Необходимость ㅤ обращения ㅤ к эксперту ㅤ для ㅤ осуществления ㅤ наиболее ㅤ полных, ㅤ всесторонних ㅤ и объективных ㅤ исследований ㅤ товаров ㅤ в процессе ㅤ таможенного ㅤ контроля, ㅤ а также ㅤ в процессе ㅤ производства ㅤ по ㅤ делам ㅤ об ㅤ административных ㅤ правонарушениях ㅤ в области ㅤ таможенного ㅤ права ㅤ и по ㅤ уголовным ㅤ делам, ㅤ ранее предусматривалось ㅤмеждународными ㅤ законодательствами Таможенного кодекса Таможенного союза (Сейчас ТК ЕАЭС) и российским ㅤ законодательством ㅤ (УПК, ㅤ 73-ФЗ ㅤ от ㅤ 31.03.2011 ㅤ «О ㅤ государственной ㅤ судебно-экспертной ㅤ деятельности ㅤ в Российской ㅤ Федерации», ㅤ и др.), ㅤ Постановлением ㅤ пленума ㅤ Верховного ㅤ суда ㅤ РФ ㅤ № 28 ㅤ от ㅤ 21.12.2017 г., ㅤ а также ㅤ ведомственными ㅤ нормативно-правовыми ㅤ актами ㅤ и методическим ㅤ указаниями, ㅤ выпускаемыми ㅤ в том ㅤ числе ㅤ ФТС ㅤ РФ ㅤ (начиная ㅤ с Приказа ㅤ ГТК ㅤ РФ ㅤ № 264 ㅤ от ㅤ 25.06.1993 г. ㅤ «Об ㅤ утверждении ㅤ нормативно-методических ㅤ документов, ㅤ принятых ㅤ коллегией ㅤ по ㅤ вопросу ㅤ «О ㅤ программе ㅤ развития ㅤ таможенных ㅤ лабораторий ㅤ ГТК ㅤ России» ㅤ и заканчивая ㅤ Приказом ㅤ ФТС ㅤ России ㅤ № 396 ㅤ от ㅤ 25.02.2011 ㅤ «Об ㅤ утверждении ㅤ формы ㅤ решения ㅤ о назначении ㅤ таможенной ㅤ экспертизы, ㅤ формы ㅤ заключения ㅤ таможенного ㅤ эксперта ㅤ (эксперта), ㅤ порядка ㅤ отбора ㅤ проб ㅤ и образцов ㅤ товаров ㅤ для ㅤ проведения ㅤ таможенной ㅤ экспертизы ㅤ и приостановления ㅤ срока ㅤ проведения ㅤ таможенной ㅤ экспертизы» ㅤ и др.).
Сегодня ㅤ в таможенном ㅤ деле ㅤ применяются ㅤ различные ㅤ виды ㅤ экспертиз, ㅤ в том ㅤ числе ㅤ таможенные[1]. ㅤ Таможенная ㅤ экспертиза ㅤ является ㅤ специальным ㅤ видом ㅤ научно-практического ㅤ исследования, ㅤ проводимого ㅤ экспертами-таможенниками ㅤ с целью ㅤ получения ㅤ квалифицированного, ㅤ достоверного, ㅤ объективного ㅤ и независимого ㅤ заключения ㅤ по ㅤ проблемным ㅤ вопросам ㅤ таможенного ㅤ администрирования ㅤ (регулятивного, ㅤ правоохранительного ㅤ и фискального ㅤ характера), ㅤ требующим ㅤ для ㅤ своего ㅤ разрешения ㅤ использования ㅤ специальных ㅤ таможенных ㅤ (таможенноведческих) ㅤ познаний.
