История развития института таможенной экспертизы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимость ‏ㅤ обращения ‏ㅤ к эксперту ‏ㅤ для ‏ㅤ осуществления ‏ㅤ наиболее ‏ㅤ полных, ‏ㅤ всесторонних ‏ㅤ и объективных ‏ㅤ исследований ‏ㅤ товаров ‏ㅤ в процессе ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля, ‏ㅤ а также ‏ㅤ в процессе ‏ㅤ производства ‏ㅤ по ‏ㅤ делам ‏ㅤ об ‏ㅤ административных ‏ㅤ правонарушениях ‏ㅤ в области ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ права ‏ㅤ и по ‏ㅤ уголовным ‏ㅤ делам, ‏ㅤ ранее предусматривалось ‏ㅤмеждународными ‏ㅤ законодательствами Таможенного кодекса Таможенного союза (Сейчас ТК ЕАЭС) и российским ‏ㅤ законодательством ‏ㅤ (УПК, ‏ㅤ 73-ФЗ ‏ㅤ от ‏ㅤ 31.03.2011 ‏ㅤ «О ‏ㅤ государственной ‏ㅤ судебно-экспертной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ в Российской ‏ㅤ Федерации», ‏ㅤ и др.), ‏ㅤ Постановлением ‏ㅤ пленума ‏ㅤ Верховного ‏ㅤ суда ‏ㅤ РФ ‏ㅤ № 28 ‏ㅤ от ‏ㅤ 21.12.2017 г., ‏ㅤ а также ‏ㅤ ведомственными ‏ㅤ нормативно-правовыми ‏ㅤ актами ‏ㅤ и методическим ‏ㅤ указаниями,  ‏ㅤ выпускаемыми ‏ㅤ в том ‏ㅤ числе ‏ㅤ ФТС ‏ㅤ РФ ‏ㅤ (начиная ‏ㅤ с Приказа ‏ㅤ ГТК ‏ㅤ РФ ‏ㅤ № 264 ‏ㅤ от ‏ㅤ 25.06.1993 г. ‏ㅤ «Об ‏ㅤ утверждении ‏ㅤ нормативно-методических ‏ㅤ документов, ‏ㅤ принятых ‏ㅤ коллегией ‏ㅤ по ‏ㅤ вопросу ‏ㅤ «О ‏ㅤ программе ‏ㅤ развития ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ лабораторий ‏ㅤ ГТК ‏ㅤ России» ‏ㅤ и заканчивая ‏ㅤ Приказом ‏ㅤ ФТС ‏ㅤ России ‏ㅤ № 396 ‏ㅤ от ‏ㅤ 25.02.2011 ‏ㅤ «Об ‏ㅤ утверждении ‏ㅤ формы ‏ㅤ решения ‏ㅤ о назначении ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы, ‏ㅤ формы ‏ㅤ заключения ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ эксперта ‏ㅤ (эксперта), ‏ㅤ порядка ‏ㅤ отбора ‏ㅤ проб ‏ㅤ и образцов ‏ㅤ товаров ‏ㅤ для ‏ㅤ проведения ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ и приостановления ‏ㅤ срока ‏ㅤ проведения ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы» ‏ㅤ и др.).

Сегодня ‏ㅤ в таможенном ‏ㅤ деле ‏ㅤ применяются ‏ㅤ различные ‏ㅤ виды ‏ㅤ экспертиз, ‏ㅤ в том ‏ㅤ числе ‏ㅤ таможенные[1]. ‏ㅤ Таможенная ‏ㅤ экспертиза ‏ㅤ является ‏ㅤ специальным ‏ㅤ видом ‏ㅤ научно-практического ‏ㅤ исследования, ‏ㅤ проводимого ‏ㅤ экспертами-таможенниками ‏ㅤ с целью ‏ㅤ получения ‏ㅤ квалифицированного, ‏ㅤ достоверного, ‏ㅤ объективного ‏ㅤ и независимого ‏ㅤ заключения ‏ㅤ по ‏ㅤ проблемным ‏ㅤ вопросам ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ администрирования ‏ㅤ (регулятивного, ‏ㅤ правоохранительного  ‏ㅤ и фискального ‏ㅤ характера), ‏ㅤ требующим ‏ㅤ для ‏ㅤ своего ‏ㅤ разрешения ‏ㅤ использования ‏ㅤ специальных ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ (таможенноведческих) ‏ㅤ познаний.

