ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА таможенной ЭКСПЕРТИЗЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1.Этапы становления института таможенной экспертизы …..................9

1.1.История развития института таможенных экспертиз………………….....9

1.2.Генезис представлений об институте таможенной экспертизы………...19

Глава 2. Современное понятие и применение института таможенной экспертизы………………………………………………………………………..30

2.1. Правовые категории института таможенной экспертизы и их современное состояние………………………………………………………….30

2.2. Современные направления таможенной экспертизы…………………...40

Глава 3.Перспективы развития института таможенной экспертизы…………48

3.1. Проблемы при осуществлении таможенной экспертизы и пути их решения…………………………………………………………………………..48  

3.2.Пути развития экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов…………………………………………………………….52

Заключение……………………………………………………………………….67

Список используемой литературы……………………………………………...70

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном сообществе постоянно повышаются требования к качеству товаров и услуг, растет конкуренция их поставщиков, в связи с чем возрастает и роль экспертного сообщества, и экспертных услуг. Кроме того, происходит значительное увеличение участников ВЭД, а также повышение количества экспортно-импортных операции. Не уменьшается и количество желающих недобросовестно соблюдать требования к законному перемещению товаров и транспорта, провести в РФ некачественный товар. Все это определяет важность и значимость института таможенной экспертизы товаров, который также нуждается в постоянном совершенстве, поиске оптимальных способов проверки товаров, определения его предназначения и качества.

Это, в свою очередь, требует как совершенства нормативной базы проведения таможенных экспертиз, так и технического оснащения этих процедур, повышения профессионального уровня экспертов, занятых в таможенном деле. На данный момент проведение таможенной экспертизы играет одну из важных ролей в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Она осуществляется экспертами таможенных лабораторий и других надлежащих организаций, также может осуществляться иными сторонними экспертами, назначаемыми или приглашаемыми непосредственно таможенными органами. Существенное количество проводимых экспертиз исполняется Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России.

 При прохождении товаров через таможенные пункты на территории РФ может использоваться принцип таможенного исследования, который призван оценить предметы, ввозимые на территорию России на соответствие местному законодательству. Экспертиза чаще всего используется как форма для надзора над внешнеэкономическими процессами или как инструмент таможенной регуляции.

 Специалисты в сфере экспертизы приравнивают таможенное исследование к важнейшим техникам судебного исследования, несмотря на то, что судебная методика не включает в основу исследование предметов на таможне. Таможенной экспертизой называют исследования и испытания, которые осуществляют таможенные эксперты с применением научных или же специальных знаний для разрешения задач, поставленных перед таможенными органами.

Легальный термин «таможенная экспертиза», хотя и имеет законодательную дефиницию в ТК ЕАЭС, но как общественно-правовое явление отображает взаимную экспертную деятельность:

1. Должностных лиц таможенных органов, уполномоченных законодательством применять таможенную экспертизу.

2. Заинтересованных лиц, чьи конституционные свободы, права и законные интересы затрагивает назначение таможенной экспертизы.

3. Должностных лиц таможенных органов, уполномоченных законодательством организовывать производство таможенной экспертизы, или выступать в юридической роли таможенного эксперта.

4. Как видно из последнего, таможенная экспертиза относится к наукоемким и поэтому сложным явлениям, осмысление которых возможно только при наличии определенных теоретических конструкций, позволяющих оценить его в целом. Это, в свою очередь, дает возможность, не только осуществлять ее законодательное регулирование (конструировать оптимальные законодательные нормы), но и правомерно применять таможенную экспертизу как юридический инструмент в деятельности таможенных органов.

Актуальность представленной темы определяет так же нехватка полных критериев оценки эффективности деятельности, что в свою очередь мешает произвести высококачественный анализ эффективности экспертиз. На сегодняшний день осуществляется развитие кадровой, информационной, технической, материальной и финансовой обеспеченности экспертной деятельности в таможенных целях, но не достаточно оптимизировано законодательство, на основе которого она осуществляется, также возникают проблемы рациональной организации экспертной деятельности5 . Эти и многие другие проблемы, которые необходимо решить, и подтверждают актуальности данной темы.

Тема экспертной деятельности получила определенное освещение в научной и учебно-практической литературе. Подробно изучала данное направление таможенного дела такой ученый как  Райкова Е.Ю.