Впервые ㅤ термин ㅤ «таможенная ㅤ экспертиза» ㅤ был ㅤ озвучен ㅤ в процессе ㅤ согласования ㅤ с Минюстом ㅤ и МВД ㅤ регламента ㅤ «О ㅤ порядке ㅤ взятия ㅤ таможенных ㅤ проб ㅤ и образцов, ㅤ сроках ㅤ и порядке ㅤ их ㅤ исследования, ㅤ а также ㅤ распоряжения ㅤ ими», ㅤ который ㅤ согласно ㅤ поправке ㅤ к ст.51 ㅤ Таможенного ㅤ кодекса ㅤ СССР ㅤ 1991г. ㅤ утверждался ㅤ Кабинетом ㅤ Министров ㅤ СССР ㅤ и должен ㅤ был ㅤ служить ㅤ нормативно-правовым ㅤ основанием ㅤ для ㅤ осуществления ㅤ производственной ㅤ деятельности ㅤ Центральной ㅤ таможенной ㅤ лаборатории ㅤ (ЦТЛ), ㅤ созданной ㅤ в ㅤ 1990 ㅤ году ㅤ в ГУГТК ㅤ СССР. ㅤ Сотрудники ㅤ ЦТЛ ㅤ с ㅤ 1991 ㅤ года ㅤ начали ㅤ проводить ㅤ экспертные ㅤ исследования ㅤ товаров ㅤ с целью ㅤ их ㅤ классификации ㅤ по ㅤ ТНВЭД, ㅤ установления ㅤ таможенной ㅤ стоимости ㅤ и идентификации ㅤ страны ㅤ происхождения. ㅤ Эти ㅤ исследования ㅤ не ㅤ соответствовали ㅤ по ㅤ предмету ㅤ и содержанию ㅤ ни ㅤ одной ㅤ известной ㅤ в то ㅤ время ㅤ экспертизе. ㅤ Поэтому ㅤ было ㅤ предложено ㅤ назвать ㅤ их ㅤ таможенными[2]. ㅤ Особенность ㅤ этих ㅤ экспертиз ㅤ заключалась ㅤ в их ㅤ назначении ㅤ и применении. ㅤ Они ㅤ разделялись ㅤ на ㅤ несудебные ㅤ (досудебные) ㅤ и судебные, ㅤ причем ㅤ первые ㅤ назначались ㅤ должностными ㅤ лицами ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ при ㅤ совершении ㅤ таможенного ㅤ оформления ㅤ и контроля ㅤ товаров ㅤ значительно ㅤ чаще, ㅤ чем ㅤ вторые ㅤ (судебные), ㅤ назначаемые ㅤ дознавателями ㅤ для ㅤ установления ㅤ обстоятельств, ㅤ подлежащих ㅤ доказыванию ㅤ по ㅤ конкретному ㅤ уголовному ㅤ делу ㅤ о таможенных ㅤ правонарушениях. ㅤ Не ㅤ все ㅤ ученые-юристы ㅤ положительно ㅤ восприняли ㅤ новый ㅤ термин. ㅤ Началась ㅤ многолетняя ㅤ дискуссия ㅤ о правомерности ㅤ использования ㅤ этого ㅤ термина[3].
Таможенную ㅤ экспертизу ㅤ можно ㅤ и следует ㅤ отнести ㅤ к специальному ㅤ классу ㅤ экспертиз, ㅤ поскольку ㅤ она ㅤ обладает ㅤ всеми ㅤ необходимыми ㅤ для ㅤ этого ㅤ отличительными ㅤ признаками: ㅤ предметом, ㅤ объектами, ㅤ задачами ㅤ и методами. ㅤ Но ㅤ главным ㅤ признаком, ㅤ «отличающим ㅤ один ㅤ вид ㅤ экспертизы ㅤ от ㅤ другого», ㅤ как считает один ㅤиз основоположников отечественной криминалистики Р. С. Белкин, ㅤ является ㅤ «характер ㅤ специальных ㅤ познаний, ㅤ играющий ㅤ доминирующую ㅤ роль ㅤ при ㅤ решении ㅤ задач ㅤ данного ㅤ вида ㅤ экспертиз»[4]. ㅤ Основные ㅤ научно-технические ㅤ положения ㅤ специальных ㅤ познаний ㅤ (их ㅤ характер) ㅤ формируется ㅤ базовой ㅤ или ㅤ «материнской» ㅤ наукой. ㅤ В таможенном ㅤ деле ㅤ таковой, ㅤ по ㅤ мнению Н. М. Блинова ㅤ и П. В. Дзюбенко, ㅤ является ㅤ таможенноведение, которое ㅤ является ㅤ типичным ㅤ представителем ㅤ так ㅤ называемых ㅤ «гибридных» ㅤ наук, ㅤ возникающих ㅤ в последнее ㅤ время ㅤ в результате ㅤ интеграции ㅤ разных ㅤ научных ㅤ направлений ㅤ (знаний). ㅤ Именно ㅤ благодаря ㅤ синтезу ㅤ естественных, ㅤ технических, ㅤ экономических ㅤ и правовых ㅤ дисциплин ㅤ в таможенном ㅤ деле ㅤ появилась ㅤ базовая ㅤ наука, ㅤ которая ㅤ в комплексном ㅤ единстве ㅤ и взаимосвязи ㅤ составляющих ㅤ ее ㅤ частей ㅤ представляет ㅤ собой ㅤ единое ㅤ и неразрывное ㅤ целое. ㅤ Таможенноведение ㅤ обладает ㅤ своим ㅤ понятийным ㅤ аппаратом, ㅤ методологией, ㅤ областью ㅤ применения ㅤ и сведущими ㅤ лицами, ㅤ владеющими ㅤ специальными ㅤ познаниями, ㅤ особенно ㅤ востребованными ㅤ в настоящее ㅤ время. ㅤ Об ㅤ этом ㅤ свидетельствуют ㅤ результаты ㅤ расследования ㅤ ряда ㅤ громких ㅤ уголовных ㅤ дел, ㅤ таких ㅤ как ㅤ дела ㅤ в отношении ㅤ мебельных ㅤ фирм ㅤ «Гранд» ㅤ и ㅤ «Три ㅤ кита». ㅤ Только ㅤ проведение ㅤ нескольких ㅤ таможенных ㅤ экспертиз ㅤ позволило ㅤ следствию ㅤ и суду ㅤ установить ㅤ объективную ㅤ сторону ㅤ состава ㅤ преступления.
