ГЛАВА 1. Понятие и общая характеристика правотворчества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Понятие и общая характеристика правотворчества 4   7
1.1. Понятие и принципы правотворчества 7
1.2. Виды правотворчества 11
1.3. Результаты правотворчества 18
ГЛАВА 2. Характеристика отдельных видов правотворчества в Российской Федерации 24
2.1. Федеральное законотворчество: понятие, содержание и стадии 23
2.2. Правовое регулирование референдума Российской Федерации 34
2.3. Указное правотворчество Президента Российской Федерации 46
2.4. Правотворчество федеральных органов исполнительной власти (на примере нормотворческой деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации). 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ 62 67

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. В последние годы особый интерес вызывают вопросы, касающиеся правотворческой деятельности различных органов государственной власти и, прежде всего результата этой деятельности принимаемых ими нормативных правовых актов. Огромное значение для совершенствования текущего законодательства, практики его применения, в целом совершенствование правовой системы имеет принятие Федеральной службой войск национальной гвардии нормативных правовых актов в пределах их полномочий, определение соподчиненности этих актов, порядка опубликования и вступления в силу и т.д. Поэтому исследования, посвященные данной проблематике и в том числе проблемам правотворчества, имеют не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере правотворческой деятельности государства и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Предметом работы являются нормы права, регулирующие процесс правотворчества Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Целью данной дипломной работы является изучение общей характеристики правотворчества России и нормотворческой деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность правотворчества.

2. Проанализировать формы правотворчества.

3. Изучить стадии правотворческого процесса.

4. Исследовать характеристика отдельных видов правотворчества в Российской Федерации.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя, если он стремится к формированию правового государства. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, так как любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Кроме того, осмысление теоретических проблем правотворчества под углом зрения юридической науки и практики, объективной обусловленности права потребностями социально-экономического развития позволяет глубже оценить роль права, увидеть всю значимость и многогранность правотворческой деятельности органов государства, а, следовательно, и значимость деятельности юриста в подготовке нормативных правовых актов и в проведении их в жизнь.

Проблемы, анализ и тенденция развития правотворческой деятельности в Российской Федерации более широко описаны в периодических изданиях, так как, периодика быстрее реагирует на малейшие изменения в любой сфере. Также хотелось бы отметить, что темы, которые затрагиваются в журналах (газетах) имеют как правило, узкоспециализированный характер, что помогает более глубже вникнуть в суть данных вопросов или проблем. Среди периодических изданий, наиболее часто затрагивающих тему правотворческой деятельности в Российской Федерации, хочется отметить «Журнал Российского Права», научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах», «Военно-юридический журнал». Также, довольно много материалов для раскрытия темы правотворческой деятельности может предложить и сам продукт правотворчества - законодательные акты. Из них хотелось бы выделить Конституцию Российской Федерации, которая является главным законодательным актом Российской Федерации, и некоторые законодательные акты субъектов РФ - которые зачастую противоречат друг другу, а также Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд федеральных законов.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

Виды правотворчества

Правотворчество представляет собой богатую по содержанию, сверхсложную деятельность по выработке общих для всего общества правил поведения. При этом, среди отечественных правоведов существуют различные подходы к классификации этого явления.

Так С. А. Комаров и А.В. Малько предлагают в качестве критериев для классификации предлагают использовать такие показатели как субъективный состав и значимость результатов правотворчества.[8]

В частности, в зависимости от субъектов они выделяют следующие виды правотворчества (см. приложение 1):

А) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдумов;

Б) правотворчество государственных органов;

В) правотворчество отдельных должностных лиц;

Г) правотворчество органов местного самоуправления;

Д) локальное правотворчество;

Е) правотворчество общественных организаций.

В зависимости от значимости правотворчество вышеуказанными авторами делится на:

1) законотворчество;

2) делегированное правотворчество;

3) подзаконное правотворчество.

Несколько иной подход к определению видов правотворчества предлагается Ю.А. Тихомировым, который выделяет следующие критерии для классификации:

а) субъект правотворчества, т.е. орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт, и правомочность которого обусловлена конституционным или законодательным статусом;

б) регламент правотворчества, т.е. документ, регулирующий процессы подготовки, обсуждения, принятия, вступления в силу правовых актов, в котором точно фиксируются этапы, стадии движения проекта акта, виды совершаемых с этим актом действий, а также участники каждой стадии, их права, обязанности и структура взаимоотношений между ними;

в) вид правового акта;

г) тема правового акта, его возможный объем и содержание.

