Для ㅤ правильного ㅤ прогнозирования ㅤ развития ㅤ следующего ㅤ поколения ㅤ ㅤ ㅤ ФГОС ㅤ по ㅤ этим ㅤ направлениям ㅤ подготовки ㅤ необходимо ㅤ рассмотреть ㅤ генезис ㅤ представлений ㅤ о ㅤ таможенной ㅤ экспертизе ㅤ в ㅤ нормативных ㅤ правовых ㅤ актах, ㅤ правовой ㅤ доктрине ㅤ и ㅤ дисциплинах, ㅤ посвященных ㅤ изучению ㅤ теоретических ㅤ основ ㅤ ㅤ экспертизы ㅤ ㅤ в ㅤ таможенном ㅤ деле[12].
История ㅤ создания ㅤ и ㅤ развития ㅤ товарной ㅤ и ㅤ иной ㅤ экспертизы ㅤ тесно ㅤ связана ㅤ с ㅤ историей ㅤ возникновения ㅤ Торгово-промышленной ㅤ палаты ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ (ТПП ㅤ России). ㅤ В ㅤ 1911 ㅤ г. ㅤ по ㅤ инициативе ㅤ купцов ㅤ и ㅤ фабрикантов ㅤ в ㅤ Петербурге ㅤ была ㅤ создана ㅤ Российская ㅤ экспортная ㅤ палата ㅤ для ㅤ содействия ㅤ развитию ㅤ экспорта ㅤ российских ㅤ товаров. ㅤ Она ㅤ стала ㅤ первой ㅤ общественной ㅤ торговой ㅤ палатой, ㅤ которая ㅤ функционировала ㅤ до ㅤ 1921 ㅤг.
В ㅤ ноябре ㅤ 1921г. ㅤ в ㅤ Петрограде ㅤ была ㅤ образована ㅤ Северо-Западная ㅤ областная ㅤ торговая ㅤ палата. ㅤ Целью ㅤ ее ㅤ создания, ㅤ как ㅤ гласил ㅤ устав, ㅤ являлось ㅤ содействие ㅤ торговым ㅤ сношениям ㅤ Северо-Западной ㅤ области ㅤ с ㅤ внутренними ㅤ и ㅤ заграничными ㅤ рынками, ㅤ содействие ㅤ и ㅤ упорядочение ㅤ товарооборота ㅤ области, ㅤ а ㅤ равно ㅤ выявление ㅤ нужд ㅤ торговой ㅤ и ㅤ промышленной ㅤ жизни ㅤ области ㅤ .
Спустя ㅤ полгода, ㅤ в ㅤ 1922 ㅤ г. ㅤ в ㅤ Москве ㅤ была ㅤ создана ㅤ Российско-Восточная ㅤ торговая ㅤ палата, ㅤ деятельность ㅤ которой ㅤ определялась, ㅤ в ㅤ частности, ㅤ тем, ㅤ что ㅤ палата ㅤ организует ㅤ экспертные ㅤ комиссии ㅤ для ㅤ дачи ㅤ заключений ㅤ относительно ㅤ качества, ㅤ количества ㅤ или ㅤ происхождения ㅤ товаров ㅤ. ㅤ Таким ㅤ образом, ㅤ экспертиза ㅤ составила ㅤ одно ㅤ из ㅤ центральных ㅤ направлений ㅤ деятельности ㅤ торговой ㅤ палаты. ㅤ В ㅤ ее ㅤ компетенцию ㅤ входили ㅤ вопросы, ㅤ связанные ㅤ с ㅤ решением ㅤ споров ㅤ о ㅤ качестве ㅤ товаров, ㅤ их ㅤ повреждениях, ㅤ уценке, ㅤ количестве ㅤ и ㅤ весе. ㅤ Когда ㅤ объем ㅤ работы ㅤ по ㅤ экспертизе ㅤ товаров ㅤ стал ㅤ возрастать, ㅤ возникла ㅤ необходимость ㅤ в ㅤ создании ㅤ специального ㅤ органа, ㅤ и ㅤ 3 ㅤ апреля ㅤ 1923 ㅤ г. ㅤ было ㅤ образовано ㅤ первое ㅤ Бюро ㅤ товарных ㅤ экспертиз.[13]
Для ㅤ осуществления ㅤ контроля ㅤ за ㅤ качеством ㅤ экспортных ㅤ товаров ㅤ при ㅤ торговых ㅤ палатах ㅤ были ㅤ организованы ㅤ институты ㅤ присяжных ㅤ бракеров ㅤ (товароведов), ㅤ которые ㅤ занялись ㅤ прежде ㅤ всего ㅤ бракеражем ㅤ льна ㅤ (проверкой ㅤ соответствия ㅤ качества ㅤ товара ㅤ требованиям ㅤ стандарта ㅤ или ㅤ условиям ㅤ договора ㅤ о ㅤ поставке). ㅤ С ㅤ возникновением ㅤ института ㅤ бракеров ㅤ без ㅤ экспортного ㅤ сертификата ㅤ этого ㅤ органа ㅤ таможенные ㅤ органы ㅤ не ㅤ разрешали ㅤ вывоз ㅤ льна ㅤ за ㅤ границу, ㅤ что ㅤ послужило ㅤ поводом ㅤ для ㅤ значительного ㅤ повышения ㅤ его ㅤ качества. ㅤ Помимо ㅤ секции ㅤ льна ㅤ при ㅤ институте ㅤ присяжных ㅤ бракеров ㅤ были ㅤ также ㅤ образованы ㅤ секции ㅤ по ㅤ проверке ㅤ лесоматериалов, ㅤ щетины, ㅤ кож ㅤ и ㅤ кожевенных ㅤ товаров.