Предметом ㅤ таможенной ㅤ экспертизы ㅤ являются ㅤ обстоятельства ㅤ расследуемого события ㅤ регулятивного, ㅤ правоохранительного ㅤ и фискального ㅤ характера, ㅤ возникшего ㅤ в сфере ㅤ таможенного ㅤ регулирования ㅤ таможенного ㅤ союза ㅤ и требующего ㅤ использования ㅤ специальных ㅤ таможенных ㅤ познаний.
Объектами ㅤ таможенной ㅤ экспертизы ㅤ являются ㅤ материализованные ㅤ источники информации, ㅤ характеризующие ㅤ предмет ㅤ и способствующие ㅤ выявлению ㅤ нарушений ㅤ таможенных ㅤ правил: ㅤ товары, ㅤ предметы, ㅤ транспортные ㅤ средства, ㅤ идентификационные ㅤ знаки, ㅤ услуги ㅤ и документы ㅤ (таможенные, ㅤ транспортные, ㅤ коммерческие ㅤ и др.)[5]
По ㅤ составу ㅤ объектов ㅤ таможенного ㅤ регулирования ㅤ экспертиза ㅤ подразделяется ㅤ на ㅤ роды, ㅤ которые ㅤ по ㅤ решаемым ㅤ задачам ㅤ классифицируются ㅤ на ㅤ разные ㅤ виды: ㅤ диагностические, ㅤ классификационные, ㅤ идентификационные, ㅤ технологические, ㅤ стоимостные ㅤ и др. ㅤ Но ㅤ ими ㅤ не ㅤ являются ㅤ перечисленные ㅤ в гл. ㅤ 20 ㅤ ТК ㅤ ТС ㅤ материаловедческие, ㅤ товароведческие ㅤ и криминалистические ㅤ экспертизы. ㅤ Они, ㅤ как ㅤ и многие ㅤ другие, ㅤ относятся ㅤ к самостоятельным ㅤ экспертизам, ㅤ применяемым ㅤ в таможенном ㅤ деле, ㅤ для ㅤ решения ㅤ конкретных ㅤ задач.
Основными ㅤ (постоянными) ㅤ задачами, ㅤ которые ㅤ разрешаются ㅤ при ㅤ проведении ㅤ любой ㅤ таможенной ㅤ экспертизы ㅤ являются ㅤ следующие:
- ㅤустановление ㅤ статуса ㅤ и назначения ㅤ объекта ㅤ таможенного ㅤ контроля;
- установление ㅤ таможенной ㅤ стоимости ㅤ товаров ㅤ и предметов, ㅤ перемещающихся ㅤ через ㅤ таможенную ㅤ границу ㅤ таможенного ㅤ союза.