С учетом вышеизложенных критериев Ю.А. Тихомиров выделяет пять основных видов правотворчества:

- законотворчество;

- подзаконное правотворчество;

- локальное нормотворчество местного самоуправления;

- прямое, непосредственное правотворчество;

- договорное нормотворчество.[9]

Ряд авторов заменяет термин «вид правотворчества» понятием «форма правотворчества».

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Говоря о правотворчестве компетентных государственных органов, необходимо выделить:

а) правотворчество (законотворчество) высших представительных (законодательных) органов;

б) подзаконное правотворчество.

Главным видом правотворчества является создание законов парламентами (законодательными органов).

Содержание закона - это первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконное правотворчество осуществляется всеми другими органами государства (кроме законодательных органов). Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: Президент, Правительство, иные органы государства, обладающие правом создания нормативных правовых актов.

К достоинствам подзаконного правотворчества относятся:

- оперативность;

- гибкость и меньшая (по сравнению с законотворчеством) формальность;

- компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести:

- закрытость процесса принятия правового решения;

- отсутствие контроля общественности за правотворческой работой;

- сложность применения норм из-за большого количества нормативных правовых актов.

По подсчётам разных исследователей, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 нормативных актов правительства.[10]

Результатом деятельности органов исполнительной власти являются подзаконные акты: указы, инструкции, постановления и др., которые издаются на основе и во исполнение закона. Подзаконные акты должны соответствовать закону, противоречащие - подлежат отмене в установленном порядке.

Референдум - это голосование по наиболее важным вопросам государственного или местного значения.

В Российском законодательстве предусмотрены три вида референдума:

а) референдум Российской Федерации;

б) референдум субъекта Российской Федерации;

в) местный референдум.

Референдум Российской Федерации проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»[11], Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[12].

Все вопросы, выносимые на референдум РФ, относятся к категории наиболее важных вопросов государственного значения.

Референдум субъекта РФ - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами; конституциями, уставами, законами субъектов РФ. В настоящее время фактически всеми конституциями и уставами субъектов РФ закреплён данный вид референдума.

Например, п.4 ст.3 Устава Новосибирской области гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».[13]

Местный референдум проводится в границах одного или нескольких муниципальных образований по вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами; конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.[14]

В Конституции РФ право граждан на участие в референдуме закреплено в ч.2 ст.32: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».[15]

Санкционированное правотворчество - это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями; в ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций.

В теории права среди источников права выделяют нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых в некоторых случаях признаётся судами. Например, типовые договоры купли-продажи товаров, правила эксплуатации сложной техники, нарушение которых исключает материальную ответственность фирмы-изготовителя.[16]

Правотворчество общественных организаций не следует путать с их деятельностью по регулированию своих внутриорганизационных отношений, в процессе которой создаются корпоративные нормы.[17]

Делегированное правотворчество - это осуществление правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов.

Делегированным правотворчеством занимаются Министерство труда, Министерство социальной защиты и Федеральная служба занятости.

Например, Постановление Минтруда РФ «Об утверждении разъяснения Минтруда РФ «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя» от 27.06.96 г. и другие.

Устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования. Уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации. С этой точки зрения - это санкционированное правотворчество. Но, в тоже время, согласно ст.130 Конституции РФ «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», согласно ст.132 Конституции РФ: «…управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и т.д.». Таким образом, Конституция предполагает, что для осуществления такой деятельности необходимо издание нормативно-правового акта, что даёт право органам местного самоуправления их принимать.

Акты местного самоуправления определяют содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и другими нормативно-правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

 

Согласно ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[18]

в уставах муниципальных образований определяется структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а также срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Т.е. уставы муниципальных образований содержат нормы права.[19]

Разновидностью правотворчества является деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров. С.Ф. Кечекьян писал: «Совершенно несомненно, что договоры в ряде случаев не только создают определенные правоотношения, но и порождают нормы права, то есть выступают как источники права».[20]

Результаты правотворчества

 

Право в различных его пониманиях может иметь и различные понимания источников. Так, несомненно, что право, как и государство, появилось и развивается в результате изменений социально-экономических условий общественной жизни. Экономика обуславливает различные сферы жизни общества, в том числе и соответствующие уровню экономического развития формы управления. Право, таким образом, имеет своим источником материальные условия, производственные отношения внутри общества.

