просветительскую деятельность, всевозможное творчество, помощь малоимущим, меценатство, врачевание, воспитание детей, миротворчество, и т.п.).
Идём далее:
Неклассическая гносеология
Всем известно, что в 19-м – начале 20-го веков, – постепенно началась неклассическая эпоха в развитии всей человеческой Культуры: вся наука, и вся философия, и искусство, и даже технологии, – всё постепенно ступило на новый, неклассический этап своего развития.
Классическая музыка, классическая наука, классическая философия, и т.п. – эти всем известные понятия возникли именно из-за появления, соответственно, музыки неклассической, неклассической науки, неклассической философии…
Теория познания (= гносеология), как раздел философии (и философская дисциплина) – не исключение: она тоже перешла на новый, неклассический этап своего развития.
На протяжении данной книги, до сего момента – мы говорили о представлениях, связанных, прежде всего, с классической гносеологией. Теперь мы пойдём далее:
В развитии гносеологии (как и в развитии науки, философии, и Культуры в целом) – ныне можно выделить три этапа: классический, неклассический, и (начинающийся) постнеклассический. Эти этапы – характеризуются разными подходами к решению гносеологических вопросов, и значительно различаются по содержанию.
Неклассическая гносеология – так же сильно отличается от классической, как и, например, неклассическая физика от классической физики. Пожалуй, всем известна разница между классическими и неклассическими представлениями об окружающем Мире в фундаментальной физике: например, между теорией относительности Эйнштейна и механикой Ньютона. Этапы развития гносеологии, и идеи, расположенные внутри каждого этапа – так же революционно отличаются.
Рассмотрим некоторые гносеологические концепции, сформировавшиеся на неклассическом этапе развития.
Концепция единой реальности
На неклассическом этапе развития теории познания, стало ясно, что различные виды реальности – не разделены пропастью, а представляют как бы разные стороны одного явления: любая реальность – является неопределённой или смешанной, и лишь относительно – можно выделить какую-то её сторону, которая преобладает.
Концепция единой реальности (постнеклассическая) – идёт ещё дальше в разрушении пропастей между реальностями, и делает ряд новых, революционных выводов, которые рассмотрим по-порядку:
Первый вывод концепции единой реальности (1-й постулат КЕР) звучит следующим образом:
Всё, что является возможным в одном виде реальности, возможно и в другом.
Если этот постулат верен, то разница между реальностями – уже не имеет значения, т.е., практически – отсутствует.
Кое о чём из этого – мы уже говорили ранее (забегая вперёд): например, о том, что Бог возможен как в случае виртуальной реальности окружающего Мира (объективной или субъективной), так и в случае обычной реальности. Воскрешение людей – тоже, как мы видели – возможно при любом варианте реальности. В обычной реальности возможно и волшебство (но в иллюзорном виде (технологические фокусы)). И т.д. и т.п. Т.е. всё, что является возможным в одном виде реальности, возможно и в другом (1-й постулат КЕР).
Итак, используя 1-й постулат КЕР, можно сказать, что всё, что есть в виртуальной реальности (играх, фильмах, воображении, и т.п.), теоретически, может быть осуществлено и в обычной реальности (сейчас или в будущем). Нет ничего такого, что было бы возможно в виртуальной реальности (в воображении, например), и не могло бы быть когда-нибудь реализовано в обычной реальности.
Это должно быть и понятно, ибо если бы существовало явление, возможное лишь в каком-то одном виде реальности, то обнаружение такого явления позволило бы, с достоверностью, определить вид реальности. Но таких явлений, естественно, нет (согласно КЕР), и вид реальности окружающего Мира – доказать невозможно.
Постнеклассически, вопрос о видах реальности – вообще теряет (практическое) значение, т.к. от того, к какому виду реальности принадлежит окружающая действительность, перечень возможностей – не зависит (в соответствии с 1-м постулатом КЕР).
Даже неделимость элементарных частиц – можно объяснить, не прибегая к виртуальной реальности Мира (например, неделимость можно объяснить с помощью солитонных моделей элементарных частиц). Так – и телепортация, легко осуществимая в виртуальной реальности, в обычной – тоже возможна, но механизм её совсем другой (например, нужно остановить течение времени у наблюдателя, тогда все вещи вокруг станут двигаться с бесконечными скоростями). Создать Мир за 6 дней возможно не только в виртуальной, но и в обычной реальности (нужна только развитая технология и много энергии). В любой реальности, сущность души – остаётся одинаковой (т.е. информационной), хотя информационные носители могут различаться. И т.д. Т.о. разницы в возможностях из-за вида реальности – не наблюдается.
