Понятие и принципы правотворчества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Среди многообразия правовых явлений, которыми характеризуется государственно-организованная жизнь современного общества, одно из центральных мест занимает правотворчество как процесс создания и закрепления норм права. Это обусловлено, прежде всего, тем фактором, что от того, в какой мере действующие нормы права выражают потребности и интересы общества, от того, насколько эффективно они воздействуют на поведение людей, зависит и достижение тех целей – непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Именно поэтому нормотворческая деятельность всегда является начальным этапом процесса правового регулирования.

Правотворчество - одно из важных направлений деятельности любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с изданием, изменением и отменой юридических норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным правовым актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

В буквальном смысле слова, правотворчество – это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах.[1]

Вместе с тем, необходимо отметить, что пристальное внимание правоведов к проблеме правотворчества породило множество определений этого понятия. По мнению одних авторов, правотворчество представляет собой юридически оформленную особую форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса (или всего народа) в нормативных правовых актах, а также по изменению и отмене правовых актов.[2] Другая точка зрения трактует правотворчество намного шире. Так, например, С. В. Поленина дает следующее определение правотворчества: это «…направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.[3]

Суммируя вышесказанное, можно согласиться с дефиницией, которую приводит профессор В.Н. Карташов: «Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур».[4]

Государство ведёт свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативного правового акта служит:

1) общественно значимая проблема;

2) острая социальная ситуация;

3) нерешённый вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.

Искусство законодателя состоит в том, чтобы вовремя, точно и адекватными правовыми средствами отреагировать на общественный «вызов», тем самым снять остроту ситуации.

Субъектами правотворчества выступают:

1) государственные органы и должностные лица;

2) негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями;

3) народ при вынесении наиболее важных вопросов общественной жизни на референдумы.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных форм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. и заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых.

Правотворчество должно осуществляться на основе определенных принципов - основополагающих идей, руководящих начал правотворческой деятельности, которые служат ориентиром для органов, творящих право.

К их числу относятся:

- принцип научности, означающим использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;

- принцип законности, в соответствии с которым необходимым требованием, предъявляемым к правотворческой деятельности, является строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов правотворчества и соблюдение установленных процедурных правил;

- принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества, учет общественной поддержки проектов правовых актов;[5]

- принцип системности, согласно которому в ходе правотворчества должны учитываться не только оперативные потребности общества и государства, но и общие подходы к формированию системы права и законодательства, особенности структурированности норм в рамках отдельной отрасли права, а также специфика правового института, нормы которого принимаются, изменяются или отменяются;

- принцип профессионализма, требующий привлечения к занятию правотворческой деятельностью специалистов: юристов, управленцев, экономистов и др.;

- принцип гласности, означающий открытость правотворческого процесса для широкой общественности, доступность информации для населения и заинтересованных лиц;

- принцип оперативности, предполагающий своевременность реагирования правотворца на изменение ситуации в обществе путем издания необходимых нормативно-правовых актов.

Помимо вышеперечисленных, в теории правотворчества выделяются и другие принципы. К ним в частности относятся:

1) принцип компетентной адекватности нормативно-правовых установлений, касающийся проблемы компетентно детерминированной родовой и видовой определенности нормативно-правовых актов;

2) принцип понятийно-терминологической определенности, соблюдение которого способствует закреплению четких, ясных, достаточно определенных правовых понятий, которые, будучи закрепленными в законодательстве, «…превращаются в общегосударственные обязательные установления, выступают как средства регулирования общественных отношений, приобретают способность переводить общие требования на уровень практических действий участников правовых отношений»[6];

3) принцип достаточной мотивированности норм права, связанный с проблемой оптимального отражения в принимаемых актах общественных потребностей и интересов;

4) принцип логической сбалансированности норм права, призванный сбалансировать границы разрешаемого, требуемого и запрещаемого в правотворческой деятельности;

5) принцип обеспечения действенности норм права, выдвигающий требование о реальном обеспечении правовых нормативов эффективными санкциями в качестве элемента механизма юридической защиты нормы от противоправных посягательств.[7]

Обеспечение правотворчества представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемый государством, специальными органами, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами по созданию необходимых условий для достижения правового результата – появления и введения в действие новой нормы права.

