Самой массовой экспертизой в таможенных целях является таможенная экспертиза, которая, как правило, назначается в рамках таможенного контроля. При этом объектом такой экспертизы являются товары в смысле ТК ЕАЭС, т.е. движимое имущество. Поэтому таможенная экспертиза товаров коротко называется таможенная экспертиза, где в качестве товара выступает любой материально-вещественный носитель, предлагаемый для перемещения, перемещаемый или уже перемещенный через таможенную границу. В частности, это могут быть транспортные средства, средства идентификации, пробы (образцы) товара, электрическая энергия и/или документы, имеющие отношение к товару.
Правовая доктрина в части экспертной деятельности в виде частной теории экспертизы в таможенном деле сформулировала правовое понятие экспертизы в таможенном деле, в которое входит понятие экспертиза при таможенном контроле (практики ее называли таможенной экспертизой) [20].
Однако, учитывая, что и судебная экспертиза товара может быть назначена в таможенных целях, то в правовой доктрине в части экспертной деятельности появилось правовое понятие экспертиза в таможенных целях, которая может быть назначена, как в рамках судебного процесса, так и в рамках таможенного дела, в частности, при таможенном контроле .
Поэтому необходимо понимать, что таможенно-экспертная деятельность в ТК ЕАЭС не достаточно четко урегулирована, а в практике словосочетание «таможенная экспертиза» в основном относится к таможенному контролю. Это подтверждается тем, существует форма решения о назначении таможенной экспертизы, которая отличается от форм документов при назначении судебных экспертиз в таможенных целях, в частности, в таможенном деле.
Сейчас таможенная экспертиза является основным элементом экспертизы в таможенном деле, которая как составная часть входит в экспертизу в таможенных целях (рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1 Схема соотношения экспертиз
Кроме того, таможенная экспертиза как любая экспертиза входит в юридический инструмент специальных знаний, а также представляет собой важное общественно-правовое явление, которое регулируется юридическим институтом специальных знаний [21].
Также важно отметить, что таможенная экспертиза является элементом экспертной деятельности, поэтому должна рассматриваться и этих позиций.
Из этих сведений становится понятно, что юридический инструмент экспертизы в таможенных целях является сложным и наукоемким, поэтому лица, его применяющие не только должны его знать, но и правомерно применять. При подготовке и переподготовке таких лиц они, не только должны получить специальные сведения об этом инструменте, но и пройти аттестацию с получением соответствующего свидетельства на право, его применения.
Экспертиза в таможенном деле - это юридический инструмент специальных знаний в экспертной форме, применяемый уполномоченным должностным лицом таможенного органа, при реализации своих функций в неочевидных случаях, связанных с деятельностью в области таможенного дела.
Однако экспертизу могут применять и иные должностные лица, уполномоченные на это законодательством, например, иных федеральных органов государственной власти, судьи. Если эти экспертизы связаны с вопросами из таможенной сферы, то тогда такие экспертизы необходимо называть экспертизы в таможенных целях.
Понятия «экспертиза в таможенном деле» и «экспертиза в таможенных целях» можно рассматривать как понятия, наиболее широко трактующие юридический инструмент специальных знаний в экспертной форме, применяемый уполномоченными должностными лицами, в том числе, таможенных органов при реализации административных (правоприменительных) и/или правоохранительных функций.
Таможенные цели[22]
К таможенным целям в таможенном деле (деятельности таможенных органов) можно отнести:
- экономические цели (таможенно-тарифные (фискальные)) и/или защитные цели, реализуемые за счет нетарифных мер (ограничений и/или запретов на перемещение товаров через таможенную границу),
- правоохранительные цели, реализуемые за счет пресечения правонарушений и/или преступлений при перемещении товаров через таможенную границу,
- право-обеспечивающие цели, реализуемые таможенными органами за счет предоставления государственных услуг для участников ВЭД, в частности, выдаче предварительных решений при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАС.
Понятие таможенных целей законодатель не расшифровал, но оно использовалось ранее, как в ТК ТС, так используется сейчас и в ТК ЕАЭС. Также это понятие используется и в ФЗ-311, который регулирует таможенное дело в РФ.
ТК ЕАЭС определяет основные задачи таможенных органов, а учитывая, что цели достигаются с помощью решения задач, то можно считать, что к таможенным целям относятся цели, достигаемые таможенными органами при решении их основных задач.
Таких задач достаточно много в ТК ЕАЭС, но их можно сгруппировать в три: административные, правоохранительные и право-обеспечительные задачи.[23]
В частности, в статье 351 «1. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы».
Таможенное дело и регулирование
Словосочетание «таможенное дело» широко используется (360 раз) в ФЗ-311 и имеет в нем определение: «Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации».
Если исходить из статьи 2 ФЗ-311, то «Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 ФЗ-311 «Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела». Сейчас такие функции выполняет Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ).
Как правило, таможенные органы осуществляют решение задач в «сфере (области) таможенного дела». В ТК ЕАЭС используется слово «сфера», а в ФЗ-311 – слово «область».
Таможенное регулирование как любое законодательное регулирование подразумевает регулирование правовых отношений, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу, а также деятельности таможенных органов и/или продуктов этой деятельности[24].
В связи с образованием ЕАЭС, в состав которого вошли Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргыская республика, таможенное регулирование в этом союзе осуществляется в соответствии с его законодательством.
Таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется на основании следующих законодательных актов:
- Таможенного Кодекса ЕАЭС,
- международных договоров государств-членов ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения,
- решений ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия), регулирующих таможенные правоотношения, принимаемых в соответствии с Таможенным Кодексом ЕАЭС и международными договорами.
Правоотношения, на которые таможенное регулирование законодательством ТК ЕАЭС не распространяется, регламентируются национальным законодательством государств-членов ЕАЭС, но только до момента установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ЕАЭС.