 В работах Алексеева Н.Н. и Горносталь А.А. изложены общие представление о том, что такое экспертиза, каковы ее цели. На наш взгляд, наибольший вклад в изучение различных аспектов экспертной деятельности для таможенных целей внес Нестеров А.В., перу которого принадлежат статьи, монографии учебные пособия.

Объектом ВКР является экспертная система для таможенных целей, как сложная совокупность процедур, правил, отношений и действий. Предметно мы ограничили тему рассмотрением таких вопросов, как нормативно-правовые положения, регулирующие экспертную деятельность, порядок назначения и проведения экспертиз, характеристика отдельных таможенных экспертиз.

 Целью ВКР является раскрытие содержания института таможенной экспертизы на основе анализа ее составных частей и определение роли экспертизы в таможенном деле.

 Для того чтобы, цель была достигнута, необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить историю развития института экспертизы в таможенном деле.

2. Рассмотреть генезис понятия таможенной экспертизы, ее объект, субъект, цели и задачи.

3. Дать классификацию видов экспертиз в таможенном деле и дать им краткую характеристику.

4. Изучить порядок назначения и проведения таможенной экспертизы.

5. Рассмотреть экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов.

6. Выявить проблемы при осуществлении таможенной экспертизы и их пути решения.

7. Определить пути развития и улучшения экспертной деятельности в таможенных органах.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения и выводы, изложенные в научных публикациях по данной теме, а также нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу таможенной деятельности. экспертизы в таможенном деле.

Нормативно-правовую основу изучения составили Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Решение Комиссии Таможенного союза «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля», а также другие нормативные акты Российской Федерации, заключающие положения, регулирующие порядок проведения таможенной экспертизы. Законодательное регулирование таможенной экспертизы осуществляется в рамках таможенного регулирования.

Многие положения, которые регулируют таможенную экспертизу, не попали в ТК ЕАЭС. Но в ФЗ-311 урегулированы некоторые правоотношения, связанные с таможенной экспертизой, характерные только для экспертной системы ФТС РФ15 . ФТС РФ и ЦЭКТУ издают ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность экспертной системы ФТС РФ. Кроме того, в деятельности ЦЭКТУ используются обычаи делового оборота (экспертной практики), которые сложились в судебно-экспертной деятельности.

Нормы, регулирующие таможенно-экспертную деятельность, в частности, правоотношения, возникающие при применении таможенной экспертизы, можно классифицировать следующим образом:

1. Законодательство ЕАЭС.

2. Национальное законодательство и подзаконные ведомственные нормативные правовые акты.

В противном случае, если заключение таможенного эксперта (эксперта) одного из государств-членов ЕАЭС может признаваться в других государствах - членах ЕАЭС, то в иных государствах такое заключение может быть подвергнуто сомнению. Существенный анализ нормативного регулирования, показал, что поднятая тема также актуальна своей недосказанностью в законодательном аспекте. Основными научными методами, с помощью которых изучалась тема ВКР, стали методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, статистический, системный. Мы уже подчеркивали, что экспертиза в таможенном деле – это сложная система, каждая из которых имеет свою структуру, свое предназначение, свои характеристики. Практическую часть работы определяют общие материалы деятельности таможенных органов, а также статистические данные.

В данной работе показаны проблемы в деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и установлены направления его совершенствования. Структура работы соответствует заявленной цели и направлена на решение поставленных задач. Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Введение ВКР содержит актуальность представленной работы, также обозначен объект и выявлена цель. Сформулированы задачи для достижения поставленной цели и определена теоретико-методологическая база. Указаны основные научные методы, с помощью которых изучалась тема ВКР.

 В первой главе содержится информация о сущности экспертизы в таможенном деле, определены ее цели, содержание, также проблемы. В данной главе показана история института таможенной экспертизы. Обозначены и охарактеризованы субъекты, объекты, предметы и задачи таможенной экспертизы. Проанализирован порядок назначения и проведения таможенной экспертизы.

Во второй главе дана классификация видов таможенных экспертиз, дана им краткая характеристика. Особое внимание уделено криминалистической экспертизе, так как она является наиболее продвинутой в организационном и теоретическом плане. Вопросы, касающиеся работы Экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России рассмотрены в третьей главе ВКР, в ней описано взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России.