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что правотворчество представляет собой сложное явление общественной и государственной жизни, во многом определяющее направление общественного развития. Поэтому учет всей совокупности социальных факторов при выработке правотворческих решений, строгое соблюдение принципов правотворчества является одной из важнейших задач субъектов этого процесса. Кроме того, нельзя недооценивать и роль юридической науки в теоретической разработке принципов и методик правотворческой деятельности, их обосновании и анализе действенности при формулировании правовых нормативов, организации и конструктивном совершенствовании правовых отношений в целом.

 

Виды правотворчества

Правотворчество представляет собой богатую по содержанию, сверхсложную деятельность по выработке общих для всего общества правил поведения. При этом, среди отечественных правоведов существуют различные подходы к классификации этого явления.

Так С. А. Комаров и А.В. Малько предлагают в качестве критериев для классификации предлагают использовать такие показатели как субъективный состав и значимость результатов правотворчества.[8]

В частности, в зависимости от субъектов они выделяют следующие виды правотворчества (см. приложение 1):

А) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдумов;

Б) правотворчество государственных органов;

В) правотворчество отдельных должностных лиц;

Г) правотворчество органов местного самоуправления;

Д) локальное правотворчество;

Е) правотворчество общественных организаций.

В зависимости от значимости правотворчество вышеуказанными авторами делится на:

1) законотворчество;

2) делегированное правотворчество;

3) подзаконное правотворчество.

Несколько иной подход к определению видов правотворчества предлагается Ю.А. Тихомировым, который выделяет следующие критерии для классификации:

а) субъект правотворчества, т.е. орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт, и правомочность которого обусловлена конституционным или законодательным статусом;

б) регламент правотворчества, т.е. документ, регулирующий процессы подготовки, обсуждения, принятия, вступления в силу правовых актов, в котором точно фиксируются этапы, стадии движения проекта акта, виды совершаемых с этим актом действий, а также участники каждой стадии, их права, обязанности и структура взаимоотношений между ними;

в) вид правового акта;

г) тема правового акта, его возможный объем и содержание.

С учетом вышеизложенных критериев Ю.А. Тихомиров выделяет пять основных видов правотворчества:

- законотворчество;

- подзаконное правотворчество;

- локальное нормотворчество местного самоуправления;

- прямое, непосредственное правотворчество;

- договорное нормотворчество.[9]

Ряд авторов заменяет термин «вид правотворчества» понятием «форма правотворчества».

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Говоря о правотворчестве компетентных государственных органов, необходимо выделить:

а) правотворчество (законотворчество) высших представительных (законодательных) органов;

б) подзаконное правотворчество.

Главным видом правотворчества является создание законов парламентами (законодательными органов).

Содержание закона - это первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконное правотворчество осуществляется всеми другими органами государства (кроме законодательных органов). Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: Президент, Правительство, иные органы государства, обладающие правом создания нормативных правовых актов.

К достоинствам подзаконного правотворчества относятся:

- оперативность;

- гибкость и меньшая (по сравнению с законотворчеством) формальность;

- компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести:

- закрытость процесса принятия правового решения;

- отсутствие контроля общественности за правотворческой работой;

- сложность применения норм из-за большого количества нормативных правовых актов.

По подсчётам разных исследователей, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 нормативных актов правительства.[10]

Результатом деятельности органов исполнительной власти являются подзаконные акты: указы, инструкции, постановления и др., которые издаются на основе и во исполнение закона. Подзаконные акты должны соответствовать закону, противоречащие - подлежат отмене в установленном порядке.

Референдум - это голосование по наиболее важным вопросам государственного или местного значения.

В Российском законодательстве предусмотрены три вида референдума:

а) референдум Российской Федерации;

б) референдум субъекта Российской Федерации;

в) местный референдум.

Референдум Российской Федерации проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»[11], Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[12].

Все вопросы, выносимые на референдум РФ, относятся к категории наиболее важных вопросов государственного значения.

Референдум субъекта РФ - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами; конституциями, уставами, законами субъектов РФ. В настоящее время фактически всеми конституциями и уставами субъектов РФ закреплён данный вид референдума.

Например, п.4 ст.3 Устава Новосибирской области гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».[13]

Местный референдум проводится в границах одного или нескольких муниципальных образований по вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами; конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.[14]

В Конституции РФ право граждан на участие в референдуме закреплено в ч.2 ст.32: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».[15]

Санкционированное правотворчество - это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями; в ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций.