Экспертиза ㅤ товаров ㅤ стала ㅤ приносить ㅤ ощутимую ㅤ пользу ㅤ экономике ㅤ нашей ㅤ страны. ㅤ Она ㅤ давала ㅤ возможность ㅤ выявить ㅤ дефекты ㅤ продукции, ㅤ установить ㅤ размеры ㅤ потерь ㅤ качества ㅤ и ㅤ количества, ㅤ не ㅤ допустить ㅤ к ㅤ реализации ㅤ некачественные ㅤ товары.
Особое ㅤ место ㅤ в ㅤ экспертной ㅤ работе ㅤ занимают ㅤ судебные ㅤ экспертизы. ㅤ Они ㅤ проводятся ㅤ по ㅤ решению ㅤ следственных ㅤ и ㅤ судебных ㅤ органов ㅤ в ㅤ случае ㅤ возникновения ㅤ необходимости ㅤ определения ㅤ ущерба, ㅤ нанесенного ㅤ лицами, ㅤ допустившими ㅤ порчу ㅤ товаров, ㅤ хищение ㅤ или ㅤ другие ㅤ злоупотребления.
В ㅤ середине ㅤ 1941г. ㅤ большинство ㅤ бюро ㅤ товарных ㅤ экспертиз ㅤ было ㅤ упразднено. ㅤ Проводились ㅤ экспертизы ㅤ только ㅤ в ㅤ Ленинградском ㅤ отделении, ㅤ но ㅤ не ㅤ товарные, ㅤ а ㅤ исключительно ㅤ аварийного ㅤ характера ㅤ и ㅤ с ㅤ целью ㅤ установления ㅤ убытков ㅤ от ㅤ причиненных ㅤ военных ㅤ разрушений[14].
В ㅤ апреле ㅤ 1964г. ㅤ на ㅤ базе ㅤ отдела ㅤ товарных ㅤ экспертиз ㅤ Всесоюзной ㅤ торговой ㅤ палаты ㅤ создается ㅤ Управление ㅤ товарных ㅤ экспертиз ㅤ с ㅤ тремя ㅤ экспертными ㅤ подразделениями: ㅤ продовольственные ㅤ товары, ㅤ промышленные ㅤ товары ㅤ и ㅤ оборудование. ㅤ В ㅤ составе ㅤ Управления ㅤ работают ㅤ эксперты ㅤ высокого ㅤ уровня, ㅤ многие ㅤ из ㅤ которых ㅤ с ㅤ большим ㅤ международным ㅤ экспертным ㅤ опытом. ㅤ Специалисты ㅤ проводят ㅤ сложнейшие ㅤ экспертизы ㅤ различных ㅤ видов ㅤ отечественных ㅤ (в ㅤ том ㅤ числе ㅤ экспортных) ㅤ и ㅤ импортных ㅤ товаров, ㅤ сырья ㅤ и ㅤ оборудования ㅤ с ㅤ выдачей ㅤ заключений ㅤ в ㅤ виде ㅤ актов. ㅤ На ㅤ их ㅤ основании ㅤ отечественные ㅤ грузополучатели ㅤ возмещают ㅤ убытки ㅤ от ㅤ понесенных ㅤ потерь, ㅤ связанных ㅤ с ㅤ несоответствием ㅤ условиям ㅤ контрактов, ㅤ качественных ㅤ характеристик ㅤ поставляемых ㅤ товаров, ㅤ повреждениями, ㅤ недостачами ㅤ или ㅤ хищениями ㅤ товара ㅤ в ㅤ процессе ㅤ его ㅤ транспортировки ㅤ и ㅤ перегрузки.
При ㅤ Управлении ㅤ товарных ㅤ экспертиз ㅤ создается ㅤ Центральная ㅤ арбитражная ㅤ лаборатория, ㅤ которая ㅤ работает ㅤ по ㅤ трем ㅤ направлениям: ㅤ пищевому, ㅤ текстильному ㅤ и ㅤ химическому.