Также изучены проблемы при осуществлении таможенной экспертизы и их пути решения. В заключении подведены итоги изучения данной темы ВКР и сделаны соответствующие выводы.

 

Заключение

 

В современном мире происходит процесс либерализации международной торговли, государства заключают различные договоры и соглашения в этой области. Безусловно, это способствует улучшению экономических отношений и увеличению многообразия поступающей на рынок продукции. Однако существуют и негативные последствия, представляющие угрозу экономической безопасности государства. Одним из негативных проявлений является рост числа таможенных преступлений.

Соответствие качества товара его описанию в сопровождающей документации является необходимым условием для прохождения таможенного контроля и перемещения товаров через таможенную границу.

При пересечении границы товары подлежат обложению пошлинами, размер которых определяется в соответствии с кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Однако зачастую данные, указанные производителем на маркировке продукции являются недостаточными или не соответствуют действительности, и тогда идентифицировать товар без проведения определенных исследований невозможно.

В таких случаях идентифицировать товар возможно только при проведении таможенной экспертизы.

На данный момент проведение таможенной экспертизы играет одну из важных ролей в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Она осуществляется экспертами таможенных лабораторий и других надлежащих организаций, также может осуществляться иными экспертами, назначаемыми непосредственно таможенными органами. Существенное количество проводимых экспертиз исполняется Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России.

Таможенная экспертиза относится к наукоемким и поэтому сложным явлениям, осмысление которых возможно только при наличии определенных теоретических конструкций, позволяющих оценить его в целом. Это, в свою очередь, дает возможность, не только осуществлять ее законодательное регулирование (конструировать оптимальные законодательные нормы), но и правомерно применять таможенную экспертизу как юридический инструмент в деятельности таможенных органов.

Анализ структур экспертно-исследовательских работ ЭКС показывает, что одними из самых частых экспертиз являются идентификационная и товароведческая, так, как для принятия решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС необходимо определить характеристики товара, что должностные лица таможенных органов зачастую не могут сделать самостоятельно.

Также особое внимание уделяют криминалистическим экспертизам. Успешно функционируют системы специализированных экспертных учреждений, где для специалистов созданы отличные рабочие условия, и высоко оценочный труд.

Экспертиза, проводимая экспертно-криминалистическими подразделениями ФТС России, позволяет:

1. Овладеть информацией о структуре товаропотоков в мировой торговле.

2. Выявить скрытую искаженную информацию о товарах.

3. Обнаружить контрафактные товары, свойства товаров, которые подверглись неправильному декларированию или же недекларированию, а также иных способам фальсификации.

В настоящее время осуществление криминалистических исследований в таможенном деле и их решения имеют огромное значение. Данная экспертиза проводится на товары, транспортные средства и документы, которые содержат информацию о них, либо же на совершенные действия в отношении товара или транспортному средству.

Таможенной службе России объективно потребовалась собственная экспертная служба потому, что рос экспортно-импортный поток товаров, и усложнялись, как таможенные правоотношения, так и формы товаров на таможенной границе.

На сегодняшний день происходит развитие кадровой, информационной, технической, материальной и финансовой обеспеченности экспертной деятельности в таможенных целях, но не достаточно оптимизированно законодательство, на основе которого она осуществляется, поэтому возникают проблемы рациональной организации экспертной деятельности, но вместе с тем же происходит и глобальное развитие, и совершенствование таможенной экспертизы в Российской Федерации.

Ведь только за последние годы более трети, от общего числа проведенных таможенных экспертиз, способствовали обнаружению правонарушений в области таможенного законодательства. Этот факт свидетельствует о наличии прямой связи между качеством и разработкой института таможенной экспертизы и количеством правонарушений, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу. Его развитие и совершенствование может способствовать пресечению совершения преступлений и, следовательно, снижению уровня преступности и более качественному обеспечению национальной безопасности.

 

Список использованной литературы

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года;

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – URL:Официальный 85 интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения 02.09.2018);

3. Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.

4. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;

5. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 28 ноября 2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;

6. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.12.2014) «О Государственной границе Российской Федерации». – Доступ из справочно- правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;

7. Постановление Правительства РФ от 20.12.2014 N 1427 «О внесении изменений в методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти». – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2014 (дата обращения 02.09.2018);

8. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г. N 15. ст. 1619;

9. Андреева Е. И., Нестеров А. В. О концепции создания системы экспертизы товаров для таможенных целей // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений. – Материалы 50-х криминалистических чтений 23 октября 2013 г. С. 536-539.

10. Андреева Е. И., Вермке П., Нестеров А. В. О гармонизации таможенного законодательства в области экспертизы товаров // Право ВТО. 2012. № 2. С. 15-19.

11.Амосов А. О долгосрочной стратегии модернизации и развития промышленности // Экономист. - 2014. - №. 9. - С. 3-15;

12.Аубакирова И.У. От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: некоторые правовые вопросы региональной интеграции // Финансовое право. - 2015. - № 9. - С. 10 – 17;

13.Балковая В.Г. Таможенная служба Российской империи в XVIII в. // Таможенное дело. - 2014. - № 2. - С. 29 – 36;

14.Бобылев Ю. Н., Г.И. Идрисов, С.Г. Синельников-Мурылев. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и 88 сценарный анализ последствий. - М.: Издательство Института Гайдара, 2014. - 84 с. - ISBN 978-5-93255-346-6;

15.Брыкин А. Важность обратных связей государственного управления // Экономист. - 2015. - № 11. - С. 1 – 11;

16. Берлова Н. В., Яковлева С. В. Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 70-84.

17. Бондарев К. Д. О мерах повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1 (58). С. 82-86.

18.Винслав Ю. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. - 2015. - № 4. - С. 3-26;

19. Волков Д.В. Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования // Известия Российского 90 государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 53. - С. 62 – 71; 62) Воронин Ю. Нефтегазовый бюджет

20.Гринберг Р.С. Евразийский союз: хрупкие надежды // Международная экономика. - 2013. - № 1 . - С. 83-93;

21. Горносталь, А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. / А.А. Горносталь. - Ростов н/д : МГУТУ. 2015. С. 41.

22. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева, - М: ООН РАН, 2013. - 48 с.;

23.Гурова И., Ефремова М. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации // Вопросы экономики. - 2014. - № 6. - С. 115-121;

24.Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.: Экономика, 2016. - 478 с. - ISBN 978-5-282-03228-4;

25.Дмитриева О. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. – 2013. - № 3. - С. 20-25;

26..Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- М.: ВАВТ, 2014. - 360 с. - ISBN 978-5-9547- 0118-0;

27.Евсюков В.А. Таможенное дело при преемниках Петра I (1725-1731 гг.) // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 8. - С. 168 – 176; 91

28. Енадарова М.Г. Правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 44 – 51;

29. Захаров А.Н. Проблемы присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. - № 12. - С. 26 – 34;

30. Иванов И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: Инфра-М, 2014. С. 297.

31. Казакова С.В. Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9. С.179-180.

32.Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С. 1- 9;

33.Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 295 с. - ISBN 978-5-5389-2488-3;

34.Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенное регулирование и таможенное законодательство в Евразийском экономическом союзе // Люберцы. Вестник РТА. - 2014. - № 4. - С. 97 – 105;

35.Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 2 – 14;

36. Колпаков А. Ф., Яковлева С. В. О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 2 (51). С. 34-41.

37. Колпаков А. Ф. Экспертиза как метод таможенного контроля // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 42-51.

38. Лактионова М.А. Особенности производства товароведческих экспертиз. // Теория и практика судебной экспертизы. – 2015. — №5. – с.89-98

39. Лифшиц Е. М., Михайлов В. А. Назначение и производство экспертизы. - В.: ВСШ МВД РФ, 2017. С. 120.

40.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 432 с. - ISBN 5- 466-00103-1;

41.Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 408 с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;

42. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 489 с. - ISBN 978-5-9916-4041-1;

43. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др. - М.: Омега-Л, 2013. - 831 с. - ISBN 978-5-370-01882-4;

44. Михайлов В. А., Дубягин Ю. П. Назначение и производство судебных экспертиз. — Волгоград: 2016. — 260 с.

45. Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления / Под ред. А. В. Федорова. — СПб: Юридический центр Пресс, 2016. С. 257 .

46. Нестеров А. В. История экспертизы // Таможенное дело. 2016. № 2. С.24-28.