Наиболее ㅤ важными ㅤ (типичными) ㅤ задачами ㅤ являются:
- обоснованная ㅤ оценка ㅤ проблемных ㅤ вопросов ㅤ таможенного ㅤ регулирования ㅤ таможенного ㅤ союза, ㅤ в т. ч. ㅤ обстоятельств, ㅤ подлежащих ㅤ доказыванию ㅤ по ㅤ административным ㅤ и уголовным ㅤ делам ㅤ о НТП;
- правомерность ㅤ установления ㅤ таможенных ㅤ процедур ㅤ при ㅤ перемещении ㅤ товаров, ㅤ предметов ㅤ и транспортных ㅤ средств ㅤ через ㅤ таможенную ㅤ границу ㅤ таможенного ㅤ союза;
- правомерность ㅤ применения ㅤ форм ㅤ таможенного ㅤ контроля, ㅤ таможенных ㅤ операций ㅤ (действий), ㅤ услуг ㅤ и используемых ㅤ ТСТК;
- правомерность ㅤ мер ㅤ тарифного ㅤ и нетарифного ㅤ регулирования;
- ㅤопределение ㅤ вида, ㅤ состояния ㅤ и свойств ㅤ объектов ㅤ таможенного ㅤ контроля ㅤ (диагностика);
- ㅤустановление ㅤ кода ㅤ и наименования ㅤ товаров ㅤ и предметов ㅤ согласно ㅤ положениям ㅤ ТНВЭД ㅤ (классификация);
- количественная ㅤ оценка ㅤ объектов ㅤ таможенного ㅤ контроля, ㅤ осуществляемая ㅤ в единицах ㅤ измерения, ㅤ применяемых ㅤ в таможенном ㅤ деле;
- определение ㅤ подлинности ㅤ и принадлежности ㅤ товаров, ㅤ объектов ㅤ и документов ㅤ (идентификация);
- определение ㅤ подлинности ㅤ таможенных ㅤ идентификационных ㅤ знаков ㅤ (печатей, ㅤ штампов) ㅤ и других ㅤ атрибутов ㅤ таможенного ㅤ обеспечения ㅤ объектов ㅤ таможенного ㅤ контроля ㅤ и др.
Специфическими ㅤ задачами ㅤ являются:[6]
- правомерность ㅤ используемых ㅤ критериев ㅤ риска ㅤ НТП;
- установление ㅤ экологической ㅤ и эксплуатационной ㅤ безопасности ㅤ товаров ㅤ и предметов, ㅤ перемещаемых ㅤ через ㅤ таможенную ㅤ границу ㅤ таможенного ㅤ союза;
- определение ㅤ стратегического ㅤ значения ㅤ и двойного ㅤ назначения ㅤ товаров ㅤ и материалов;
- установление ㅤ конкретных ㅤ обстоятельств ㅤ НТП;
- установление ㅤ возможности ㅤ реализации ㅤ товаров, ㅤ обращенных ㅤ в федеральную ㅤ собственность ㅤ и определение ㅤ их ㅤ потребительской ㅤ стоимости;
- определение ㅤ нормы ㅤ выхода ㅤ готовой ㅤ продукции ㅤ из ㅤ давальческого ㅤ сырья ㅤ и ее ㅤ идентификация;
- установление стратегически важных товаров, изделий массового и эксклюзивного производства, антикварных и музейных ценностей, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
- установление объектов интеллектуальной собственности;
- установление контрафактных признаков фальсификатов и др.
Для решения экспертных задач используются следующие методы:
- общенаучные методы исследования (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент и др.);
- методы, заимствованные из других наук, но адаптированные для решения таможенных задач, например, методы анализов рисков, определения стоимости и др.;
- методы, ㅤ специально ㅤ разработанные ㅤ для ㅤ достоверного ㅤ определения ㅤ конструктивных, ㅤ технологических, ㅤ диагностических, ㅤ классификационных, ㅤ идентификационных, ㅤ сертификационных ㅤ и других ㅤ признаков, ㅤ характеризующих ㅤ объекты ㅤ таможенного ㅤ контроля.
Таможенная ㅤ экспертиза ㅤ является ㅤ действенным ㅤ инструментом, ㅤ позволяющим ㅤ своевременно ㅤ и многие ㅤ сложные ㅤ объективно ㅤ решать ㅤ вопросы ㅤ таможенного ㅤ регулирования. ㅤ Однако, ㅤ для ㅤ успешного ㅤ ее ㅤ внедрения ㅤ в деятельность ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ стран ㅤ ТС ㅤ необходимо ㅤ осуществить ㅤ следующие ㅤ научно-организационных ㅤ работы:[7]