В ㅤ 1988г. ㅤ решением ㅤ Президиума ㅤ ТПП ㅤ СССР ㅤ и ㅤ в ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ постановлением ㅤ Совета ㅤ Министров ㅤ СССР ㅤ Управление ㅤ товарных ㅤ экспертиз ㅤ было ㅤ преобразовано ㅤ во ㅤ Внешнеэкономическое ㅤ объединение ㅤ Союзэкспертиза ㅤ ТПП ㅤ России ㅤ (СОЭКС).
В/о ㅤ Союзэкспертиза ㅤ ТПП ㅤ России ㅤ уже ㅤ с ㅤ 1996г. ㅤ становится ㅤ полноправным ㅤ членом ㅤ Международной ㅤ федерации ㅤ инспекционных ㅤ агентств ㅤ (IFIA), ㅤ а ㅤ в ㅤ июне ㅤ 1999г. ㅤ получает ㅤ статус ㅤ автономной ㅤ некоммерческой ㅤ организации. ㅤ В ㅤ ее ㅤ рамках ㅤ функционирует ㅤ Главный ㅤ эксперт ㅤ но-аналитический ㅤ арбитражный ㅤ центр ㅤ (ГЭААЦ-СОЭКС) ㅤ (бывшая ㅤ арбитражная ㅤ лаборатория), ㅤ который ㅤ аккредитован ㅤ на ㅤ техническую ㅤ компетентность ㅤ и ㅤ независимость ㅤ в ㅤ системах ㅤ ГОСТ ㅤ Р ㅤ и ㅤ Госсанэпиднадзора ㅤ Минздрава ㅤ России. ㅤ В ㅤ настоящее ㅤ время ㅤ ГЭААЦ-СОЭКС ㅤ предоставляет ㅤ услуги ㅤ по ㅤ сертификации ㅤ и ㅤ проводит ㅤ арбитражные ㅤ испытания ㅤ продовольственного ㅤ сырья, ㅤ пищевой ㅤ промышленности ㅤ (в ㅤ том ㅤ числе ㅤ на ㅤ предмет ㅤ наличия ㅤ генетически ㅤ модифицированных ㅤ ингредиентов), ㅤ парфюмерно-косметической, ㅤ текстильной ㅤ и ㅤ трикотажной ㅤ продукции, ㅤ швейных ㅤ изделий, ㅤ обуви, ㅤ игрушек, ㅤ посуды ㅤ и ㅤ товаров ㅤ бытовой ㅤ химии.
АНО ㅤ Союзэкспертиза ㅤ осуществляет ㅤ экспертизу ㅤ многих ㅤ видов ㅤ товаров: ㅤ нефти ㅤ и ㅤ нефтепродуктов, ㅤ удобрений, ㅤ руд, ㅤ угля, ㅤ металлов ㅤ и ㅤ металлопродукции, ㅤ леса ㅤ и ㅤ лесопродукции, ㅤ машин ㅤ и ㅤ оборудования ㅤ для ㅤ различных ㅤ отраслей ㅤ промышленности, ㅤ включая ㅤ электронную ㅤ аппаратуру ㅤ и ㅤ бытовую ㅤ технику, ㅤ а ㅤ также ㅤ всех ㅤ видов ㅤ продовольственных ㅤ товаров ㅤ и ㅤ товаров ㅤ широкого ㅤ потребления. ㅤ Для ㅤ этой ㅤ работы ㅤ используются ㅤ более ㅤ 100 ㅤ методических ㅤ рекомендаций ㅤ и ㅤ пособий, ㅤ значительная ㅤ часть ㅤ которых ㅤ согласована ㅤ с ㅤ ведущими ㅤ отраслевыми ㅤ научно-исследовательскими ㅤ институтами ㅤ страны ㅤ и ㅤ контрольными ㅤ организациями ㅤ ряда ㅤ европейских ㅤ стран. ㅤ Нормативно-техническая ㅤ документация ㅤ регулярно ㅤ обновляется ㅤ и ㅤ дополняется.