В сфере нормативного правового регулирования общественных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает следующие виды нормативных правовых актов (см. приложение 2) :

- собственно Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы,

- конституции и уставы субъектов Российской Федерации,

- законы субъектов Российской Федерации,

- акты палат Федерального Собрания,

- нормативные указы Президента Российской Федерации,

- постановления Правительства Российской Федерации,

- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (кроме конституции, устава, закона);

Все перечисленные акты объединяются общим понятием нормативный правовой акт, который является одним из самых распространенных и ведущих источников права в Российской Федерации.

Определения нормативного правового акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности».[21]

Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержит такой вариант определения: «Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение».[22]

Нормативный договор - это соглашение 2-х и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.

Особенности нормативного договора:

- он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов.

- стороны занимают друг по отношению к другу относительно автономное положение.

- отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т.д.).

- субъекты, заключающие нормативные договоры, обладают "нормативной властью", определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление.

- юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.

Международный договор Российской Федерации - это «…международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».[23]

Виды международных договоров:

- договор,

- устав,

- пакт,

- хартия,

- конвенция,

- соглашение и др.

Отечественной наукой и была введена в оборот дефиниция «правоположение».

Правоположения- это устоявшиеся, выработанные в результате юридической практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и относительно стабильные стороны юридической деятельности, основное назначение которых заключается в обслуживании реального процесса применения права.

Выделение правоположений в отдельную категорию обусловлено следующим:

а) с одной стороны, следуя традиции романо-германской правовой семьи, российская правовая система не признает юридический прецедент в качестве источника права;

б) с другой стороны, необходимостью отграничить динамическую сторону юридической практики, выражающуюся в юридической деятельности, от ее статической стороны (социально-правового опыта).

Из вышеприведенного можно сделать обоснованный вывод о том, что результатом правотворчества следует считать источник права, разнообразные нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. на сегодняшний день результаты правоотворчества (федеральные законы, подзаконные акты, нормативные договоры и т. д.) довольно отличаются друг от друга, как по способу принятия, так и по юридической силе, по органам, которые их принимают, по характеру и видам регулируемых отношений, по формам выражения предписаний и т. п. Таким образом, результаты нормотворческой деятельности, а иными словами, источники права – это понятие собирательное, многогранное, употребляемое как в юриспруденции, так и других науках, которое содействует установлению всевозможных закономерностей и структурных связей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что правотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл процесса создания нормы права, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в нормах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, необходимо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, порождающие и направляющие эти процессы.

Именно поэтому предпосылкой создания нормы права является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. “Потребителями” законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Систематизация законодательства позволяет решить ряд важных задач: размещение по определенной системе нормативных правовых актов облегчает их учет и поиск; обнаружение пробелов в нормативном материале, устаревших, дублирующих и противоречащих друг другу нормативных актов и быстрая их ликвидация в определенной степени влияют на обеспечение законности и правопорядка.

 

Библиографический список

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.

2. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета, 1995. 5 апреля.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 № 2200 (XXI) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 - 482.

4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ, 1994. № 13. Ст. 1447.

5. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// СЗ РФ, 2004. № 27. ст. 2710.

6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757.

7. Федеральный закон#S от 28.08.95 N 154-ФЗ « #G0Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //  #G0Российская газета, N 170, 01.09.95.

8. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 2002. № 24. Ст. 2253.

9. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 1996. № 22. Ст. 2663.

10. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 803 «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» // СЗ РФ, 2002. № 46. Ст. 4582.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2000 № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 2000. № 17. Ст. 1877.

12. Постановление Правительства РФ от 2.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ, 2001. № 32. Ст. 3335.

13. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ, 1997. № 33. Ст. 3895.

14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ, 1996. № 19. Ст. 2320.

15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России#S от 22.01.98 № 2134-II ГД « #G0О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» \\ #G0 Ведомости Федерального Собрания РФ, 1998. № 6.

16. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России#S от 30.01.02 N 33-СФ « #G0О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //  #G0Парламентская газета, N 35-36, 19.02.2002.

17. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 467 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"

18. Устав Новосибирской области //#G0 Советская Сибирь, 1996. 11 апреля.