Впервые ‏ㅤ термин ‏ㅤ «таможенная ‏ㅤ экспертиза» ‏ㅤ был ‏ㅤ озвучен ‏ㅤ в процессе ‏ㅤ согласования ‏ㅤ с Минюстом ‏ㅤ и МВД ‏ㅤ регламента ‏ㅤ «О ‏ㅤ порядке ‏ㅤ взятия ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ проб ‏ㅤ и образцов, ‏ㅤ сроках ‏ㅤ и порядке ‏ㅤ их ‏ㅤ исследования, ‏ㅤ а также ‏ㅤ распоряжения ‏ㅤ ими», ‏ㅤ который ‏ㅤ согласно ‏ㅤ поправке ‏ㅤ к ст.51 ‏ㅤ Таможенного ‏ㅤ кодекса ‏ㅤ СССР ‏ㅤ 1991г. ‏ㅤ утверждался ‏ㅤ Кабинетом ‏ㅤ Министров ‏ㅤ СССР ‏ㅤ и должен ‏ㅤ был ‏ㅤ служить ‏ㅤ нормативно-правовым ‏ㅤ основанием ‏ㅤ для ‏ㅤ осуществления ‏ㅤ производственной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ Центральной ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ лаборатории ‏ㅤ (ЦТЛ), ‏ㅤ созданной ‏ㅤ в ‏ㅤ 1990 ‏ㅤ году ‏ㅤ в ГУГТК ‏ㅤ СССР. ‏ㅤ Сотрудники ‏ㅤ ЦТЛ ‏ㅤ с ‏ㅤ 1991 ‏ㅤ года ‏ㅤ начали ‏ㅤ проводить ‏ㅤ экспертные ‏ㅤ исследования ‏ㅤ товаров ‏ㅤ с целью ‏ㅤ их ‏ㅤ классификации ‏ㅤ по ‏ㅤ ТНВЭД, ‏ㅤ установления ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ стоимости ‏ㅤ и идентификации ‏ㅤ страны ‏ㅤ происхождения. ‏ㅤ Эти ‏ㅤ исследования ‏ㅤ не ‏ㅤ соответствовали ‏ㅤ по ‏ㅤ предмету ‏ㅤ и содержанию ‏ㅤ ни ‏ㅤ одной ‏ㅤ известной ‏ㅤ в то ‏ㅤ время ‏ㅤ экспертизе. ‏ㅤ Поэтому ‏ㅤ было ‏ㅤ предложено ‏ㅤ назвать ‏ㅤ их ‏ㅤ таможенными[2]. ‏ㅤ Особенность ‏ㅤ этих ‏ㅤ экспертиз ‏ㅤ заключалась ‏ㅤ в их ‏ㅤ назначении ‏ㅤ и применении. ‏ㅤ Они ‏ㅤ разделялись ‏ㅤ на ‏ㅤ несудебные ‏ㅤ (досудебные) ‏ㅤ и судебные, ‏ㅤ причем ‏ㅤ первые ‏ㅤ назначались ‏ㅤ должностными ‏ㅤ лицами ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ органов ‏ㅤ при ‏ㅤ совершении ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ оформления ‏ㅤ и контроля ‏ㅤ товаров ‏ㅤ значительно ‏ㅤ чаще, ‏ㅤ чем ‏ㅤ вторые ‏ㅤ (судебные), ‏ㅤ назначаемые ‏ㅤ дознавателями ‏ㅤ для ‏ㅤ установления ‏ㅤ обстоятельств, ‏ㅤ подлежащих ‏ㅤ доказыванию ‏ㅤ по ‏ㅤ конкретному ‏ㅤ уголовному ‏ㅤ делу ‏ㅤ о таможенных ‏ㅤ правонарушениях. ‏ㅤ Не ‏ㅤ все ‏ㅤ ученые-юристы ‏ㅤ положительно ‏ㅤ восприняли ‏ㅤ новый ‏ㅤ термин. ‏ㅤ Началась ‏ㅤ многолетняя ‏ㅤ дискуссия ‏ㅤ о правомерности ‏ㅤ использования ‏ㅤ этого ‏ㅤ термина[3].

Таможенную ‏ㅤ экспертизу ‏ㅤ можно ‏ㅤ и следует ‏ㅤ отнести ‏ㅤ к специальному ‏ㅤ классу ‏ㅤ экспертиз, ‏ㅤ поскольку ‏ㅤ она ‏ㅤ обладает ‏ㅤ всеми ‏ㅤ необходимыми ‏ㅤ для ‏ㅤ этого ‏ㅤ отличительными ‏ㅤ признаками: ‏ㅤ предметом, ‏ㅤ объектами, ‏ㅤ задачами ‏ㅤ и методами. ‏ㅤ Но ‏ㅤ главным ‏ㅤ признаком, ‏ㅤ «отличающим ‏ㅤ один ‏ㅤ вид ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ от ‏ㅤ другого», ‏ㅤ как ‏считает один ‏ㅤиз основоположников отечественной криминалистики Р. С. Белкин, ‏ㅤ является ‏ㅤ «характер ‏ㅤ специальных ‏ㅤ познаний, ‏ㅤ играющий ‏ㅤ доминирующую ‏ㅤ роль ‏ㅤ при ‏ㅤ решении ‏ㅤ задач ‏ㅤ данного ‏ㅤ вида ‏ㅤ экспертиз»[4]. ‏ㅤ Основные ‏ㅤ научно-технические ‏ㅤ положения ‏ㅤ специальных ‏ㅤ познаний ‏ㅤ (их ‏ㅤ характер) ‏ㅤ формируется ‏ㅤ базовой ‏ㅤ или ‏ㅤ «материнской» ‏ㅤ наукой. ‏ㅤ В таможенном ‏ㅤ деле ‏ㅤ таковой, ‏ㅤ по ‏ㅤ мнению Н. М. Блинова ‏ㅤ и П. В. Дзюбенко, ‏ㅤ является  ‏ㅤ таможенноведение, которое ‏ㅤ является ‏ㅤ типичным ‏ㅤ представителем ‏ㅤ так ‏ㅤ называемых ‏ㅤ «гибридных» ‏ㅤ наук, ‏ㅤ возникающих ‏ㅤ в последнее ‏ㅤ время ‏ㅤ в результате ‏ㅤ интеграции ‏ㅤ разных ‏ㅤ научных ‏ㅤ направлений ‏ㅤ (знаний). ‏ㅤ Именно ‏ㅤ благодаря ‏ㅤ синтезу ‏ㅤ естественных, ‏ㅤ технических, ‏ㅤ экономических ‏ㅤ и правовых ‏ㅤ дисциплин ‏ㅤ в таможенном ‏ㅤ деле ‏ㅤ появилась ‏ㅤ базовая ‏ㅤ наука, ‏ㅤ которая ‏ㅤ в комплексном ‏ㅤ единстве ‏ㅤ и взаимосвязи ‏ㅤ составляющих ‏ㅤ ее ‏ㅤ частей ‏ㅤ представляет ‏ㅤ собой ‏ㅤ единое ‏ㅤ и неразрывное ‏ㅤ целое.  ‏ㅤ Таможенноведение ‏ㅤ обладает ‏ㅤ своим ‏ㅤ понятийным ‏ㅤ аппаратом, ‏ㅤ методологией, ‏ㅤ областью ‏ㅤ применения ‏ㅤ и сведущими ‏ㅤ лицами, ‏ㅤ владеющими ‏ㅤ специальными ‏ㅤ познаниями, ‏ㅤ особенно ‏ㅤ востребованными ‏ㅤ в настоящее ‏ㅤ время. ‏ㅤ Об ‏ㅤ этом ‏ㅤ свидетельствуют ‏ㅤ результаты ‏ㅤ расследования ‏ㅤ ряда ‏ㅤ громких ‏ㅤ уголовных ‏ㅤ дел, ‏ㅤ таких ‏ㅤ как ‏ㅤ дела ‏ㅤ в отношении ‏ㅤ мебельных ‏ㅤ фирм ‏ㅤ «Гранд» ‏ㅤ и ‏ㅤ «Три ‏ㅤ кита». ‏ㅤ Только ‏ㅤ проведение ‏ㅤ нескольких  ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ экспертиз ‏ㅤ позволило ‏ㅤ следствию ‏ㅤ и суду ‏ㅤ установить ‏ㅤ объективную ‏ㅤ сторону ‏ㅤ состава ‏ㅤ преступления.