Можно даже сделать, что в виртуальной реальности, виртуальному человеку, чтобы поднять виртуальный камень – потребуется больше энергии, чем обычному человеку в обычной реальности (для этого, в виртуальном мире, нужно задать силу гравитации больше, чем на Земле). Функционирование виртуального Мира может потреблять больше энергии, чем функционирование Мира обычного (многие вещи в нашем Мире – вообще не требуют энергии (например, лежащий камень), в то время как существование любого объекта на экране – требует постоянной затраты энергии).
Итак, все границы и различия между реальностями – условны.
С помощью технологий – можно создать сказочный, удивительный Мир – и в обычной реальности, и заполнить его всем тем, чем может быть заполнен виртуальный сказочный мир, в т.ч. волшебством (но в иллюзорном виде), сказочными существами, в т.ч. драконами (при помощи генной инженерии), и т.д.
Идём далее:
Второй постулат КЕР:
Механизм одинаковых явлений, в разных видах реальности – может различаться.
Рассмотрим это на ряде наглядных примеров:
Например, чудо превращения воды в вино, в виртуальной реальности – можно осуществить с помощью программы, а в обычной реальности – с помощью красителя / нанотехнологии / простого фокуса / и т.д. и т.п. В сновидении, превратить воду в вино – можно усилием мысли. Результат (т.е. явление – превращение воды в вино) – будет одинаковым, а механизм достижения результата (явления) – разный. Тем не менее, одно и то же явление осуществимо в любой реальности.
Итак, мы рассмотрели, с большего, два постулата КЕР, и наметили контуры единой гносеологической концепции.
Итак, какие варианты видов реальности можно выделить на постнеклассическом этапе? Благодаря первому постулату КЕР, отпала сама необходимость выделения видов реальности, и хотя они – никуда не исчезают и не отрицаются, но содержатся в снятом виде, – в чём-то, что можно назвать:
1. единой реальностью (в которой возможно всё, что вообще возможно).
Выбор уже не между вариантами реальности, а между «вещами», которые кажутся конкретному человеку – имеющими место в окружающем Мире, или не имеющими места.
Вот, например: в субъективной виртуальной реальности (Мире как сновидении), ты – Бог, забывший о своей божественности. Но и в обычной реальности такое тоже возможно: например, ты был представителем развитой инопланетной цивилизации, и владел собственным Миром (в обычной реальности), но у тебя отобрали этот Мир, в результате чего ты сбежал на Землю, изменил форму, и лишился почти всей своей памяти (от стресса), (такая идея, например, легла в основу приключенческой книги «Пирамидальный мир»). В виртуальной объективной реальности, ты тоже можешь оказаться Богом (например, главной программой), забывшей (намеренно или нет) о своей божественности и главенстве. Итак, вариант реальности – не является помехой для твоей божественности. Как не является помехой и для возможного отсутствия таковой, и наличия ничтожности. Вариант реальности – не является помехой и для наличия (или отсутствия) Бога, возможности (или невозможности) волшебства (обычного или иллюзорного), возможности (или невозможности) вечной жизни, наличия или отсутствия судьбы, и т.д. Выбор т.о. ставится уже не между видами реальности, – а между различными явлениями, кажущимися имеющими либо не имеющими места в окружающем Мире.
Т.к. в любой реальности всё возможно, что возможно в другой реальности, то отпадает необходимость выбора между верой в тот или иной вид реальности окружающего Мира, а значит, выбора между идеализмом и материализмом, и между объективным и субъективным идеализмом. Реальность становится т.о. единой (а не неопределённой, или смешанной, и относительной, и т.д., как было на неклассическом этапе)…
Заключение
Целью данной книги – являлось ознакомление с самым общим и основным, что есть в теории познания (гносеологии), и с самой сутью гносеологии. Бесчисленные частные (второстепенные) гносеологические вопросы – мы не рассматривали: работы по ним – могут занимать целые тома соответствующей литературы…
Мы ознакомились со всеми основными вопросами, что есть в теории познания (= гносеологии). Мы рассмотрели все основные гносеологические вопросы, необходимые для полноты понимания общей картины гносеологии, (а также имеющие значение в интерпретации различных философских учений и религий…). Мы можем даже считать себя теперь, в принципе, полноценными гносеологами.
Отметим, напоследок, ещё раз, и более конкретно – место, которое занимает гносеология как раздел философии и философская дисциплина, среди других разделов философии:
Для этого, надо сперва понимать, что вся философия вообще – естественным образом, делится на две части: универсальную, и гуманитарную философию. Гносеология (= теория познания) – это один из трёх разделов универсальной философии (деление универсальной философии на три раздела – было открыто ещё в древней Греции).