47. Нестеров А. В. Экспертика: Общая теория экспертизы. – М.: Тип. НИУ ВШЭ, 2014. С. 261 .

48. Нестеров А. В. О юридическом положении эксперта в таможенном деле // Таможенная экспертиза 2014. № 2. С. 7-12.

49. Нестеров А. В. История экспертизы в таможенном деле // Таможенное дело. 2016. № 2. С. 24-28.

50. Райкова Е. Ю. Р18 Теоретические основы товароведения и экспертизы:— М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2014. С. 56 .

51.. Саличкина А.Ю. Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации // Таможенное дело. - 2015. - № 1. - С. 5 – 7;

52. Сенюк Г. Таможенная пошлина: первое слово дороже второго // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 8. - С. 12 – 18;

53. Соложенцев В. А. Нестеров В. А. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 2015. С. 142 .

54.Уляницкий В.А. Международное право. // Золотой фонд российской науки международного права. - М.: Российская академия правосудия, 2014. Т. III. 488 с. – ISBN 978-5-7133-1359-3;

56.Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах: монография / И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина и др.; под ред. Т.Н. Трошкиной. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. - 230 с. - ISBN 978-5- 4480-5378-6;

57. Хуснуллин А.А. Международное таможенное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Современные тенденции в научной деятельности. 2017. С.278-280.

58. Чернов А.Д. Проблемы назначения и производства судебных экспертиз по гражданским, уголовным и административным делам — М.: ФЗГ, 2013. С. 9.

59. Чечеткина Н. М. и др. Товарная экспертиза, — М.: Феникс, 2017. С. 510 .

60. Шкварок В.М. Экономическая глобализация как угроза экономической безопасности России // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. №55. С.352-355.

61. Эйсман А. А. Заключение эксперта. — М.: ВНИИСЭ, 2017.С. 162 .

62. Яблоков Н.П. Следственные ситуации в методике расследования и их оценка — М.: Издательство НОРМА. 2015.С. 67 .

63.Гарант.Ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/

64.Ежегодный сборник "Таможенная служба Российской Федерации" [электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба [Офиц.сайт] URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845

65. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/  

66. Официальный сайт ФТС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru

67. Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http:// www.brokert.ru// (дата обращения 03.09.2018);

68. Проект Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=64713 (дата обращения 02.09.2018);

69. Совместный семинар по упрощению процедур торговли и «единому окну» ЕЭК ООН и ЕЭК, Москва, 4 сентября 2014г. [Электронный ресурс] URL:

70.Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика [Электронный ресурс]. URL: http://www.strategy2020.rian.ru (дата обращения 29.09.2018).

 

 


[1] Андреева Е. И., Вермке П., Нестеров А. В. О гармонизации таможенного законодательства в области экспертизы товаров // Право ВТО. 2012. № 2. С. 15-19.

 

[2] Берлова Н. В., Яковлева С. В. Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 70-84.

 

[3] Иванов И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: Инфра-М, 2014. С. 297.

[4] Колпаков А. Ф. Экспертиза как метод таможенного контроля // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 42-51.

 

[5]Чечеткина Н. М. и др. Товарная экспертиза, — М.: Феникс, 2017. С. 510 .

 

[6] Эйсман А. А. Заключение эксперта. — М.: ВНИИСЭ, 2017.С. 162 .

 

[7] Лифшиц Е. М., Михайлов В. А. Назначение и производство экспертизы. - В.: ВСШ МВД РФ, 2017. С. 120.

[8] Колпаков А. Ф. Экспертиза как метод таможенного контроля // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 42-51.

 

[9] Райкова Е. Ю. Р18 Теоретические основы товароведения и экспертизы:— М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2014. С. 56 .

 

[10] Хуснуллин А.А. Международное таможенное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Современные тенденции в научной деятельности. 2017. С.278-280.

[11] Лифшиц Е. М., Михайлов В. А. Назначение и производство экспертизы. - В.: ВСШ МВД РФ, 2017. С. 120.

 

[12] Горносталь, А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. / А.А. Горносталь. - Ростов н/д : МГУТУ. 2015. С. 41 .

 

[13] Соложенцев В. А. Нестеров В. А. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 2015. С. 142 .