Предметом ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ являются ‏ㅤ обстоятельства ‏ㅤ расследуемого события ‏ㅤ регулятивного, ‏ㅤ правоохранительного ‏ㅤ и фискального ‏ㅤ характера, ‏ㅤ возникшего ‏ㅤ в сфере ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ регулирования ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ союза ‏ㅤ и требующего ‏ㅤ использования ‏ㅤ специальных ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ познаний.

Объектами ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ являются ‏ㅤ материализованные  ‏ㅤ источники информации, ‏ㅤ характеризующие ‏ㅤ предмет ‏ㅤ и способствующие ‏ㅤ выявлению ‏ㅤ нарушений ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ правил: ‏ㅤ товары, ‏ㅤ предметы, ‏ㅤ транспортные ‏ㅤ средства, ‏ㅤ идентификационные ‏ㅤ знаки, ‏ㅤ услуги ‏ㅤ и документы ‏ㅤ (таможенные, ‏ㅤ транспортные, ‏ㅤ коммерческие ‏ㅤ и др.)[5]

По ‏ㅤ составу ‏ㅤ объектов ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ регулирования ‏ㅤ экспертиза ‏ㅤ подразделяется ‏ㅤ на ‏ㅤ роды, ‏ㅤ которые ‏ㅤ по ‏ㅤ решаемым ‏ㅤ задачам ‏ㅤ классифицируются ‏ㅤ на ‏ㅤ разные ‏ㅤ виды: ‏ㅤ диагностические, ‏ㅤ классификационные, ‏ㅤ идентификационные, ‏ㅤ технологические, ‏ㅤ стоимостные ‏ㅤ и др. ‏ㅤ Но ‏ㅤ ими ‏ㅤ не ‏ㅤ являются ‏ㅤ перечисленные ‏ㅤ в гл. ‏ㅤ 20 ‏ㅤ ТК ‏ㅤ ТС ‏ㅤ материаловедческие, ‏ㅤ товароведческие ‏ㅤ и криминалистические ‏ㅤ экспертизы. ‏ㅤ Они, ‏ㅤ как ‏ㅤ и многие ‏ㅤ другие, ‏ㅤ относятся ‏ㅤ к самостоятельным ‏ㅤ экспертизам, ‏ㅤ применяемым ‏ㅤ в таможенном ‏ㅤ деле, ‏ㅤ для ‏ㅤ решения ‏ㅤ конкретных ‏ㅤ задач.

Основными ‏ㅤ (постоянными) ‏ㅤ задачами, ‏ㅤ которые ‏ㅤ разрешаются ‏ㅤ при ‏ㅤ проведении ‏ㅤ любой ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ являются ‏ㅤ следующие:

- ‏ㅤустановление ‏ㅤ статуса ‏ㅤ и назначения ‏ㅤ объекта ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля;

- установление ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ стоимости ‏ㅤ товаров ‏ㅤ и предметов, ‏ㅤ перемещающихся ‏ㅤ через ‏ㅤ таможенную ‏ㅤ границу ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ союза.

Наиболее ‏ㅤ важными ‏ㅤ (типичными) ‏ㅤ задачами ‏ㅤ являются:

- обоснованная ‏ㅤ оценка ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ вопросов ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ регулирования ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ союза, ‏ㅤ в т. ч. ‏ㅤ обстоятельств, ‏ㅤ подлежащих ‏ㅤ доказыванию ‏ㅤ по ‏ㅤ административным ‏ㅤ и уголовным ‏ㅤ делам ‏ㅤ о НТП;

- правомерность ‏ㅤ установления ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ процедур ‏ㅤ при ‏ㅤ перемещении ‏ㅤ товаров, ‏ㅤ предметов ‏ㅤ и транспортных ‏ㅤ средств ‏ㅤ через ‏ㅤ таможенную ‏ㅤ границу ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ союза;

- правомерность ‏ㅤ применения ‏ㅤ форм ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля, ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ операций ‏ㅤ (действий), ‏ㅤ услуг ‏ㅤ и используемых ‏ㅤ ТСТК;