- уточнить ㅤ перечень ㅤ и содержание ㅤ задач ㅤ и вопросов, ㅤ разрешаемых ㅤ с помощью ㅤ таможенной ㅤ экспертизы;
- разработать ㅤ новые ㅤ и модернизировать ㅤ имеющиеся ㅤ методы, ㅤ приемы ㅤ и технические ㅤ средства, ㅤ используемые ㅤ в таможенной ㅤ экспертизе;
- осуществлять ㅤ подготовку ㅤ и переподготовку ㅤ таможенных ㅤ экспертов ㅤ для ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ стран ㅤ ТС ㅤ для ㅤ чего ㅤ разработать ㅤ соответствующие ㅤ образовательные ㅤ программы ㅤ и предложения ㅤ по ㅤ организации ㅤ Таможенного ㅤ Третейского ㅤ Суда ㅤ стран ㅤ ТС;
- проводить ㅤ международные ㅤ семинары ㅤ и конференции ㅤ по ㅤ научно-практическим ㅤ проблемам ㅤ таможенной ㅤ экспертизы ㅤ и др. ㅤ
С ㅤ 2018г. ㅤ вступил ㅤ в ㅤ силу ㅤ Таможенный ㅤ кодекс ㅤ Евразийского ㅤ экономического ㅤ союза. ㅤ В ㅤ связи ㅤ с ㅤ этим ㅤ необходимо ㅤ было ㅤ поменять ㅤ таможенные ㅤ правила ㅤ в ㅤ российском ㅤ законодательстве. ㅤ Причем ㅤ законодатель ㅤ не ㅤ стал ㅤ вносить ㅤ многочисленные ㅤ изменения ㅤ в ㅤ действующий ㅤ закон, ㅤ а ㅤ принял ㅤ новый. ㅤ Федеральный ㅤ закон ㅤ от ㅤ 03.08.2018 ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ «О ㅤ таможенном ㅤ регулировании ㅤ в ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ и ㅤ о ㅤ внесении ㅤ изменений ㅤ в ㅤ отдельные ㅤ законодательные ㅤ акты ㅤ Российской ㅤ Федерации» ㅤ — ㅤ более ㅤ чем ㅤ объемный ㅤ документ ㅤ на ㅤ 983 ㅤ листах. ㅤ
Президент ㅤ РФ ㅤ подписал ㅤ новый ㅤ закон ㅤ о ㅤ таможенном ㅤ регулировании ㅤ (Федеральный ㅤ закон ㅤ от ㅤ 03.08.2018 ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ «О ㅤ таможенном ㅤ регулировании ㅤ в ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ и ㅤ о ㅤ внесении ㅤ изменений ㅤ в ㅤ отдельные ㅤ законодательные ㅤ акты ㅤ Российской ㅤ Федерации», ㅤ далее ㅤ — ㅤ Закон ㅤ № ㅤ 289-ФЗ). ㅤ Его ㅤ текст ㅤ подготовил ㅤ Минфин ㅤ России ㅤ в ㅤ связи ㅤ с ㅤ тем, ㅤ что ㅤ с ㅤ 2018 ㅤ г. ㅤ вступил ㅤ в ㅤ силу ㅤ Таможенный ㅤ кодекс ㅤ Евразийского ㅤ экономического ㅤ союза ㅤ (далее ㅤ — ㅤ ТК ㅤ ЕАЭС), ㅤ в ㅤ котором ㅤ содержатся ㅤ отсылочные ㅤ нормы ㅤ к ㅤ национальному ㅤ законодательству. ㅤ В ㅤ целом ㅤ закон ㅤ направлен ㅤ на ㅤ ускорение ㅤ таможенных ㅤ операций, ㅤ совершаемых ㅤ таможенными ㅤ органами, ㅤ и ㅤ усиление ㅤ таможенного ㅤ контроля ㅤ товаров ㅤ после ㅤ их ㅤ выпуска.[8]
Новый ㅤ закон ㅤ вступит ㅤ в ㅤ силу ㅤ с ㅤ 04.09.2018 ㅤ (за ㅤ исключением ㅤ некоторых ㅤ положений).
Например, ㅤнормы, ㅤкасающиеся ㅤорганизации ㅤэлектронного ㅤвзаимодействия ㅤ между ㅤ таможенными ㅤ органами ㅤ и ㅤ плательщиками, ㅤ начнут ㅤ применяться ㅤ с ㅤ 2019г., ㅤа ㅤположения ㅤоб ㅤобжаловании ㅤрешений, ㅤдействий ㅤ(бездействия) ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ в ㅤ электронной ㅤ форме ㅤ - только ㅤ с ㅤ 2022 ㅤ г. ㅤ С ㅤ 04.09.2018 ㅤ перестанет ㅤ действовать ㅤ большинство ㅤ статей ㅤ прежнего ㅤ Федерального ㅤ закона ㅤ от ㅤ 27.11.2010 ㅤ № ㅤ 311-ФЗ ㅤ «О ㅤ таможенном ㅤ регулировании ㅤ в ㅤ Российской ㅤ Федерации» ㅤ (далее ㅤ - Закон ㅤ № ㅤ 311-ФЗ). ㅤ Полностью ㅤ он ㅤ утратит ㅤ свою ㅤ силу ㅤ к ㅤ 2020 ㅤ г.