[14] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- М.: ВАВТ, 2014. - 360 с. - ISBN 978-5-9547- 0118-0;

 

[15] Лактионова М.А. Особенности производства товароведческих экспертиз. // Теория и практика судебной экспертизы. – 2015. — №5. – с.89-98

[16] Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С. 1- 9;

 

[17] Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 408 с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;

 

[18]Яблоков Н.П. Следственные ситуации в методике расследования и их оценка — М.: Издательство НОРМА. 2015.С. 67 .

 

[19] Казакова С.В. Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения. 2013. №9. С.179-180.

 

[20] Казакова С.В. Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения. 2013. №9. С.179-180.

 

[21] Горносталь, А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. / А.А. Горносталь. - Ростов н/д : МГУТУ. 2015. С. 41 .

 

[22] Казакова С.В. Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения. 2013. №9. С.179-180.

 

[23]Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2012. - № 1. - С. 2 – 14;

 

[24]Соложенцев В. А. Нестеров В. А. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 2015. С. 142 .

[25] Райкова Е. Ю. Р18 Теоретические основы товароведения и экспертизы:— М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2014. С. 56 .

 

[26] Бондарев К. Д. О мерах повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1 (58). С. 82-86.

 

[27] Лифшиц Е. М., Михайлов В. А. Назначение и производство экспертизы. - В.: ВСШ МВД РФ, 2017. С. 120.

 

[28] Соложенцев В. А. Нестеров В. А. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 2015. С. 142 .

 

[29] Бондарев К. Д. О мерах повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1 (58). С. 82-86.

 

[30] Гринберг Р.С. Евразийский союз: хрупкие надежды // Международная экономика. - 2013. - № 1 . - С. 83-93.

 

[31] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- М.: ВАВТ, 2014. - 360 с. - ISBN 978-5-9547- 0118-0;

 

[32] Нестеров А. В. История экспертизы // Таможенное дело. 2016. № 2. С.24-28.

[33] Горносталь, А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. / А.А. Горносталь. - Ростов н/д : МГУТУ. 2015. С. 41 .

 

[34] Гринберг Р.С. Евразийский союз: хрупкие надежды // Международная экономика. - 2013. - № 1 . - С. 83-93;

[35] Андреева Е. И., Вермке П., Нестеров А. В. О гармонизации таможенного законодательства в области экспертизы товаров // Право ВТО. 2012. № 2. С. 15-19.

[36] Соложенцев В. А. Нестеров В. А. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 2015. С. 142 .

 

[37] Чечеткина Н. М. и др. Товарная экспертиза, — М.: Феникс, 2017. С. 510 .

 

[38] Михайлов В. А., Дубягин Ю. П. Назначение и производство судебных экспертиз. — Волгоград: 2016. — 260 с.

 

[39] Таможенная статистика внешней торговли [электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба [Офиц.сайт]. URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095

 

[40]. Нестеров А. В. Об экспертизе товаров в таможенных целях // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2017. № 1. С. 89-92.

 

[41] Иванов И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: Инфра-М, 2014. С. 297.

 

[42] Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенное регулирование и таможенное законодательство в Евразийском экономическом союзе // Люберцы. Вестник РТА. - 2014. - № 4. - С. 97 – 105;

 

[43] Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.: Экономика, 2016. - 478 с. - ISBN 978-5-282-03228-4;

 

[44] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- М.: ВАВТ, 2014. - 360 с. - ISBN 978-5-9547- 0118-0;

 

[45] Райкова Е. Ю. Р18 Теоретические основы товароведения и экспертизы:— М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2014. С. 56 .

 

[46] Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/

 

[47] Чечеткина Н. М. и др. Товарная экспертиза, — М.: Феникс, 2017. С. 510 .

[48] Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 408 с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;

[49] Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http:// www.brokert.ru// (дата обращения 03.09.2018);

 

[50] Горносталь, А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. / А.А. Горносталь. - Ростов н/д : МГУТУ. 2015. С. 41 .

 

[51] Хуснуллин А.А. Международное таможенное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Современные тенденции в научной деятельности. 2017. С.278-280.