Экспертиза ㅤ проводится ㅤ в ㅤ разных ㅤ регионах ㅤ страны ㅤ и ㅤ за ㅤ рубежом, ㅤ как ㅤ правило, ㅤ в ㅤ организациях, ㅤ сертифицированных ㅤ на ㅤ соответствие ㅤ требованиям ㅤ международного ㅤ стандарта ㅤ ИСО ㅤ 9001:2000.[15]
В ㅤ настоящее ㅤ время ㅤ в ㅤ интересах ㅤ российских ㅤ и ㅤ иностранных ㅤ заказчиков ㅤ СОЭКС ㅤ осуществляет ㅤ следующие ㅤ виды ㅤ работ ㅤ в ㅤ России ㅤ и ㅤ зарубежных ㅤ странах ㅤ (Франция, ㅤ Китай, ㅤ Сербия, ㅤ Чехия ㅤ и ㅤ др.):
- контроль ㅤ процессов ㅤ изготовления ㅤ и ㅤ качества ㅤ различных ㅤ изделий ㅤ (в ㅤ том ㅤ числе ㅤ оборудования) ㅤ на ㅤ всех ㅤ стадиях ㅤ производства;
- проведение ㅤ предотгрузочной ㅤ инспекции;
- инспекции ㅤ поврежденного ㅤ груза ㅤ по ㅤ поручению ㅤ страховых ㅤ компаний ㅤ (определение ㅤ причины ㅤ повреждения, ㅤ оценка ㅤ ущерба);
- лабораторные ㅤ исследования ㅤ товаров;
- идентификационная ㅤ экспертиза ㅤ для ㅤ целей ㅤ экспортного ㅤ контроля ㅤ и ㅤ подготовки ㅤ соответствующих ㅤ документов ㅤ для ㅤ таможенного ㅤ оформления ㅤ товаров;[16]
- сертификация ㅤ продукции, ㅤ систем ㅤ менеджмента ㅤ качества, ㅤ туристических ㅤ услуг ㅤ и ㅤ услуг ㅤ гостиниц, ㅤ рабочих ㅤ мест ㅤ на ㅤ соответствие ㅤ требованиям ㅤ национальных ㅤ и ㅤ международных ㅤ стандартов;
- разработка ㅤ и ㅤ внедрение ㅤ систем ㅤ менеджмента ㅤ качества, ㅤ соответствующих ㅤ требованиям ㅤ стандартов ㅤ ИСО ㅤ серии ㅤ 9000, ㅤ с ㅤ последующей ㅤ сертификацией;
- независимая ㅤ техническая ㅤ оценка ㅤ проектов, ㅤ в ㅤ том ㅤ числе ㅤ инвестиционных. ㅤ СОЭКС ㅤ предоставляет ㅤ полный ㅤ комплекс ㅤ экспертных ㅤ услуг ㅤ по ㅤ сопровождению ㅤ инвестиционных ㅤ процессов: ㅤ от ㅤ профессиональной ㅤ оценки ㅤ земельных ㅤ ресурсов, ㅤ экспертизы ㅤ инвестиционных ㅤ проектов ㅤ до ㅤ сертификации ㅤ предприятий ㅤ любой ㅤ отрасли ㅤ промышленности ㅤ и ㅤ сельского ㅤ хозяйства, ㅤ готовой ㅤ продукции, ㅤ рабочих ㅤ мест, ㅤ включая ㅤ юридическое ㅤ сопровождение;
- оценка ㅤ оборудования ㅤ и ㅤ транспортных ㅤ средств;
- оценка ㅤ бизнеса;
- многосторонняя ㅤ оценка ㅤ предприятий ㅤ на ㅤ возможность ㅤ выполнения ㅤ условий ㅤ заказчика ㅤ (инвестора). ㅤ
В ㅤ частности, ㅤ проводится ㅤ обследование ㅤ предприятия-участника ㅤ конкурса ㅤ и ㅤ представляется ㅤ акт, ㅤ в ㅤ котором ㅤ содержатся ㅤ данные ㅤ о ㅤ наличии ㅤ специального ㅤ разрешения ㅤ на ㅤ осуществление ㅤ соответствующего ㅤ вида ㅤ деятельности, ㅤ сведения ㅤ о ㅤ наличии ㅤ необходимой ㅤ производственной, ㅤ технологической ㅤ базы ㅤ и ㅤ трудовых ㅤ ресурсов, ㅤ адекватных ㅤ технологий ㅤ (в ㅤ том ㅤ числе ㅤ отсутствии ㅤ нарушений ㅤ прав ㅤ третьих ㅤ лиц ㅤ в ㅤ сфере ㅤ интеллектуальной ㅤ собственности) ㅤ для ㅤ производства ㅤ соответствующей ㅤ продукции ㅤ и ㅤ т.д. ㅤ Осуществляется ㅤ контроль ㅤ этапов ㅤ выполнения ㅤ контракта и оформляются соответствующие акты экспертиз по согласованным позициям для предоставления заказчику[17]. На стадии завершения контракта проводится исследование соответствия поставляемой продукции его требованиям по качеству, количеству, состоянию упаковки, маркировки, срокам годности, условиям транспортировки, гарантийным обязательствам и предоставляется заказчику соответствующий акт экспертизы;
- оценка земли и недвижимости. В целях повышения эффективности использования земельных ресурсов и поступлений в бюджеты разных уровней проводятся независимая оценка земельных ресурсов и консультации по вопросам землепользования, в том числе по оценке экологического ущерба;
- образовательная ㅤ деятельность. ㅤ В ㅤ частности, ㅤ организуются ㅤ семинары ㅤ по ㅤ направлениям ㅤ выполняемых ㅤ работ ㅤ и ㅤ услуг, ㅤ а ㅤ также ㅤ по ㅤ оценочной ㅤ деятельности, ㅤ определению ㅤ происхождения ㅤ товаров, ㅤ сертификации ㅤ систем ㅤ менеджмента ㅤ качества ㅤ и ㅤ др.