- правомерность ‏ㅤ мер ‏ㅤ тарифного ‏ㅤ и нетарифного ‏ㅤ регулирования;

- ‏ㅤопределение ‏ㅤ вида, ‏ㅤ состояния ‏ㅤ и свойств ‏ㅤ объектов ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля ‏ㅤ (диагностика);

- ‏ㅤустановление ‏ㅤ кода ‏ㅤ и наименования ‏ㅤ товаров ‏ㅤ и предметов ‏ㅤ согласно ‏ㅤ положениям ‏ㅤ ТНВЭД ‏ㅤ (классификация);

- количественная ‏ㅤ оценка ‏ㅤ объектов ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля, ‏ㅤ осуществляемая ‏ㅤ в единицах ‏ㅤ измерения, ‏ㅤ применяемых ‏ㅤ в таможенном ‏ㅤ деле;

- определение ‏ㅤ подлинности ‏ㅤ и принадлежности ‏ㅤ товаров, ‏ㅤ объектов ‏ㅤ и документов ‏ㅤ (идентификация);

- определение ‏ㅤ подлинности ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ идентификационных ‏ㅤ знаков ‏ㅤ (печатей, ‏ㅤ штампов) ‏ㅤ и других ‏ㅤ атрибутов ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ обеспечения ‏ㅤ объектов ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля ‏ㅤ и др.

Специфическими ‏ㅤ задачами ‏ㅤ являются:[6]

- правомерность ‏ㅤ используемых ‏ㅤ критериев ‏ㅤ риска ‏ㅤ НТП;

- установление ‏ㅤ экологической ‏ㅤ и эксплуатационной ‏ㅤ безопасности ‏ㅤ товаров ‏ㅤ и предметов, ‏ㅤ перемещаемых ‏ㅤ через ‏ㅤ таможенную ‏ㅤ границу ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ союза;

- определение ‏ㅤ стратегического ‏ㅤ значения ‏ㅤ и двойного ‏ㅤ назначения ‏ㅤ товаров ‏ㅤ и материалов;

- установление ‏ㅤ конкретных ‏ㅤ обстоятельств ‏ㅤ НТП;

- установление ‏ㅤ возможности ‏ㅤ реализации ‏ㅤ товаров, ‏ㅤ обращенных ‏ㅤ в федеральную ‏ㅤ собственность ‏ㅤ и определение ‏ㅤ их ‏ㅤ потребительской ‏ㅤ стоимости;

- определение ‏ㅤ нормы ‏ㅤ выхода ‏ㅤ готовой ‏ㅤ продукции ‏ㅤ из ‏ㅤ давальческого ‏ㅤ сырья ‏ㅤ и ее ‏ㅤ идентификация;

- установление стратегически важных товаров, изделий массового и эксклюзивного производства, антикварных и музейных ценностей, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

- установление объектов интеллектуальной собственности;

- установление контрафактных признаков фальсификатов и др.

Для решения экспертных задач используются следующие методы:

- общенаучные методы исследования (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент и др.);

- методы, заимствованные из других наук, но адаптированные для решения таможенных задач, например, методы анализов рисков, определения стоимости и др.;

- методы, ‏ㅤ специально ‏ㅤ разработанные ‏ㅤ для ‏ㅤ достоверного ‏ㅤ определения ‏ㅤ конструктивных, ‏ㅤ технологических, ‏ㅤ диагностических, ‏ㅤ классификационных, ‏ㅤ идентификационных, ‏ㅤ сертификационных ‏ㅤ и других ‏ㅤ признаков, ‏ㅤ характеризующих ‏ㅤ объекты ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля.

Таможенная ‏ㅤ экспертиза ‏ㅤ является ‏ㅤ действенным ‏ㅤ инструментом, ‏ㅤ позволяющим ‏ㅤ своевременно ‏ㅤ и многие ‏ㅤ сложные ‏ㅤ объективно ‏ㅤ решать ‏ㅤ вопросы ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ регулирования. ‏ㅤ Однако, ‏ㅤ для ‏ㅤ успешного ‏ㅤ ее ‏ㅤ внедрения ‏ㅤ в деятельность ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ органов ‏ㅤ стран ‏ㅤ ТС ‏ㅤ необходимо ‏ㅤ осуществить ‏ㅤ следующие ‏ㅤ научно-организационных ‏ㅤ работы:[7]

- уточнить ‏ㅤ перечень ‏ㅤ и содержание ‏ㅤ задач ‏ㅤ и вопросов, ‏ㅤ разрешаемых ‏ㅤ с помощью ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы;

- разработать ‏ㅤ новые ‏ㅤ и модернизировать ‏ㅤ имеющиеся ‏ㅤ методы, ‏ㅤ приемы ‏ㅤ и технические ‏ㅤ средства, ‏ㅤ используемые ‏ㅤ в таможенной ‏ㅤ экспертизе;

- осуществлять ‏ㅤ подготовку ‏ㅤ и переподготовку ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ экспертов ‏ㅤ для ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ органов ‏ㅤ стран ‏ㅤ ТС ‏ㅤ для ‏ㅤ чего ‏ㅤ разработать ‏ㅤ соответствующие ‏ㅤ образовательные ‏ㅤ программы ‏ㅤ и предложения ‏ㅤ по ‏ㅤ организации ‏ㅤ Таможенного ‏ㅤ Третейского ‏ㅤ Суда ‏ㅤ стран ‏ㅤ ТС;

- проводить ‏ㅤ международные ‏ㅤ семинары ‏ㅤ и конференции ‏ㅤ по ‏ㅤ научно-практическим ‏ㅤ проблемам ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ и др.  ‏ㅤ