19. Закон Новосибирской области от 12 апреля 2004 г. № 175-ОЗ «О местном референдуме в Новосибирской области»

Архивные источники и материалы судебной практики:

20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999. № 6. Ст. 866.

Научная и учебная литература:

21. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2016. С. 157.

22. Белых С.В.,Мельникова Л.С., Минашкин А.В. Нормотворческая деятельность федеральных министерств // Законодательство и экономика, 2016. № 1.

23. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права, 2014. № 2.

24. Деркач Т.Н. Источники (формы) права. Правотворчество. – Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2014. С. 58.

25. Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Формула права, 2017. С. 60 - 64.

26. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.: Норма, 2016. С. 99-100.

27. Карташов В.Н. Правотворчество // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2016. С. 163.

28. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2016. С. 320 - 321.

29. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2016. С. 143.

30. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Отв. Ред. Б.А. Страшун. Общая часть. М., 2016. С. 492 – 493.

31. Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента Российской Федерации. - Автореферат дис…канд.юрид.наук. – М., 2015. - С. 24.

32. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2015. С. 242 – 243.

33. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента. М., 2014. С. 193.   

34. Плеханова Л.Н. Президент Российской Федерации в системе органов правовой охраны Конституции Российской Федерации. - Автореферат дис…канд.юрид.наук. – Томск, 2016. С. 16-18.

35. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 2016.

36. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.). М.: Издательство БЕК, 2015. С. 216.

37. Правотворчество в России / Под ред. А.В. Мицкевича. М., 2015;

38. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2016. С. 566.

39. Российская юридическая энциклопедия. М., 2015. С. 1801 - 1802.

40. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2016. С. 145.

41. Теория государства и права / Под ред. П.С. Ромашкина, М.С. Строговича, В.А. Туманова. М., 2017. С. 425.

42. Тихомиров Ю.А. Диагностика в публичном праве // Право и экономика, 2016.

43. Тихомиров Ю.А. Правотворчество // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2016. С. 163 - 164.

44. Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М.: Наука, 2016. С. 29.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Виды правотворчества

 

Приложение 2

Классификация нормативно-правовых актов

 

Приложении 3

Виды правовых актов исполнительной власти


[1] Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2016. С. 566.

[2] Правотворчество в России / Под ред. А.В. Мицкевича. М., 2015;

[3] Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 2016.

[4] Карташов В.Н. Правотворчество // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2016. С. 157.

[5] Карташов В.Н. Правотворчество // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2016. С. 163.

 

[6] Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М.: Наука, 2016. С. 29.

[7] Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Формула права, 2017. С. 60 - 64.

[8] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2016. С. 320 - 321.

 

[9] Тихомиров Ю.А. Правотворчество // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2016. С. 163 - 164.

[10] Деркач Т.Н. Источники (формы) права. Правотворчество. – Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2014. С. 58.

[11] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// СЗ РФ, 2004. № 27. ст. 2710.

[12] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 2002. № 24. Ст. 2253.

[13] Устав Новосибирской области //#G0 Советская Сибирь, 1996. 11 апреля.

[14] Закон Новосибирской области от 12 апреля 2004 г. № 175-ОЗ «О местном референдуме в Новосибирской области»

[15] Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.

[16] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2016. С. 145.

[17] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2015. С. 242 – 243.

 

[18] Федеральный закон#S от 28.08.95 N 154-ФЗ « #G0Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //  #G0Российская газета, N 170, 01.09.95.

[19] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.: Норма, 2016. С. 99-100.

[20] Теория государства и права / Под ред. П.С. Ромашкина, М.С. Строговича, В.А. Туманова. М., 2017. С. 425.

[21] Российская юридическая энциклопедия. М., 2015. С. 1801 - 1802.

[22] Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права, 2014. № 2.

[23] Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757.

[24] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Отв. Ред. Б.А. Страшун. Общая часть. М., 2016. С. 492 – 493.

[25] #G0#M12291 9000565Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России#S от 30.01.02 N 33-СФ « #G0О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //  #G0Парламентская газета, N 35-36, 19.02.2002.#G0#M12291 9000565

    [26] #G0#M12291 9000566Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России#S от 22.01.98 № 2134-II ГД « #G0О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» \\ #G0 Ведомости Федерального Собрания РФ, 1998. № 6.

[27] Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета, 1995. 5 апреля.

[28]Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 № 2200 (XXI) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 - 482.

[29] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ, 1994. № 13. Ст. 1447.