СОЭКС ㅤ занимает ㅤ важное ㅤ место ㅤ в ㅤ системе ㅤ товарной ㅤ экспертизы. ㅤ Ряд ㅤ органов ㅤ исполнительной ㅤ власти ㅤ и ㅤ государственных ㅤ организаций ㅤ привлекает ㅤ его ㅤ в ㅤ качестве ㅤ независимой ㅤ экспертной ㅤ организации ㅤ при ㅤ размещении ㅤ заказов ㅤ на ㅤ поставку ㅤ товаров, ㅤ выполнении ㅤ работ, ㅤ оказании ㅤ услуг ㅤ для ㅤ государственных ㅤ нужд.
СОЭКС ㅤ имеет ㅤ лицензию ㅤ ФСБ ㅤ России ㅤ на ㅤ работу ㅤ со ㅤ сведениями, ㅤ составляющими ㅤ государственную ㅤ тайну, ㅤ что ㅤ позволяет ㅤ проводить ㅤ экспертизу ㅤ проектов, ㅤ реализуемых ㅤ в ㅤ сфере ㅤ безопасности ㅤ и ㅤ обороны.
Следует ㅤ особо ㅤ отметить, ㅤ что ㅤ результаты ㅤ проведенных ㅤ работ ㅤ и ㅤ услуг, ㅤ оформленные ㅤ в ㅤ виде ㅤ отчетов, ㅤ актов ㅤ экспертиз, ㅤ сертификатов ㅤ инспекции, ㅤ протоколов ㅤ и ㅤ т.д. ㅤ на ㅤ высоком ㅤ профессиональном ㅤ уровне, ㅤ помогают ㅤ клиентам ㅤ СОЭКС ㅤ в ㅤ решении ㅤ спорных ㅤ вопросов ㅤ как ㅤ с ㅤ контрагентами ㅤ договоров, ㅤ так ㅤ и ㅤ в ㅤ арбитражных ㅤ судах. ㅤ Они ㅤ объективно ㅤ отражают ㅤ характеристики ㅤ исследованных ㅤ товаров, ㅤ соответствуют ㅤ действующему ㅤ законодательству ㅤ Российской ㅤ Федерации, ㅤ принимаются ㅤ судебными ㅤ инстанциями ㅤ как ㅤ заключение ㅤ компетентной ㅤ организации ㅤ и ㅤ признаются ㅤ за ㅤ рубежом ㅤ в ㅤ качестве ㅤ авторитетного ㅤ доказательства.
Таким ㅤ образом, ㅤ привлечение ㅤ независимой ㅤ экспертной ㅤ организации ㅤ позволяет ㅤ заказчику ㅤ повысить ㅤ эффективность ㅤ работы, ㅤ усилить ㅤ контроль, ㅤ качественно ㅤ улучшить ㅤ документационное ㅤ сопровождение ㅤ процесса, ㅤ сделать ㅤ оценку ㅤ эффективности ㅤ заказа ㅤ объективной.
В ㅤ России ㅤ принят ㅤ национальный ㅤ стандарт ㅤ ГОСТ ㅤ Р ㅤ 52960-2008 ㅤ "Аккредитация ㅤ судебно-экспертных ㅤ лабораторий. ㅤ Руководство ㅤ по ㅤ применению ㅤ ГОСТ ㅤ Р ㅤ ИСО/МЭК ㅤ 17025".