С ‏ㅤ 2018г. ‏ㅤ вступил ‏ㅤ в ‏ㅤ силу ‏ㅤ Таможенный ‏ㅤ кодекс ‏ㅤ Евразийского ‏ㅤ экономического ‏ㅤ союза. ‏ㅤ В ‏ㅤ связи ‏ㅤ с ‏ㅤ этим ‏ㅤ необходимо ‏ㅤ было ‏ㅤ поменять ‏ㅤ таможенные ‏ㅤ правила ‏ㅤ в ‏ㅤ российском ‏ㅤ законодательстве. ‏ㅤ Причем ‏ㅤ законодатель ‏ㅤ не ‏ㅤ стал ‏ㅤ вносить ‏ㅤ многочисленные ‏ㅤ изменения ‏ㅤ в ‏ㅤ действующий ‏ㅤ закон, ‏ㅤ а ‏ㅤ принял ‏ㅤ новый. ‏ㅤ Федеральный ‏ㅤ закон ‏ㅤ от ‏ㅤ 03.08.2018 ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ ‏ㅤ «О ‏ㅤ таможенном ‏ㅤ регулировании ‏ㅤ в ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации ‏ㅤ и ‏ㅤ о ‏ㅤ внесении ‏ㅤ изменений ‏ㅤ в ‏ㅤ отдельные ‏ㅤ законодательные ‏ㅤ акты ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации» ‏ㅤ — ‏ㅤ более ‏ㅤ чем ‏ㅤ объемный ‏ㅤ документ ‏ㅤ на ‏ㅤ 983 ‏ㅤ листах.  ‏ㅤ

Президент ‏ㅤ РФ ‏ㅤ подписал ‏ㅤ новый ‏ㅤ закон ‏ㅤ о ‏ㅤ таможенном ‏ㅤ регулировании ‏ㅤ (Федеральный ‏ㅤ закон ‏ㅤ от ‏ㅤ 03.08.2018 ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ ‏ㅤ «О ‏ㅤ таможенном ‏ㅤ регулировании ‏ㅤ в ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации ‏ㅤ и ‏ㅤ о ‏ㅤ внесении ‏ㅤ изменений ‏ㅤ в ‏ㅤ отдельные ‏ㅤ законодательные ‏ㅤ акты ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации», ‏ㅤ далее ‏ㅤ — ‏ㅤ Закон ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ). ‏ㅤ Его ‏ㅤ текст ‏ㅤ подготовил ‏ㅤ Минфин ‏ㅤ России ‏ㅤ в ‏ㅤ связи ‏ㅤ с ‏ㅤ тем, ‏ㅤ что ‏ㅤ с ‏ㅤ 2018 ‏ㅤ г. ‏ㅤ вступил ‏ㅤ в ‏ㅤ силу ‏ㅤ Таможенный ‏ㅤ кодекс ‏ㅤ Евразийского ‏ㅤ экономического ‏ㅤ союза ‏ㅤ (далее ‏ㅤ — ‏ㅤ ТК ‏ㅤ ЕАЭС), ‏ㅤ в ‏ㅤ котором ‏ㅤ содержатся ‏ㅤ отсылочные ‏ㅤ нормы ‏ㅤ к ‏ㅤ национальному ‏ㅤ законодательству. ‏ㅤ В ‏ㅤ целом ‏ㅤ закон ‏ㅤ направлен ‏ㅤ на ‏ㅤ ускорение ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ операций, ‏ㅤ совершаемых ‏ㅤ таможенными ‏ㅤ органами, ‏ㅤ и ‏ㅤ усиление ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля ‏ㅤ товаров ‏ㅤ после ‏ㅤ их ‏ㅤ выпуска.[8]

Новый ‏ㅤ закон ‏ㅤ вступит ‏ㅤ в ‏ㅤ силу ‏ㅤ с ‏ㅤ 04.09.2018 ‏ㅤ (за ‏ㅤ исключением ‏ㅤ некоторых ‏ㅤ положений).

Например, ‏ㅤнормы, ‏ㅤкасающиеся ‏ㅤорганизации ‏ㅤэлектронного ‏ㅤвзаимодействия ‏ㅤ между ‏ㅤ таможенными ‏ㅤ органами ‏ㅤ и ‏ㅤ плательщиками, ‏ㅤ начнут ‏ㅤ применяться ‏ㅤ с ‏ㅤ 2019г., ‏ㅤа ‏ㅤположения ‏ㅤоб ‏ㅤобжаловании ‏ㅤрешений, ‏ㅤдействий ‏ㅤ(бездействия) ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ органов ‏ㅤ в ‏ㅤ электронной ‏ㅤ форме ‏ㅤ - только ‏ㅤ с ‏ㅤ 2022 ‏ㅤ г. ‏ㅤ С ‏ㅤ 04.09.2018 ‏ㅤ перестанет ‏ㅤ действовать ‏ㅤ большинство ‏ㅤ статей ‏ㅤ прежнего ‏ㅤ Федерального ‏ㅤ закона ‏ㅤ от ‏ㅤ 27.11.2010 ‏ㅤ № ‏ㅤ 311-ФЗ ‏ㅤ «О ‏ㅤ таможенном ‏ㅤ регулировании ‏ㅤ в ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации» ‏ㅤ (далее ‏ㅤ - Закон ‏ㅤ № ‏ㅤ 311-ФЗ). ‏ㅤ Полностью ‏ㅤ он ‏ㅤ утратит ‏ㅤ свою ‏ㅤ силу ‏ㅤ к ‏ㅤ 2020 ‏ㅤ г.