 


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1.Этапы становления института таможенной экспертизы …..................9

1.1.История развития института таможенных экспертиз………………….....9

1.2.Генезис представлений об институте таможенной экспертизы………...19

Глава 2. Современное понятие и применение института таможенной экспертизы………………………………………………………………………..30

2.1. Правовые категории института таможенной экспертизы и их современное состояние………………………………………………………….30

2.2. Современные направления таможенной экспертизы…………………...40

Глава 3.Перспективы развития института таможенной экспертизы…………48

3.1. Проблемы при осуществлении таможенной экспертизы и пути их решения…………………………………………………………………………..48  

3.2.Пути развития экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов…………………………………………………………….52

Заключение……………………………………………………………………….67

Список используемой литературы……………………………………………...70

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном сообществе постоянно повышаются требования к качеству товаров и услуг, растет конкуренция их поставщиков, в связи с чем возрастает и роль экспертного сообщества, и экспертных услуг. Кроме того, происходит значительное увеличение участников ВЭД, а также повышение количества экспортно-импортных операции. Не уменьшается и количество желающих недобросовестно соблюдать требования к законному перемещению товаров и транспорта, провести в РФ некачественный товар. Все это определяет важность и значимость института таможенной экспертизы товаров, который также нуждается в постоянном совершенстве, поиске оптимальных способов проверки товаров, определения его предназначения и качества.

Это, в свою очередь, требует как совершенства нормативной базы проведения таможенных экспертиз, так и технического оснащения этих процедур, повышения профессионального уровня экспертов, занятых в таможенном деле. На данный момент проведение таможенной экспертизы играет одну из важных ролей в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Она осуществляется экспертами таможенных лабораторий и других надлежащих организаций, также может осуществляться иными сторонними экспертами, назначаемыми или приглашаемыми непосредственно таможенными органами. Существенное количество проводимых экспертиз исполняется Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России.

 При прохождении товаров через таможенные пункты на территории РФ может использоваться принцип таможенного исследования, который призван оценить предметы, ввозимые на территорию России на соответствие местному законодательству. Экспертиза чаще всего используется как форма для надзора над внешнеэкономическими процессами или как инструмент таможенной регуляции.

 Специалисты в сфере экспертизы приравнивают таможенное исследование к важнейшим техникам судебного исследования, несмотря на то, что судебная методика не включает в основу исследование предметов на таможне. Таможенной экспертизой называют исследования и испытания, которые осуществляют таможенные эксперты с применением научных или же специальных знаний для разрешения задач, поставленных перед таможенными органами.

Легальный термин «таможенная экспертиза», хотя и имеет законодательную дефиницию в ТК ЕАЭС, но как общественно-правовое явление отображает взаимную экспертную деятельность:

1. Должностных лиц таможенных органов, уполномоченных законодательством применять таможенную экспертизу.

2. Заинтересованных лиц, чьи конституционные свободы, права и законные интересы затрагивает назначение таможенной экспертизы.

3. Должностных лиц таможенных органов, уполномоченных законодательством организовывать производство таможенной экспертизы, или выступать в юридической роли таможенного эксперта.

4. Как видно из последнего, таможенная экспертиза относится к наукоемким и поэтому сложным явлениям, осмысление которых возможно только при наличии определенных теоретических конструкций, позволяющих оценить его в целом. Это, в свою очередь, дает возможность, не только осуществлять ее законодательное регулирование (конструировать оптимальные законодательные нормы), но и правомерно применять таможенную экспертизу как юридический инструмент в деятельности таможенных органов.

Актуальность представленной темы определяет так же нехватка полных критериев оценки эффективности деятельности, что в свою очередь мешает произвести высококачественный анализ эффективности экспертиз. На сегодняшний день осуществляется развитие кадровой, информационной, технической, материальной и финансовой обеспеченности экспертной деятельности в таможенных целях, но не достаточно оптимизировано законодательство, на основе которого она осуществляется, также возникают проблемы рациональной организации экспертной деятельности5 . Эти и многие другие проблемы, которые необходимо решить, и подтверждают актуальности данной темы.

Тема экспертной деятельности получила определенное освещение в научной и учебно-практической литературе. Подробно изучала данное направление таможенного дела такой ученый как  Райкова Е.Ю.

 В работах Алексеева Н.Н. и Горносталь А.А. изложены общие представление о том, что такое экспертиза, каковы ее цели. На наш взгляд, наибольший вклад в изучение различных аспектов экспертной деятельности для таможенных целей внес Нестеров А.В., перу которого принадлежат статьи, монографии учебные пособия.