Международное ㅤ сотрудничество ㅤ в ㅤ области ㅤ гармонизации ㅤ национального ㅤ законодательства ㅤ с ㅤ международными ㅤ нормами ㅤ в ㅤ области ㅤ экспертной ㅤ деятельности ㅤ позволяет ㅤ единообразно ㅤ понимать ㅤ экспертную ㅤ компетентность, ㅤ программы ㅤ подготовки ㅤ и ㅤ аттестации ㅤ экспертов, ㅤ а ㅤ также ㅤ осуществлять ㅤ взаимную ㅤ аккредитацию ㅤ экспертных ㅤ структур. ㅤ Кроме ㅤ того, ㅤ это ㅤ позволяет ㅤ взаимно ㅤ признавать ㅤ методическое ㅤ обеспечение ㅤ экспертной ㅤ деятельности ㅤ и ㅤ получать ㅤ заключения ㅤ экспертов, ㅤ обоснованных ㅤ с ㅤ необходимой ㅤ точностью ㅤ по ㅤ содержанию ㅤ и ㅤ сопоставимых ㅤ - ㅤ по ㅤ форме. ㅤ Для ㅤ этого ㅤ в ㅤ рамках ㅤ гармонизации ㅤ необходима ㅤ унификация ㅤ процедур ㅤ апробации ㅤ и ㅤ валидации ㅤ методик ㅤ исследования ㅤ товаров[18]. ㅤ Также ㅤ важным ㅤ вопросом ㅤ является ㅤ взаимная ㅤ валидация ㅤ методик ㅤ ㅤ исследования ㅤ в ㅤ рамках ㅤ экспертиз ㅤ и ㅤ их ㅤ добровольная ㅤ сертификация ㅤ в ㅤ органах ㅤ подтверждения ㅤ соответствия ㅤ государств ㅤ - ㅤ участников ㅤ Всемирной ㅤ торговой ㅤ организации.
Актуальной ㅤ задачей ㅤ развития ㅤ института ㅤ экспертизы ㅤ является ㅤ повышение ㅤ достоверности ㅤ заключений ㅤ экспертов ㅤ и ㅤ предупреждение ㅤ экспертных ㅤ ошибок. ㅤ Судебная ㅤ практика ㅤ рассмотрения ㅤ дел ㅤ в ㅤ сфере ㅤ таможенного ㅤ дела ㅤ показывает ㅤ на ㅤ наличие ㅤ процедурно-правовых, ㅤ организационных ㅤ ㅤ и ㅤ методических ㅤ ошибок ㅤ при ㅤ назначении, ㅤ организации ㅤ и ㅤ проведении ㅤ таможенных ㅤ экспертиз. ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ
Основными ㅤ международными ㅤ трендами ㅤ в ㅤ развитии ㅤ института ㅤ экспертизы, ㅤ как ㅤ экспертной ㅤ формы ㅤ специальных ㅤ знаний, ㅤ являются ㅤ сближение ㅤ англо-американской ㅤ и ㅤ континентальной ㅤ систем ㅤ права ㅤ в ㅤ вопросах ㅤ ㅤ экспертизы. ㅤ В ㅤ частности, ㅤ это ㅤ выражается ㅤ в ㅤ приравнивании ㅤ юридической ㅤ роли ㅤ экспертизы, ㅤ назначенной ㅤ субъектом, ㅤ уполномоченным ㅤ на ㅤ это ㅤ законодательством, ㅤ ㅤ ㅤ и ㅤ альтернативного ㅤ специального ㅤ исследования, ㅤ выполненного ㅤ третьей ㅤ стороной ㅤ по ㅤ запросу ㅤ второй ㅤ стороны. ㅤ ㅤ ㅤ Анализ ㅤ и ㅤ аргументация ㅤ этого ㅤ тренда ㅤ приведен ㅤ в ㅤ книге.
Второй ㅤ формой ㅤ такого ㅤ сближения ㅤ является ㅤ то, ㅤ что ㅤ любой ㅤ юридический ㅤ субъект, ㅤ чьи ㅤ конституционные ㅤ свободы, ㅤ права ㅤ и/или ㅤ законные ㅤ интересы ㅤ затрагивает ㅤ экспертиза, ㅤ ㅤ на ㅤ основании ㅤ Конституции ㅤ РФ ㅤ и ㅤ международных ㅤ конвенций, ㅤ может ㅤ рассчитывать, ㅤ что ㅤ при ㅤ отправлении ㅤ правосудия ㅤ с ㅤ применением ㅤ экспертизы ㅤ будут ㅤ использоваться ㅤ публичные ㅤ и ㅤ сертифицированные ㅤ (апробированные) ㅤ ㅤ методики ㅤ ㅤ исследования ㅤ в ㅤ рамках ㅤ экспертизы. ㅤ Кроме ㅤ того, ㅤ важным ㅤ элементом ㅤ предупреждения ㅤ экспертных ㅤ ошибок ㅤ является ㅤ ㅤ его ㅤ право ㅤ задавать ㅤ вопросы ㅤ ㅤ при ㅤ назначении ㅤ экспертизы, ㅤ а ㅤ также ㅤ ㅤ ㅤ присутствовать ㅤ при ㅤ проведении ㅤ исследований ㅤ в ㅤ рамках ㅤ экспертизы ㅤ и ㅤ знакомиться, ㅤ как ㅤ с ㅤ используемыми ㅤ методиками, ㅤ их ㅤ юридическим ㅤ обоснованием, ㅤ так ㅤ и ㅤ инструментальными ㅤ средствами.