 ‏ㅤ Предварительные ‏ㅤ решения ‏ㅤ Новым ‏ㅤ законом ‏ㅤ сокращены ‏ㅤ сроки ‏ㅤ выдачи ‏ㅤ предварительных ‏ㅤ решений ‏ㅤ о ‏ㅤ классификации ‏ㅤ товара. ‏ㅤ Такие ‏ㅤ решения ‏ㅤ таможенные ‏ㅤ органы ‏ㅤ будут ‏ㅤ принимать ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ 60 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней ‏ㅤ со ‏ㅤ дня ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ заявления ‏ㅤ о ‏ㅤ принятии ‏ㅤ предварительного ‏ㅤ решения ‏ㅤ о ‏ㅤ классификации ‏ㅤ товара. ‏ㅤ Раньше ‏ㅤ этот ‏ㅤ срок ‏ㅤ составлял ‏ㅤ 90 ‏ㅤ дней. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ предварительное ‏ㅤ решение ‏ㅤ о ‏ㅤ классификации ‏ㅤ товара ‏ㅤ будет ‏ㅤ действовать ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ пяти ‏ㅤ лет ‏ㅤ со ‏ㅤ дня ‏ㅤ его ‏ㅤ принятия ‏ㅤ (вместо ‏ㅤ трех ‏ㅤ лет). ‏ㅤ Также ‏ㅤ появится ‏ㅤ возможность ‏ㅤ получать ‏ㅤ предварительное ‏ㅤ решение ‏ㅤ о ‏ㅤ происхождении ‏ㅤ товаров. ‏ㅤ Такие ‏ㅤ решения ‏ㅤ будут ‏ㅤ выдаваться ‏ㅤ на ‏ㅤ каждое ‏ㅤ наименование ‏ㅤ товара, ‏ㅤ ввозимого ‏ㅤ на ‏ㅤ таможенную ‏ㅤ территорию ‏ㅤ ЕАЭС ‏ㅤ из ‏ㅤ конкретной ‏ㅤ страны. ‏ㅤ Их ‏ㅤ тоже ‏ㅤ выдадут ‏ㅤ не ‏ㅤ позднее ‏ㅤ 60 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней ‏ㅤ со ‏ㅤ дня ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ заявления.  ‏ㅤ

Еще ‏ㅤ можно ‏ㅤ будет ‏ㅤ получить ‏ㅤ предварительное ‏ㅤ решение ‏ㅤ по ‏ㅤ вопросам  ‏ㅤ применения ‏ㅤ методов ‏ㅤ определения ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ стоимости ‏ㅤ ввозимых ‏ㅤ товаров. ‏ㅤ Такое ‏ㅤ решение ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган ‏ㅤ примет ‏ㅤ не ‏ㅤ позднее ‏ㅤ 30 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней ‏ㅤ со ‏ㅤ дня ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ заявления[9]. ‏ㅤ Кроме ‏ㅤ того, ‏ㅤ получить ‏ㅤ предварительное ‏ㅤ решение ‏ㅤ сможет ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ сам ‏ㅤ декларант, ‏ㅤ но ‏ㅤ и ‏ㅤ его ‏ㅤ представитель. ‏ㅤ Таможенные ‏ㅤ платежи ‏ㅤ по ‏ㅤ новым ‏ㅤ правилам ‏ㅤ заплатить ‏ㅤ таможенные ‏ㅤ платежи ‏ㅤ может ‏ㅤ любое ‏ㅤ лицо, ‏ㅤ а ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ сам ‏ㅤ плательщик. ‏ㅤ Еще ‏ㅤ одно ‏ㅤ новшество ‏ㅤ,  ‏ㅤ можно ‏ㅤ получить ‏ㅤ отсрочку ‏ㅤ уплаты ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ платежей ‏ㅤ на ‏ㅤ один ‏ㅤ месяц. ‏ㅤ В ‏ㅤ Законе ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ ‏ㅤ предусмотрен ‏ㅤ срок ‏ㅤ рассмотрения ‏ㅤ заявления ‏ㅤ о ‏ㅤ возврате ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей. ‏ㅤ Так, ‏ㅤ общий ‏ㅤ срок ‏ㅤ рассмотрения ‏ㅤ заявления ‏ㅤ о ‏ㅤ возврате ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей, ‏ㅤ принятия ‏ㅤ решения ‏ㅤ о ‏ㅤ возврате ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей ‏ㅤ и ‏ㅤ возврата ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей ‏ㅤ не ‏ㅤ может ‏ㅤ превышать ‏ㅤ десяти ‏ㅤ рабочих ‏ㅤ дней ‏ㅤ со ‏ㅤ дня, ‏ㅤ следующего ‏ㅤ за ‏ㅤ днем ‏ㅤ поступления ‏ㅤ заявления ‏ㅤ о ‏ㅤ возврате ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей ‏ㅤ в ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган. ‏ㅤ В ‏ㅤ прежней ‏ㅤ редакции ‏ㅤ этот ‏ㅤ срок ‏ㅤ не ‏ㅤ был ‏ㅤ установлен ‏ㅤ и ‏ㅤ растягивался ‏ㅤ на ‏ㅤ более ‏ㅤ длительный ‏ㅤ период.