ㅤ Предварительные ㅤ решения ㅤ Новым ㅤ законом ㅤ сокращены ㅤ сроки ㅤ выдачи ㅤ предварительных ㅤ решений ㅤ о ㅤ классификации ㅤ товара. ㅤ Такие ㅤ решения ㅤ таможенные ㅤ органы ㅤ будут ㅤ принимать ㅤ в ㅤ течение ㅤ 60 ㅤ календарных ㅤ дней ㅤ со ㅤ дня ㅤ регистрации ㅤ заявления ㅤ о ㅤ принятии ㅤ предварительного ㅤ решения ㅤ о ㅤ классификации ㅤ товара. ㅤ Раньше ㅤ этот ㅤ срок ㅤ составлял ㅤ 90 ㅤ дней. ㅤ При ㅤ этом ㅤ предварительное ㅤ решение ㅤ о ㅤ классификации ㅤ товара ㅤ будет ㅤ действовать ㅤ в ㅤ течение ㅤ пяти ㅤ лет ㅤ со ㅤ дня ㅤ его ㅤ принятия ㅤ (вместо ㅤ трех ㅤ лет). ㅤ Также ㅤ появится ㅤ возможность ㅤ получать ㅤ предварительное ㅤ решение ㅤ о ㅤ происхождении ㅤ товаров. ㅤ Такие ㅤ решения ㅤ будут ㅤ выдаваться ㅤ на ㅤ каждое ㅤ наименование ㅤ товара, ㅤ ввозимого ㅤ на ㅤ таможенную ㅤ территорию ㅤ ЕАЭС ㅤ из ㅤ конкретной ㅤ страны. ㅤ Их ㅤ тоже ㅤ выдадут ㅤ не ㅤ позднее ㅤ 60 ㅤ календарных ㅤ дней ㅤ со ㅤ дня ㅤ регистрации ㅤ заявления. ㅤ
Еще ㅤ можно ㅤ будет ㅤ получить ㅤ предварительное ㅤ решение ㅤ по ㅤ вопросам ㅤ применения ㅤ методов ㅤ определения ㅤ таможенной ㅤ стоимости ㅤ ввозимых ㅤ товаров. ㅤ Такое ㅤ решение ㅤ таможенный ㅤ орган ㅤ примет ㅤ не ㅤ позднее ㅤ 30 ㅤ календарных ㅤ дней ㅤ со ㅤ дня ㅤ регистрации ㅤ заявления[9]. ㅤ Кроме ㅤ того, ㅤ получить ㅤ предварительное ㅤ решение ㅤ сможет ㅤ не ㅤ только ㅤ сам ㅤ декларант, ㅤ но ㅤ и ㅤ его ㅤ представитель. ㅤ Таможенные ㅤ платежи ㅤ по ㅤ новым ㅤ правилам ㅤ заплатить ㅤ таможенные ㅤ платежи ㅤ может ㅤ любое ㅤ лицо, ㅤ а ㅤ не ㅤ только ㅤ сам ㅤ плательщик. ㅤ Еще ㅤ одно ㅤ новшество ㅤ, ㅤ можно ㅤ получить ㅤ отсрочку ㅤ уплаты ㅤ таможенных ㅤ платежей ㅤ на ㅤ один ㅤ месяц. ㅤ В ㅤ Законе ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ предусмотрен ㅤ срок ㅤ рассмотрения ㅤ заявления ㅤ о ㅤ возврате ㅤ авансовых ㅤ платежей. ㅤ Так, ㅤ общий ㅤ срок ㅤ рассмотрения ㅤ заявления ㅤ о ㅤ возврате ㅤ авансовых ㅤ платежей, ㅤ принятия ㅤ решения ㅤ о ㅤ возврате ㅤ авансовых ㅤ платежей ㅤ и ㅤ возврата ㅤ авансовых ㅤ платежей ㅤ не ㅤ может ㅤ превышать ㅤ десяти ㅤ рабочих ㅤ дней ㅤ со ㅤ дня, ㅤ следующего ㅤ за ㅤ днем ㅤ поступления ㅤ заявления ㅤ о ㅤ возврате ㅤ авансовых ㅤ платежей ㅤ в ㅤ таможенный ㅤ орган. ㅤ В ㅤ прежней ㅤ редакции ㅤ этот ㅤ срок ㅤ не ㅤ был ㅤ установлен ㅤ и ㅤ растягивался ㅤ на ㅤ более ㅤ длительный ㅤ период.