Итак, универсальная (= негуманитарная) философия (т.е. изучающая универсальные «вещи», а не общество и человека) – состоит из следующих трёх разделов:
1. Гносеология (= Теория Познания),
2. Логика,
3. Онтология (учение о бытии, т.е. Теория Вселенной, и её подраздел – Теория окружающего Мира (изучающая доступную часть Вселенной, видимую в современные телескопы и микроскопы…)).
Гносеология, как один из трёх разделов универсальной философии – играет, в общем, важную и незаменимую роль в познании окружающей действительности и самих себя. Она изучает познание, и всё, что с ним связано. А связано с ним, как мы видели в данной книге, – очень много крупных и волнующих философских вопросов.
Гносеология – прошла долгий путь развития, и продолжает развиваться, возникают новые гносеологические концепции, свежие идеи и новые подходы. Развитию, совершенствованию, и углублению гносеологии – предела, вероятно, нет…
Этэрнус
Теория Познания
«Теория Познания»: Золотое сечение; Москва; 2011
ISBN 978-5-904020-38-5
Аннотация
В книге, в популярной форме, рассматривается раздел философии – теория познания (гносеология). Разбираются все вопросы, входящие в теорию познания: о методах познания, о реальности и её видах, о возможных границах познания, об истине, и др. Рассматриваются три этапа развития этой области знаний – классический, неклассический, и начинающийся, постнеклассический.
Этэрнус
Теория познания
Введение
Теория познания (называемая, иначе, гносеологией) – это раздел философии, изучающий процесс познания и всё, что с ним связано. А связано с ним очень много чего: это – и вопросы о видах реальностей, и о методах познания, о возможных границах познаваемости, о доказательствах и вере, об истине, и т.д.
Кроме того, именно этот раздел философии (гносеология) – наиболее тесно связан с вопросами о сущности Бога и души, материализма и идеализма, возможности или невозможности волшебства, существования параллельных миров, судьбы, и мн.др. Т.е. круг вопросов, рассматриваемых в рамках теории познания – на удивление очень широк, и включает много фундаментальных и волнующих вопросов.
Целью данной книги является рассмотрение всей теории познания, начиная с истории её развития, и заканчивая новейшими, удивительными её достижениями. Перед нами предстанут все три этапа развития теории познания (гносеологии): классический, неклассический, и новейший, постнеклассический, и все основные концепции и вопросы, имеющиеся в рамках каждого этапа.
Каково место гносеологии в системе человеческих знаний? Теория познания, как общепризнанный раздел философских знаний, выделилась ещё во времена древней Греции. Все универсальные (т.е. негуманитарные) философские знания, ещё в те времена, естественным образом – были разделены на три раздела: Онтологию (или Теорию Вселенной, которая изучает Вселенную в целом), Логику (изучает знание, и всё что с ним связано), и Гносеологию (изучает познание, и все вопросы, связанные с познанием).
Как видно, место гносеологии в системе человеческих знаний, очень давно – самостоятельное и солидное. Хотя, конечно, отдельные стороны гносеологических знаний формировались ещё и на дофилософском этапе (в рамках религий и мифов), где уже развивались некоторые вопросы о методах познания, о сущности души, и т.п.
Приступим к рассмотрению гносеологии, начиная с вопроса о реальности и её видах:
Объективная и субъективная реальность
Одним из центральных вопросов в теории познания – является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и т.д.
Разберёмся сперва в таких видах реальности как объективная и субъективная:
Объективность – означает независимость существования вещей и явлений от воли нашего сознания. Объективная реальность – это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность – может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.
Субъективность же – это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная – с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах – создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении – это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) – осознанно. Сновидения и мечты (воображение) т.о. – две разновидности субъективной реальности.
Философы, с древних времён – дискутируют и спорят о том, какова реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна она или субъективна, т.е. насколько вещи и явления Мира, в котором мы живём, зависят от нашего сознания. Как узнать, не придумываем ли мы, неосознанно, сами наш окружающий Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно. Возможно и то, что наша жизнь – лишь сон, сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае – закончится не смертью, а пробуждением, или новой жизнью (как новым сновидением). Верить в жизнь как сон – т.о. весьма приятно и утешительно.
Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением – была осознана ещё в древней Греции (Сократ: «Познай самого себя – и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа – пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) – влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир – сон, то ключ к его глубинному познанию – лежит через познание самого себя).
Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь – это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. Наука – бессильна в этих вопросах, а философия может приводить лишь доводы, но не доказательства. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон). Что из этих вариантов выглядит более вероятным – люди решают по-разному…
Идём далее:
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.