 ‏ㅤ Сократился ‏ㅤ срок ‏ㅤ на ‏ㅤ получение ‏ㅤ отчета ‏ㅤ о ‏ㅤ расходовании ‏ㅤ денежных ‏ㅤ средств, ‏ㅤ внесенных ‏ㅤ в ‏ㅤ качестве ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей. ‏ㅤ Теперь ‏ㅤ это ‏ㅤ займет ‏ㅤ 20 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней ‏ㅤ (вместо ‏ㅤ 30 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней). ‏ㅤ Возврат ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ платежей ‏ㅤ будет ‏ㅤ производиться ‏ㅤ исключительно ‏ㅤ в ‏ㅤ форме ‏ㅤ зачета ‏ㅤ в ‏ㅤ счет ‏ㅤ авансовых ‏ㅤ платежей. ‏ㅤПри ‏ㅤэтом ‏ㅤна ‏ㅤвозврат денег ‏ㅤна ‏ㅤавансовый ‏ㅤсчет ‏ㅤ предусмотрено ‏ㅤ пять ‏ㅤ рабочих ‏ㅤ дней ‏ㅤ со ‏ㅤ дня, ‏ㅤ следующего ‏ㅤ за ‏ㅤ днем ‏ㅤ обнаружения ‏ㅤ факта ‏ㅤ излишней ‏ㅤ уплаты ‏ㅤ или ‏ㅤ излишнего ‏ㅤ взыскания. ‏ㅤ Раньше ‏ㅤ это ‏ㅤ было ‏ㅤ 30 ‏ㅤ дней. ‏ㅤ Днем ‏ㅤ обнаружения ‏ㅤ факта ‏ㅤ излишней ‏ㅤ уплаты ‏ㅤ или ‏ㅤ излишнего ‏ㅤ взыскания ‏ㅤ является ‏ㅤ день ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ таможенным ‏ㅤ органом ‏ㅤ скорректированной ‏ㅤ декларации ‏ㅤ на ‏ㅤ товары, ‏ㅤ корректировки ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ приходного ‏ㅤ ордера, ‏ㅤ полной ‏ㅤ декларации ‏ㅤ на ‏ㅤ товары, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ иного ‏ㅤ документа, ‏ㅤ подтверждающего ‏ㅤ факт ‏ㅤ излишней ‏ㅤ уплаты ‏ㅤ (взыскания). ‏ㅤ На ‏ㅤ сумму ‏ㅤ излишне ‏ㅤ уплаченных ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ платежей ‏ㅤ проценты ‏ㅤ не ‏ㅤ будут ‏ㅤ начисляться. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ уведомление ‏ㅤ плательщика ‏ㅤ о ‏ㅤ начисленных ‏ㅤ процентах ‏ㅤ на ‏ㅤ сумму ‏ㅤ излишнего ‏ㅤ взыскания ‏ㅤ должно ‏ㅤ быть ‏ㅤ направлено ‏ㅤ плательщику ‏ㅤ не ‏ㅤ позднее ‏ㅤ десяти ‏ㅤ рабочих ‏ㅤ дней ‏ㅤ со ‏ㅤ дня, ‏ㅤ следующего ‏ㅤ за ‏ㅤ днем ‏ㅤ фактического ‏ㅤ зачета ‏ㅤ сумм ‏ㅤ излишне ‏ㅤ взысканных ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ и ‏ㅤ иных ‏ㅤ платежей[10].

 ‏ㅤ Расширен ‏ㅤ перечень ‏ㅤ лиц, ‏ㅤ которые ‏ㅤ освобождаются ‏ㅤ от ‏ㅤ обеспечения ‏ㅤ исполнения ‏ㅤ обязанности ‏ㅤ по ‏ㅤ уплате ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ пошлин, ‏ㅤ налогов, ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ сборов. ‏ㅤ Это ‏ㅤ могут ‏ㅤ быть ‏ㅤ лица, ‏ㅤ которые ‏ㅤ исполнили ‏ㅤ за ‏ㅤ три  ‏ㅤ предыдущих ‏ㅤ календарных ‏ㅤ года ‏ㅤ обязанность ‏ㅤ по ‏ㅤ уплате ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ платежей ‏ㅤ в ‏ㅤ сумме ‏ㅤ не ‏ㅤ менее ‏ㅤ 10  ‏ㅤ млрд ‏ㅤ руб., ‏ㅤ а ‏ㅤ совокупная ‏ㅤ стоимость ‏ㅤ активов ‏ㅤ такого ‏ㅤ декларанта ‏ㅤ за ‏ㅤ предшествующий ‏ㅤ календарный ‏ㅤ год ‏ㅤ превысила ‏ㅤ размер ‏ㅤ обеспечения ‏ㅤ исполнения ‏ㅤ обязанности ‏ㅤ по ‏ㅤ уплате ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ платежей, ‏ㅤ специальных, ‏ㅤ антидемпинговых, ‏ㅤ компенсационных ‏ㅤ пошлин ‏ㅤ в ‏ㅤ десять ‏ㅤ и ‏ㅤ более ‏ㅤ раз. ‏ㅤ Таможенный ‏ㅤ контроль ‏ㅤ Изменения ‏ㅤ претерпели ‏ㅤ и ‏ㅤ положения, ‏ㅤ касающиеся ‏ㅤ проведения ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ контроля. ‏ㅤ Так, ‏ㅤ в ‏ㅤ Законе ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ ‏ㅤ предусмотрена ‏ㅤ автоматическая ‏ㅤ регистрация ‏ㅤ и ‏ㅤ выпуск ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ деклараций. ‏ㅤ Срок ‏ㅤ проведения ‏ㅤ таможенной ‏ㅤ экспертизы ‏ㅤ составит ‏ㅤ 20 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ его ‏ㅤ могут ‏ㅤ продлить ‏ㅤ еще ‏ㅤ на ‏ㅤ 20 ‏ㅤ дней. ‏ㅤ Для ‏ㅤ камеральной ‏ㅤ проверки ‏ㅤ предусмотрено ‏ㅤ 90 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней, ‏ㅤ но ‏ㅤ этот ‏ㅤ срок ‏ㅤ может ‏ㅤ быть ‏ㅤ продлен ‏ㅤ на ‏ㅤ 120 ‏ㅤ календарных ‏ㅤ дней. ‏ㅤ Раньше ‏ㅤ эти ‏ㅤ сроки ‏ㅤ не ‏ㅤ были ‏ㅤ определены.[11]