ㅤ Сократился ㅤ срок ㅤ на ㅤ получение ㅤ отчета ㅤ о ㅤ расходовании ㅤ денежных ㅤ средств, ㅤ внесенных ㅤ в ㅤ качестве ㅤ авансовых ㅤ платежей. ㅤ Теперь ㅤ это ㅤ займет ㅤ 20 ㅤ календарных ㅤ дней ㅤ (вместо ㅤ 30 ㅤ календарных ㅤ дней). ㅤ Возврат ㅤ таможенных ㅤ платежей ㅤ будет ㅤ производиться ㅤ исключительно ㅤ в ㅤ форме ㅤ зачета ㅤ в ㅤ счет ㅤ авансовых ㅤ платежей. ㅤПри ㅤэтом ㅤна ㅤвозврат денег ㅤна ㅤавансовый ㅤсчет ㅤ предусмотрено ㅤ пять ㅤ рабочих ㅤ дней ㅤ со ㅤ дня, ㅤ следующего ㅤ за ㅤ днем ㅤ обнаружения ㅤ факта ㅤ излишней ㅤ уплаты ㅤ или ㅤ излишнего ㅤ взыскания. ㅤ Раньше ㅤ это ㅤ было ㅤ 30 ㅤ дней. ㅤ Днем ㅤ обнаружения ㅤ факта ㅤ излишней ㅤ уплаты ㅤ или ㅤ излишнего ㅤ взыскания ㅤ является ㅤ день ㅤ регистрации ㅤ таможенным ㅤ органом ㅤ скорректированной ㅤ декларации ㅤ на ㅤ товары, ㅤ корректировки ㅤ таможенного ㅤ приходного ㅤ ордера, ㅤ полной ㅤ декларации ㅤ на ㅤ товары, ㅤ а ㅤ также ㅤ иного ㅤ документа, ㅤ подтверждающего ㅤ факт ㅤ излишней ㅤ уплаты ㅤ (взыскания). ㅤ На ㅤ сумму ㅤ излишне ㅤ уплаченных ㅤ таможенных ㅤ платежей ㅤ проценты ㅤ не ㅤ будут ㅤ начисляться. ㅤ При ㅤ этом ㅤ уведомление ㅤ плательщика ㅤ о ㅤ начисленных ㅤ процентах ㅤ на ㅤ сумму ㅤ излишнего ㅤ взыскания ㅤ должно ㅤ быть ㅤ направлено ㅤ плательщику ㅤ не ㅤ позднее ㅤ десяти ㅤ рабочих ㅤ дней ㅤ со ㅤ дня, ㅤ следующего ㅤ за ㅤ днем ㅤ фактического ㅤ зачета ㅤ сумм ㅤ излишне ㅤ взысканных ㅤ таможенных ㅤ и ㅤ иных ㅤ платежей[10].
ㅤ Расширен ㅤ перечень ㅤ лиц, ㅤ которые ㅤ освобождаются ㅤ от ㅤ обеспечения ㅤ исполнения ㅤ обязанности ㅤ по ㅤ уплате ㅤ таможенных ㅤ пошлин, ㅤ налогов, ㅤ таможенных ㅤ сборов. ㅤ Это ㅤ могут ㅤ быть ㅤ лица, ㅤ которые ㅤ исполнили ㅤ за ㅤ три ㅤ предыдущих ㅤ календарных ㅤ года ㅤ обязанность ㅤ по ㅤ уплате ㅤ таможенных ㅤ платежей ㅤ в ㅤ сумме ㅤ не ㅤ менее ㅤ 10 ㅤ млрд ㅤ руб., ㅤ а ㅤ совокупная ㅤ стоимость ㅤ активов ㅤ такого ㅤ декларанта ㅤ за ㅤ предшествующий ㅤ календарный ㅤ год ㅤ превысила ㅤ размер ㅤ обеспечения ㅤ исполнения ㅤ обязанности ㅤ по ㅤ уплате ㅤ таможенных ㅤ платежей, ㅤ специальных, ㅤ антидемпинговых, ㅤ компенсационных ㅤ пошлин ㅤ в ㅤ десять ㅤ и ㅤ более ㅤ раз. ㅤ Таможенный ㅤ контроль ㅤ Изменения ㅤ претерпели ㅤ и ㅤ положения, ㅤ касающиеся ㅤ проведения ㅤ таможенного ㅤ контроля. ㅤ Так, ㅤ в ㅤ Законе ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ предусмотрена ㅤ автоматическая ㅤ регистрация ㅤ и ㅤ выпуск ㅤ таможенных ㅤ деклараций. ㅤ Срок ㅤ проведения ㅤ таможенной ㅤ экспертизы ㅤ составит ㅤ 20 ㅤ календарных ㅤ дней. ㅤ При ㅤ этом ㅤ его ㅤ могут ㅤ продлить ㅤ еще ㅤ на ㅤ 20 ㅤ дней. ㅤ Для ㅤ камеральной ㅤ проверки ㅤ предусмотрено ㅤ 90 ㅤ календарных ㅤ дней, ㅤ но ㅤ этот ㅤ срок ㅤ может ㅤ быть ㅤ продлен ㅤ на ㅤ 120 ㅤ календарных ㅤ дней. ㅤ Раньше ㅤ эти ㅤ сроки ㅤ не ㅤ были ㅤ определены.[11]