Категория «таможенной экспертизы»
В главе 53 ТК ЕАЭС дано легальное (законодательное) определение таможенной экспертизе: «таможенная экспертиза» – исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы.[25]
Таможенно-экспертная практика показывает, в соответствии с ТК ТС таможенные экспертизы назначались при осуществлении таможенного контроля, а в ТК ЕАЭС назначение таможенной экспертизы рассматривается как мера, обеспечивающая проведение таможенного контроля (ст. 338 ТК ЕАЭС).
Из этого не следует, что иные виды экспертизы нельзя назначать при осуществлении таможенного контроля. Например, должностное лицо таможенного органа, возбуждающее и рассматривающее дело об административном правонарушении в области таможенного дела, может или обязано назначить судебную экспертизу в соответствие с КоАП РФ и ФЗ-112.
Для реализации таких функций существует Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), которое обеспечивает криминалистическое обеспечение таможенных органов.
Кроме того, в деятельности таможенных органов возникают и иные ситуации, требующие назначение иных видов экспертиз, например, антикоррупционной экспертиз.[26] Назначение этих экспертиз осуществляется в соответствие с иными законами.
Отметим, что испытания входят в исследования, а научные знания - в специальные знания, где специальные знания - это способность физического лица выполнять исследовательские операции, на основании специальной квалификации, подтвержденной специальной компетентностью, документально выраженной в свидетельстве на право самостоятельного выполнения исследований по определенной исследовательской специальности. В экспертных структурах используется юридическое понятие экспертная специальность.
С точки зрения правовой доктрины в части экспертной деятельности, таможенная экспертиза является ведомственной экспертизой, назначаемой уполномоченными должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля и представляет вид таможенной операции.
Напомним, что под таможенной операцией в ТК ЕАЭС понимается: «действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании».
Где ««лицо» – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом». Отметим, что в ТК ЕАЭС используются понятия должностное лицо таможенного органа и заинтересованное лицо. Здесь ««заинтересованное лицо» – лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц». В таможенных органах «Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов» [Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О службе в таможенных органах Российской Федерации"].
В практической деятельности должностные лица таможенных органов РФ совершают таможенные операции в соответствии с нормативно-правовыми актами (приказами ФТС РФ) и нормативно-техническими документами (утвержденными ФТС РФ методиками).
Таможенная экспертиза как любая экспертиза в юридических целях, т.е. экспертиза, применяемая на основании законов (далее экспертиза), - это юридический инструмент специальных знаний в экспертной форме, который применяется в соответствии с юридическим институтом экспертизы, установленным в законодательстве, а также утвержденных методик.
При выполнении экспертизы эксперт осуществляет в рамках деятельности эксперта не только исследования (исследовательские операции), но и юридические (процессуальные, процедурные) действия. В этой связи, дефиниция легального термина «экспертиза», в том числе «таможенная экспертиза» должна указывать на ее юридический и технический (исследовательский) характер.
Экспертизы и исследования в таможенных целях весьма специфичны, поскольку в отличие от экспертиз МВД РФ, Минюста РФ и др. действующие лица всегда одни и те же - таможня и участник ВЭД, а вопросы, решаемые экспертами, должны разрешить задачи стоящие перед таможенными органами, обеспечивающими соблюдение законодательства при перемещении таможенной границы. При этом одними из главных задач являются контроль достоверности заявленных сведений для контроля кода товара в соответствии с ТН ВЭД, его таможенной стоимости, и страны происхождения.
В современных научных трудах, экспертиза как часть таможенного контроля, практически не встречается. Хотя очевидно, что специфичность экспертиз и исследований в таможенных целях требует разработки научно обоснованной базовой модели экспертных технологий и концепции экспертизы товаров для таможенных целей. Создание последних будет способствовать созданию единого экспертного пространства для выполнения экспертиз и исследований в таможенных целях как государственных, так и коммерческих экспертных организаций[27].
Это позволит систематизировать накопленный опыт, ощутить эффект при реализации фискальной функции таможенной службы, повысить имидж таможенной службы.
Структура концепции на единой таможенной территории должна включать в себя следующие основные элементы:
- единый таможенный орган, контролирующий и координирующий
- экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного контроля и реализации функции правоохранения (Центр таможенной экспертизы);
- единая научно-методическая база для проведения
- экспертных исследований;
- единая система подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях;
- единая система учета результатов экспертиз.
Необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой. В результате которой, при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судами отдается экспертизе проведенной негосударственными коммерческими организациями.
Большое количество судебных разбирательств связано с отсутствием утвержденных стандартов по отбору проб/образцов товаров для исследования их в таможенных целях[28].
Методы отбора проб и количество выборки, заключенные в национальных ГОСТах на продукцию, не могут в полной мере использоваться в таможенных целях, поскольку они разработаны для целей определения соответствия качества в смысле безопасности. А для таможенных целей отбор проб осуществляется чаще всего с целью определения характеристик, влияющих на код товара в соответствии с ТН ВЭД. Более того, на большое количество товаров перемещаемых через таможенную границу национальные стандарты вообще отсутствуют.
Следовательно, методики обора проб и количество выборки должны быть разработаны в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, имеющей международную основу и не гармонизированную с национальными стандартами на продукцию.
Решение указанных и иных проблем, связанных с организацией и проведением экспертиз в таможенных целях, в конечном итоге, позволит с не значительной затратной составляющей оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях. Это в свою очередь позволит снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов и поднять имидж таможенной правоохранительной службы ФТС России на должный уровень.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что частным экспертным технологиям должен быть присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и рациональных способов использования имеющихся ресурсов в отдельно взятой области профессиональной деятельности, в том числе и таможенной сфере.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 320.