[30] Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 1996. № 22. Ст. 2663.

[31] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.). М.: Издательство БЕК, 2015. С. 216.

[32] Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 1996. № 22. Ст. 2663.

[33] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ, 1996. № 19. Ст. 2320.

[34] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999. № 6. Ст. 866.

[35] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2016. С. 143.

[36] Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента. М., 2014. С. 193.

[37] Плеханова Л.Н. Президент Российской Федерации в системе органов правовой охраны Конституции Российской Федерации. - Автореферат дис…канд.юрид.наук. – Томск, 2016. С. 16-18.

[38] Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента Российской Федерации. - Автореферат дис…канд.юрид.наук. – М., 2015. - С. 24.

    [39] Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ, 1997. № 33. Ст. 3895.

[40] Белых С.В.,Мельникова Л.С., Минашкин А.В. Нормотворческая деятельность федеральных министерств // Законодательство и экономика, 2016. № 1.

 

[41] Постановление Правительства РФ от 15.04.2000 № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 2000. № 17. Ст. 1877.

[42] Постановление Правительства РФ от 2.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ, 2001. № 32. Ст. 3335.

[43] Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 803 «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» // СЗ РФ, 2002. № 46. Ст. 4582.

[44] Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 467 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".

[45] Тихомиров Ю.А. Диагностика в публичном праве // Право и экономика, 2016.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Понятие и общая характеристика правотворчества 4   7
1.1. Понятие и принципы правотворчества 7
1.2. Виды правотворчества 11
1.3. Результаты правотворчества 18
ГЛАВА 2. Характеристика отдельных видов правотворчества в Российской Федерации 24
2.1. Федеральное законотворчество: понятие, содержание и стадии 23
2.2. Правовое регулирование референдума Российской Федерации 34
2.3. Указное правотворчество Президента Российской Федерации 46
2.4. Правотворчество федеральных органов исполнительной власти (на примере нормотворческой деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации). 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ 62 67

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. В последние годы особый интерес вызывают вопросы, касающиеся правотворческой деятельности различных органов государственной власти и, прежде всего результата этой деятельности принимаемых ими нормативных правовых актов. Огромное значение для совершенствования текущего законодательства, практики его применения, в целом совершенствование правовой системы имеет принятие Федеральной службой войск национальной гвардии нормативных правовых актов в пределах их полномочий, определение соподчиненности этих актов, порядка опубликования и вступления в силу и т.д. Поэтому исследования, посвященные данной проблематике и в том числе проблемам правотворчества, имеют не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере правотворческой деятельности государства и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Предметом работы являются нормы права, регулирующие процесс правотворчества Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Целью данной дипломной работы является изучение общей характеристики правотворчества России и нормотворческой деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность правотворчества.

2. Проанализировать формы правотворчества.

3. Изучить стадии правотворческого процесса.

4. Исследовать характеристика отдельных видов правотворчества в Российской Федерации.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя, если он стремится к формированию правового государства. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, так как любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Кроме того, осмысление теоретических проблем правотворчества под углом зрения юридической науки и практики, объективной обусловленности права потребностями социально-экономического развития позволяет глубже оценить роль права, увидеть всю значимость и многогранность правотворческой деятельности органов государства, а, следовательно, и значимость деятельности юриста в подготовке нормативных правовых актов и в проведении их в жизнь.

Проблемы, анализ и тенденция развития правотворческой деятельности в Российской Федерации более широко описаны в периодических изданиях, так как, периодика быстрее реагирует на малейшие изменения в любой сфере. Также хотелось бы отметить, что темы, которые затрагиваются в журналах (газетах) имеют как правило, узкоспециализированный характер, что помогает более глубже вникнуть в суть данных вопросов или проблем. Среди периодических изданий, наиболее часто затрагивающих тему правотворческой деятельности в Российской Федерации, хочется отметить «Журнал Российского Права», научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах», «Военно-юридический журнал». Также, довольно много материалов для раскрытия темы правотворческой деятельности может предложить и сам продукт правотворчества - законодательные акты. Из них хотелось бы выделить Конституцию Российской Федерации, которая является главным законодательным актом Российской Федерации, и некоторые законодательные акты субъектов РФ - которые зачастую противоречат друг другу, а также Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд федеральных законов.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

ГЛАВА 1. Понятие и общая характеристика правотворчества

  

Дата: 2019-02-02, просмотров: 437.