ㅤ Сегодня ㅤ ограничена ㅤ солидарная ㅤ ответственность ㅤ таможенных ㅤ представителей. ㅤ По ㅤ общему ㅤ правилу ㅤ в ㅤ случае ㅤ совершения ㅤ таможенных ㅤ операций ㅤ таможенным ㅤ представителем ㅤ от ㅤ имени ㅤ декларанта ㅤ таможенный ㅤ представитель ㅤ несет ㅤ с ㅤ таким ㅤ декларантом ㅤ солидарную ㅤ обязанность ㅤ по ㅤ уплате ㅤ таможенных ㅤ пошлин, ㅤ налогов, ㅤ специальных, ㅤ антидемпинговых, ㅤ компенсационных ㅤ пошлин, ㅤ процентов, ㅤ пеней, ㅤ таможенных ㅤ сборов ㅤ в ㅤ полном ㅤ размере ㅤ подлежащей ㅤ исполнению ㅤ обязанности ㅤ по ㅤ уплате ㅤ таможенных ㅤ платежей. ㅤ Но ㅤ существует ㅤ два ㅤ исключения.
ㅤ Во-первых, ㅤ случаи, ㅤ указанные ㅤ в ㅤ п. ㅤ 5 ㅤ ст. ㅤ 405 ㅤ ТК ㅤ ЕАЭС ㅤ (в ㅤ связи ㅤ с ㅤ несоблюдением ㅤ условий ㅤ использования ㅤ товаров ㅤ в ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ таможенной ㅤ процедурой, ㅤ под ㅤ которую ㅤ помещены ㅤ товары ㅤ и ㅤ т.д.). ㅤ
Во-вторых, ㅤ если ㅤ исполнение ㅤ такой ㅤ обязанности ㅤ связано ㅤ с ㅤ использованием ㅤ при ㅤ подаче ㅤ декларации ㅤ на ㅤ товары ㅤ поддельных ㅤ документов, ㅤ документов, ㅤ полученных ㅤ незаконным ㅤ путем, ㅤ документов, ㅤ не ㅤ имеющих ㅤ юридической ㅤ силы, ㅤ и ㅤ при ㅤ условии, ㅤ что ㅤ таможенный ㅤ представитель ㅤ доказал, ㅤ что ㅤ он ㅤ не ㅤ знал ㅤ и ㅤ не ㅤ должен ㅤ был ㅤ знать ㅤ о ㅤ незаконности ㅤ перемещения ㅤ товаров ㅤ через ㅤ таможенную ㅤ границу ㅤ ЕАЭС, ㅤ что ㅤ будет ㅤ установлено ㅤ решением ㅤ суда ㅤ или ㅤ таможенного ㅤ органа. ㅤ Юридическое ㅤ лицо, ㅤ включенное ㅤ в ㅤ реестр ㅤ таможенных ㅤ представителей, ㅤ обязано ㅤ публиковать ㅤ на ㅤ своем ㅤ официальном ㅤ сайте ㅤ актуальную ㅤ информацию ㅤ о ㅤ стоимости ㅤ своих ㅤ услуг[19]. ㅤ
Основным ㅤ нововведением ㅤ (если ㅤ можно ㅤ его ㅤ так ㅤ назвать) ㅤ нового ㅤ Закона ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ является ㅤ полный ㅤ переход ㅤ на ㅤ электронный ㅤ документооборот ㅤ - как ㅤ на ㅤ этапе ㅤ декларирования ㅤ товаров, ㅤ так ㅤ и ㅤ на ㅤ всем ㅤ периоде ㅤ взаимодействия ㅤ заинтересованных ㅤ лиц ㅤ с ㅤ таможенными ㅤ органами. ㅤ В ㅤ частности, ㅤ при ㅤ оказании ㅤ государственных ㅤ услуг, ㅤвзаимодействии ㅤ при ㅤ администрировании ㅤ таможенных ㅤ пошлин ㅤ и ㅤ налогов, ㅤ проведении ㅤ таможенного ㅤ контроля ㅤ после ㅤ выпуска ㅤ товаров, ㅤ а ㅤ также ㅤ обжаловании ㅤ решений, ㅤ действий ㅤ или ㅤ бездействия ㅤ таможенных ㅤ органов. ㅤ Данное ㅤ нововведение, ㅤ конечно, ㅤ должно ㅤ значительно ㅤ упростить ㅤ порядок ㅤ взаимодействия ㅤ заинтересованных ㅤ лиц ㅤ с ㅤ таможенными ㅤ органами, ㅤ но, ㅤ к ㅤ сожалению, ㅤ на ㅤ мой ㅤ взгляд, ㅤ добиться ㅤ такого ㅤ взаимодействия ㅤ исключительно ㅤ в ㅤ электронном ㅤ виде, ㅤ без ㅤ предоставления ㅤ документов ㅤ на ㅤ бумажном ㅤ носителе ㅤ по ㅤ запросу ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ в ㅤ ближайшее ㅤ время ㅤ вряд ㅤ ли ㅤ удастся.