В теории права среди источников права выделяют нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых в некоторых случаях признаётся судами. Например, типовые договоры купли-продажи товаров, правила эксплуатации сложной техники, нарушение которых исключает материальную ответственность фирмы-изготовителя.[16]

Правотворчество общественных организаций не следует путать с их деятельностью по регулированию своих внутриорганизационных отношений, в процессе которой создаются корпоративные нормы.[17]

Делегированное правотворчество - это осуществление правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов.

Делегированным правотворчеством занимаются Министерство труда, Министерство социальной защиты и Федеральная служба занятости.

Например, Постановление Минтруда РФ «Об утверждении разъяснения Минтруда РФ «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя» от 27.06.96 г. и другие.

Устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования. Уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации. С этой точки зрения - это санкционированное правотворчество. Но, в тоже время, согласно ст.130 Конституции РФ «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», согласно ст.132 Конституции РФ: «…управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и т.д.». Таким образом, Конституция предполагает, что для осуществления такой деятельности необходимо издание нормативно-правового акта, что даёт право органам местного самоуправления их принимать.

Акты местного самоуправления определяют содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и другими нормативно-правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

 

Согласно ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[18]

в уставах муниципальных образований определяется структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а также срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Т.е. уставы муниципальных образований содержат нормы права.[19]

Разновидностью правотворчества является деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров. С.Ф. Кечекьян писал: «Совершенно несомненно, что договоры в ряде случаев не только создают определенные правоотношения, но и порождают нормы права, то есть выступают как источники права».[20]

Результаты правотворчества

 

Право в различных его пониманиях может иметь и различные понимания источников. Так, несомненно, что право, как и государство, появилось и развивается в результате изменений социально-экономических условий общественной жизни. Экономика обуславливает различные сферы жизни общества, в том числе и соответствующие уровню экономического развития формы управления. Право, таким образом, имеет своим источником материальные условия, производственные отношения внутри общества.

В сфере нормативного правового регулирования общественных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает следующие виды нормативных правовых актов (см. приложение 2) :

- собственно Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы,

- конституции и уставы субъектов Российской Федерации,

- законы субъектов Российской Федерации,

- акты палат Федерального Собрания,

- нормативные указы Президента Российской Федерации,

- постановления Правительства Российской Федерации,

- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (кроме конституции, устава, закона);

Все перечисленные акты объединяются общим понятием нормативный правовой акт, который является одним из самых распространенных и ведущих источников права в Российской Федерации.

Определения нормативного правового акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности».[21]

Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержит такой вариант определения: «Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение».[22]

Нормативный договор - это соглашение 2-х и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.

Особенности нормативного договора:

- он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов.

- стороны занимают друг по отношению к другу относительно автономное положение.

- отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т.д.).

- субъекты, заключающие нормативные договоры, обладают "нормативной властью", определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление.

- юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.

Международный договор Российской Федерации - это «…международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».[23]

Виды международных договоров:

- договор,

- устав,

- пакт,

- хартия,

- конвенция,

- соглашение и др.

Отечественной наукой и была введена в оборот дефиниция «правоположение».

Правоположения- это устоявшиеся, выработанные в результате юридической практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и относительно стабильные стороны юридической деятельности, основное назначение которых заключается в обслуживании реального процесса применения права.

Выделение правоположений в отдельную категорию обусловлено следующим:

а) с одной стороны, следуя традиции романо-германской правовой семьи, российская правовая система не признает юридический прецедент в качестве источника права;

б) с другой стороны, необходимостью отграничить динамическую сторону юридической практики, выражающуюся в юридической деятельности, от ее статической стороны (социально-правового опыта).

Из вышеприведенного можно сделать обоснованный вывод о том, что результатом правотворчества следует считать источник права, разнообразные нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. на сегодняшний день результаты правоотворчества (федеральные законы, подзаконные акты, нормативные договоры и т. д.) довольно отличаются друг от друга, как по способу принятия, так и по юридической силе, по органам, которые их принимают, по характеру и видам регулируемых отношений, по формам выражения предписаний и т. п. Таким образом, результаты нормотворческой деятельности, а иными словами, источники права – это понятие собирательное, многогранное, употребляемое как в юриспруденции, так и других науках, которое содействует установлению всевозможных закономерностей и структурных связей.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.