ㅤ Разрешено ㅤ передавать ㅤ третьим ㅤ лицам ㅤ условно ㅤ выпущенные ㅤ товары, ㅤ перемещаемые ㅤ в ㅤ несобранном ㅤ или ㅤ разобранном ㅤ виде, ㅤ для ㅤ монтажа ㅤ и ㅤ наладки. ㅤ Также ㅤ в ㅤ Законе ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ установлен ㅤ срок ㅤ рассмотрения ㅤ таможней ㅤ обращения ㅤ лица ㅤ о ㅤ корректировке ㅤ декларации ㅤ и ㅤ принятия ㅤ решения. ㅤ Он ㅤ составит ㅤ 30 ㅤ дней. ㅤ А ㅤ помещенные ㅤ под ㅤ процедуру ㅤ свободного ㅤ склада ㅤ товары ㅤ можно ㅤ будет ㅤ размещать ㅤ на ㅤ нескольких ㅤ свободных ㅤ складах. ㅤ Обжалование ㅤ решений ㅤ В ㅤ Законе ㅤ № ㅤ 289-ФЗ ㅤ предусмотрен ㅤ обязательный ㅤ досудебный ㅤ порядок ㅤ урегулирования ㅤ споров ㅤ с ㅤ таможенными ㅤ органами. ㅤ С ㅤ 01.07.2019 ㅤ он ㅤ будет ㅤ применяться ㅤ в ㅤ отношении ㅤ решений, ㅤ действий ㅤ (бездействия) ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ или ㅤ их ㅤ должностных ㅤ лиц, ㅤ принятых ㅤ по ㅤ результатам ㅤ контроля ㅤ после ㅤ выпуска ㅤ товаров, ㅤ а ㅤ в ㅤ отношении ㅤ остальных ㅤ решений, ㅤ действий ㅤ (бездействия) ㅤ таможенных ㅤ органов ㅤ — ㅤ с ㅤ 01.01.2021. ㅤ Жалобу ㅤ нужно ㅤ будет ㅤ подать ㅤ в ㅤ вышестоящий ㅤ таможенный ㅤ орган ㅤ через ㅤ таможенный ㅤ орган, ㅤ решение, ㅤ действие ㅤ (бездействие) ㅤ которого ㅤ обжалуются. ㅤ Жалоба ㅤ на ㅤ решение, ㅤ действие ㅤ (бездействие) ㅤ таможенного ㅤ поста ㅤ подается ㅤ в ㅤ таможню. ㅤ Таможенный ㅤ орган, ㅤ решение, ㅤ действие ㅤ (бездействие) ㅤ которого ㅤ обжалуются, ㅤ направит ㅤ жалобу ㅤ с ㅤ заключением ㅤ и ㅤ документами, ㅤ необходимыми ㅤ для ㅤ принятия ㅤ решения, ㅤ в ㅤ вышестоящий ㅤ таможенный ㅤ орган ㅤ не ㅤ позднее ㅤ пяти ㅤ рабочих ㅤ дней ㅤ после ㅤ дня ㅤ ее ㅤ поступления ㅤ в ㅤ таможенный ㅤ орган, ㅤ решение, ㅤ действие ㅤ (бездействие) ㅤ которого ㅤ обжалуются. ㅤ С ㅤ 2020 ㅤг. ㅤ жалобу ㅤ в ㅤ таможенный ㅤ орган ㅤ можно ㅤ будет ㅤ подать ㅤ в ㅤ виде ㅤ электронного ㅤ документа. ㅤ Ее ㅤ придется ㅤ подписать ㅤ усиленной ㅤ неквалифицированной ㅤ электронной ㅤ подписью ㅤ либо ㅤ усиленной ㅤ квалифицированной ㅤ электронной ㅤ подписью, ㅤ если ㅤ заявителем ㅤ является ㅤ физическое ㅤ лицо, ㅤ и ㅤ усиленной ㅤ квалифицированной ㅤ электронной ㅤ подписью, ㅤ если ㅤ заявителем ㅤ является ㅤ юридическое ㅤ лицо.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 287.