Объектом ВКР является экспертная система для таможенных целей, как сложная совокупность процедур, правил, отношений и действий. Предметно мы ограничили тему рассмотрением таких вопросов, как нормативно-правовые положения, регулирующие экспертную деятельность, порядок назначения и проведения экспертиз, характеристика отдельных таможенных экспертиз.

 Целью ВКР является раскрытие содержания института таможенной экспертизы на основе анализа ее составных частей и определение роли экспертизы в таможенном деле.

 Для того чтобы, цель была достигнута, необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить историю развития института экспертизы в таможенном деле.

2. Рассмотреть генезис понятия таможенной экспертизы, ее объект, субъект, цели и задачи.

3. Дать классификацию видов экспертиз в таможенном деле и дать им краткую характеристику.

4. Изучить порядок назначения и проведения таможенной экспертизы.

5. Рассмотреть экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов.

6. Выявить проблемы при осуществлении таможенной экспертизы и их пути решения.

7. Определить пути развития и улучшения экспертной деятельности в таможенных органах.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения и выводы, изложенные в научных публикациях по данной теме, а также нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу таможенной деятельности. экспертизы в таможенном деле.

Нормативно-правовую основу изучения составили Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Решение Комиссии Таможенного союза «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля», а также другие нормативные акты Российской Федерации, заключающие положения, регулирующие порядок проведения таможенной экспертизы. Законодательное регулирование таможенной экспертизы осуществляется в рамках таможенного регулирования.

Многие положения, которые регулируют таможенную экспертизу, не попали в ТК ЕАЭС. Но в ФЗ-311 урегулированы некоторые правоотношения, связанные с таможенной экспертизой, характерные только для экспертной системы ФТС РФ15 . ФТС РФ и ЦЭКТУ издают ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность экспертной системы ФТС РФ. Кроме того, в деятельности ЦЭКТУ используются обычаи делового оборота (экспертной практики), которые сложились в судебно-экспертной деятельности.

Нормы, регулирующие таможенно-экспертную деятельность, в частности, правоотношения, возникающие при применении таможенной экспертизы, можно классифицировать следующим образом:

1. Законодательство ЕАЭС.

2. Национальное законодательство и подзаконные ведомственные нормативные правовые акты.

В противном случае, если заключение таможенного эксперта (эксперта) одного из государств-членов ЕАЭС может признаваться в других государствах - членах ЕАЭС, то в иных государствах такое заключение может быть подвергнуто сомнению. Существенный анализ нормативного регулирования, показал, что поднятая тема также актуальна своей недосказанностью в законодательном аспекте. Основными научными методами, с помощью которых изучалась тема ВКР, стали методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, статистический, системный. Мы уже подчеркивали, что экспертиза в таможенном деле – это сложная система, каждая из которых имеет свою структуру, свое предназначение, свои характеристики. Практическую часть работы определяют общие материалы деятельности таможенных органов, а также статистические данные.

В данной работе показаны проблемы в деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и установлены направления его совершенствования. Структура работы соответствует заявленной цели и направлена на решение поставленных задач. Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Введение ВКР содержит актуальность представленной работы, также обозначен объект и выявлена цель. Сформулированы задачи для достижения поставленной цели и определена теоретико-методологическая база. Указаны основные научные методы, с помощью которых изучалась тема ВКР.

 В первой главе содержится информация о сущности экспертизы в таможенном деле, определены ее цели, содержание, также проблемы. В данной главе показана история института таможенной экспертизы. Обозначены и охарактеризованы субъекты, объекты, предметы и задачи таможенной экспертизы. Проанализирован порядок назначения и проведения таможенной экспертизы.

Во второй главе дана классификация видов таможенных экспертиз, дана им краткая характеристика. Особое внимание уделено криминалистической экспертизе, так как она является наиболее продвинутой в организационном и теоретическом плане. Вопросы, касающиеся работы Экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России рассмотрены в третьей главе ВКР, в ней описано взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России.

Также изучены проблемы при осуществлении таможенной экспертизы и их пути решения. В заключении подведены итоги изучения данной темы ВКР и сделаны соответствующие выводы.

 

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА таможенной ЭКСПЕРТИЗЫ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 2463.