ㅤ Учитывая ㅤ развитие ㅤ информационных ㅤ технологий ㅤ в ㅤ таможенных ㅤ органах ㅤ и ㅤ фактическое ㅤ отсутствие ㅤ электронного ㅤ документооборота ㅤ (в ㅤ рамках ㅤ таможенного ㅤ декларирования ㅤ таможенный ㅤ орган ㅤ постоянно ㅤ запрашивает ㅤ огромный ㅤ перечень ㅤ документов ㅤ на ㅤ бумажном ㅤ носителе, ㅤ якобы ㅤ для ㅤ подтверждения ㅤ достоверности ㅤ сведений, ㅤ представленных ㅤ в ㅤ формализованном ㅤ виде), ㅤ реализация ㅤ замыслов ㅤ нового ㅤ Закона ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ потребует ㅤ не ㅤ один ㅤ год ㅤ и ㅤ большое ㅤ количество ㅤ бюджетных ㅤ средств. ㅤ Отмечу, ㅤ что ㅤ в ㅤ части ㅤ реализации ㅤ электронного ㅤ документооборота ㅤ по ㅤ оказанию ㅤ государственных ㅤ услуг, ㅤ взаимодействия ㅤ при ㅤ администрировании ㅤ таможенных ㅤ пошлин ㅤ и ㅤ налогов, ㅤ проведения ㅤ таможенного ㅤ контроля ㅤ после ㅤ выпуска ㅤ товаров, ㅤ а ㅤ также ㅤ обжалования ㅤ решений, ㅤ действий ㅤ или ㅤ бездействия ㅤ таможенных ㅤ органов, ㅤ возникает ㅤ необходимость ㅤ переработки ㅤ ведомственных ㅤ нормативных ㅤ актов ㅤ таможенных ㅤ органов, ㅤ что ㅤ также ㅤ требует ㅤ определенное ㅤ количество ㅤ времени. ㅤ
Вместе ㅤ с ㅤ тем ㅤ в ㅤ настоящее ㅤ время ㅤ должностные ㅤ лица ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ при ㅤ рассмотрении ㅤ вопросов ㅤ и ㅤ жалоб ㅤ заинтересованных ㅤ лиц, ㅤ поступивших ㅤ в ㅤ таможенный ㅤ орган, ㅤ чаще ㅤ реализуют ㅤ формальный ㅤ подход, ㅤ а ㅤ именно ㅤ — ㅤ ищут ㅤ основания ㅤ для ㅤ отказа ㅤ в ㅤ рассмотрении ㅤ по ㅤ существу ㅤ жалобы ㅤ (обращения) ㅤ и ㅤ не ㅤ заинтересованы ㅤ в ㅤ реальном ㅤ решении ㅤ проблемы. ㅤ
В ㅤ соответствии ㅤ со ㅤ ст. ㅤ 18 ㅤ Закона ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ срок ㅤ принятия ㅤ предварительного ㅤ решения ㅤ будет ㅤ составлять ㅤ теперь ㅤ 60 ㅤ дней ㅤ (ранее ㅤ был ㅤ установлен ㅤ срок ㅤ 90 ㅤ дней), ㅤ при ㅤ этом ㅤ указанный ㅤ срок ㅤ может ㅤ приостанавливаться ㅤ на ㅤ время ㅤ предоставления ㅤ дополнительной ㅤ информации. ㅤ Конечно, ㅤ уменьшение ㅤ сроков ㅤ рассмотрения ㅤ обращений ㅤ (заявлений) ㅤ заинтересованных ㅤ лиц ㅤ — ㅤ это ㅤ большой ㅤ плюс, ㅤ но ㅤ в ㅤ то ㅤ же ㅤ время ㅤ 60 ㅤ дней ㅤ — ㅤ это ㅤ все-таки ㅤ достаточно ㅤ длительный ㅤ срок.
Интересным ㅤ нововведением ㅤ в ㅤ Законе ㅤ 289-ФЗ ㅤ также ㅤ является ㅤ ст. ㅤ 246, ㅤ где ㅤ указан ㅤ порядок ㅤ проведения ㅤ проверки ㅤ маркировки ㅤ на ㅤ товарах. ㅤ В ㅤ Законе ㅤ № ㅤ 311-ФЗ ㅤ подробного ㅤ описания ㅤ по ㅤ проверке ㅤ маркировки ㅤ не ㅤ было, ㅤ данные ㅤ положения ㅤ были ㅤ указаны ㅤ в ㅤ Таможенном ㅤ кодексе ㅤ ЕАЭС.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 458.