Указное правотворчество Президента Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самостоятельным видом правотворчества является деятельность Президента РФ по принятию нормативных правовых актов в форме Указов Президента (поскольку только в такой форме Президент вправе осуществлять правотворчество согласно ст.90 Конституции РФ). Данная разновидность правотворческой деятельности в литературе получила название «указное правотворчество».

Издаваемые Президентом нормативные указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Однако конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию только законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.[31] Гарантией обеспечения конституционности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов (п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). По итогам рассмотрения может быть принято решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению.

Порядок вступления в силу актов Президента установлен Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763.[32] Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

Официальное опубликование актов Президента РФ осуществляется в Собрании законодательства Российской Федерации в разделе «Указы и распоряжения Президента», а также в «Российской газете». Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Особый вклад в дело укрепления указного права в современной России внес Конституционный Суд Российской Федерации. В Постановлении от 30 апреля 1996 года на основании того, что «Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти», был сделан вывод, что «не противоречит Конституции Российской Федерации издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов».[33]Дополнительно к этому Конституционный Суд установил, что «само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного или федерального закона».[34]

Правоприменительная практика, по мнению профессора Ю.А. Тихомирова, убеждает нас в том, что умолчания (пробелы) в Конституции о необходимости контрассигнации указов, об их недействительности без утверждения парламентом, о процедуре разрешения коллизий между законом и указом фактически обеспечили условия для полного произвола указного права в России. Причем, похоже, что эти пробелы были сознательно допущены разработчиками Конституции 1993 г. с целью усиления полномочий Президента. Такой путь не только развязал руки Президенту в отношении неугодных ему федеральных законов, но и поставил Правительство в двусмысленное, а порой и унизительное положение при исполнении им скоропалительных и экономически непросчитанных решений, с которыми оно не может и не должно было согласиться.[35] Ярким примером явился колоссальный по затратам из бюджета и явно невыполнимый предвыборный пакет указов (1996 г.), преследовавший одну цель - склонить «чашу симпатий» избирателей к кандидатуре Б.Н. Ельцина. О «неподъемности» этих актов для бюджета свидетельствует тот факт, что сразу после избрания их автора многие из них были отменены или признаны утратившими силу.

Появление указного правотворчества в России, по мнению ряда авторов, во многом обусловлено слабостью парламента, который не смог последовательно и консолидировано отстаивать интересы избирателей и свои законодательные прерогативы. Исторический опыт показывает: как только злоупотребление главы государства указным правом вызывает решительный протест общественности, парламента и судебной власти, сила законодательных указов начинает ослабевать, а политическая доктрина начинает пересматриваться.

Современные исследователи указов видят исторический урок в том, что «фактически свободная от каких-либо ограничений и развивающаяся исключительно по усмотрению Президента указная практика препятствует законодательному регулированию общественных отношений и умаляет значение федеральных законов».[36]

В настоящее время, особенно после выборов Государственной Думы четвертого созыва, наблюдается угасание указного правотворчества. Поддержка обширной законодательной программы Президента и Правительства Государственной Думой, в которой пропрезидентская партия имеет конституционное большинство, во многом снимает актуальность издания временных законозаменяющих указов.

Акты Президента РФ нормативного характера, имеющие своей целью правовую охрану Конституции, могут быть разделены на два вида, соответствующие «негативному» и «позитивному» нормотворчеству:

1) по отмене нормативно-правовых актов (отдельных положений), противоречащих, по мнению Президента, Конституции РФ;

2) изданные с целью создания условий для реализации конституционных норм.

Возможны и акты смешанного характера, в которых одновременно отменяются неконституционные положения и устанавливаются новые нормы.[37]

Президент вправе отменить из-за предполагаемой неконституционности, помимо собственных актов, постановления и распоряжения Правительства. В настоящее время тесная взаимосвязь Президента и Правительства РФ почти исключает возможность издания несогласованных нормативных правовых актов. Однако «смешанная» республика теоретически допускает большую самостоятельность Правительства, в том числе, в нормотворческой деятельности. Если Президент будет ограничен во влиянии на этот орган, то право отмены актов Правительства позволит ему настаивать, чтобы политика Правительства укладывалась, по крайней мере, в русло федеральной Конституции.

Таким образом, особенностью нормотворческой деятельности Президента РФ является ее самостоятельный характер. В этих условиях нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, что в целях соблюдения принципа разделения властей, «нормотворческие акты Президента должны стать скорее исключением, чем правилом».[38]

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 314.