 ‏ㅤ Разрешено ‏ㅤ передавать ‏ㅤ третьим ‏ㅤ лицам ‏ㅤ условно ‏ㅤ выпущенные ‏ㅤ товары, ‏ㅤ перемещаемые ‏ㅤ в ‏ㅤ несобранном ‏ㅤ или ‏ㅤ разобранном ‏ㅤ виде, ‏ㅤ для ‏ㅤ монтажа ‏ㅤ и ‏ㅤ наладки. ‏ㅤ Также ‏ㅤ в ‏ㅤ Законе ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ ‏ㅤ установлен ‏ㅤ срок ‏ㅤ рассмотрения ‏ㅤ таможней ‏ㅤ обращения ‏ㅤ лица ‏ㅤ о ‏ㅤ корректировке ‏ㅤ декларации ‏ㅤ и ‏ㅤ принятия ‏ㅤ решения. ‏ㅤ Он ‏ㅤ составит ‏ㅤ 30 ‏ㅤ дней. ‏ㅤ А ‏ㅤ помещенные ‏ㅤ под ‏ㅤ процедуру ‏ㅤ свободного ‏ㅤ склада ‏ㅤ товары ‏ㅤ можно ‏ㅤ будет ‏ㅤ размещать ‏ㅤ на ‏ㅤ нескольких ‏ㅤ свободных ‏ㅤ складах. ‏ㅤ Обжалование ‏ㅤ решений ‏ㅤ В ‏ㅤ Законе ‏ㅤ № ‏ㅤ 289-ФЗ ‏ㅤ предусмотрен ‏ㅤ обязательный ‏ㅤ досудебный ‏ㅤ порядок ‏ㅤ урегулирования ‏ㅤ споров ‏ㅤ с ‏ㅤ таможенными ‏ㅤ органами. ‏ㅤ С ‏ㅤ 01.07.2019 ‏ㅤ он ‏ㅤ будет ‏ㅤ применяться ‏ㅤ в ‏ㅤ отношении ‏ㅤ решений, ‏ㅤ действий ‏ㅤ (бездействия) ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ органов ‏ㅤ или ‏ㅤ их ‏ㅤ должностных ‏ㅤ лиц, ‏ㅤ принятых ‏ㅤ по ‏ㅤ результатам ‏ㅤ контроля ‏ㅤ после ‏ㅤ выпуска ‏ㅤ товаров, ‏ㅤ а ‏ㅤ в ‏ㅤ отношении ‏ㅤ остальных ‏ㅤ решений, ‏ㅤ действий ‏ㅤ (бездействия) ‏ㅤ таможенных ‏ㅤ органов ‏ㅤ — ‏ㅤ с ‏ㅤ 01.01.2021. ‏ㅤ Жалобу ‏ㅤ нужно ‏ㅤ будет ‏ㅤ подать ‏ㅤ в ‏ㅤ вышестоящий ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган ‏ㅤ через ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган, ‏ㅤ решение, ‏ㅤ действие ‏ㅤ (бездействие) ‏ㅤ которого ‏ㅤ обжалуются. ‏ㅤ Жалоба ‏ㅤ на ‏ㅤ решение, ‏ㅤ действие ‏ㅤ (бездействие) ‏ㅤ таможенного ‏ㅤ поста ‏ㅤ подается ‏ㅤ в ‏ㅤ таможню. ‏ㅤ Таможенный ‏ㅤ орган, ‏ㅤ решение, ‏ㅤ действие ‏ㅤ (бездействие) ‏ㅤ которого ‏ㅤ обжалуются,  ‏ㅤ направит ‏ㅤ жалобу ‏ㅤ с ‏ㅤ заключением ‏ㅤ и ‏ㅤ документами, ‏ㅤ необходимыми ‏ㅤ для ‏ㅤ принятия ‏ㅤ решения, ‏ㅤ в ‏ㅤ вышестоящий ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган ‏ㅤ не ‏ㅤ позднее ‏ㅤ пяти ‏ㅤ рабочих ‏ㅤ дней ‏ㅤ после ‏ㅤ дня ‏ㅤ ее ‏ㅤ поступления ‏ㅤ в ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган, ‏ㅤ решение, ‏ㅤ действие ‏ㅤ (бездействие) ‏ㅤ которого ‏ㅤ обжалуются. ‏ㅤ С ‏ㅤ 2020 ‏ㅤг. ‏ㅤ жалобу ‏ㅤ в ‏ㅤ таможенный ‏ㅤ орган ‏ㅤ можно ‏ㅤ будет ‏ㅤ подать ‏ㅤ в ‏ㅤ виде ‏ㅤ электронного ‏ㅤ документа. ‏ㅤ Ее ‏ㅤ придется ‏ㅤ подписать ‏ㅤ усиленной ‏ㅤ неквалифицированной ‏ㅤ электронной ‏ㅤ подписью ‏ㅤ либо ‏ㅤ усиленной ‏ㅤ квалифицированной ‏ㅤ электронной ‏ㅤ подписью, ‏ㅤ если ‏ㅤ заявителем ‏ㅤ является ‏ㅤ физическое ‏ㅤ лицо, ‏ㅤ и ‏ㅤ усиленной ‏ㅤ квалифицированной ‏ㅤ электронной ‏ㅤ подписью, ‏ㅤ если ‏ㅤ заявителем ‏ㅤ является ‏ㅤ юридическое ‏ㅤ лицо.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 287.